Особенности медико-социальной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста
· Актуальность проблемы медико-социальной
Реабилитации граждан пожилого и старческого возраста
· Основные понятия геронтологии
Как науки о старости и старении
· Медико-социальная характеристика пожилых людей
· Принципы, цели и задачи медико-социальной
Реабилитации пожилых людей
· Формы и методы медико-социальной реабилитации
Пожилых людей
Актуальность проблемы медико-социальной реабилитации граждан пожилого и старческого возрастана сегодняшний день не вызывает сомнений, так как одной из важнейших демографических особенностей ХХ века является постарение населения многих стран мира, под которым подразумевается увеличение доли пожилых людей в общей численности населения.По данным ООН в 1950 году во всем мире насчитывалось лиц в возрасте 60 лет и старше – 214 млн. человек, в 1975 году – 350 млн. человек, в 2000 году – 350 млн. человек, а по прогнозу на 2025 год – 1 млрд. 100млн. человек.
Многие страны переживают состояние демографической старости. К ним прежде всего относятся: Япония, Канада, США, Россия. Учитывая высокий уровень и темпы постарения, ухудшение психического и физического здоровья людей пожилого возраста, тенденцию последних лет к снижению средней продолжительности жизни,Генеральная Ассамблея ООНпровела в 1999году Международный год пожилых людей в качестве «…знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которое оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, культурной и духовной жизни – не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии». (Резолюция 47/5 от 16 Октября 1992 года).
Наиболее часто используемым показателем старения общества является доля людей старшего возраста в его структуре, (этот показатель выражается в процентах). Обычно демографическое старение измеряется по методике, предложенной Э.Россетом и по шкале ООН, приведенной ниже:
Демографическая классификация по ООН (1959 г.)
(для лиц в возрасте 65 лет и старше):
1. До 4% лиц старше 65 лет -молодое население;
2. От 4- до 7% - зрелое население;
3. Более 7%- старое население.
В последнее десятилетие возникла необходимость выделения и еще одной фазы – глубокой демографической старости, о которой можно говорить в том случае, когда доля людей в возрасте 60 лет и старше превышает 15%. Учитывая данные, приведенные выше, можно сделать вывод, что Россия достигла этого состояния.
Выделяются следующие причины старения населения:
1. Повышение средней продолжительности предстоящей жизни;
2. Снижение смертности в старших возрастных группах;
3. Снижение рождаемости (основная причина старения населения).
Основные понятия геронтологии как науки о старости и старении.Геронтология–наука о старости и старении. Она изучает процессы старения с общебиологических позиций, а также исследует суть старости и влияние ее наступления на человека и общество. Необходимо строго различать понятия старости и старения.
Старость–закономерно наступающий заключительный период возрастного индивидуального развития.
Старение-разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведет к недостаточности физиологических функций организма.
Для развития старения характерна гетерохронность – различие во времени наступления старения отдельных органов и тканей. Гетеротопность–неодинаковая выраженность процесса старения для разных органов и для разных структур одного и того же органа.
В ходе эволюции наряду со старением возник процесс, стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его надежность, направленный на предупреждение повреждения живых систем с возрастом и увеличение продолжительности жизни именуемый витаукт.
В 1963 году в Киеве на семинаре геронтологов и ВОЗ былапринята следующаяхронобиология,то есть возрастная периодизация:
Молодой возраст 18 – 44 года
Средний возраст 45 – 59 лет
Пожилой возраст 60 – 74 года
Старческий возраст 75 – 90 лет
Долголетие старше 90 лет
Одним из понятий геронтологии является средняя продолжительность предстоящей жизни, которая рассчитывается по специальным таблицам на основе данных о смертности по возрастным группам. Полученная величина «выражает среднее количество лет, которое в данных условиях смертности может прожить человек, происходящий из исследуемой популяции и находящийся в возрасте «Х» лет».Данный показатель на протяжении последнего десятилетия в нашей стране катастрофически снижается. Разница между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин составляет более 10 лет. Прогнозируемая продолжительность предстоящей жизни жителей Красноярского края в 2015 году составит 65,4 года.
Социальная геронтология - общая дисциплина, призванная решать демографические, социально-экономические и психологические проблемы старения населения. В социальном аспекте геронтология изучает:
· индивидуальные переживания пожилой личности;
· место пожилой личности в обществе;
· проблемы старости и их разрешения на уровне социальной политики.
Конкретизация этих направлений проявляется в изучении более частных проблем.
Медико-социальная характеристика пожилых людей.Пожилые люди в силу своего экономического и социального статуса, подверженности ухудшению состояния здоровья в наибольшей степени нуждаются в социальной защите. Выделены следующие группы риска лиц пожилого возраста:
· престарелые, живущие одиноко;
· престарелые женщины, одинокие и вдовы;
· изолированно живущие престарелые;
· бездетные престарелые;
· престарелые, страдающие тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками;
· престарелые, вынужденные жить на минимальное государственное или социальное пособие или даже на еще более незначительные средства;
· лица в возрасте 80-90 лет и старше.
Факторы риска, ведущие к развитию дезадаптации:
· подверженность воздействию окружающей среды,
· большая чувствительность к психологическим воздействиям,
· часто плохие жилищные условия,
· медицинская и социальная помощь низкого качества.
С возрастом увеличиваются потребности в услугах различного рода, в то время как способность людей к активной деятельности в повседневной жизни и независимости снижаются. Организация ухода за престарелыми людьми порождает проблему растущих расходов на государственные программы социального обеспечения и ложится непосильным бременем на общество.
Особенности состояния здоровья пожилых людей, которые следует учитывать при организации различных форм медико-социальной реабилитации:
· множество патогенетических нарушений,
· специфичность проявлений болезни,
· быстрое ухудшение общего состояния при отсутствии лечения,
· высокая частота осложнений,
· необходимость поддерживающей помощи на протяжении длительного времени.
Принципы, цели и задачи медико-социальной реабилитации пожилых людей. Европейский региональный комитет ВОЗ, обсуждая необходимость изменения политики социальных служб и органов здравоохранения в связи со старением населения, отмечает, что одно из важнейших областей деятельности, касающейся оказания помощи престарелым, - это реабилитация.
Рассматривая реабилитацию как действие по устранению ограничений жизнедеятельности, следует выделить основные параметры функционирования пожилых:
· повседневная деятельность,
· психическое и физическое состояние,
· социальный и экономический статус.
Реабилитация пожилых должна во-первых учитывать потребности конкретного человека, и во-вторых базироваться на принципе оказания помощи по месту жительства как наиболее целесообразному, эффективному и поддерживающему подходу в медико-социальном обслуживании, в отличие от стационарных форм реабилитации.
Цели гериатрической реабилитации (реактивации, ресоциализации, реинтеграции и духовного обновления):
· возобновление активной повседневной жизни в своей среде;
· выход из состояния изоляции, вызванного длительной болезнью и полноценного участия в нормальной жизни;
· сохранение или восстановление самостоятельности в физическом, психологическом и социальном отношениях;
· восстановление способности адекватно определять жизненную цель, переосмыслить нравственные ценности;
· возможность (в том числе с помощью церкви) подготовиться к завершению своего жизненного пути.
В геронтологии процесс реабилитации непосредственно связан со средой нахождения индивида, и поэтому индивидуальная программа реабилитации будет не эффективной, если не реабилитировать окружение.
Реабилитация - сложный индивидуальный процесс, задачи которого:
· сохранение функционирования основных систем жизнеобеспечения путем постоянного поддерживающего лечения;
· выведение пожилого человека из психической депрессии;
· предотвращения перехода нарушений здоровья в инвалидность;
· поддержание или восстановление утраченной экономической независимости;
· восстановление способности к адекватным возможностям трудовой деятельности.
Социальные геронтологи выделяюттри аспектагеронтологического ухода: диагностика, вмешательство, результаты.
Диагностика в процессе ухода представляет собой получение клинической информации об индивидуальных, семейных или общинных реакциях на актуальные или потенциальные медико-социальные проблемы пожилых людей. Вмешательствосостоит из пяти важных областей:
· информация для пожилых людей о развивающихся внутренних процессах при старении, об источниках социальной поддержки и др.;
· жизненный стиль пожилых людей — пропаганда физической активности, правильного питания в позднем возрасте, преодоления сидячего образа жизни;
· область облегчения страданий пожилых, улучшения состояния, дополнения функций;
· воздействие на окружающую среду, в том числе на социополитические процессы, по возможности сдерживая негативное влияние социальных, экономических и политических факторов на функционирование и благополучие пожилых;
· улучшение способностей к самопомощи путем передачи необходимых знаний в области самонаблюдения для раннего выявления заболевания и применения приемов самопомощи.
Результаты геронтологического ухода:
· успешное управление изменениями, наступающими в позднем периоде жизни,
· эмоциональное благополучие,
· обретение новых навыков и ролей, новых отношений и способностей, жизненных установок.
Формы и методы медико-социальной реабилитации пожилых людей.Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств.
1. Характеристика лиц старших возрастов, находящихся в домах-интернатах:
• преобладание граждан преклонного возраста (56,9%).
• тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявлено более 7 болезней);
• ограниченная способность к самообслуживанию (недееспособные и частично себя обслуживающие);
• ограниченная способность к передвижению;
• изменение психики, проявляющиеся в нарушениях памяти, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики;
• изменения личности, характерные для преклонного возраста; выявлены полярные, контрастирующие черты.
2. Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах. Даже в высоко организованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:
· ограниченные возможности занятости;
· монотонный образ жизни;
· ограниченность жизненного пространства;
· недостаток бытового комфорта;
· психологическая несовместимость проживающих;
· зависимость от окружающих;
· формальное отношение персонала.
Обе группы обстоятельств отражают особенности медико-социальной реабилитации лиц преклонного возраста в домах-интернатах.
Одна из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах-интернатах - организация социально-психологической адаптации пожилых и старых людей как специфический этап социальной реабилитации. Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей.
Начальный период проживания пожилых людей в доме-интернате состоит из трех основных этапов:
- поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении,
- расселение на постоянное место жительства,
- период первых шести месяцев проживания.
Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями и различается целями и задачами в осуществлении социально-психологической адаптации.
Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат:
• поступление связано с состоянием здоровья;
• поступление связано с конфликтной ситуацией в семье;
• поступление связано с желанием сохранить независимость от ближайшего родственного окружения.
Важную роль для последующей социально-психологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах играет информация об этих учреждениях.
Первые 3— 4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с переводом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющейся хронической патологии. Эмоциональное состояние характеризуется появлением чувства безысходности происходящего.
Роль социального работника состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Выяснение характерологических особенностей пожилого человека, наклонностей и интересов, установок и привычек важно для создания микросоциальных групп. В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.
Из приемно-карантинного отделения лица старших возрастов должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется совместными усилиями специалистов:
· врача,
· медсестры этажа,
· трудинструктора,
· культработника,
· библиотекаря.
Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного решения: проживать в доме-интернате постоянно или вернуться к привычному окружению. Основные причины недовольства:
плохая организация жизни в доме-интернате,
невозможность проведения полноценного досуга,
невнимательное, формальное отношение персонала,
неблагоприятный психологический климат.
Общение пожилых людей в доме-интернате носит пассивный, ситуативный характер, круг общения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в доме-интернате.
На этом этапе важное значение приобретает так называемая терапия средой, которая достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:
· определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций;
· выработка индивидуальных психокоррекционных подходов;
· помощь в формировании нового жизненного стереотипа;
· поддержание активных стратегий приспособления;
· формирование адекватных установок на среду;
· снятие негативных эмоциональных переживаний;
· формирование и вовлечение пожилых людей в различные микросоциальные группы;
· групповая психокоррекционная работа.
Индивидуальная психотерапевтическая работадолжна быть направлена на формирование нового жизненного стереотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмоционального напряжения. Число занятий определяется индивидуально.
Групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп общения, тренинга умений, релаксационных групп.
В работе с пожилыми людьми необходимо использовать все проводящиеся в интернате групповые занятия для формирования положительного эмоционального настроя. Особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожилого, проживающего в доме-интернате, которая включает следующие разделы:
· тип занятости,
· вид деятельности,
· длительность,
· ответственный за проведение,
· сроки действия,
· эффективность.
К типам занятости относятся: трудовая занятость, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. Важным разделом является эффективность, которая отражает варианты сохранности, реализации трудовых навыков, сохранении социальной активности и межличностных связей, сохранность познавательных интересов, бытовой независимости и др.
Важно учитывать, что в жизнедеятельности человека есть два важных фактора, определяющих социальную направленность, — это движение и деятельность. Цель организации занятости пожилых людей — восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни. Установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедляется при наличии активного образа жизни.
В связи с этим при организации образа жизни, занятости пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сместить акценты, рекомендовать терапию движением, трудовой занятостью, использование методов лечебной физкультуры, считать это альтернативой "покою", длительному сидению на диванах, креслах. Только движение с учетом соматического состояния позволит предупредить, облегчить, а может быть, и избавиться от старческих недугов, почувствовать радость бытия.
Особое место в социально-реабилитирующем воздействии на лиц старших возрастов в домах-интернатах занимает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомендаций с учетом соматического здоровья этой категории граждан, их интересов и желаний.
При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к социальной активности. В соответствии с этим критерием выделено пять групп.
По отношению к лицам пожилого возраста, находящимся в домах-интернатах, рекомендовано введение дифференцированных реабилитационных режимов:
• режим общественно-трудовой занятости направлен на поддержание личной активности пожилых людей, способствует реализации их интересов, знаний, установок, потребности в общении и т. д.;
• лечебно-активирующий режим направлен на поддержание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации;
• лечебно-охранительный режим способствует сохранению функциональных способностей, поддержанию физиологических функций.
Указанные режимы находятся в соответствии с уровнем активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-психологической адаптации пожилых людей.
Все технические средства и оборудование в домах-интернатах используются в двух направлениях:
• средства для самих пользователей с целью реабилитации, восстановления (компенсации) функций и относительно независимого существования;
• средства и оборудование, используемые для бытового обслуживания и медицинского ухода, облегчающие труд персонала.
Первая группа средств, имеющих истинно реабилитационное назначение, включает:
· специальные устройства, направленные на самостоятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых навыков;
· средства, облегчающие передвижение;
· средства, способствующие участию в трудовой деятельности;
· приспособления, используемые для общения;
· средства, обеспечивающие проведение досуга.
ЛЕКЦИЯ 12