Операциональное мышление: когнитивное расстройство
Внезапные изменения в аффективном поведении, столь характерные для эмоций алекситимиков, представлены также в когнитивной сфере. Хотя глав ной характерной чертой этих пациентов является то, что им присуще пустое, мирское, безобразное, утилитарное и последовательное повторение конк ретных "фактов" M'Uzan, 1974а), иногда они ведут себя необычным образом. Де М'юзан, кото рый является соавтором теперь уже классического исследования операционального мышления (Marty
and de M'Uzan, 1963), размышлял по поводу этого феномена: "символизация, почти всегда плохая, временами становится ослепительной, однако ос тается изолированной и не способна проникать в синтаксис" (р.462). Вдобавок к бедности и баналь ности содержания их коммуникации, имеет место апрозодия, которая придает их речи аффективную ровность.
Эти пациенты обычно рассказывают о деталях своей повседневной жизни, и в особенности о сво их жалобах, без конца повторяющимся образом. Вскоре они осознают, что ориентированы на "фак ты" и что у них наблюдается поразительное отсут ствие фантазий осуществления желаний. Немия и (1970а, р.ЗО) предприняли особые усилия по расспрашиванию пациентов о том, как они себя чувствуют, но получили лишь описания "внешних" событий или действий. Попытка прояснить фанта зии выявила стимульно-несвободный когнитивный стиль с фактическим отсутствием каких-либо дан ных о наличии сознательной или бессознательной разновидности фантазии осуществления желаний.
Что вводит в заблуждение тех людей, которые не знакомы с этим расстройством, так это то, что эти пациенты, которые часто функционируют край не успешно в своей работе, кажутся "сверхприспо- собленными" к реальности, так что от них ожида ется превосходное интеллектуальное функциони рование. Однако за этим поверхностным впечатле нием о превосходном функционировании открыва ется стерильность и монотонность идей и тяжелое ухудшение деятельности воображения. Склонность к экстернализации отражена в когнитивном стиле, сосредоточенном на внешних процессах и действи ях (Nemiah, 1975). На первый взгляд, объекты пред-
502 Г
ставляют интерес для этих людей, в особенности так как они иногда могут "настраиваться" с высо кой точностью на волну окружающих их людей для манипулятивных или эксплуататорских целей, од нако сами эксплуататоры не могут описать тот аф фективный межличностный процесс, из которого они получают Кроме того, нет никакого личного вложения в эти объекты как в уникальных индивидов, по отношению к которым имеет место утилитарная привязанность. Вместо этого объекты заменяемы, пусть даже они необходимы. Один па циент однажды заявил без какого-либо следа эмо ции: "Я уволил Сэма". Терапевт вначале ошибоч но заключил, что пациент говорил о каком-то слу жащем, однако оказалось, что он говорил о своей любовнице, которой он дал такое прозвище и кото рая в другое время казалась столь любимой им.
Возникающая здесь проблема отлична от той, которую мы видим у нарциссической или погранич ной личности, где обесцененный объект отбрасыва ется как бесполезный и не имеющий никакой цен ности. У этого пациента, как и в случаях, описан ных МакДугалл (1974а), объект кажется очень вы соко ценимым, даже лелеемым. Однако так же, как в приводимых МакДугалл случаях, "объекты их любви являются весьма взаимозаменяемыми. Цен тральное требование состоит в том, что кем-либо должно быть занято это место" (р.451). Когда та кие люди остаются с одним объектом, то это проис ходит потому, что, по их мнению,
потно искать другой объект, так как они не видят никакой особой разницы между объектами. Де М'ю- зан (1974b) назвал этот феномен "удвоением": "Он связан с восприятием других людей, которое в зна чительной степени характеризуется разновидностью
глобальной трансляции грубого образа своего Я, лишенного истинных личностных черт и бесконеч но порождаемого в соответствии со стандартной формой"
Отсутствие "человеческого" качества способству ет тому, что мысли этих пациентов становятся "опе рациональными" или вещно ориентированными. Они часто описываются как "пустые, бесцветные и вызывающие скуку" (Krystal, 1979, р. 159), даже когда они являются интеллектуальными и умны ми. Тэйлор (1984а) детально исследовал, почему эти пациенты вызывают скуку; он отметил, что в их "речи отсутствуют нюансы, она бедна использо ванием метафор и лишена аффективной окраски" Подобно пациентам типа В и типа С Лэнг- са (1978-1979), эти пациенты обширно используют проективную идентификацию и "создают массив ные защитные барьеры, разрушая связи между (сво им) внутренним миром" и терапевтом-слушателем (Taylor, 1984а, В психотерапии обнаружи вается, как это выявил де М'юзан (1974а), что "язык пациента беден, ровен и банален, привязан к настоящему и лишь воспроизводит факты, отме чаемые в хронологическом порядке" (р.
Ассоциации этих пациентов характеризуются почти полным отсутствием мыслей в связи с их внутренними отношениями, чувствами, желания ми или влечениями; и пересчитывающими, "часто очень подробно и утомительно, события в их внеш нем окружении и их собственные действия в этой среде" (Krystal, 1979, р. 158).
Иллюстрация случая
Пациентка В, профессиональный сотрудник средних лет, была алкоголичкой вкупе с тяже-
504
лой и Хотя она была очень смышленой и успешной как в средней школе, так и в колледже, она обнаружила, что не могла писать о чем-либо, кроме простейших тем. В классе по творческому письму она "про шла" экзамен, потому что учитель понял, что она была "органически не способна придумать какую-либо воображаемую историю". В тесте Роршаха она видела "главным образом черниль ные пятна немногие из которых выглядели как позвонки или таз". Когда ей показали ТАТ- карты, она давала конкретные, описательные отклики, и, несмотря на неоднократные уси лия, у нее были лишь простейшие фантазий ные отклики. Например, карте № она сказала следующее: "Это мальчик со скрипкой. От него хотят, чтобы он играл на скрипке, но ему это не нравится". Когда ее попросили со ставить рассказ о мальчике, о его прошлом и будущем, она наконец сказала: "Ну, он соби рается становиться скрипачом, однако он най дет какое-либо другое занятие, и все у него бу дет хорошо".
По причине ее ангедонии ей был задан воп рос о том, что может доставлять ей удовольс твие. Она ответила, что, возможно, хотела бы взять отпуск. При дальнейшем расспрашива нии она добавила, что ей хотелось бы посетить ряд крупных европейских городов и походить по музеям. От нее нельзя было получить ни каких других фантазий. Она все же вспомни ла, что в детстве у нее была любимая фанта зийная игра: она любила сидеть в кресле, зава ленном разными вещами, иногда драпирован ном покрывалом, и воображать себя короле-
третья — и. 505
вой. Это фантазирование резко и безвозвратно исчезло в подростковом возрасте.
Однако несмотря на этот, по-видимому, то тальный запрет на фантазирование, ей все же нравилось смотреть телевизор. Однако она на стаивала на том, что после выключения телеви зора она никогда не продолжала думать о толь ко что увиденной истории и никогда не задумы валась на этот счет. Как только телевизор вык лючался, данная история "исчезала". Ей также нравилось читать детективы о шпионах.
Все продукты этой пациентки в терапии пред ставляли собой описание фактически имевших место событий и тревог, которые происходили после предшествующей сессии. Не были дос тупны никакие ассоциации к ее продуцируемо му материалу в виде формальной деятельности.
Другим примером ухудшения у этих пациентов способности к фантазированию и выработке ассо циаций является присущая им трудность в исполь зовании сновидений. Большинству из них редко снятся сны, а если и снятся, то лишь очень про стые, в "одно предложение". Когда их просят да вать ассоциации к сновидениям, они обычно не способны это делать. При дополнительном настаи вании они наконец предоставляют несколько боль шее количество деталей сновидения, однако редко могут быть в состоянии высказывать ассоциации на их счет (Krystal, 1979). Файн и Дэвид (1963) изучали ухудшение способности видеть сновидения и формировать бессознательные фантазии у алек ситимических пациентов. Они показали, что у них в особенности имела место неудача формирования фантазий, связанных с детскими и текущими кон-
506 устал — алекситимия и. 507
фликтами. Сравнивая тяжесть данного расстройства с состоянием психотических пациентов, они объяс нили, что у алекситимиков будут развиваться пси хосоматические заболевания, тогда как у шизофре ников разовьется психоз. Ценой алекситимика яв ляется отказ от бессознательных и
ных фантазий и неспособность их вырабатывать или использовать сновидения для расширения сознатель ных мыслей и фантазий. Эта трудность иллюстри рует то, что имеют в виду некоторые авторы, когда говорят, что психосоматический процесс является противоположностью психоаналитическому процессу 1974а, 1980b; de 1974а, b).
МакДугалл (1974а) описывала этих пациентов как "антиневротических" в том смысле, что они не спо собны порождать невротические защиты, но также как "антипсихотических" в том смысле, что они "сверхадаптированы" к реальности и трудности су ществования. Де М'юзан (1974b) также суммиро вал это следующим образом: "Операциональное мышление не связано каким-либо заметным обра зом с бессознательными фантазиями" (р. 106).
Способность к фантазированию и символизации дает возможность творчества и формирования не врозов. Символизация конфликта дает возможность иметь дело с когнитивным аспектом аффекта, та ким как тревога. При отсутствии таких способнос тей пациентам приходится довольствоваться "эксп рессивными", то есть физиологическими, аспекта ми своих аффективных откликов, и поэтому они оказываются склонными к развитию психосомати ческих заболеваний. В качестве альтернативы они могут пытаться блокировать эти отклики, исполь зуя наркотики, таким образом прибегая к паттерну, который лежит в основе всех
Импликации главы 12 о взаимосвязи саморепре зентации и способности заботиться о себе столь многочисленны, что они требуют повторения и об ширного обсуждения. Моя точка зрения заключа ется в том, что в данном случае саморепрезентация жестко ограничена, и все витальные и ные функции переживаются как часть объектной репрезентации. Осуществление каких-либо "мате ринских", сохраняющих жизнь или успокаивающих действий резервируется за "внешней" матерью или замещающей ее фигурой и осуждается и запрещает ся для субъекта. Их саморепрезентация является саморепрезентацией ребенка, для которого «пере нимание» этих материнских функций является зап ретным и очень опасным.
Иллюстрация случая
Пациент С, чьи проблемы включали в себя определенные аддиктивные и психосоматичес кие элементы, также имел умеренно тяжелую форму алекситимии. Он начал сессию, кото рая будет здесь кратко представлена, заметив, что после вчерашней сессии чувствовал себя очень ослабленным и долгое время спал, как если бы он "находился под воздействием нар котика". Он сказал, что этим утром присут ствовал на тренинговой сессии биологической обратной связи, которую до этого он дважды пропускал*. Были исследованы некоторые из
* Этот пациент ранее принял решение использовать обучение био логической обратной связи по рекомендации врача-диетолога с различными целями: 1) для изменения своего паттерна принятия и 2) для обучения использованию процедуры ре лаксации вместо приема пищи или наркотиков для противодей
ствия состояниям тревоги и напряженности.
508 Г
его чувств по поводу обучения биологической обратной связи, включая некоторое трансфе- рентное сопротивление, связанное с чувства ми отвержения и оральной депривации.
Во время предыдущей сессии высказывались замечания по поводу природы его чувств и пе реживаний, но как этим, так и другим элемен там искусной интерпретации не удалось ока зать воздействия на его "конфликты". Стало ясно, что так как никакая интерпретация не может быть целиком окончательной, он всегда чувствовал и будет чувствовать себя рованным. Пациент отреагировал описанием того, что когда он чувствует, что терапевт не реагирует на него "адекватным образом", у него развиваются физические ощущения пустоты и голода; а когда он чувствует, что терапевт дур но с ним обращается (например, отвергает его), тогда доминирующей реакцией становится на пряжение, особенно в мышцах и верхних ко нечностях. Сгибающие мышцы на его плечах и руках становятся напряженными и вызывают боль. Это было определено как физический компонент, который он время от времени ис пытывал вместо осознания своего гнева или страха.
Затем он заметил, что когда он находился в этих состояниях дистресса, то был полностью беспомощным. Он не мог себе помочь или ос лабить этот дистресс, кроме как посредством использования некоторого внешнего фактора, такого как пища или наркотики. Он оставлял заботу о себе на усмотрение терапевта; тера певт должен был сперва осознать и понять его дистресс и объяснить пациенту, в чем дело, и
в конечном счете ослабить воздействие этого дистресса.
В ходе объяснения пациенту природы его аф фективного переживания — как он даже не мог попросить о помощи и как ему казалось, что определенные типы физического дистресса были вне его сферы компетенции — представ ление пациента о том, что определенные типы дистресса находились вне сферы его компетен ции, также подверглось пересмотру. Было от мечено, что одной из причин его трудностей при посещении тренинга с использованием био логической обратной связи было то, что ему приходилось иметь дело с информацией, кото рую он в настоящее время продуцировал — в особенности то, что он не только был не спо собен успокаивать или утешать себя, но что такие действия были для него запретными, как и приобретение любых таких навыков.
Пациент представил дополнительную инфор мацию о своем чувстве запрета на любое само успокоение, полноту жизни или аффективное функционирование. Он описал многие ритуа лы, предназначенные для отражения физичес кого дистресса (вовлекающего в себя предше ственников тревоги и вины). Пациент испы тывал чувство, похожее на то, которое инсти туционализируется в религии — что он был не способен обеспечивать собственный ком форт, так же как он не мог обеспечить соб ственное спасение. Он не только не мог по мочь себе святым причастием, но до недавнего времени ему даже не было разрешено касаться его своей рукой! Эти предписания представля ют инкорпорацию внутри религии процесса
510
отказа от этих сторон функционирования и приписывание их материнской объектной реп резентации.
Та разновидность трансферентного поведе ния, которая проявлялась в данном случае, наи более глубоко изучалась МакДугалл (1978). Она отмечала, что у этих пациентов имела ме сто блокировка понимания своих потребнос тей, а также блокировка вербализации и слу шания и наблюдения своих психических про цессов. МакДугалл полагала, что алекситими- ческая разновидность речи является "скорее дей ствием, нежели символическим средством пе редачи мыслей или аффектом. Представляет ся, что пациент ищет не передачи настроения, мыслей и свободных ассоциаций, а скорее стре мится к тому, чтобы заставить аналитика по чувствовать нечто или побудить его нечто: этому невозможно дать назва ние, и сам пациент полностью не осознает эту цель" 179). МакДугалл далее описывает, как эти пациенты становятся все более нарушен ными, так или иначе нуждаясь в том, чтобы аналитик понял и ослабил их дистресс, о кото ром они сигналят таким образом. Она далее предположила, что такие "примитивные ком муникации" являются "последствиями ранней психической травмы, которые требуют особого обращения в аналитической ситуации" и что "такой пропитал послания, которые никогда не были разработаны вербаль- но и которые можно... уловить лишь посред ством... контрпереносного аффекта" (р. 180).
Приводимые МакДугалл случаи служат примера ми посттравматического внутреннего запрета, где пациенту позволено лишь сигнализировать о сво ем дистрессе. Все функции вербализации, обдумы вания того, в чем испытывается потребность, и пе реведение всего этого в действие резервируются за матерью — которая одна имеет право и власть ус покаивать младенца.
Запреты в связи с заботой о себе были намного более заметными и намного более легкими для по нимания, чем блокировка когнитивного процесса. Наконец, сталкиваясь с примерами людей, которые не могли организовать свои мысли (в особенности случай Эджкамб, 1983, в котором пациентка не мог ла даже разговаривать с собой в присутствии ана литика), я понял, что такое поведение было разно видностью переноса. Другими словами, в присут ствии материнской объектной репрезентации паци ентка считала, что ей непозволительно организо вывать свои мысли в логическое, связное и инте ресное сообщение — и в особенности, что ей было непозволительно выражать свои фантазии, поже лания или желания! Алекситимические пациенты полагают, что они не должны "перенимать мате ринскую функцию" нахождения здравого смысла в их "лепете", и им приходится отрицать, что они это делают. Они используют время, делая вид, что оно организует их мысли, в то время как они, по добно детям, просто сигналят о своем дистрессе. Вот почему они излагают множество тривиального материала в хронологической последовательности. Пациентка Эджкамб не осмеливалась осуществлять какое-либо "независимое" мышление. Когда она приходила домой вечером или приходила на ана литический час, она не могла рассказать, о чем она
512 Г
думает или даже что произошло в этот день — если только ей не задавали вопросы, на которые она мог ла реагировать, рассказывая, что с ней происходи ло. Когда ее муж отсутствовал, она была в состоя нии думать, притворяясь, что разговаривает со сво ей собакой, рассказывая ей свою историю. Наконец Эджкамб высказала трансферентное замечание, ко торое "имело очень большой смысл" для пациент ки: что аналитик стал частью пациентки, которая осуществляет процесс мышления, и поэтому паци ентка ощущает свою неполноту, когда рядом с ней нет аналитика. Эджкамб отметила, что "одной из главных технических трудностей на всем протяже нии анализа было нахождение правильного балан са между вербализацией чувств и мыслей таким образом, какой мог иметь для нее смысл, и попада нием в ловушку воспринимаемого ею приказа о том, что она должна была думать и чувствовать" (р.4).
Так же, как некоторые невротические пациенты с внутренними запретами, связанными с фалличес кими стремлениями, в состоянии осуществлять оп ределенные функции лишь в том случае, если та функция, которая воспринимается как запретная, "скрыта" под предлогом, что ее осуществляет кто- то другой, то же самое справедливо для алексити- миков в отношении запрета на фантазию и творче ство. Таким образом, мы можем понять поведение пациентки С. в этой главе, женщины, у которой была полнейшая блокировка любых сознательных грез наяву, которая никогда не рассказывала о сво ем сновидении, но которой нравилось "заимство вать" фантазии от телевизора или рассказов про шпионов. Другими словами, неспособность алек- ситимиков к сознательному принятию ответствен ности за организацию и "создание" своих мыслей
и поэтому необходимость в зависимости от хроно логической или "вещно ориентированной" схемы для своих мыслей является манифестацией внут реннего запрета.
Этот же самый внутренний запрет на все другие функции заботы о себе и самоуспокоения, который мы обсуждали ранее, также блокирует открытое удовлетворение пациентами способности в полной мере осуществлять "взрослый" потенциал исполь зования и организации образов, воспоминаний и идей и выражать их взрослым языком. Фингаретт (1969) описывал эту функцию как "открытое при знание", которое, по его мнению, включало в себя принятие ответственности за интеграцию личной интерпретации мышления. Достижение синтеза своего собственного психического материала и при нятие ответственности за руководство своими дей ствиями обычно является одним из проявлений "ответственного", "взрослого" человека — роли, которая является чересчур пугающей и восприни мается как запретная многими людьми.
Алекситимия и ангедония
Еще одно наблюдение, которое извлекается из ра боты с состояниями, наступающими вслед за катас трофической травмой, состоит в том, что алексити мия и ангедония являются отдельными, однако со путствующими последствиями массивной травма- тизации. Такое совпадение делает ангедонию очень полезным "маркером" для тех случаев, в которых алекситимия является посттравматической. Так как эта тема уже подробно обсуждалась в главе о гедо нической регуляции, она будет здесь лишь кратко затронута. В данном месте мне хотелось бы обра-
514 Г
тить особое внимание на вовлеченный внутренний запрет: многие ангедонические пациенты считают, что им непозволительно делать что-либо, что выз вало бы у них хорошее самочувствие, и что такой запрет часто включает в себя все формы игры. В этой области их положение намного хуже, чем по ложение истериков с внутренними запретами, ко торые могут быть в состоянии исследовать свои конфликтные (генитальные или фаллические) фун кции до тех пор, пока они "лишь играют" и не со бираются становиться "реальными" любовниками, супругами, родителями или "№1" в своей работе. У алекситимиков и ангедоников мы часто сталки ваемся с ситуациями, описанными Волффом (1977b), в которых алекситимики также утрачива ют свою способность к игре. То, что эта проблема, как это можно было бы ожидать, представляет пре пятствие в терапии, представляется самоочевидным. В этой связи МакДугалл отмечает, что ан гедонические — алекситимические пациенты стоят намного ближе к психотикам, чем к невротикам, в том отношении, что их тревога вовлекает в себя вопрос о том, может ли им быть позволено наслаж даться жизнью и быть самостоятельными индиви дами. Такое тяжелое искажение в саморепрезента ции является частью глубинного проникновения МакДугалл в вопрос о том, что угрожает этим па циентам, а именно: позволительно ли для них
и заботиться о себе.
Обнаружение ангедонии у алекситимического индивида указывает на то, что вся эта проблема имеет травматическое происхождение. Все трав матические переживания склонны переживаться как команды; при этом наиболее ужасно в связи с трав мой именно то, что она была предназначена для
субъекта, который не заслуживает ничего лучшего, в особенности с тех пор, как его собственные жела ния и стремления часто воспринимаются как то са мое прегрешение, которое вызвало наказание. По этому запрет распространяется на будущие жела ния, и каждая цель становится источником дист ресса. Любопытно, что посттравматические алекси тимики испытывают такую вину по поводу любого удовольствия и удовлетворения, что утаивают даже минимальное удовлетворение. Блокировка способ ности к сознательному переживанию удовольствия включает в себя блокировку игривости и пережи вания и демонстрации приятных эмоций. Общее отношение становится отношением подавления и минимизации всех достижений и максимизации негативных проявлений.
При таких обстоятельствах, когда индивиду пред лагается лечение, более умно подчеркивать возмож ность добиться облегчения боли, а не намекать ка ким-либо образом на возможность "почувствовать себя лучше" — такие пациенты не могут присоеди ниться к программе, способствующей благополучию или счастью.