Советская медицина в послевоенные годы.

Война нанесла нашей стране громадный экономический ущерб. В послевоенные годы интенсивно развивалась санитарно-эпидемиологическая служба, и вскоре количество ЭС удвоилось по сравнению с довоенным уровнем. Усилилась работа по охране источников водоснабжения, почвы и атмосферы.

В 1946 году Народный комиссариат здравоохранения СССР был преобразован в Министерство здравоохранения СССР. В целях обеспечения преемственности в оказании медицинской помощи населению и повышения ее качества больницы стали объединять с амбулаторно-поликлиническими комплексами. В поликлиническую практику внедрялся диспансерный метод. Широко развернулось больничное строительство. В связи с увеличением в послевоенные годы заболеваемости туберкулезом осуществлялась профилактическая противотуберкулезная вакцинация. В 1946 году в Москве началось флюорографическое обследование населения. Разворачивались при диспансерах подвижные рентгено-флюораграфичекие станции. А в 1948 году была установлена обязательная вакцинация детей против туберкулеза. Вводились новые антибактериальные препараты. К 1950 году сеть медицинских учреждений не только достигла довоенного уровня, но и превысила его. В стране насчитывалось 265 000 врачей, 719 000 средних медицинских работников. В сельской местности функционировало свыше 63 тысяч фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. К 1960 году была ликвидирована малярия. Успех работы был обусловлен эффективностью комплексных мер борьбы, основу которых составляло выявление и лечение больных и паразитоносителей. Немалое значение имела деятельность противомалярийных станций и институтов малярии. В практику здравоохранения вошли новые эффективные вакцины против полиомиелита и кори, новые средства лечения пневмонии и других инфекционных заболеваний.

Начало 1960-х годов отмечено большими достижениями в области космической медицины. Медицина космическая – область медицины, изучающая особенности жизнедеятельности организма человека при действии факторов космического полета и космического пространства с целью разработки средств и методов сохранения здоровья и работоспособности членов экипажей в космических кораблях и станциях. Плодотворные результаты наземных исследований позволили обосновать возможность безопасного полета человека в космос.

По инициативе Министерства здравоохранения СССР в 1967-1969 гг. развернулась реформа медицинского образования. Суть реформы заключалась в ранней профилизации будущих врачей (субординатура в рамках медвузов) и последующей специализации (интернатура на базе крупных лечебно-профилактических учреждений). К началу 1970-х гг. в результате интенсивной подготовки врачебных кадров страна вышла на первое место по количеству врачей на 10 тысяч населения. Одновременно развивалась и совершенствовалась система усовершенствования врачей.

Вопросы для самоконтроля

1. Функции государственной медицины до 1918 года.

2. Деятельность земских врачей.

3. Организация фабрично-заводской медицины.

4. Деятельность частнопрактикующих врачей.

5. Создание единой государственной медицины (1917-1918 гг.).

6. Основные принципы Государственной медицины.

7. Создание Наркомздрава. Деятельность Н.А. Семашко.

8. Основные достижения медицины ВОВ.

9. Достижения послевоенной медицины.

Лекция № 10. Этика и деонтология. Исторический аспект.

План лекции

1. Определение понятий.

2. Изучение вопросов медицинской этики в Российских медицинских факультетах (середина XIX в.).

3. Присяга врача Советского Союза.

4. Клятва врача России.

5. Врач и общество. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

Решение важнейших задач – повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии.

Этика – (от греческого ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) – наука об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Принципы профессиональной этики, в том числе и этики медицинской, взаимосвязаны с социально-экономическими условиями так же, как и общие этические нормы. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствующей в данном обществе классовой моралью принципы медицинской этики имели характерные особенности – стремление облегчить страдания и помочь больному человеку.

Деонтология – (от греческого deon, deon [os] должное, надлежащее + logos учение) – совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Термин «деонтология» был введен в обход этики в начале 19 века английским философом-утилитаристом Бентамом. Врачу принадлежит ведущая роль в осуществлении деонтологических принципов. Имеется ввиду поведение врача , его умение вести прием, тщательность и полнота обследования, убедительность заключения. Поэтому деонтологических требованием к врачу является его постоянное повышение своего мастерства. Врачебная профессия немыслима без постоянного пополнения знаний. Все действия врача, касающиеся распознавания и лечения, должны быть строго продуманы и научно обоснованы.

Медицинская деонтология –часть врачебной этики изучает следующие вопросы:

– отношения врач-больной,

– отношения врач-родственники больного

– отношения врач-коллектив,

– отношения врача и общества,

– права и обязанности врача,

– ответственность врача перед законом,

– врачебные ошибки и врачебное преступление,

– вопрос о врачебной тайне.

Врач и больной – ответственность за больного и его здоровье – главная черта нравственного долга врача. Доверие к врачу одна из гарантий успешного лечения. Деонтология медицинская требует, чтобы лечащий врач в процессе наблюдения поддерживал моральное состояние больного, в то же время неосторожное слово врача, его равнодушие или безответственное отношение к больному может оказаться этиологическим фактором ятрогенного заболевания. При всем разнообразии подходов сотрудничество врача и больного состоит из четырех главных компонентов: поддержки, понимания, уважения, сочувствия.

Врач и родственники больного – вопрос о взаимоотношениях врача и родственников больного один из наименее разработанных и наиболее трудных разделов медицинской деонтологии. От родственников врач узнает об условиях и особенностях развития больного, о его поведении, а в случаях болезни – о ее проявлениях, о предполагаемых причинах. В задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного. Родственникам врач дает советы, делает назначения лечебного и профилактического характера.

Врач и коллектив –в создании оптимальной обстановки в лечебном учреждении, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медсестры. Немаловажную роль играют и санитарки. Отношения между врачами, сестрами и младшим медперсоналом должны быть безукоризненными и основываться на абсолютном взаимном доверии. Непозволительно к сестрам обращаться на «ты» и делать им замечания в присутствии больного. Недружелюбие и заносчивость руководителя, угодливость подчиненных исключают возможность исправления ошибок и прогресса в работе. В связи с развитием здравоохранения возникает ряд новых вопросов, связанных с соблюдением врачебной тайны. Вследствие увеличения числа лиц имеющих доступ к информации о больном (врачи различных специальностей, регистратор, статистик, другой медперсонал и др.) эта проблема выходит за рамки только врачебной. Кроме того, возросшая образованность пациентов обуславливает их повышенный интерес к диагнозам, прогнозу болезни. Необходимо учитывать оба обстоятельства, ибо врачебная тайна предполагает неразглашение сведений о болезни не только окружающим, но и самому больному. Врач и средний медперсонал, которые имеют возможность знакомиться медицинской документацией должны сохранять в тайне не только сообщенные больным сведения, но и сам факт перенесенного больным заболевания. Нельзя упоминать фамилии больного в научных трудах и в докладах, а также демонстрировать фотографию больного, не маскируя его лицо. Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут нанести вред его психике и способностью бороться с болезнью. Несоблюдение врачебной тайны медработником влечет за собой меры общественного воздействия, а в особых случаях и привлечение к уголовной ответственности. К этическим вопросам относятся также врачебные ошибки. Под врачебными ошибками обычно понимают последствия добросовестного заблуждения врача без элементов халатности, небрежности и профессионального невежества. Многие из них вязаны с недостаточным уровнем знаний и малым опытом врача, несовершенства методов исследования, аппаратуры и т.д. Врачебные ошибки, в том числе и такие которые приводят к летальному исходу, предаются гласности в системе органов здравоохранения. Такие ошибки обсуждаются на врачебных конференциях, заседаниях научного общества врачей, лекциях в медицинских институтах и академиях.

Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели: инженерную, пасторскую (патерналистическую), коллегиальную контрактную (договорную).

1. «Инженерная модель» - врач относится к пациенту как к «безличностному механизму». Задача врачевания сводится к исправлению «поломки» механизма. Смысл врачевания сводится к манипулированию с телом человека. Инженерная модель строится на представлении о медицинской деятельности как о сфере прикладного применения объективного научного знания о природных механизмах жизнедеятельности человеческого организма. Объективное знание определяет выбор метода лечения.

2. «Патерналистская модель» - отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое отношение родителя к ребенку или священника к прихожанину. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему человеку и избежать нанесения ему вреда. Его моральными характеристиками можно полагать любовь к ближнему, благотворительность, милосердие и справедливость.

3. «Коллегиальная модель»- больной в рамках этой модели предстает как равноправный в своем взаимодействии с врачом. Для того чтобы играть свою роль, пациент должен получить от врача достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания и возможных осложнениях. Пациент становиться в состоянии, принимать участие в выработке конкретных решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя, как коллега лечащего врача.

4. «Контрактная модель»- пациент добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя выгодными и возможными. Если условия не соблюдаются то пациент вправе считать для себя договор недействительным, лишить врача тех полномочий, которые последний получил в силу договора, и потребовать компенсации.

5. «Модель информированного согласия»- любое медицинское вмешательство ( в том числе и привлечение человека в качестве испытуемого в биомедицинском исследовании) должно как обязательное условие включать специальную процедуру получения добровольного согласия пациента или испытуемого на основе адекватного информирования о целях предполагаемого вмешательства, его продолжительности, ожидаемых положительных последствиях для пациента или испытуемого, возможных неприятных ощущениях ( тошнота, рвота, боль, зуд т.д.), риске для жизни, физического или социопсихологического благополучия. Выбор альтернативного метода лечения.

Рассмотренные модели можно классифицировать как монологичные или диалогичными.

«Монологичная модель» - общение между врачом и пациентом выстраивается как монолог знающего специалиста с невежественным слушателем.

«Диалогичная модель»- при которой взаимодействие врача и пациента разворачивается как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему с разных сторон и как бы дополняющих познания друг друга.

1. Изучение вопросов медицинской этики в Российских медицинских факультетах ( XIX в.).

Развитие медицинской этики в России прошло тот же путь, что и в других государствах. «Изборник Святослава» (11 век) содержит указание, что монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным больным безвозмездно. Свод юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (11-12 вв.) утвердил положение о праве на медицинскую практику и установил законность взимания врачами с заболевших платы за лечение. В 16-17 вв. врач иностранец, приезжающий в Россию, должен был начать свою практику в пограничном городе и кого-либо вылечить. Требования к врачу сформулированные Петром I в Морском уставе рассматривались в отрыве от врачебных прав.

В 19 веке в условиях развивающегося капитализма в России очень много для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали русские ученые М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин. Значительную роль в развитие этики медицинской сыграла земская медицина. Эта уникальная в истории медицины система оказания медпомощи неимущим слоям населения выдвинула многие тысячи преданных своему делу врачей и фельдшеров.

То, что теперь составляет предмет медицинской этики, в 19 веке именовалось врачебной этикой. Содержание этого понятии было весьма расплывчатым : отдельные авторы включали в него вопросы, относящиеся к правам врача, сословным обязанностям, сословному этикету и даже врачебной политике.

Принимая «диплом доктора медицины и права врача» выпускники медицинских факультетов российских университетов подписывали «Факультетское обещание». Его текст был принят в1845 году с утверждением «Врачебного устава». Большое место в нем отводилось отношениям между врачами, быть справедливым к своим товарищам, помогать страждущим, свято хранить вверяемые семейные тайны, способствовать всеми силами процветанию науки, в течение жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое вступаю.

«Факультетское обещание» не влекло каких-либо административных или юридических последствий. На первом месте были корпоративные обязательства: четь врачебного сословия, справедливость в отношении «сотоварищей-врачей» и польза больного. Оно существовало в неизменном виде до 1917 года.

Наши рекомендации