Сексуальное культурное тело.

Сексуальность - одна из наиболее значимых сфер жизни человека и проявлений телесности. Биологический смысл сексуальности, как проявления репродукции заключается в том, что она обеспечивает постоянное сохранения человечества как вида и с ней в той или одной степени связано удовлетворение основной потребности человека.

Нарушение сексуальной функции относится к числу достаточно распространённых ( точных данных нет, но согласно имеющейся информации сексуальные расстройства встречается у 4-9% взрослого мужского населения). Преходящие расстройства сексуальной функции отмечаются примерно у 50% здоровых мужчин. Импотенция имеет 90% функциональных случаев.

Несмотря на то, что эти расстройства затрагивают достаточно локализованную и ограниченную функцию, они часто воспринимаются мужчинами как катастрофа, потеря мужественности, постыдное расстройство, о котором никто не должен знать. Большинство работ по патологии сексуальности посвящено расстройствам мужчин. Сексуальные расстройства женщин изучены мало, хотя встречаются не менее, чем у 15% женщин (фригидность- 40% женщин Франции). Сексуальные расстройства достаточно распространены. При этом, оказание помощи пациенту с сексуальным расстройством развито значительно хуже, чем другие виды помощи. Человек может с данной проблемой может обратиться не только к медикам, но и другим людям (немедикам, шаманам, экстрасенсам).

Актуальность решения проблемы сексуальных расстройств неуклонно возрастает, и у лиц цветущего возраста эти расстройства являются тяжелым психотравмирующим фактором и всегда приводит к семейной или социальной дизадаптации. Постепенно появляются новые методы лечения в данной сфере, например, ЭКО- решение проблемы бесплодия. При этом болезнь пары, связанная с бесплодием женщины или мужчины - это всегда проблема пары. Также сюда относятся проблемы суррогатного материнства и разрешения гомосексуальных браков.

Одно из преимуществ ВПФ в сравнении с НПФ - это возможность действовать или не действовать в соответствии с иными ненатуральными правилами, а иногда и вопреки им. При этом следует отметить, что отказ от выполнения функции, её торможение, имеет не меньшее значение, чем освоение совместно со взрослыми её выполнения

Пример: человека учат правильно есть и пить, но не учат отказываться от этого и не объясняют, зачем он это делает и почему именно таким образом.

Проблема в том, что эта ВПФ ( сексуальность) не регулируется взрослым. Родители не говорят про эту функции и не учат правильно ее использовать, таким образом никак не влияя на превращение этой функции из НПФ в ВПФ. Все это может привести к заражению ВИЧ и беременности у 12-13 девочки. Позиция родителей в этом случае такова: они наказывают ребёнка ( ты " такая", "сякая"), потом идут в отделение и начинают предъявлять претензии и хотят все рассказать детям, а поздно: они уже все знают.

Ограничения, накладываемые обществом на ВПФ создают принципиально новый вид так называемого культурного тела. Правило еды и отправлений и запреты на еду образуют новый вид тела, которые называется условно- алиментарное- тело, связанного с питанием. Запреты и правила гигиены ведут к возникновению субъективного феномена тела чистого и грязного тела, связанного с проблемой угроза за телом: есть определенные гендерные различия во влиянии взрослого на человека - уходу у девочек уделяют больше времени, чем у мальчиков.

Введение сексуальных запретов ведёт к развитию тела чувственного, образованного и готового к половой жизни ; тела эротического. Есть 2 понятия: эротика и порнография.

Сексуальная потребность сталкивается с регламентацией её проявлений. Совершенно особое представление, о том, что такое эротика и неэротика тесно связано с историческими, религиозными, этническими вариантами запрещённого и разрешённого.
Пример: Европейская культура 17-18 века. Эротическое проявление- обнажение женщиной щиколоток, которые были скрыты юбкой. При этом грудь с эротикой связана не была, хотя размер декольте в те времена был за рамками приличия.

Вместе со снижением требований к тому, что запрещено, снижается и его привлекательность. Преграда является необходимым условием создания запрета в зоне нарушения которого она и возникает. Эротичный акцент- это преобразованный запрет, тогда как боятся отмены запретов - вести к разрушению эротического тела.

Нормирование реализации сексуального влечения прослеживается с самых ранних этапов человеческой истории. Описанные культуры делятся на антисексуальные и просексуальные.

Антисексуальные культуры встречаются редко и в них представление связано с мнением о том, что половая жизнь делает людей слабыми, и рассматривается как позор унижение. Пример: культура папуасов.
Противоположное, крайне терпимое отношение к сексуальным проявлениям встречается у полинезийских племен, любое проявление сексуальности у которых активно поощряется.
Европейская культура образует промежуточный вариант, характеризующийся выделением зоны допустимого проявления сексуальности ( есть зона, где сексуальность доступна), но в то же время есть четкая маркировка запретного в сексуальности. Специфика такого отношения требует от человека овладения своими эротическими выделениями, их саморегуляцией, превращение сексуальности из непроизвольной в произвольную регуляцию. Преобладает сознательная регуляция.
Психологический смысл нормирования сексуальных проявлений вполне очевиден. Это формирует осознанную произвольную регуляцию сексуальности (пример: запрет инцеста)

Формирование человеческой сексуальности.

Главное свойство психической функции по Выготскому- овладение собственными процессами поведения. Сексуальность как ВПФ на довольно раннем этапе утрачивает свой непроизвольный характер. Она является единственной функцией человека, правила реализации которой фиксируются в рамках законодательства, в результате чего формируется новый определённым обществом регулятивный принцип сексуального поведения. Человеческая сексуальность характеризуется социальным характером формирования, однако специфичность социализации в этом смысле определяется сочетанием жёсткости запрета, его внутренней противоречивостью и не всегда ясной формулировкой. Различные отличия сексуальности от классических ВПФ отличается тем, что интерпсихический этап ее формирования характеризуется запрещением, а не выполнением этой функции. И сначала усваивается не столько модель реализации, сколько стереотип её торможения

В случаях нарушения деятельности высших форм регуляции, например, в состояниях алкогольного и наркотического опьянения, в основном патологического аффекта, при лобном синдроме, происходит снижении сексуальной регуляции.

Человеческая сексуальность характеризуется социальным характером, но специфической социализации. В этом случае она определяется сочетанием жесткости и запрета, его внутренней противоречивостью и не всегда ясной формулировкой. Различные отличия сексуальности от классических отличается тем, что интерпсихический этап ее формирования характеризуется запретом о невыполнении этой функции и сначала усваивается не сколько модель реализации, сколько стереотип её приложения.

Усваивается не сколько механизм реализации, сколько механизм контроля. Культура осуществляет репрессивную функцию по отношению к сексуальности как к ВПФ. Теоретическое обоснование репродуктивной функции культурно связано с переходом от принципа удовольствия в бессознательную реализацию сексуальной функции к принципу реальности. Различна широта сфер культурной патологии сексуальности.


Культурная патология эротического тела.

Для социализации сексуальности характерно такое свойство как противоречивость, двойственность предъявляемых к ней требований , что иногда оказывает решающее значение на формирование сексуальной патологии.

С одной стороны сексуальные проявления должны контролироваться, подавляться, либо быть заключены в узкие рамки, границы и правила реализации: до свадьбы сексуальные проявления подавляются, после свадьбы они заключены в узкую границу правил реализации.С другой стороны в обществе поддерживаются и сосуществуют наряду этими границами представления о мужской предприимчивости, активности, инициативности, нарушения запретов. Культ мужской сексуальности существует практически во всех человеческих обществах. Например, у Кришны было более 16 тысяч жен, каждая из которых родила 10 детей.

Правила регуляции сексуальной функции одновременно дуалистические и их необходимо выполнять, но с другой стороны есть негласное мнение, что эти правила мужчинами должны нарушаться. Все это является благоприятной почвой для сексуальных расстройств.
Пример: во Франции не было контроля мастурбации до тех пор, пока ученые не стали это изучать и не сошлись на том, что это вредно. С тех пор детей стали строго воспитывать в этом плане.

В колледжах 18 века управление детской сексуальностью можно рассмотреть в самой архитектуре учебных зданий. Может сложиться впечатление, что в них о сексе почти не говорят, но сама планировка, устав, внутренняя организация указывает, на то, что речь идёт о сексе. Об этот также говорят пространство классов, форма столов, планировка помещений.

Например, устройство спален: их разделяли перегородки определённого размера: можно было видеть ноги. На ночь в спальнях был зажжён светильник и оставлялся спать воспитатель.

Поскольку эрекция является наиболее зрелым проявлением сексуальности, энергии , и следовательно, о мужской состоятельности, то на протяжении длительного времени к этому важному, но не основному аспекту сексуальности, привлекалось большое количество внимания. Отсутствие эрекции у мужчин рассматривается как позор личности, ответственной за действие своего органа, который всегда должен быть безупречен.
Отождествление сексуальной способности мужчины с наличием у него эрекции, специфично для европейской сексуальности. Только в Европе проблема эрекции принимала форму гипертрофированного страха: будет эрекция или нет. Из чисто технической детали полового акта эрекция стала символом мужского достояния, степенью привлекательности для женщин.

Странное заблуждение: с одной стороны на эрекцию накладывают положительное смысловое поле, различные значения и личностные смыслы, а с другой стороны область сексуальности, оказывающая скоплена исключительно на эрекции. Вместо богатства чувственной ткани, включающей множество ощущений, сексуальность оказывается скоплением исключительно технической детали полового акта.

В силу такой ассиметричности эта конструкция оказалась неустойчивой, обладающей народоксальной психологической хрупкостью, при повышенной физиологической прочности.

Европейские мужчины и женщины оказываются уязвимыми именно из-за избыточной опосредованности сексуальности и развившейся в её условиях произвольной регуляции. Это регулярно изучается в Европе.

Импотенция редко встречается в культурах, где нет жестких требований к мужчине ( запрет на 100% быть на высоте)

Например, у мужчин с острова Таити. Если у них не возникает эрекция, то они приходят к выводу: " Именно эта женщина именно в данный момент времени меня не возбуждает" и отказывается от полового акта, потому что не хочет.

Факт того, что функция сексуального расстройства связана с дисфункцией произвольной регуляции является подтвержденным, и нет сомнения в том, что в ситуации снижения контроли возникают ночные эрекции и эрекции вне возможного полового акта.
На Европейского мужчину, который обязан всегда хотеть женщину, а женщина планировать свою сексуальность в узком спектре дозволенных проявлений, любой неприятный эпизод, любая сексуальная неудача.
В норме сексуальное возбуждение сопровождается снижением контроля с частичной диссоциацией и непроизвольностью эротических проявлений. Есть весь смысл отношений мужчин и женщин сводится к возникновению длительной и стойкой эрекции, то рано или поздно мужчина будет фиксироваться на своих ощущениях, активизируя перегруженную смысловую цель.
Если сексуальное возбуждение будет постоянно подавляться тревогой, это приведет к формированию порочного круга, заниженной самооценки, изменению когнитивных мыслительных структур (« я неудачник»).

Если мужчина отказывается от гиперконтроля и меняет своё фокус внимания, то ситуация может разрешиться самопроизвольно"

ЛЕКЦИЯ 7

Наши рекомендации