Тема № 3. Гигиена нервной системы и опорно-двигательного аппарата (2 ч.)
Тема № 3. Гигиена нервной системы и опорно-двигательного аппарата (2 ч.)
План занятия:
1.Краткие анатомо-физиологические особенности нервной системы детей
2.Нервно-психическое развитие детей. Понятие о психокоррекции и психотерапии
3.Понятие «школьная зрелость», методы определения у детей
4.Краткие анатомо-физиологические особенности ОДА детей
5.Профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорно-двигательного аппарата
6.Признаки и степень нарушения осанки у детей и мероприятия, способствующие ее исправлению
7.Плоскостопие, причины, симптомы и меры предупреждения
Тест Керна-Йерасика состоит из трех заданий.
В первом задании ребенок должен срисовать 10 точек в точно такой же геометрии, как на образце.
Во втором задании следует списать фразу «он ел суп»,
В третьем – необходимо, чтобы ребенок нарисовал человека, у которого должны соблюдаться все части тела, уши, волосы, на конечностях пять пальцев.
Каждый вышеперечисленный тест (Керна-Йерасика) оценивается в 5 баллов: 1 балл – лучшая оценка; 5 баллов – худшая.
3–5 баллов – зрелый по уровню психомоторного развития,
6–7 баллов – зреющий вариант А (прогноз благоприятный),
до 9 баллов – зреющий вариант Б (прогноз условно благоприятный),
10 баллов и более – незрелый.
Определение школьной зрелости по Уирсу позволяет составить предварительное впечатление об уровне нервного развития ребенка 6–6,5 лет.
Тест содержит 20 вопросов на общие знания ребенка («днем светло, а ночью…»), на наблюдательность («чем отличаются гвоздь от винта»), на логику. Тест оценивается по системе баллов.
Ребенок, получивший 24 балла и выше имеет очень хороший результат,
14–23 – нормальный уровень школьной зрелости,
0–13 – уровень ниже среднего,
«-1» – «-10»- низкий уровень.
К 6–7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Ребенок должен:
1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба – лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.
У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
К первому классу у ребенка должно быть развито внимание:
1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10–15 мин.
2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Тема № 3. Гигиена нервной системы и опорно-двигательного аппарата (2 ч.)
План занятия:
1.Краткие анатомо-физиологические особенности нервной системы детей
2.Нервно-психическое развитие детей. Понятие о психокоррекции и психотерапии
3.Понятие «школьная зрелость», методы определения у детей
4.Краткие анатомо-физиологические особенности ОДА детей
5.Профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорно-двигательного аппарата
6.Признаки и степень нарушения осанки у детей и мероприятия, способствующие ее исправлению
7.Плоскостопие, причины, симптомы и меры предупреждения