Глава 23. Родители. Программы и антипрограммы

Самый первый опыт прошлого детям создают родители. Они же создают первые наведенные программы и парные коды, первые аналоги и первые драйверы. Программное обеспечение, заложенное родителями, оказывается самым крепким, и что‑то изменить в нем – это самая сложная задача для человека, ибо родители всегда имеют на ребенка большее влияние, чем кто‑либо еще, пусть даже самый авторитетный академик. Человек может умом понимать, что родители были не правы, но подсознание его все равно содержит код, что родители всегда правы.

Психика человека выстраивается как кольца деревьев, и чем глубже находится кольцо с дефектом, тем труднее излечивается этот дефект и тем больше разрушений он приносит дереву. Человеку первое кольцо психики создают родители, и если оно дефектно, дефект может отразиться на всех последующих кольцах. Природа устроила так, что первая любовь человека – это его родители. Они же создают человеку в душе первую диспозицию понятий «хорошо» и «плохо», которую потом почти невозможно изменить. Первый код в подсознании ребенка: «Мама и папа хорошие, а те, кто их осуждает – плохие. То, что нравится маме и папе, – это хорошо, то, что им не нравится, – это плохо». Чуть позже человек начинает критически относиться к своим родителям, и все равно первый код играет главенствующую роль в принятии решений.

Девушка рассуждает: «Мать у меня неправильно все делала. Она не смогла удержать мужа. Я буду все делать иначе». И тем не менее девушка, выходя замуж, ведет себя точно так же, как ее мать, хотя самой ей кажется, что она ведет себя прямо противоположно. Детский код влияет на ее поведение в мелочах: мать мыла полы по воскресеньям и ворчала, никогда не имела хобби, пищу готовила только для мужа и детей, сама же питалась объедками, и девушка невольно копирует ее действия. У девушки остались такие же движения, как у матери, такая же походка, такая же манера говорить. Как пишет Э. Цветков [1], «Невозможно произвести фундаментальные изменения внутри данной системы, используя только ее собственные возможности, ибо средства всякой системы всегда ограничены».

Думая о своем будущем, человек в первую очередь вспоминает родительский образ жизни и оценивает его по всем параметрам с помощью слов «да» и «нет».

Дочь алкоголика: «Лишь бы мой муж не пил! Хоть раз придет домой пьяным – задушу!»

Сын матери‑одиночки: «Никогда не брошу свою жену!»

Дочь легкомысленного отца: «Я не представляю, что я буду делать, если мой муж начнет гулять! Я еще не вышла замуж, но уже воображаю, как муж будет встречаться с другими женщинами и как я окажусь в ужасном положении!»

Сын карьериста: «Никогда в жизни не буду зацикленным на карьере!»

Другой сын карьериста: «Самое главное в жизни – это карьера!»

Ребенок, который вырос в бедности: «Пусть у меня будет самая ужасная работа, лишь бы мне много платили!»

Ребенок, выросший в благополучной семье: «Я хочу, чтобы мои отношения с будущим супругом были похожи на отношения моих мамы и папы».

По этим высказываниям можно видеть, как у людей, выросших в разных семьях, расставлены акценты в поисках счастья. Все эти фразы символизируют сильную зависимость от родителей. Человек выбирает не свой путь, а отталкивается от пути родителей. «Если мама – направо, то и я направо». Или: «Если мама направо, то я налево!» И никто не хочет идти прямо. Фразы «Я выйду замуж только за такого человека, как мой отец» и «Я никогда в жизни не выйду замуж за такого человека, как мой отец» по своей сути равны, ибо ключевое слово в обеих этих установках – отец. Не дядя Вася, не Михаил Иванович, а именно отец. Оба эти варианта – варианты идеализации. В первом случае присутствует Идеализация Отца, во втором случае – Идеализация Отрицания Отца. Если жених девушки, идеализирующей отрицание отца, не дай бог, совершит единичный поступок, похожий на поступок ее отца, невесту это насторожит. Кроме того, программа «Я не хочу, чтобы мой муж был похож на моего отца» – это программа с частицей «не», а частица «не» не воспринимается подсознанием.

Как же избавиться от неблагоприятного влияния родителей, если такое имело место? Есть один способ, но он достаточно сложный. Чем в своих суждениях отличается дочь алкоголика от дочери непьющего человека? Если дочери алкоголика задать вопрос: «Что ты будешь делать, если твой муж придет домой пьяным?» – та, вероятно, даст подробный, эмоционально насыщенный, ответ. Если этот вопрос задать дочери непьющего человека, то она с удивлением скажет: «Я никогда об этом не задумывалась». Вот вам участие и неучастие в ситуации. То же самое будет с любой другой проблемой.

Дочь разведенной женщины будет придумывать тысячи способов, как удержать мужа, а удержит мужа та женщина, которой в голову не придет это обдумывать. Загвоздка заключается в том, что ребенку, обремененному родительской проблемой, очень сложно это не обдумывать, а ведь именно это и есть решение проблемы. Вспоминая родительский опыт, не торопитесь говорить: «Нет!» Попытайтесь сказать: «Безразлично!» Это то самое волшебное слово, которое освобождает вас от родительского сценария. «Я хочу найти такого мужа, который нравится мне.

Мне безразлично, будет он похожим на моего отца или не будет. Главное, чтобы мне с ним было хорошо».

Дочка алкоголика должна сказать: «Мне безразлична проблема алкоголизма!» Если ей такое предложить, она, конечно, сейчас же возразит: «Как так безразлична? Такое не может быть безразлично!» Тогда следует сказать: «Но ведь эта проблема безразлична девушке из непьющей семьи!» – «Просто она никогда не видела алкоголиков!» – «Вот и ты забудь, что ты их видела. Веди себя как девушка из благополучной семьи».

Родители держат нас на одной линии. Мы по ней двигаемся вперед и назад, но у нас нет возможности перебежать на другую линию. Чтобы это сделать, можно провести маленькое упражнение. Представьте себе, что ваша мама – это не ваша мама, а соседка тетя Клава. Как бы она вас воспитала? Вот тут‑то вы почувствуете сильнейшее сопротивление и животную тягу к своей маме: «Тетя Клава – совершенно чужая женщина! Ничему хорошему она бы меня не научила! Вот моя мама...» Это голос подсознания, та самая диспозиция «хорошо» и «плохо», которые привила вам мать. И все же преодолейте это и представьте, что вас воспитала тетя Клава. Возможно, она привила бы вам много дурных черт, однако у вас не было бы проблем, которые есть сейчас.

Глава 24. Обязанности

Обязанностей у нас в жизни намного меньше, чем нам кажется. Всю нашу сознательную и несознательную жизнь нам создают иллюзии обязанностей, которые не имеют под собой реальной почвы. Это начинается с тех пор, как нас заставляют держать головку в два месяца и есть пюре в пять месяцев, а мы плюемся.

Есть шесть источников иллюзорных обязанностей:

1. Следование традициям.

2. Необходимость быть как все.

3. Подчинение сильным.

4. Подчинение вампирам.

5. Рабство у своего имиджа.

6. Рабство у своего прошлого.

СЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЯМ

Бабушка каждый год варила варенье. Каждую зиму, когда выпадал первый снег, мама чистила снегом ковры. По субботам в семье всегда пекли пироги. Стиральной машины раньше не было, и белье кипятили. Дочке при этом внушали, что нужно делать только так, а не иначе. Ей создавали программу, что когда она вырастет, она будет ОБЯЗАНА это делать.

Многие люди по привычке излишне себя нагружают и не признают нововведений. Такие люди, например, когда у них рождается ребенок, не хотят применять памперсы.

К следованию традициям относится обязанность ежегодно отмечать день рождения, готовить огромный стол на Новый год и на другие праздники даже тогда, когда никому этого не хочется.

Есть еще такие семьи, где детям внушают: «У нас в семье все были с высшим образованием», «В нашей семье все кончили школу с золотыми медалями», «В нашей семье никогда никто не разводился», «В нашей семье все женщины выходили замуж в двадцать лет». Все это, естественно, вносится в обязанность ребенку и не дает ему следовать своей дорогой.

НЕОБХОДИМОСТЬ БЫТЬ КАК ВСЕ

Многие считают, что нельзя отделяться или отличаться от всех. Это мировоззрение не дает им полностью раскрыть свои личные способности и накладывает массу ненужных обязанностей.

Когда на человека возлагают какую‑либо обязанность, часто мотивируют это тем, что так поступают все.

Врач в поликлинике говорит: «Я не буду работать на полторы ставки!» Заведующая отвечает: «Но ведь все же работают!»

Мои друзья удивляются, почему я не гуляю с грудным ребенком на улице, а укладываю его спать на балконе: «Смотри, сколько в лесу колясок! Все с колясками гуляют!» Я говорю: «А я не хочу! Что я еще могу вам сказать?»

Есть еще множество примеров подобной ссылки на всех:

«Я не буду рисковать жизнью!» – «Но ведь все же рискуют!»

«Все идут в инженеры. Почему ты решил пойти в артисты? Ты что, считаешь себя особенным?»

«Ты что, особенный?» – это произносится как оскорбление, хотя на самом деле это комплимент и на него надо отвечать «спасибо».

«Все пришли на консультацию перед экзаменом. Почему ты не пришел?» – «Я и так все знаю». – «Но ведь все же пришли!»

«Все ненавидят Иванова. Почему ты с ним дружишь?» «Все с такой болезнью лежат в постели. Что ж, по‑твоему, все не правы, один ты прав?» – «Да все правы, и я прав, только все правы для себя, а я для себя».

ВСЕ МНЕ НЕ ПРИМЕР!

Все пусть делают всё, что хотят, а я буду поступать так, как мне удобно!

ПОДЧИНЕНИЕ СИЛЬНЫМ

Существует множество всевозможных сильных личностей и организаций, которые умеют заставлять людей бескорыстно работать на себя. Это достигается как путем прямого подавления, так и путем искусной манипуляции.

Жена мужу: «Я хочу, чтобы ты мне на день рождения подарил кольцо с изумрудом».

Мама ребенку: «Если ты хочешь, чтобы я тебя похвалила, подмети в комнате!»

Учительница ученику: «Поскольку ты учишься в нашем лицее, ты не имеешь права ронять его честь на олимпиаде».

Отец сыну: «Ты должен свободно владеть английским! Мне хочется тобой гордиться!»

Муж жене: «Я хочу, чтобы ты мне каждый день делала домашние пельмени! Я их люблю!»

«Вымой пол! Видишь, грязно!»

Во всех этих фразах есть нечто общее, а именно то, что тяжелую работу человеку оплачивают высокомерным одобрением. У одного известного психолога я прочитала хорошее высказывание: надо быть оценивающим, а не оцениваемым! Ходите и сами всех одобряйте или осуждайте, вместо того чтобы заслуживать одобрения!

Существуют такие организации, которые заставляют людей работать на себя без всякой выгоды, мотивируя это так: «Мы не просто организация, мы особенная организация!» Однажды я устраивалась на работу в один известный банк. Там мне предложили работать каждый день с девяти до девяти и притом за достаточно маленькую зарплату.

Когда я спросила: «Какая мне, собственно, радость это делать?» – они мне сказали: «Ты представляешь, куда ты поступаешь? Это не что‑нибудь, а ЪЪЪ‑Банк! Ты будешь работать в ЪЪЪ‑Банке!» – «А на черта мне ЪЪЪ‑Банк, если в Мясорыббанке платят больше?» «Но это же ЪЪЪ‑Банк, а не какой‑нибудь Мясорыббанк!» – обиделись они.

Еще нам часто встречаются авторитетные люди, которые возлагают на нас обязанности без всякого корыстного интереса для себя, а просто для того, чтобы ощутить свою власть.

«Прочитай книгу, которую я люблю! Я в таком от нее. восторге! Мне хочется, чтобы ты ее прочитал!»

«Ты обязательно должна окрестить ребенка! Без этого никак нельзя!»

«У тебя замечательный голос! Ты обязательно должен выступить на нашем вечере! Я уже занес тебя в концертную программу! Не вздумай мне говорить «нет»! Все равно больше некому выступать!»

НЕ УГОВАРИВАЙТЕ И НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ НА УГОВОРЫ!

ПОДЧИНЕНИЕ ВАМПИРАМ

– Настя! Ты не могла бы мне дать две тысячи долларов взаймы? У нас появилась возможность купить очень дешевую дачу. Если мы ее не купим сейчас, ее купят другие!

– Нет, Таня, не могу. У нас намечается свадьба через месяц.

– Ну, пожалуйста! Хозяева дачи ведь ждать не будут! Такая возможность бывает раз в жизни. А я в течение года с каждой зарплаты тебе буду отдавать понемногу.

– Но у нас на свадьбу большие расходы!

– Отложи свадьбу! Ты же мне подруга! Понимаешь, тут такая дача...

Настя Тане денег не дает, и что же получается в результате? Таня всю оставшуюся жизнь проклинает ее на чем свет стоит: «Из‑за этой мерзавки я не купила дачу! Чтоб я еще когда‑нибудь с ней связалась!»

Вампиры манипулируют людьми двумя коронными фразами: «Я не умею!» и «У меня нет денег!» Они произносят это как клич, дающий им право возлагать на людей обязанности по отношению к себе.

«Ты видишь, я вся заросла! А ты все никак не соберешься меня постричь!» ‑ ‑ «Сходи в парикмахерскую!» – «У меня нет лишних денег».

«Поехали со мной в магазин. Я должна выбрать себе плащ». – «Поезжай одна. Мне некогда!» – «Но я ничего не понимаю в плащах!»

«Продайте нам ваш старый телевизор по дешевке! А то нам нечего смотреть!» – «Но он у нас не такой уж старый и стоит долларов триста!» С обидой: «Вы что?! Откуда у нас такие деньги?»

РАБСТВО У СВОЕГО ИМИДЖА

Часто с этой проблемой сталкиваются люди, идеализирующие нечто. Когда они чувствуют, что судьба их бросает в противоположную крайность, им становится стыдно, поскольку они внушили обществу, что они обладают стойкими принципами.

«Про меня все говорят, что я сильный человек. Я не могу показаться слабым».

«Меня считают исключительно честным. Если я солгу, я нарушу свои принципы. Другие могут лгать, а я – нет!»

«Не дай бог, кто‑нибудь узнает, что мне изменил муж! Все всегда считали нас идеальной парой, и если это откроется, меня засмеют!»

РАБСТВО У СВОЕГО ПРОШЛОГО

«Я обязана окончить школу с золотой медалью, поскольку все эти годы я была отличницей».

«Я обязан работать по специальности, ведь я окончил платный вуз, в который вложил большие деньги».

«Я не могу занять второе место на соревнованиях, потому что все прошлые разы я занимал первые места».

«Я не могу бросить работу над диссертацией, ведь я над ней проработал десять лет».

Составьте список своих обязанностей и посмотрите, какие из них являются иллюзорными, то есть попадающими под одну из вышеуказанных категорий. Освободитесь от иллюзорных обязанностей! Они отвлекают вас от ваших истинных целей!

Протестируйте все свои обязанности с помощью слова «иначе». Что случится иначе, если вы не выполните ту или иную свою обязанность? Если «иначе» будет звучать так: «Тогда про меня скажут...» – то эта обязанность у вас определенно иллюзорная.

Наши рекомендации