Краткие анатомо-физиологические особенности нервной системы детей

Путь, который проходит ребенок от рождения до оконча­ния дошкольного детства, поистине грандиозен – от беспо­мощного младенца до ловкого, подвижного, любознательного первоклассника, способного усваивать школьные знания. Пер­вые семь лет жизни – очень ответственный этап в становле­нии личности, именно в этот период закладываются ее осно­вы, приобретается опыт, который будет сопровождать человека всю жизнь. Поэтому крайне важно в эти годы обеспечить ре­бенка не только оптимальными условиями для физического и умственного развития, но и окружить его вниманием, лю­бовью, заботой, научить общаться, позитивно воспринимать себя и других людей, т.е. создать условия для благополучного душевного развития.

Нервная система человека – биологический субстрат его психики – интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. К моменту рождения ребенка по срав­нению с другими органами и системами она наименее развита и дифференцирована. Спинной мозг более закончен по строению; головной мозг продолжает быстро расти и развиваться. У новорожденного масса мозга составляет 350–400 г, но уже к году она утраивается, а к шести годам близка к массе мозга взрослого человека. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые пять лет жизни. Число нервных клеток в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелы. Созревание клеток коры заканчивается к 18–20 месяцам, продолговатого моз­га и регуляторных структур – к семи годам.

Развитие головного мозга запрограммировано генетически: в определенной последовательности на каждом этапе разви­тия созревают его определенные структуры. Созревание наи­более эволюционно молодых отделов происходит только под влиянием внешней среды и зависит от поступающей в мозг информации. По мере роста и созревания мозга усложняется его взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, стимулирует развитие мозга, совершенствует его структур­но-функциональную организацию. Чем выше уровень разви­тия мозга, тем сложнее и разнообразнее становятся психиче­ские реакции, тем большее значение в регуляции поведения приобретает жизненный опыт.

Таким образом, развитие нервной системы и психики ребенка зависит не только от биологической «программы», заложенной генетически, но и от формирующего воздейст­вия окружающей среды, прежде всего социальной. Развитие личности ребенка происходит в совместной с окружающи­ми людьми деятельности. Известно, что недостаток стиму­лирующего воздействия на ребенка в периоды становления важных психических функций может привести к задержке и нарушению их формирования. В психологии существует понятие сенситивных периодов, в которые развивающийся организм бывает наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

Сенситивные периоды– это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекаю­щих в них процессов и соответствующих свойств психики. Например, известно, что при неполноценном, скудном об­щении с ребенком в период становления речи его речевое развитие замедляется, страдают словарный запас и вырази­тельность речи. Восстановить такой недостаток развития в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно. В возрасте около 5 лет дети особенно чувствитель­ны к развитию фонематического слуха, а в более старшем возрасте эта чувствительность падает, поэтому недостатки восприятия звуков, имеющие место при различных логопедических дефектах, лучше всего поддаются коррекции в этом возрасте. Недостаточные условия для двигательного разви­тия в первые три года жизни (ограничение подвижности, от­сутствие стимулов для двигательного развития) ведут к за­держке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений.

Функциональные особенности развивающегося мозгаха­рактеризуются повышенной возбудимостью подкорковых от­делов и склонностью к иррадиации (распространению) воз­буждения на другие отделы: чем моложе ребенок, тем более генерализованный характер имеют его реакции. Наблюдают­ся также повышенная эмоциональность и более выражен­ная ориентировочная реакция,обусловленные несовершен­ной регуляцией протекающих процессов.

Формирование высшей нервной деятельности происходит через этапы становления основных функций коры. Уже к моменту рождения у ребенка есть определенные возможности: он слышит, видит, воспринимает боль, тепло, холод, запахи и вкусовые раздражения, у него имеется ряд врожденных безусловных рефлексов (сосательный, оборонительный, ориентировочный).

С первых дней жизни возможна выработ­ка условной реакции на время кормления.

На 10–12-й день после рождения вырабатывается сложный условный рефлекс с включением нескольких анализаторов – вестибулярного, тактильного, а затем и зрительного. Это так называемый реф­лекс на положение под грудью.

Показателем достаточного уровня функциональной актив­ности коры в периоде новорожденности служит также реак­ция типа «доминанта».Доминанта представляет собой та­кой очаг возбуждения, в котором любые дополнительные раздражители вызывают, с одной стороны, усиление возбуж­дения, а с другой – усугубление тормозного состояния в ок­ружающих зонах. В таком случае перераспределение зон воз­буждения происходит с большим трудом. Например, ребенок, увлеченный игрой, не реагирует на слова взрослого. Резкое отвлечение его вызывает дезорганизацию деятельности кле­ток в обширных отделах мозга, сопровождается общим дис­комфортом и отрицательными эмоциями.

В первые дни и недели жизни имеются пищевая и вестибу­лярная, а с третьего месяца четко выявляется и ориентиро­вочная доминанта. Пищевая доминанта характеризуется тем, что посторонние раздражители (похлопывание по щеке, стук двери и др.) усиливают сосательные движения у ребенка. При ориентировочной доминанте, наоборот, добавочные раздра­жители вызывают прекращение сосания и поворот головы в сторону раздражителя. На вестибулярной доминанте основан обычай успокаивания ребенка покачиванием.

Дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ре­бенка происходит по пути становления условных рефлексов.На их основе формируются простые, а затем и сложные действия, умения, поведенческие акты. Ранние условные реф­лексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Они сохраняются в течение всего дошкольного периода, что ска­зывается на особенностях поведения детей.

На выработку реакций условно-рефлекторного плана влия­ют определенные условия:

1. Соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомо­гание ослабляет функциональную активность коры, и допол­нительные требования оказываются чрезмерной нагрузкой для организма.

2. Оптимальное состояние функциональной активности под­корковых центров, участвующих в образовании условного реф­лекса. Нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ребенка, так как не будет соответствующего безусловного подкрепления в виде возбуждения пищевого цент­ра; заниматься с утомленным ребенком и т. д.

3. Уровень активности корковых клеток. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбудимости ко­ры», который отражает достаточный уровень функциональ­ной активности для выработки и проявления наиболее адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового, не переутомленного ребенка.

4. Участие различных анализаторов в формировании условно-рефлекторной связи. Их функциональное состояние должно быть полноценным, а число максимальным, т.е. ребенок дол­жен услышать что-то, увидеть, иметь возможность потрогать руками. Для активной познавательной деятельности сущест­венно также участие двигательного анализатора: возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его является важным условием для закрепления реакции.

5. Определенная сила раздражителя. Громкие звуки, окрик и т. д. вызывают разлитое возбуждение нервных клеток, пре­пятствующее развитию специфической реакции. Очень сла­бый раздражитель вообще не вызывает достаточного уровня их возбуждения.

6. Подкрепление. У детей следует использовать только по­зитивное подкрепление. С первых месяцев жизни ребенка для подкрепления можно использовать ласковый голос, по­хвалу, тактильный контакт, т.е. удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым. Если реакция или поведен­ческий навык осуществляются ребенком только из опасения быть наказанным, то они будут выполняться лишь в специфической ситуации, предполагающей наказание. К тому же такой способ «воспитания» искажает отношения между воспитуемым и воспитателем.

Не следует вырабатывать сразу несколько новых реакций, навыков или умений. Освоить их сразу для ребенка очень трудно. Поэтому в первую очередь надо выработать ту реак­цию, которая в данный период наиболее значима для него.

Защита нервных клеток от переутомления и регуляция взаимодействия безусловных и условнорефлекторных процес­сов осуществляется посредством торможения– прекраще­ния активности определенных групп нервных клеток.

Состояние запредельного торможениявозникает при сверхсильных или длительно, монотонно действующих раз­дражителях, воздействие которых накапливается. У ребенка запредельное торможение проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует беречь ребенка от такого состояния.

Сон как вид охранительного торможенияобеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него в нервных клетках происходят обменные процессы, восста­навливающие их функциональные возможности. Недостаток сна отрицательно сказывается на активности мозга ребенка во время бодрствования.

Виды внутреннего, или условного, торможенияявляют­ся более сложными реакциями. Так, если у ребенка вырабо­тан рефлекс на положение под грудью, а затем его перестали брать на руки для кормления, то рефлекс угасает – ребенок, будучи взят на руки, перестает делать сосательные движе­ния. Однако он не исчез полностью, так как достаточно лишь 1–2 раза полностью возобновить ситуацию подкрепления, что­бы рефлекс восстановился. Реакция условного торможения используется для отучения ребенка от вредных привычек, нежелательных форм поведения.

Сущность «встречи двух возбуждений»заключается в том, что если одномоментно возбуждаются две функциональ­ные системы, то через некоторое время система, менее значи­мая в данный момент, приходит в состояние торможения. У детей такая реакция наблюдается в виде отвлечения: на­пример, когда ребенок ест и кто-то входит в комнату, ребе­нок отвлекается и перестает есть. У детей раннего и дошколь­ного возраста имеется существенная особенность: все новое в силу выраженности ориентировочной реакции является более значимым, чем та деятельность, которая в данный момент объективно более важна, например еда. Реакция отвлечения используется для успокоения плачущего ребенка на первом году жизни, когда на него трудно воздействовать словом. В более старшем возрасте такой метод можно применять при сложных для ребенка ситуациях – перед манипуляцией, свя­занной с неприятными ощущениями, и др.

Дифференцировка реакциив зависимости от вызывающе­го ее стимула возможна с третьего месяца жизни. Первой дифференцировкой является улыбка на лицо и голос матери и отсутствие реакции на другого взрослого. Способность ре­бенка к дифференцированному восприятию в значительной степени отражает уровень его психического развития. Отсут­ствие условий для формирования дифференцированного от­ношения к взрослым (например, в условиях детского дома, где за ребенком ухаживают разные, часто меняющиеся взрос­лые) препятствует формированию у него привязанностей, а в дальнейшем искажает межличностные отношения.

В основе задерживания реакции(с 7–8 ме­сяца жизни) лежит способность произвольно отсрочить ее до того момента, когда она будет более целесообразна. Чем моло­же ребенок, тем короче срок, в течение которого он может спокойно подождать. На втором году жизни ребенок спокойно ждет около 5 мин. Тренировать это качество целесообразно, используя ориентировочную реакцию или игровую ситуацию. Заставлять ждать ребенка второго года жизни в процессе еды 4–5 мин не следует, так как такой интервал может вызвать снижение пищеварительной активности. Кроме того, на вто­ром году жизни должен активно формироваться навык само­стоятельной еды. У ребенка третьего года жизни для трени­ровки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте, например, ре­бенок должен уметь спокойно подождать 5–6 мин, пока ос­тальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе способности к произвольному задерживанию реакции форми­руются волевые качества личности.

Условное торможение– еще более сложная реакция, при которой тормозящим фактором является дополнительное ус­ловие. Подобное поведение требует значительной функциональ­ной зрелости мозга. Оно проявляется у ребенка с конца перво­го года жизни в виде адекватной реакции на универсальный для человека условный тормозящий фактор – слово «нельзя». На его основе формируются такие важные для человека каче­ства, как способность произвольно откладывать удовлетворе­ние органической потребности ради чего-то или кого-то, по­жертвовать чем-то для блага другого человека. Это качество тоже нужно формировать в оптимальные сроки, стимулируя у детей интерес к окружающим, сопереживание, понимание чувств и потребностей других людей. Своевременное формиро­вание условного торможения – адекватной реакции в виде прекращения деятельности на слово «нельзя» – в значитель­ной мере лежит в основе личной безопасности ребенка.

Развивающаяся нервная система ребенка функционирует очень интенсивно. В то же время способность ее находиться в деятельном состоянии весьма невысока. Кроме того, в связи со склонностью к иррадиации нервные процессы у детей осуществляются более энергозатратным способом, чем у взрослых. След­ствием является быстрое утомление. Причинами его наступ­ления часто бывают чрезмерно длительное бодрствование, недостаточный сон и наличие неблагоприятных физических факторов в среде, где живет ребенок (нарушение воздушного, температурного режима в помещении, плохое освещение, шум), а также непосильная умственная и физическая нагрузка.

Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводят к формированию хронической усталости, или переутомления. Принципиальное различие между физиоло­гическим утомлением и переутомлением заключается в том, что при утомлении работоспособность клеток мозга после от­дыха восстанавливается до исходного уровня, а при переутом­лении этого восстановления не происходит; утомление накла­дывается на утомление, приводя к серьезным сдвигам в общем состоянии организма. Переутомление является состоянием, пограничным между здоровьем и болезнью, оно становится благоприятным фоном для развития болезненных отклоне­ний и в физической, и в психической сфере. При переутомле­нии наступают выраженные физиологические сдвиги в функ­циональном состоянии головного мозга, задерживается его созревание, усиливается эмоциональная неустойчивость, раз­дражительность и непродуктивная возбужденность, возника­ют головные боли. Для нормального развития нервной системы детей и пред­упреждения переутомления огромное значение имеет пра­вильная организация режима жизни детей.

Наши рекомендации