ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ. Л. Нарушения опорно-двигательного аппарата

И ВОСПИТАНИЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Л. Нарушения опорно-двигательного аппарата

ЛЛ. Клиническая характеристика детей с церебральным

Параличом

Внастоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и соци­альной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательно­го аппарата. Основными задачами системы обучения и воспита­ния таких детей являются их социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.

Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5 — 7 % детей. Нарушения его функций могут но­сить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклоне­ния в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией по степени их выраженности. В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

1. Заболевания нервной системы — детский церебральный па­ралич (ДЦП); полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата — врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие де­формации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), не­доразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двига­тельного аппарата — травматические повреждения спинного моз­га, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания ске­лета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные за­болевания скелета (хондродистрофия, рахит).

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата для большинства детей характерны сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект — задержка

в формировании, недоразвитие, нарушение или утрата двигатель­ных функций. Большую часть контингента составляют дети с це­ребральными параличами — 89%. Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что обусловлено органическим по­ражением нервной системы и ограниченными возможностями по­знания окружающего мира. Часто отмечаются речевые наруше­ния, которые имеют органическую природу и усугубляются де­фицитом общения. Поэтому наряду с лечебной и социальной по­мощью многие дети с двигательной патологией нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Осталь­ные, как правило, не имеют отклонений в развитии познаватель­ной деятельности и не требуют специального обучения и воспи­тания. Но тем не менее всем детям с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата необходимы особые условия жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболе­вание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидно­сти. За последние годы, как мы уже отмечали, оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у де­тей. Частота его проявления достигает в среднем 6 на 1000 ново­рожденных (от 5 до 9 младенцев в разных регионах страны). Совре­менная статистика только по Москве насчитывает около 4 тыс. детей, страдающих церебральным параличом.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регу­лируют произвольные движения, речь и другие корковые функ­ции. Церебральный паралич проявляется в виде различных дви­гательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в кли­нической картине ДЦП являются двигательные нарушения, ко­торые часто сочетаются с психическими и речевыми расстрой­ствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными при­падками. ДЦП не прогрессирующее заболевание: с возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улуч­шается.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в весьма большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психиче­ские и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нару­шениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными, и наоборот, при легких двигательных нарушени­ях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.





ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ. Л. Нарушения опорно-двигательного аппарата - student2.ru Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной дея­тельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходь­бой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных при­способлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в со­стоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транс­порте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени дви­гательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные, патологические позы и по­ложения, нарушения походки, их движения недостаточно лов­кие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

ДЦП возникает вследствие органического поражения цент­ральной нервной системы (ЦНС) под влиянием различных не­благоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наи­большее значение в причинном анализе этого заболевания при­дается сочетанию поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов.

Наши рекомендации