Основные методы и формы формирования здорового образа жизни у школьников

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности. Можно рассмотреть некоторые из них.

У педагогов очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровья» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

В классе может быть организован конкурс "Самая вкусная каша". По договоренности с сотрудниками столовой или с помощью родителей готовится несколько видов каш. Команды ребят, используя добавки, придумывают свои варианты каш и названия к ним, а затем угощают своих товарищей.

Как показывает практика, одного такого занятия достаточно для того, чтобы отношение к кашам и завтраку вообще у ребят кардинально изменилось. Это блюдо становится у них одним из самых любимых, а родителям уже не нужно заставлять ребенка завтракать. Интересна и реакция родителей, которые отмечают: "Мы сами многое узнали для себя", "Я тоже не любил(а) кашу, но теперь с удовольствием ем ее вместе с сыном".

Одними из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни можно считать практические занятия.

Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. Приведем для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с младшими школьниками.

Чистые руки:

- показать, как правильно мыть руки;

- доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

Здоровые зубы:

- показать на рисунке последовательность чистки зубов;

- почистить зубы щеткой и пастой;

- доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.);

составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».

Красивые ногти:

- показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;

- правильно подстричь ногти на руках;

- порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

Внешний вид:

- выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;

- показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

- доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Помимо беседы, применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра.

Игра - это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик - учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о здоровом образе жизни.

Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Правилами устанавливается местоположение детей и водящего, граница действия, направление движения (надо бежать вперед, а потом обратно; надо бегать врассыпную по всей площадки). Однако, неожиданные изменения игровой ситуации или действия водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, приспосабливать свои действия к изменившейся среде, находить наиболее рациональные способы выполнения игровых правил.

Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.

Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем.

Исследования во всех обозначенных направлениях, несомненно, полезны благодаря их ориентированности на сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся в условиях школьного обучения. Однако кардинального изменения положения дел со здоровьем школьников, как показывает практика, предлагаемые в них подходы не обеспечивают. Это объясняется, тем, что здоровье человека – это достаточно сложное явление в силу сложности его носителя – человека. Именно поэтому появляются работы, авторы которых делают попытки подойти к исследованию здоровья человека с позиции других гуманитарных наук, и прежде всего, психологии (В. А. Ананьев, О. С. Васильева, Н. Е. Водопьянова, И. Н. Гурвич, И. В. Ежов, Г. С. Никифоров, Ф. Р. Филатов и др.), а также, что наиболее важно с позиции педагогики как науки, для которой воспитание человека во всех отношениях (в том числе и в плане здоровья) является и целью, и результатом (А. В. Атраушев, М. В. Адамова, М. В. Артюхов, Л. Г. Качан,

Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, 3. И. Тюмасева и др.) [8,11].

Заключение

Проанализировав методическую литературу можно сделать вывод, что здоровый образ жизни имеет большое значение в современном мире и должен начинаться в школе. По мнению П.Ф. Каптерева, особое значение в формировании здорового образа жизни обучающихся приобретает режим дня [11,20]. Соблюдение режима дня позволяет снизить негативные факторы, влияющие на здоровье обучающихся. Принято считать, что формирование здорового образа жизни школьников связано с физической культурой и спортом [6,11]. Однако, в последние два-три десятилетия появились исследования, направленные на поиски путей и способов сохранения, сбережения здоровья обучающихся, которые напрямую не связаны с физической культурой и спортом.

Обобщая результаты исследования можно сделать вывод о том, что учитель начальных классов (и не только начальных классов) может использовать формирование здорового образа жизни у школьников следующие педагогические воспитательные меры:

- уроки здоровья (не реже раза в месяц);

- практические занятия на тему формирования здорового образа жизни, проводимые вместе с родителями;

- беседы со школьниками о значимости здорового образа жизни;

- использовать двигательную деятельность (игры).

Таким образом, формировать здоровый образ жизни школьников можно не только при помощи физической культуры и физического воспитания.

Список литературы:

1. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков. Методическое пособие для учителей // Биология в школе, 2010.- №40-43.

2. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. - М.: Воронеж, 2000. - 272с.

3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 208с.

4. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. – Л.: Наука, 2007. – 125с.

5. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак. – М.: Советский спорт, 2009. -588с.

6. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи: В помощь лектору. – М.: 2008.- 40с.

7. Дорофеева С.М. Проблемы здоровья и экологии: журнал №3 / С.М. Дорофеева. ГГМУ, 2007. - 32с.

8. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г.К. Зайцев. – СПб., 2009.

9. Зверев И.Д., Калашникова Н.И. Взаимосвязь курсов анатомии и физиологии человека и физической культуры. - М.: Изд - во Академии пед. наук, 2010. - 35с.

10. Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни //Советское здравоохранение.-2008.-№ 11.- с. 8—11.

11. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании: Учеб. пособие: Для высш. и сред. пед. учеб. заведений: – М.: Изд-во «Академия», 2010 . – 165, 2 с.

12. Качан Г.А. Социально - педагогические аспекты формирования здорового образа жизни подростков. Здоровье: теория и практика / Г.А. Качан. Витебск, 2009. - 155 с.

13. Кирпичёв В.И. Физиология и гигиена подростка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Кирпичёв. – М. : Изд. ц. «Академия», 2008. – 208 с.

14. Козлова Н. С. Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста / Н. С. Козлова, А. В. Некрасова, И. Л. Горбунова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 387-389.

15. Койсман Л.А. Социально - педагогические условия формирования ЗОЖ / Л.А. Койсман. - 2007.- С. 183

16. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание. - №1. - 2009. - с.81; №5. - 2009. - с.66.

17. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 7.

18. Лисицин Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка / Ю.П. Лисицин, И.В. Полунина. - М., 2010

19. Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Ю.П. Лисицин. - М., 2009. - С. 105

20. Лубышева Л.И. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни детей младшего школьного возраста / Л.И.

Лубышева, А.В. Шукаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007.- С. 2-5.

21. Лукашева М.В. //Вестник ЗОЖ: журнал №13 / М.В. Лукашева. - М., 2007. - 32 с.

22. Магницкая Л.Д. Воспитание культуры здоровья у подростков: Концепция / Л.Д. Магницкая. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007 - 50с.

23. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. ц. «Академия», 2010. – 192с.

24. Сердюковская Г.Н. Оценка физического развития детей и подростков: информативность и возможность метода / Г.Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 2008. - №12. – с. 50-53

25. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2009.

26. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М., 2011.

27. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания / ТиПФК. – 2008. - №5.

28. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития/ Л.Г. Татарникова. – СПб., 2007.

29. Филиппова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №4.

30. Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции / Б.Н. Чумаков. – М., 2010.-248с.

31. Шклярук В.Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека / В.Я. Шклярук. - М., 2007. - 238с.

32. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 31.12.2014 (изм. от 02.05.2015)) « Об образовании в Российской Федерации» (изм. И доп. вступил в силу с 31.03.2015) (29.12.2012г.).

http//www.consultant.ru/document/cons_doc

33. ФГОС дошкольного образования: Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (минобр. Науки) от 17 октября 2013 года. №1155 город Москва «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта» (опубликовано 25 ноября 2013 года; вступает в силу: 1 января 2014 года). m.rg.ru/2013/11/25doshk-standart-dok.html

34. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утверждён приказом минобр. Науки России от 6 октября 2009 года. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357). Минобрнауки.РФ/документы/922

35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом минобр. Науки России от 17 декабря 2010 года №1897). Минобрнауки.РФ/документы/938

Наши рекомендации