Работников организаций здравоохранения

1. Работники организаций здравоохранения должны проходить медицинские осмотры и вакцинацию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Работник организаций здравоохранения при поступлении на работу должен предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья. В организации здравоохранения должно быть организовано централизованное хранение медицинских справок о состоянии здоровья.

При поступлении на работу и в дальнейшем не реже одного раза в год каждый работник организаций здравоохранения должен проходить инструктаж по соблюдению санитарных норм, правил и гигиенических нормативов на порученном участке работы со сдачей зачёта.Порядок инструктажа и принятия зачёта утверждается руководителем организации здравоохранения.

Рабочие места работников организаций здравоохранения должны соответствовать требованиям ТНПА.

2. Работники организаций здравоохранения должны соблюдать меры предосторожности при работе с колющими и режущими инструментами, биоматериалом, установленные законодательством Республики Беларусь и настоящими Санитарными правилами.

При работе с медицинскими шприцами и острыми предметами должны соблюдаться следующие меры предосторожности:

ü надевание колпачков на использованные иглы запрещается;

ü после медицинского вмешательства шприцы с иглами и острые предметы должны собираться в не прокалываемые контейнеры с последующим обеззараживанием;

ü для безопасного отсечения игл должно предусматриваться обеспечение рабочих мест специальными настольными контейнерами с иглоотсекателями, прошедшими регистрацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

3. В организациях здравоохранения должен проводиться учет следующих повреждений у работников (далее – аварийные ситуации):

ü порезы и уколы кожных покровов при выполнении медицинских вмешательств;

ü порезы и уколы кожных покровов при работе с биоматериалом;

ü попадание биоматериала на поврежденную кожу и слизистые оболочки работников.

Учет аварийных ситуаций в организациях здравоохранения должен проводиться в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4. Работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться СГО и СИЗ в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Хранение личной и СГО работников в организациях здравоохранения должно проводиться раздельно в изолированных секциях индивидуальных двухсекционных шкафов.

Стирка СГО работниками организаций здравоохранения в домашних условиях запрещается.

Организации здравоохранения, используемые как клиническая база для получения медицинского образования и (или) повышения квалификации и переподготовки медицинских работников, должны быть дополнительно обеспечены СГО и СИЗ для студентов и слушателей курсов.

5. Работники организаций здравоохранения должны находиться на рабочих местах в:

ü СИЗ;

ü чистой СГО;

ü чистой сменной обуви.

6. Работники организаций здравоохранения должны закрывать шапочкой или косынкой волосы:

ü при проведении медицинских вмешательств на повреждённых (сопровождающихся повреждением) кожи и слизистых оболочек пациентов;

операционном блоке;

ü при оказании стоматологической помощи пациенту;

ü в централизованном стерилизационном отделении;

ü при раздаче лекарственных средств;

ü при приготовлении и раздаче пищи, кормлении пациентов;

ü бельевом помещении для грязного белья;

ü в иных случаях, предусмотренных требованиями настоящих Санитарных правил.

7. При использовании СИЗ работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:

ü должны использовать СИЗ в соответствии с рекомендациями производителя;

ü должны проводить замену СИЗ сразу при их повреждении;

ü должны использовать СИЗ органов дыхания:

ü при выполнении работ, связанных с риском образования контаминированных микроорганизмами аэрозолей;

ü при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических факторов на органы дыхания;

ü при работе с пациентами, госпитализируемыми лицами с инфекционными заболеваниями с аэрогенным механизмом передачи;

ü по эпидемическим показаниям;

ü должны использовать СИЗ глаз:

ü при выполнении работ, связанных с риском попадание биоматериала на слизистую оболочку глаз;

ü при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических и физических факторов на орган зрения.

8. Работники организаций здравоохранения должны использовать защитные перчатки (далее – перчатки):

ü при медицинском осмотре слизистых оболочек пациента;

ü при медицинском осмотре поврежденной кожи пациента;

ü при выполнении медицинских вмешательств на поврежденной коже, поврежденных слизистых оболочках пациента;

ü при выполнении медицинских вмешательств с повреждением кожи, слизистых оболочек пациента;

ü при медицинском осмотре пациента, госпитализируемого лица с симптомами инфекционного заболевания;

ü при выполнении работ, связанных с риском контакта кожи рук работников организаций здравоохранения с биоматериалом;

ü при работе в микробиологических и клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения;

ü при осуществлении ухода за пациентом (гигиена полости рта, мытье, стрижка и бритье волос, замена грязного белья);

ü при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических и физических факторов на кожу рук.

Работники организаций здравоохранения не должны использовать одну и ту же пару перчаток:

ü при оказании медицинской помощи разным пациентам;

ü при осуществлении ухода за разными пациентами.

9. Работники организаций здравоохранения должны использовать стерильные перчатки:

ü после выполнения медицинскими работниками хирургической антисептики кожи рук (далее – хирургическая антисептика рук);

ü при медицинском осмотре поврежденной кожи пациента;

ü при выполнении медицинских вмешательств на поврежденных коже, слизистых оболочках пациента;

10. Работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования по гигиене рук:

ü должны коротко подстригать ногти на руках;

ü не должны в рабочее время носить на руках искусственные ногти, ювелирные украшения;

ü должны мыть руки;

ü должны проводить гигиеническую антисептику кожи рук;

ü должны проводить хирургическую антисептику кожи рук;

ü должны проводить уход за кожей рук с использованием кремов, лосьонов, бальзамов (далее - средства для ухода за кожей рук) для снижения риска возникновения контактных дерматитов.

11. Работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться жидким мылом, антисептиками и средствами для ухода за кожей рук. Жидкое мыло и антисептики должны быть легкодоступны медицинским работникам на всех этапах лечебно-диагностического процесса.

12. При мытье рук работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:

ü должны использовать для мытья рук жидкое мыло;

должны мыть руки в следующих случаях:

ü в начале рабочей смены;

ü на протяжении рабочей смены в следующих случаях:

ü перед гигиенической антисептикой кожи кистей рук (далее – гигиеническая антисептика рук), если руки загрязнены, в том числе биоматериалом;

ü перед выполнением хирургической антисептики кожи рук;

ü после снятия защитных перчаток;

ü перед приготовлением, раздачей и приемом пищи;

ü перед кормлением пациента;

ü после посещения туалета;

должны вытирать вымытые руки одноразовым полотенцем или многоразовым полотенцем при условии его индивидуального использования с кратностью замены не реже одного раза в рабочую смену.

13. Работники организаций здравоохранения должны выполнять гигиеническую антисептику рук в следующих случаях:

ü перед контактом и после контакта с неповрежденной кожей и слизистыми оболочками пациента;

ü перед надеванием перчаток и после снятия перчаток при проведении нехирургических медицинских вмешательств;

ü после случайного контакта неповрежденной кожи рук работников организаций здравоохранения с биоматериалом.

14. При проведении хирургической антисептики рук работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:

должны проводить хирургическую антисептику рук медицинские работники, являющиеся членами хирургической бригады, перед проведением операции;

при проведении хирургической антисептики рук должна соблюдаться следующая последовательность действий:

мытье кожи кистей рук, запястий и предплечий жидким мылом и водой путем двукратного намыливания с последующим высушиванием одноразовым стерильным полотенцем или салфеткой;

обработка антисептиком кожи кистей рук, запястий и предплечий. Стерильные перчатки должны быть надеты на руки сразу после полного высыхания антисептика.

15. При применении антисептиков в организациях здравоохранения для проведения гигиенической и хирургической антисептики рук должны соблюдаться следующие требования:

использоваться антисептики, разрешенные к применению в организациях здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

смена применяемых антисептиков должна осуществляться с учетом результатов мониторинга устойчивости к антисептикам микроорганизмов, циркулирующих в больничной организации здравоохранения и по эпидемическим показаниям.

Наши рекомендации