Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста

Социальная защита - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста, базирующихся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к нуждающимся членам общества со стороны государства. Социальная защита пожилых и старых людей включает в себя все юридические и практические действия в их интересах. Важнейшая задача системы социальной защиты в Российской Федерации в настоящее время - поддержание уровня пожилых и старых людей в экстремальных условиях, содействие их адаптации к последствиям рыночной экономики.

Социальная защита населения пожилого и старческого возраста состоит из профилактики, поддержки и представительства.

Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Поддержка представляет собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.

Представительство - защита интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени для оказания необходимой помощи.

Старые люди России нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей: в надежном жилье, полноценном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после смерти.

А.А. Козлов подчеркивает, что в государстве должна быть стратегия социальной защиты, которая бы складывалась из следующих элементов:

- селекция(отбор) подразумевает поиск основных или стратегически важных составных жизни человека, которые были утрачены в связи с возрастом. Индивидуальные запросы должны быть приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы старому человеку испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь;

- оптимизация заключается в том, что пожилой человек находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношениях;

- компенсация состоит в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптационном процессе.

По мнению А.А. Козлова, если общество будет готово к принятию подобной стратегии социальной защиты, то результативность и общественная полезность все возрастающего числа лиц старческого возраста умножится многократно.

На данном этапе социального развития особого внимания заслуживает анализ потребностей старых людей в различных видах медико-социальной и бытовой помощи и разработка новых форм и методов организации такой помощи. Разрешение социально-экономических, семейно-бытовых, эмоционально-психологических проблем старых людей требует объединения усилий государственных и негосударственных структур, широких слоев общественности и, конечно, самих старых людей. В установлении такого единства инициативная и главенствующая роль должна принадлежать органам социальной защиты населения.

Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения, в том числе пожилых и старых людей:

- социальная помощь (предоставление старым людям льгот и
преимуществ);

- социальное обслуживание;

- организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991 г., затем был создан Департамент по делам пожилых в Министерстве социальной защиты (25 июня 1993 г.).

Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, остро нуждающихся в социальной защите.

Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

В качестве основной цели социальная защита пожилых и старых людей предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

Внимание заслуживают следующие данные: на нужды социального обеспечения в 1955 г. расходовалось менее 5% ВВД (внутреннего валового дохода), а в 1990 г. - 13,5%. В 1994 г. в системе социальной защиты РФ действовало 959 стационарных учреждений для лиц старческого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 9000 отделений социальной помощи на дому, а также целый ряд других учреждений социальной помощи, в том числе психолого-педагогической и экстренной психологической помощи.

Расходы только на содержание учреждений и основные мероприятия по социальной защите пожилых и инвалидов в 1991 г. составили 3193 млн рублей, на содержание муниципальных центров и отделений социальной помощи на дому - 335 млн рублей.

Социальная помощь пожилым и старым людям- это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются:

- принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных способностей;

- принцип гарантированности, полагающий обязательное оказание помощи старым людям, обратившимся в местные органы;

- принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;

- принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг и льгот и т.п.);

- принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;

-принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

Срочная социальная помощь - представляет собой оказание помощи разового характера старым людям, остро нуждающимся в социальной помощи. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи (по телефону доверия); оказание юридической помощи в пределах своей компетенции.

В ряде территорий в ведении органов социальной защиты населения имеются социальные аптеки, социальные больницы, социальные столовые, специализированные магазины, дома быта и прочие объекты, жизненно важные для пенсионеров по старости. Действуют парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, предоставляющие услуги и помощь по доступным ценам для малообеспеченных граждан, основную часть которых составляют старые люди.

Адресная социальная помощь оказывается наиболее нуждающимся, как правило, одиноким старым людям, а также престарелым, старше 80 лет, в существующей кризисной ситуации. Социальная поддержка проводится с учетом специфики региона.

Бригадная форма помощи тяжелобольным - это комплексное обслуживание с предоставлением социальных и медицинских услуг. Социальные работники при этом оказывают больным услуги бытового характера, а медицинские сестры осуществляют врачебные назначения, сестринский уход.

Происходит постоянное объединение усилий государственных и общественных органов по оказанию социальной помощи старым людям. В 1993 г. подписаны Указания с рекомендациями о совместных действиях органов социальной защиты населения и Службы милосердия Красного Креста. В комнатах медико-социальной помощи по месту жительства медицинские сестры Красного Креста ведут обучение населения по уходу за больными, осуществляют несложные лечебные процедуры, приглашают для консультаций врачей, юристов. Эти комнаты являются своеобразными координирующими центрами государственной и общественной социальной деятельности.

Наши рекомендации