Патологическая склонность к азартным играм.

Вначале пара слов про зависимость от интернета

· много времени проводится в интернете

· все втды активность становятся второстепенными

· абстинентный синдром – агрессия, возникающая при отсутствии доступа к инету, потеря контроля над собой.

Патологическая склонность к азартным играм (гемблинг ( от английского – game:игра), в России больше распространен термин лудомания). Он включен в МКБ 10 (F63.0), его нет в разделе зависимостей; он отнесен к расстройствам влечений, растройствам контроля над импульсами и возникающей из-за этого неспособности противостоять субъективным импульсам, исполнять данное действие. Говорят о расстройстве регуляции напряжения. Как только человек находится в субъективно напряженной ситуации, он теряет контроль над своими действиями.

Пример: «Деньги карман жгут» - раз деньги есть, значит надо пойти и сыграть.

Когда – то возле каждого метро стояли автоматы. Сложно было пройти к метро, не проходя вдоль игральных клубов с яркой рекламой. Это были места риска, рецидива для гэмблеров, у которых при их виде возникали ассоциации с удовольствием, полученным ранее. После принятия закона о запрете казино, игровых автоматов, данные структуры ушли в подполье или «пересилились» в интернет. Интернет – гэмблинг – игра в комфортных условиях; это уже целая индустрия.

2/3 населения в разных странах имеют патологическую склонность к азартным играм. Доминируют мужчины, но женщины тоже есть (их лечение, кстати, имеет много сложностей).
У людей склонных к азартным играм встречается алкоголизм в семье. Выделяют ряд причин возникновения гэмблинга:
А) Психосоциальные предикторы к возникновению склонности к азартным играм:

· утрата родителей до 15 лет, воспитание в неполной семье.

· неадекватный родительский стиль воспитания (чрезмерно строгое, безразличное, непоследовательное)

· неадекватное отношение к деньгам в семье ( в некоторых странах, вроде России, этому не обучают)

· ситуативная доступность азартных игр

· конфликты с родителями

Б) Аффективные расстройства, часто сочетающиеся с азартными играми.

Здесь наблюдаются попытки справиться с изменением, ухудшением настроения, тревогой.

Пример: человек проиграл, стал испытывать раздражение и злость и начал пытаться это состояние снять с помощью выпивки.


Признаки патологической склонности к азартным играм:

· Постоянный оптимизм, относительно возможности выигрывать.

· Потеря настороженности в отношении возможных финансовых потерь и невозможность извлечь уроки из многократных проигрышей.

· Большой выигрыш вдохновляет, подкрепляет мотивацию игры. Проигрыш мотивирует также на продолжение игры, причём в большей степени, чем выигрыш.

· Предчувствие игры сопровождается нарастающими позитивными ожиданиями и ощущениями. При этоимотивация на участие в азартной игре связана с получаемыми в процессе игры позитивными ощущениями и в меньшей степени с получением выигрыша – денег. Тут идет речь о повышении самооценки.

· Влечение к азартной игре носит труднопреодолимый характер. Игра часто продолжается до потери всех имеющихся в наличии денег. Деньги при игре теряют свой реальный смысл (человек не думает о цене), становясь фантиком, обеспечивающим доступ к игре. Каждый гэмблер является самоучкой. Он не получил соответствующего образования. У каждого гэмблера свои техники и расчеты. Людей с математическими способностями, феноменальной памятью, способные высчитать верную цифру и выиграть за счет своих умений, работники казино знают и не пускают играть. Проигрыш не влияет на длительность игры

· Вовлеченность в азартные игры увеличивают стрессовые жизненные ситуации. Формируется порочный круг: напряжение –> игра – >возникающее после нее напряжение.

· Игроки имеют фактически постоянную настроенность на участие в игре в ущерб другим физиологическим потребностям, например, «забывают» вовремя поесть.

· Игроки периодически пытаются восстановить потерянный контроль над участием в игре, осознавая. что их игровое поведение является отклонением от принятых в обществе норм. Скрывают участие в азартных играх. Преувеличивают выигрыши и преуменьшают проигрыши.

· Регулярное участие приводит к социальной дезадаптации в разных сферах: семье (конфликты, которые могут привести к разрыву отношений), финансовой сфере (огромные долги). Для продолжения игры, люди порой начинают совершать правонарушения.
Когда человек понимает, что во всех сферах жизни он неэффективен, возникают суицидальные тенденции, которые иногда реализуются.

Пример про город-казино Лас-Вегас

В1933 году, во времена «Великой депрессии», правительство (в основном мормоны, которые сами против данных игр) Лас-Вегаса приняло решение возобновить азартные игры, которые уже пробовали использовать в 20-е годы, но без успеха. Оно создало сеть казино, которая распространилась по всему городу: куда бы ты ни пошел, наткнешься на казино. Иногда даже одно казино переходит в другое. Часто отели города имеют свое казино, и при заселении в нее дается фишка в определенную сумму. В самом Лас- Вегасе есть огромный ресторан по типу шведского стола, где за 30 долларов ты можешь есть все, что хочешь.


Индивидуально-психологические характеристики азартных игроков:

· неуверенность в себе

· сниженная или неустойчивая самооценка (зависит от успехов в игре). Они любят погружаться в мечты.

· ощущение компенсаторной потребности быть значимым, всемогущим

· эмоциональная незрелость. Они склонны переносить ответственность на за свое поведение.

· от результатов игры зависит их самооценка

· низкая толерантность к фрустрации

· сужение круга интересов, пропадает интерес к работе, учебе, общению в семье


Эмоциональная и мотивационная сферы:

Для них характерна цикличность в эмоциональной сфере, колебания, настроения и частые ощущения одиночества. Плохо переносят окружающую полную рутины жизнь – они бегут от нее в игру. Склонны к гневу, тревоге, фрустрации и имеют потребность к поиску острых ощущений При плохом настроении у них растет мотивация к игре.


Когнитивная сфера.

У них нарушено предвосхищение результата, который они могут получить. Также им свойственны когнитивные искажения:они верят в

· эффективность используемых ими схем и использование ритуалов для выигрыша

· выигрышный день

· то, что они должны контролировать свое поведение, чтобы выиграть.

· переломный момент в игре, когда они выиграют крупную сумму денег.

· то, что все долги и все проблемы можно решить с помощью выигрыша.

· то, что способны контролировать ситуацию и количество проигранных денег.

Волевая сфера - слабость волевой регуляции: они не в состоянии прекратить игру.


Стадии развития гэмблинга:


1) относительно крупный выигрыш создаёт положительную эмоциональную аффективную фиксацию на выигрыше. При повторах фиксируется поведение и снижается критика. Если появляются барьеры к игре (например, узнали родители), то делает вид, что поехал допустим на учёбу, а сам рванул в казино;
2) значение игры все больше возрастает, требует больше времени и денег. Весь уклад жизни структурируется вокруг участия в азартных играх. Присоединение других видов зависимостей – ПАВ, интернет-казино и т. д (зависимости только начинают появляться).Чем больше люди играют, тем ухудшаются их навыки.
3) полная финансовая несостоятельность, социальная изоляция. Выраженность социальной дезадаптации во многих сферах. Присоединение зависимых форм поведения (зависимости уже сформированы)


Критерии диагностики:

1) повторные эпизоды, два и больше азартных игр в год
2) эпизоды азартной игры возобновляются, несмотря на отсутствие материальных выгод, субъективные страдания и нарушенность социальной и профессиональной адаптации

Лото:

· осуществляется в определенном круге общения

· продолжительность игры ограничена во времени

· сумма возможного проигрыша ограничена

· нет чувства вины, синдрома отмены и навязчивого желания сыграть еще


Случаи из практики В.М.Ялтонского:

1. Дама, бухгалтер одной крупной фирмы, проиграла уже 2 квартиры, дачу и 2/3 бюджета фирмы, о чем скоро станет известно. Пришла на прием, чтобы удостовериться, что с ней все в порядке, несмотря на это. Врач ее не убедил в обратном, и после приема она поехала в игровой клуб.

2. Парень, живший неблагополучном районе, по молодости решил поучаствовать в акции - насобирал на мусорке купоны чая и выиграл мяч. Его похвалила мама, и с тех пор он стал много времени проводить на помойках, собирая купоны. Через некоторое время он таким образом выиграл телевизор, за что его снова похвалили и стали зазря ставить в пример – типа такой молодой, а семье помогает. Как то раз он гулял с другом, который увидев игровой автомат, попросил его подождать снаружи, пока он сам поиграет. Парень не выдержал, зашел внутрь, поиграл и выиграл. На выигранные деньги исполнил старую мечту – снял девочку. С тех пор он с купонов решил перейти на игровые автоматы, деньги для которых стал зарабатывать, работая компьютерщиком. Когда понял, что стал много проигрывать, решил, что автоматы – это детские игры, и перешел на казино ( нравилась «пафосная обстановка» и бесплатная текила). Когда проиграл там больше 10000 долларов, к ним на квартиру приехали «дяденьки» и потребовали денег. Родители едва на их насобирали и отдали. Их сын при этом ничего не делал, а после решил, что проблема решена и можно играть дальше. Снова начал тайком играть и проигрывать; думал прыгнуть с крыши, но не смог, и решил все рассказать родителям, которые привезли его в больницу. Здесь его начали лечить с помощью различных методов. Сейчас он работает в фирме отца; бросил играть, зато стал пить.


2.06.16

Лекция № 5

Наши рекомендации