Краткие анатомо-физиологические особенности кожи детей

Тема № 4. Гигиена кожи, органов зрения и слуха (2 ч.)

План занятия:

1.Краткие анатомо-физиологические особенности кожи детей

2.Правила проведения утреннего и вечер­него туалета грудных детей. Уход за кожей детей старше года

3.Гигиенические требования к детской одежде

4.Краткие анатомо-физиологические особенностиорганов зрения и слухадетей

5.Значение гигиенических мероприятий, предупреждающих чрезмерное напряжение зрения и слуха у детей

6.Близорукость, дальнозоркость. Причины, признаки, про­филактика

7.Косоглазие, нарушение функции цветоощущения. Причины, признаки, профилактика

8.Отиты, тугоухость. Причины, признаки, про­филактика

Тема № 4. Гигиена кожи, органов зрения и слуха (2 ч.)

План занятия:

1.Краткие анатомо-физиологические особенности кожи детей

2.Правила проведения утреннего и вечер­него туалета грудных детей. Уход за кожей детей старше года

3.Гигиенические требования к детской одежде

4.Краткие анатомо-физиологические особенностиорганов зрения и слухадетей

5.Значение гигиенических мероприятий, предупреждающих чрезмерное напряжение зрения и слуха у детей

6.Близорукость, дальнозоркость. Причины, признаки, про­филактика

7.Косоглазие, нарушение функции цветоощущения. Причины, признаки, профилактика

8.Отиты, тугоухость. Причины, признаки, про­филактика

Краткие анатомо-физиологические особенности кожи детей

Соприкасаясь непосредственно с окружающей средой, кожа выполняет многообразные и очень важные функции: она выступает в роли органа чувств (рецепторная функция), защищает внутренние органы от воздействий внешней среды (защитная функция), путем расширения или сужения сосу­дов и выделения пота регулирует теплоотдачу (терморегулирующая функция), участвует в газообмене (дыхательная функция), в обмене веществ и т. д.

Кожа ребенка ранима и чувствительна к неблагопри­ятным, воздействиям, причем, чем младше ребенок, тем несовершеннее функции кожи. У маленьких детей недоста­точно развиты теплорегулирующая и выделительная функ­ции кожи, сравнительно легко возникают аллергические кож­ные реакции. Потовые железы не закончили своего развития, поэтому потеря воды и минеральных веществ через кожу у детей в раннем возрасте в 2–3 раза больше, чем у взрослых. Для сохранения водного и солевого равновесия организм ре­бенка нуждается в строгом соблюдении режима питания и питья. У детей хорошо развита всасывательная функция кожи, которую необходимо учитывать при нанесении ребен­ку лечебных или косметических мазей и кремов, строго со­блюдая возрастную дозировку. Дыхательная функция кожи играет в жизнедеятельности детского организма гораздо боль­шую роль, чем у взрослого. У малышей очень несовершенны защитные возможности кожи. Трещины и ссадины у них на коже могут явиться воротами для любой инфекции. Однако кожа ребенка обладает более высокой восстановительной спо­собностью по сравнению с кожей взрослого; заживление ран у детей идет значительно быстрее. Важной функцией кожи является образование в ней витамина D.

У детей раннего возраста при оценке состояния кожи ис­пользуют два основных показателя: эластичность и тургор. Эластичность кожи определяют по кожной складке на живо­те. Если собранная в складку кожа быстро расправляется – эластичность нормальная, если складка не расправляется, то эластичность кожи нарушена. Такое нарушение может наблю­даться при обезвоживании организма из-за быстрой потери воды, например при желудочно-кишечных заболеваниях.

Тургором кожи обозначается сопротивление, которое ощу­щается при сдавливании кожи и подкожной клетчатки. Определяется тургор на внутренней поверхности бедер. Наи­более часто он ослабевает при острых и хронических рас­стройствах питания.

2. Правила проведения утреннего и вечер­него туалета грудных детей. Уход за кожей детей старше года

Большое значение имеет соблюдение гигиены кожи в про­филактике не только кожных, но и других, особенно желу­дочно-кишечных, заболеваний. Прежде всего, необходимо со­блюдение чистоты и здорового состояния кожных покровов.

Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий. Для ухода за кожей грудного ребенка надо иметь специальную ванну для купания, мягкую мочалку, детское мыло, растворы марганцовокислого калия и борной кислоты, стерильное минеральное или растительное масло, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

Ребенка можно купать через 2–3 дня после отпадения остатка пуповины (отпадает на 3–5 день). Пупочную ранку ежедневно обрабатывают 3% раствором перекиси водорода, затем – 5% настойкой йода или бриллиантовым зеленым. В пер­вую половину года, когда кожа малыша особенно нежна и ранима, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с шес­ти месяцев его можно купать через день, после года – два раза в неделю, а после трех лет – один раз в неделю и обяза­тельно ежедневно подмывать и обмывать ноги. При ежедневном купании детским мылом пользуются 2–3 раза в неделю.

До полного заживления пупочной ранки ребенка купают в кипяченой воде или в слабом (бледно-розовом) растворе марганцево-кислого калия. Перед купанием надо чистыми рука­ми промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду, температура которой 37–38 °С. Температура воздуха в помещении, где ку­пают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 20–22° С. После акта дефе­кации ребенка следует подмыть теплой проточной водой, а только затем купать.

Тело ребенка осторожно погружают в воду, го­ловку кладут на левое предплечье, кисть – под левой подмышкой ребенка, верхняя часть груди ребенка должна быть над водой. В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, обмывает тело ребенка водой. Во время купания (оно продолжается не более 5–7 мин) надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка обмыто, голову и лицо промывают чис­той кипяченой водой, а затем, повернув вниз лицом, его об­ливают водой, температура которой на 1–2° С ниже темпера­туры воды в ванной.

После купания тело ребенка осторожно обсушивают мяг­кой простыней, а кожные складки смазывают прокипяченным на водяной бане растительным маслом. Ногти на пальцах рук и ног обрезают ножницами, протертыми спир­том. Нос при необходимости прочищают ватными жгутика­ми, смоченными растительным или вазелиновым маслом. После купания ванночку следует тщательно промыть и про­сушить. Стирать в ванночке белье запрещается.

По утрам в первые месяцы жизни ребенка лицо и руки его обмывают ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде; каждый глаз протирают особым тампоном. С пяти-шес­ти месяцев ребенка можно умывать без помощи тампонов, водой комнатной температуры.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок все время нахо­дился в чистой и сухой одежде и пеленках. Пеленки меняют не менее 6 раз в сутки, при смене пеленок ребенка подмывают. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или под­солнечным маслом те места, где легко образуется опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, так как, скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи.

Для предупреждения образования опрелостей в тех мес­тах, куда попадает срыгиваемая пища, следует проклады­вать небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, кон­цы которой закладываются за головку. Это предохраняет кожу и белье ребенка от срыгиваемых им масс. После каждо­го срыгивания салфетку надо менять.

Со второго года жизни детям начинают прививать гиги­енические навыки по уходу за своим телом: правильно умы­ваться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игры с песком, общения с животными, после посеще­ния туалета и т. д.), причесываться. Ребенку коротко стри­гут ногти, следят за их чистотой.

Обслуживающий персонал детского учреждения должен еже­дневно осматривать тело ребенка и обращать внимание на появление на коже даже небольшого покраснения или незначи­тельной сыпи. В каждом таком случае малыша следует пока­зать врачу. Если на коже ребенка имеются мелкие травмы (трещины, царапины, заусеницы, ссадины), их надо немедлен­но промыть кипяченой водой и смазать йодной настойкой или бриллиантовой зеленью, кровоточащие ранки промыть дезинфицирующим раствором и заклеить лейкопластырем.

3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви

Функции одежды.Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододежный микроклимат, который существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Одежда детей по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию и снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка. Для детской одежды разрешается использование тканей, произведенных из натуральных волокон, а также тканей с добавкой химических волокон, но в строгом соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

Бельевые ткани прилегают непосредственно к коже и покрывают около 80% ее. Основным назначением бельевых тканей является освобождение кожи от жидких (пот, содержащий большое количество минеральных и органических веществ), твердых (кожное сало, чешуйки эпидермиса) и газообразных (углекислота) выделений кожи. Важно, чтобы белье было чистым, выглаженным и подобранным по размеру. Способность ткани к очищению кожи снижается в процессе загрязнения, прекращаясь через 5–7 дней. Бельевые ткани нуждаются в легкой, регулярной и тщательной очистке. Чему должна способствовать их структура. Лучшими тканями для изготовления детского белья, в т. ч. ночных рубашек и пижам, следует признать хлопчатобумажные ткани и хлопчатобумажный трикотаж. Одежда новорожденного состоит из тонкой и мягкой распашонки, фланелевой распашонки и пеленки.

Ткани из натурального шелка, в некоторых случаях шерсти, также могут быть рекомендованы для детских бельевых изделий. Из синтетических тканей для изготовления белья может использоваться вискозный трикотаж. Бельевые изделия из нейлона, капрона и подобных тканей должны исключаться из детского ассортимента.

Летняя одежда детей дошкольного возраста состоит из двух слоев:

1– майка, трусы;

2– платье, юбка с кофточкой у девочек или рубашка с короткими штанишками у мальчиков.

Покрой одежды должен исключать пояса, стягивающую резинку, глухие воротники. Открытый ворот, широкая пройма, короткий рукав или его отсутствие обеспечивают хорошую вентиляцию одежды. Ткани, употребляемые для изготовления летней одежды, должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью. Они должны быть проницаемы для ультрафиолетовых лучей, по возможности отражать тепловые лучи и хорошо сохранять свойства при многократной стирке. Такие свойства имеют батист, ситец, натуральные шелковые ткани.

Зимняя домашняя одежда дошкольников включает: белье и платье или рубашку и штанишки. Для их изготовления могут быть использованы х/б, более толстые или ворсовые ткани, что усиливает их теплозащитные свойства (фланель, бумазея, вельвет, полушерстяные и шерстяные ткани). Допускается изготовление детского платья из шерстяных тканей с примесью нитроволокон не более 30% и вискозолавсановой пряжи (не более 40% лавсана). Эти добавки незначительно меняют гигиенические качества тканей и в то же время увеличивают их носкость и несминаемость. В комплект домашнего платья дошкольников должны быть включены трикотажные шерстяные кофточки и жилеты, которые надевают на детей при значительных колебаниях микроклимата помещений. Покрой одежды не должен сковывать движений ребенка. Следует избегать излишней многослойности одежды, так как она препятствует движению и нарушает вентиляцию слоев воздуха, прилегающих к коже.

Верхняя теплая одеждадолжна выполнять свою основную задачу – тепловой изоляции, а также защиты от атмосферной влаги и ветра.

Она должна состоять из 3 слоев.

1) верхний, покровный слой изготавливается из тканей, имеющих низкие показатели воздухопроницаемости, паропроницаемости, гигроскопичности и влагоемкости, что препятствует намоканию одежды от снега и дождя, повышая тем самым ее теплозащитные свойства (материалы из натуральных волокон с водоотталкивающей пропиткой или синтетические ткани).

2) средний – теплозащитный слой – должен состоять из материалов, имеющих структуру с большим количеством пор, содержащих воздух (вата, ватин, ватилин, синдипон и др.), изготовленных из натуральных, искусственных или синтетических волокон. Применение синтетических волокон допустимо, так как эти материалы не имеют непосредственного соприкосновения с кожными покровами и должны обеспечивать только высокие теплоизолирующие свойства данного слоя одежды.

3) внутренний слой – подкладка – паропроницаемый, влагоемкий и гигроскопичный, так как должен обеспечивать оптимальные гигиенические условия в пододежном пространстве.

Одежда должна быть чистой – это важный вопрос гигиенического и эстетического воспитания ребенка. Домашнюю одежду необходимо менять по мере загрязнения. Использованные пеленки, распашонки тщательно стирают детским мылом и затем хорошо выполаскивают в теплой воде. Недопустимо использование синтетических порошков, так как они могут стать причиной аллергических реакций у детей. Сушить детскую одежду лучше всего на воздухе. После сушки одежду необходимо тщательно прогладить, причем в первые месяцы жизни пеленки лучше гладить с двух сторон. Одежду ребенка нужно хранить отдельно от одежды взрослых. Грязное белье малыша складывают в отдельные закрытые корзины для белья и стирают в отдельно. Сильно загрязненные вещи лучше сразу замочить. Детское белье, включая постельное, нельзя крахмалить, так как оно делается более жестким, менее воздухопроницаемым и гигроскопичным.

Головные уборы. Шапочки, косынки, панамы должны отвечать климатическим условиям и времени года. В летние солнечные дни голову ребенка покрывают панамой, девочкам можно повязать на голову тонкую хлопчатобумажную косыночку. Весной и осенью девочкам надевают береты и полушерстяные шапочки, Мальчикам –береты или кепки. Зимой, при отсутствии сильных морозов, детям подойдут теплые вязаные шапочки, в сильные морозы – шапки-ушанки, меховые шапки или вязаные шапочки поверх косынок. Нужно следить, чтобы шапка обязательно закрывала уши, так как дети очень подвержены воспалению среднего уха –отиту. Лучше всего шапочки на завязках. Удобны в холодную погоду капюшоны верхней одежды, которые утепляются мехом. Лучше приобретать шапку, шарф и варежки в комплекте, вязка должна быть прочной, двойной.

Носки, гольфы, колготы для детей должны быть хлопчатобумажными, что обеспечивает их гигроскопичность. Изделия из синтетических волокон вредны: летом в них очень жарко, а зимой ноги переохлаждаются, кроме того, у многих детей они вызывают кожный зуд.

Наши рекомендации