Школа будущего – школа проектов.
Наше общество стоит на пороге всеобщей информатизации, радикально меняющей отношения между людьми. Научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве – чрезвычайно важная задача. Необходим поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:
- обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами;
- вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс;
- формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Все эти принципы положены в основу модели школы будущего, над модулем которой работает и наша школа.
Уже более пяти лет мы используем в своей работе проектную деятельность, так как считаем, что школа будущего – это школа проектов. Почему?
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектами позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и умения находить пути решения поставленных задач.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются такие общеучебные умения и навыки как:
- рефлексивные умения
- поисковые (исследовательские) умения;
- навыки оценочной самостоятельности;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- коммуникативные умения;
- презентационные умения и навыки.
Какие же виды проектов чаще всего используются у нас в школе?
Во-первых, это групповые проекты, так как именно в проектной группе формируются навыки сотрудничества, и проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
По продолжительности - это долгосрочные (чаще годичные) проекты, так как они позволяют глубже исследовать проблему.
По характеру контактов – внутриклассные проекты (каждый класс работает над проектом определённой тематики).
По комплексности и характеру контактов используются межпредметные проекты и монопроекты.
По доминирующей деятельности учащихся используются различные виды проектов: практико-ориентировочный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.
В начале учебного года каждый класс выбирает тему своего будущего проекта, определяет цели и задачи исследования. Далее обсуждаются методы исследования, формируются малые творческие группы, занимающиеся изучением определённых подтем. После проходит систематизация и анализ собранных данных, обсуждение способов оформления конечных результатов, подведение итогов и оформление результатов, подготовка продукта деятельности к презентации. Работа над проектом ведётся под руководством учителя или классного руководителя. Помогают в работе над проектом и родители.
На заключительном этапе (презентации) каждый класс представляет результаты выполненных проектов в виде материальных продуктов таких, как: альбомы, книги, справочники, учебные пособия, макеты, схемы, графики, поделки, видеофильмы и др. Обязательной частью презентации проекта является выступление перед публикой, где каждый класс отчитывается о результатах своей работы. Формы таких отчётов бывают разными: пресс-конференции, инсценировки, спектакли, ролевые и деловые игры, рекламные компании, заочные экскурсии и др.
Так же каждый класс представляет портфолио проекта, т.е. папку, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Таким образом, в результате проектной деятельности удаётся повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательную мотивированность; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых воздействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
В этом учебном году мы с учениками моего 3 класса работали над проектом «Лекарственные растения»
Почему мы выбрали именно эту тему и о результате нашей работы вам расскажут сами ребята.