Мероприятия психолого-педагогической реабилитации

В разделе ИПР «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации» (Приложение 3) прописывается оптимальный образовательный маршрут ребенка и коррекционная помощь, необходимая для максимальной реализации его образовательного потенциала. Еще раз подчеркнем, что это очень важный, а для большинства детей-инвалидов — определяющий раздел ИПР. Поэтому очень важно, чтобы заполнение этого раздела карты ИПР позволяло максимально реализовать возможности этого вида помощи, никак его не ограничивая.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В связи с этой нормой, прежде всего, необходима запись о получении дошкольного воспитания и обучения, общего образования. Если в ИПР будет внесена запись о том, в какой форме, какой организации и при каких условиях ребенку необходимо получать дошкольное воспитание и образование, общее образование, то отказать в приеме в соответствующее образовательное учреждение, изменить условия получения образования иные организации не вправе.

Отступление: о значении профессионального образования

Процесс образования для любого ребенка, в том числе — и особого, условно делится на два этапа. Задача первого — максимально открыть для ребенка мир, освоить его и понять, что происходит вокруг. Затем наступает второй этап — выбор интересующей человека сферы знаний и специализация в ней. Следующей, не менее важной потребностью является потребность в работе, т. е. применении своего труда для того, чтобы приносить пользу другим людям. Нередко «борьба за права» для особых людей ставит целью предоставление им необходимых льгот и освобождение от необходимости работать. Здесь кроется глубинное непонимание человеческой природы вообще, для которой особые люди исключением не являются: ведь лишая человека возможности трудиться, мы отнимаем у него право на взрослую жизнь, право стать состоявшейся личностью. Поэтому такого рода «забота» является в лучшем случае «заблуждением», а на самом деле — откровенной дискриминацией.

Для того чтобы человек с нарушениями развития мог работать, нужно помочь ему овладеть какой-то профессией. Оптимальный возраст для начала этого процесса — подростковый: это пора, когда человек из детского состояния, когда он является в основном потребителем, переходит во взрослое, когда и ему приходится заботиться о других. Практика показывает, что получение профессионального образования в той или иной мере под силу любому, сколь угодно «особому» ребенку — вопрос только в обеспечении необходимой психолого-педагогической поддержки. Так, в Москве уже четвертый год при поддержке Департамента образования на базе государственного Технологического колледжа № 21 действует первый в России «Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки», где успешно обучают основам профессии молодых людей с тяжелыми нарушениями развития, многие их которых так и не смогли получить даже начального образования.

Поэтому в определенном возрасте, когда подходит возраст завершения основного общего образования либо просто возраст взросления, — обязательно должен быть заполнен подраздел, связанный с получением профессионального образования. Как и в других случаях, в него должны быть вписаны соответствующие рекомендации, о которых родителям надо позаботиться заранее. Узнав, где находятся учебные заведения, в которых их ребенок сможет получить посильное для него профессиональное образование (а такие учреждения, вдохновленные опытом Технологического колледжа, начинают появляться в различных районах столицы), родители должны съездить туда с ребенком на консультацию. Подобрав учреждение, куда возьмут ребенка, именно в нем нам и надо просить рекомендации по профессиональному образованию и доступных условиях и видах труда для конкретного ребенка, его и указывать исполнителем — точно в соответствии со всеми параметрами, которые потребуется вписать в ИПР.

_____________

Остановимся на основных проблемах, возникающих вследствие неправильного заполнения карты ИПР (см. выше раздел «Содержание ИПР: чего следует добиваться») либо в процессе ее реализации.

Наши рекомендации