Методы формирования здорового образа жизни
Социологические исследования (анкетирование). Метод, применяемый для определения образа жизни пациентов с целью получения определенной информации (уровня знаний, практики поведения, отношения).
Опрос – метод диагностики, который заключается в выявлении привычек, модели поведения, условий формирования поведения с целью определения индивидуальных подходов к работе с пациентом.
Разделение на группы риска:
Группа низкого риска или практически здоровые лица – лица, не имеющие заболевания и факторов риска;
Группа среднего риска или лица с донозологическими состояниями – лица, имеющие один или несколько факторов риска;
Группа высокого риска или больные – лица, у которых диагностировано то или иное заболевание и факторы риска.
Беседа.Во время беседы медицинский работник задает пациентам вопросы, а не просто излагает информацию. Это позволяет сделать процесс информирования преемственным – опирающимся на имеющиеся знания пациентов по изучаемому вопросу, тем самым процент усвоения информации при использовании данного метода повышается до 10%. Длительность беседы – около 3 минут.
Лекция – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации, привычный для врача. Обычно используется в организованных коллективах во время медицинских профилактических осмотров. Однако при использовании этого метода важно учитывать, что из услышанного усваивается только 5% информации. Поэтому в целях повышения эффективности лекторской работы можно обогатить другими, более интерактивными методами (беседа, использование наглядных пособий, видеоматериалов, дискуссий). Обычная продолжительность лекции – 20 минут, оптимальное число слушателей – 40 человек.
Профилактическая консультация (индивидуальная и групповая) – взаимное обсуждение медицинского работника и пациента/пациентов имеющихся проблем с выработкой конкретных рекомендаций по оздоровлению. Длительность консультации – 10 минут.
Обсуждение в группах. Этот метод позволяет обсудить свое отношение к проблеме, мысли и идеи, возникшие в процессе изучения информации, выяснить отношение к проблеме других участников.
Обучение практикой действия. Метод включает использование ролевых игр, проигрывание ситуаций, практических занятий, т.е. виды работы, при которых участник испытывает процесс изменения объекта, происходящего в результате какого либо явления.
Ролевые игры – небольшие, произвольного характера сценки, отражающие варианты жизненных ситуаций, в которых участники играют роль какого-то персонажа. Для разных аудиторий одну и ту же ролевую игру можно провести по-разному, смещая акценты в зависимости от потребностей аудитории в информации и навыках. Эффективность метода составляет 70%.
В дискуссии могут принимать участие 2 и более человек. Идеальный вариант – 6-8 человек. Это дает возможность в полной мере выразить свое мнение, взгляды и внимательно выслушать партнеров по дискуссии.
Мозговой штурм – это способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по обсуждаемому вопросу. Медицинский работник формулирует вопрос или задание и записывает все поступающие от пациентов предложения. Высказывания пациентов не критикуются, не оцениваются и записываются без изменений. Далее следует совместная работа по обсуждению задания. Итогом мозгового штурма является выбор наиболее полезных и приемлемых высказываний по обсуждаемому вопросу. Этот метод помогает демократично и ненавязчиво обсуждать многие проблемы, определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Эффективность метода составляет 50%.
Самостоятельное изучение материала – чтение. Этот метод значительно облегчает работу медицинского работника и позволяет пациенту усвоить до 10% информации. Однако при использовании этого метода необходимо замотивировать пациента прочесть определенный фрагмент текста (с помощью уговоров, убеждений и т.д.). Медицинский работник может подготовить вопросы, ответы на которые пациент должен найти в тексте с целью контроля и установления обратной связи с пациентом.
Семинар-тренинг – активная форма усвоения знаний, познания, формирования отдельных умений и навыков. Состоит из нескольких последовательных упражнений с использованием различных методов группового обучения. Рекомендуемая продолжительность тренинга – 20 минут.
Выездной патронаж. Сбор объективной информации об условиях проживания, работы пациента, взаимоотношений с членами семьи и коллективом с целью оценки образа жизни и среды его формирования.
Видеолекторий – форма работы профилактической работы, совмещающая преимущества использования видеоматериалов, беседы и дискуссии. Участникам предлагается просмотр видеоматериала, по окончании которого медицинский работник проводит обсуждение увиденного, сообщая дополнительную информацию. Эффективность – 30-50%.
Аудиовизуальные средства. К этим средствам относятся аудиокассеты с записью, видеофильмы и видеосюжеты. Их использование позволяет сделать процесс изложения материала очень интересным, т.к. пациенты не только смогут получить информацию привычным для них способом, но и эмоционально пережить ее, тем самым лучше усвоив. Эффективность усвоения материала – 20%.
Информационно-образовательный материал– это полный или частичный аналог предмета изучения. Различат следующие типы материалов:
натуральные, вещественные модели (муляжи, геометрические тела, макеты различных предметов), их перспективные изображения (фотографии, художественные репродукции);
условные графические изображения, отличающиеся разнообразием форм и содержания (чертежи, карты, схемы);
знаковые модели (графики, диаграммы, формулы, уравнения).
Используя информационно-образовательный материал, медицинский работник помогает пациенту запомнить и усвоить информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязание и обонянием, тем самым увеличивая процент усвоения информации до 30%.
Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска – организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья. Школы здоровья для различных целевых групп (больные и члены их семей, лица с факторами риска, и др.) организуются в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: - “коронарные клубы”, “школы больных с сахарным диабетом”, “школы больных астмой”, “школы больных артериальной гипертонией” и пр. Школы здоровья предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, наличие соответствующего информационного обеспечения.
Частота проведения занятий в школах – 1 раз в неделю по 45 минут, продолжительность обучения на цикле – 1-2 месяца. Оптимальное количество обучающихся в группе – 20 человек.
Для успешного проведения занятий используются методики интерактивного обучения. Работа в группах дает почувствовать пациентам, что они не изолированы и не останутся наедине со своими проблемами, поможет каждому стать более уверенным в своих силах, обучающиеся могут обмениваться идеями, информацией, что обеспечит хорошую основу для привития правильных навыков по укреплению здоровья и профилактике заболеваний.
Клуб здоровья– 1) общественная организация, объединяющая людей на основе сходства и общности интересов или для совместного отдыха, развлечений, целью которых является сохранение и укрепление здоровья. 2) метод пропаганды здорового образа жизни в организованных коллективах (организации, предприятия) путем создания сообщества/ общественной организации для совместного отдыха, развлечений, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья, а также повышение знаний по вопросам здорового образа жизни.
Стендовая информация, плакаты, стенгазеты – метод пропаганды здорового образа жизни путем предоставления сообщения по определенной тематике, размещаемой на вертикальных носителях информации в учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Раздача буклетов, брошюр, листовок - метод пропаганды здорового образа жизни путем предоставления информации для индивидуального ознакомления и усвоения.
Выступления в средствах массовой информации (телевидение, радио, печать)– метод пропаганды здорового образа жизни, характеризующийся широким охватом аудитории.