Развитие сети организаций здравоохранения

Дальнейшее реформирование системы здравоохранения будет основано на формировании инфраструктуры, гибко реагирующей на потребности населения в доступных, полноценных, качественных медицинских услугах.

Будет проведена оптимизация государственной инфраструктуры здравоохранения путем горизонтальной и вертикальной интеграции и слияния медицинских организаций в соответствии с предлагаемыми в разделе 5.5.4. уровнями развития корпоративного управления.

Горизонтальная интеграция позволит повысить преемственность, полноту и качество услуг (например, слияние районной больницы и поликлиники, слияние монопрофильных клиник с многопрофильными). Вертикальная интеграция позволит повысить управляемость и эффективность (например, слияние областных и районных противотуберкулезных диспансеров).

Таким образом на уровне районов будут созданы объединенные районные медицинские центры в форме государственных предприятий 1-го уровня.

На уровне городов и областных центров будут созданы медицинские кластеры в форме государственных предприятий 2-го уровня.

На уровне областных и республиканских организаций, включая ВУЗы и научные центры будет осуществлена поэтапная трансформация в автономные организации здравоохранения (АОЗ).

По опыту АОО «Назарбаев Университет» на базе государственных медицинских ВУЗов, республиканских научных центров и крупных региональных клиник будут сформированы академические медицинские центры (университетские клиники) в форме АОЗ.

Для развития университетских клиникбудут привлечены стратегические партнеры: ведущие зарубежные университеты и медицинские центры, в том числе на основе доверительного управления.

В целом в рамках оптимизации государственной инфраструктуры основное внимание будут уделено высвобождению и перераспределению неэффективно используемых ресурсов в больничном секторе, которое предусматривает:

1) оптимизацию лечебно-диагностических процессов, улучшение менеджмента и трансформацию неэффективно работающих объектов и подразделений для оказания востребованных населением медицинских услуг (ПМСП, реабилитация, паллиативная помощь и пр.). При этом необходимо отходить от применения устаревших стандартов и нормативов сети в интересах охраны здоровья населения.

2) децентрализацию оказания некоторых медицинских услуг, для предоставления которых не требуются высококвалифицированные специалисты и сложное технологическое оборудование. Необходимы трансферт таких технологий и оказание соответствующей медицинской помощи в организациях здравоохранения, расположенных ближе к месту жительства пациента.

3) централизацию услуг здравоохранения, требующих сложных технологий и компетенций узких специалистов с высокой квалификацией, с созданием на межрайонном, областном и республиканском уровнях специализированных центров. При этом будут предприняты меры по повышению роли и ответственности организаций, оказывающих высокоспециализированную помощь и координирующих деятельность организаций здравоохранения по профильным направлениям.

С этой целью будет проработана и внедрена методология аккредитации клиник на предоставление определенных видов (уровней) медицинской помощи. Это снизит риски некачественного оказания услуг в неподготовленных организациях, а также риски перегрузки высокоспециализированных стационаров чрезмерным количеством пациентов с несложной патологией, которые могут быть пролечены в стационаре нижестоящего уровня или дневном стационаре. Будет разработана методика аккредитации стационаров по нескольким уровням специализации для более эффективного управления потоками пациентов.

Реализация этих мер позволит обеспечить дифференциацию и управление коечным фондом в зависимости от интенсивности лечения и, соответственно, слаженное развитие амбулаторной, стационар замещающей, стационарной и реабилитационной медицинской помощи.

Будет продолжена работа по определению долгосрочной потребности в развитии единой инфраструктуры системы здравоохранения на основе стратегических целей развития, адаптации международных стандартов проектирования, строительства, оснащения объектов здравоохранения и обеспечения качества медицинских услуг.

С этой целью будет доработан и утвержден единый перспективный план развития инфраструктуры здравоохранения (Мастер-план) в разрезе регионов и уровней оказания медицинской помощи, учитывающий специфику регионов и потребность населения в конкретных видах медицинской помощи. Его основой станут планы развития регионов, которые будут соответствовать единой структуре, отражать информацию по существующей сети организаций здравоохранения, планируемой реструктуризации (открытие, объединение, закрытие, перепрофилирование), потребность в объектах (строительство дополнительных объектов и взамен) и т.д.

На основе Мастер-плана будет осуществляться инвестиционное планирование и развитие сети здравоохранения, в первую очередь на основе стимулирования и привлечения частных инвестиций, преимущественного развития ГЧП. С этой целью, на основании рекомендаций Стандарта государственной политики по ГЧП в здравоохранении Европейской экономической комиссии ООН (UNECE) будет разработана Дорожная карта ГЧП в здравоохранении Республики Казахстан.

Государственные инвестиции будут планироваться и направляться на развитие сети здравоохранения в сферах, где ограничено применение концессии и ГЧП, нет экономической целесообразности развития ГЧП, а также в стратегически значимых для развития отрасли секторах (материнство, туберкулез, ВИЧ и т.п.).

С целью стимулирования развития частного сектора и ГЧП будут предусмотрены финансовые средства на подготовку и консультативное сопровождение проектов ГЧП, осуществлена разработка типовых проектных документов, выработаны специальные нормативные акты по тарифообразованию и гарантированию объемов потребления медицинских услуг, принятию государственными органами долгосрочных концессионных обязательств по договорам, в том числе на основе платы за доступность объектов здравоохранения.

Будет сформирован четкий перечень объектов для реализации по механизмам ГЧП в том числе на основе передачи объектов государственной собственности в доверительное управление, приватизации, строительства или реконструкции объектов по модели концессии.

При этом будут реализованы различные формы ГЧП, предусматривающие:

расширение участия частных медицинских организации в предоставлении всего спектра услуг, входящих в ГОБМП и ОСМС;

передачу отдельных видов медицинских и немедицинских услуг (лаборатории, радиологические службы, уборка, питание, закуп материальных и нематериальных ценностей, обслуживание медицинской техники и пр.) в долгосрочныйаутсорсинг;

передачу республиканских и местных организаций здравоохранения в доверительное управление частным компаниям, в том числе зарубежным;

приватизацию государственных организаций здравоохранения. Будет обновлен перечень организаций, услуги которых будут переданы в конкурентную среду;

привлечение частных инвестиций на строительство объектов здравоохранения по различным моделям концессии;

привлечение частных компаний для обеспечения оснащения и эффективного функционирования медицинской техники, лабораторной службы и информационных систем в здравоохранении.

При этом, будут созданы равные экономические условия, как для государственных, так и для частных поставщиков услуг.

Одновременно, для успешного развития инфраструктуры и реализации Мастер-плана будет проводится системная межсекторальная работа по государственной поддержке, созданию стимулов развития для частных медицинских организаций, в том числе с зарубежным участием. Эти меры включают:

совершенствование нормативно-правового регулирования и снижение административных барьеров для частного сектора в здравоохранении;

обеспечение доступного финансирования (льготное заемное финансирование и лизинг), в том числе путем включения сектора здравоохранения в ДКБ-2020, ГПФИИР-2;

обеспечение адекватной и справедливой тарифной политики путем включения амортизационных затрат и затрат на сервис дорогостоящего медицинского оборудования;

введение возможности со-оплаты населением услуг ОСМС сверх размеров тарифов ФОСМС.

Будет осуществлена комплексная разработка и внедрение новой системы стандартов инфраструктуры здравоохранения на основе стандартов ОЭСР (архитектурные, инженерные, технологические и др.), а также стандарты в области ресурсосбережения, энерго-эффективности и экологичности объектов здравоохранения.

Наши рекомендации