Мировоззренческие постулаты йоги
В древнейших индийских текстах — Ведах и Упанишадах нашли отражение взгляды основателей учения йоги. Завершенный вид они приобрели в труде индийского мыслителя Патанджали «Йога-сутра» (2 в. до н. э.). Основы учения были перенесены из Индии в соседние регионы, где возникли и развились многие ее направления: тантризм — в Тибете, чанов Китае, дзен — в Японии. Проводят параллели между йогой, отдельными положениями христианства и суфизмом (мистическая ветвь ислама). Всюду, где практикуются приемы созерцания, где луч внимания становится ключом от дверей измененных состояний сознания, можно говорить о йоге. Но, используя идентичные методы, часто придерживаются отличающихся философских взглядов.
Известные учителя Индии Вивекананда, Иогананда, Шивананда, представители тибетских школ Падмасамбхава, Тилопа, Наропа, Миларепа — все они имели свои философские подходы и точки зрения. Существуют направления, где пытаются отыскать некий компромисс между разными школами веданты (от слова Веды), тантризма и буддизма, с одной стороны, и современной философской мыслью, с другой (Ауробиндо Гхош, Раджнеш, Муктанда).
Тем не менее все же есть некие общие мировоззренческие черты, лежащие в основе философских позиций различных школ и направлений йоги. Это представления о человеке как логической и необходимой части Вселенной; тезис о беспрерывном круге перевоплощений (Самсара); закон Кармы, или причинно-следственных связей, воздающих человеку за прегрешения в прошлых жизнях и дающих ему возможность исправиться в настоящей; понятие о конечной цели человеческого существования — Мокше (освобождение от круговорота перевоплощений и достижение абсолютной свободы) и др. Их рассмотрение полезно для лучшего понимания традиции йоги.
Единство всего сущего. В философских системах Индии преобладают взгляды о существовании Единого Мира, Единой Вселенной. Все, что в ней есть, — это проявления Единого Бога, Всеобщего Принципа, Космического Сознания. Брахмана Он предстает в двух началах: материальном— проявленном (Пракрити), духовном — непроявленном (Пуруша). Материальный мир представляет собой плотные физические тела минералов, растений, животных и человека, формируемые грубыми вибрациями Брахмана. Все воплощения Пракрити (объекты, явления, существа) могут находиться в трех основных состояниях, трех Гунах. Это Тамас — инерция, темнота, незнание; Раджас — движение, борьба, усилие, страсть, действие и Саттва — свет, гармония, радость. Ни одно из этих состояний не существует в чистом виде, все представляет собой смесь инерции, страсти и света.
Проявленную Вселенную изучают посредством пяти Индрий (органов чувств): зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Рациональный ум (Манас) является шестым необходимым орудием познания, анализирующим воспринятую информацию. Однако созданная на основе сенсорного восприятия картина мира, по мнению йогов, не является истинной, ибо отражает, да и то искаженно, лишь мир грубых вибраций. Непроявленная Вселенная тонких вибраций остается вне возможностей познания обыденным сознанием человека. Поэтому реально воспринимаемая картина мира определяется йогами как всеобщая иллюзия. — Майя
Непроявленная духовная Вселенная — Пуруша, содержит тонкие вибрации составляющие эмоции, чувства, мысли, идеи, Они формируют психическую и духовную сферы мира. Носителем тонких вибраций является Прана. Это оживляющее начало, которое наполняет энергией все. В минералах ее немного, больше в растениях и животных, и особенно в человеке. «Когда Прана уходит из тела, оно становится просто комом»,— пишут в индийских философских текстах.
Вибрации всех видов пронизывают каждую точку пространства и времени Вселенной. Живое, являясь, по мнению йогов, принимающим устройством Космических Энергий, воспринимает их в соответствии со своей природой. Благодаря практике йоги можно расширить спектр постигаемых вибраций. Погружаясь в глубины сознания, йог способен войти в состояние гармонии, резонансного слияния индивидуальной души, познающего «Я» (Атмана) со Всеобщими Космическими вибрациями (Брахманом).
Это — Самадхи. Находясь в нем, человек обретает способность к внесенсорному, интуитивному постижению мира. Только подобное восприятие йоги объявляют не иллюзорным (Майя), а истинным.
Перевоплощение. В представлении йогов человек имеет сложную природу и состоит из 7 начал, или тел:
· Физическое тело (кости, органы, мышцы) само никакими свойствами не обладает и только совместно с
· Эфирным, представляющим собой структурную матрицу Физического, но из более тонкой материи, и
· Оживляющим, дающим силу и энергию, вырабатываемые из Праны, формирует живое физическое тело.
· Астральное тело, как и все остальные, пронизывает физическое и окружает его в виде окрашенного облака (ауры). Оно состоит из тонкой материи эмоций, чувств, желаний человека.
· Ментальное тело (Манас) имеет яйцевидную форму и является субстратом мыслительной деятельности. Астральное и Ментальное тела составляют психическое и социальное лицо личности, его «Эго»,формируемое родителями, учителями, обществом и, конечно же, самим человеком. После смерти с исчезновением Оживляющего тела разрушается Физическое, а вслед за ним Эфирное, Астральное и Ментальное.
· Тело Интуиции (Будхи) выше простого интеллекта, оно проявляется в состояниях вдохновения, озарения и интуиции. Образует светящийся ореол вокруг головы (Нимб святых). Дух (Атман) — это истинное «Я»личности, ее сущность, Божественная искра в человеке. Тело Интуиции и Дух образуют
· Казуальное тело, которое в других религиях называется Душой. Казуальное начало существует вечно, переходит из жизни в жизнь, накапливает духовный и нравственный опыт самовозвышения.
С рождением человека Казуальное тело воплощается в материю, приобретая в зависимости от задач «Я» и степени их решенности остальные более грубые тела. Целью многочисленных рождений и смертей является, как утверждает Бхагават-Гита, преодоление невежества (Авидьи), развитие высшего сознания (Будхи) и осознание своего «Я» (Атмана).
Карма. Согласно закону Кармы каждый поступок, человека влияет на дальнейшую судьбу. Плохие мысли, слова, дела создают тяжелую, требующую искупления Карму. Учителя йоги считали, что болезни — это действие Кармы, которая будит сознание, заставляет человека задуматься и изменить себя.
В целом Карму можно определить как совокупность расхождений между заложенной в индивидуальной Душе программой Космоса и реальными поступками личности. Так называемые поступки против совести определят условия очередного рождения и следующей жизни.
Законы Кармы и Перевоплощения обуславливают эволюцию человека, нацеливают его к движению вверх, к совершенству. Количество перевоплощений определяется Кармой. Чем тяжелее Карма и медленнее изменяется личность, тем больше требуется повторных рождений до достижения Мокши (освобождения). Мокша — завершающий этап эволюции неуничтожимого «Я», одухотворения сознания,— рассматривается как выполнение желаний, как полнота бытия человека, освобожденного от физического тела и представляющего собой самоосознающий дух.
Кундалини. Тантрическое течение внесло свой вклад в развитие теории йоги. Была сформулирована концепция ключевой универсальной энергии, которую можно активизировать и которой можно управлять при помощи медитации. Возникновению этой теории предшествует длинная история: элементы ее присутствуют в религиозных и мистических концепциях Китая, Японии, Кореи и других стран. Но наиболее подробно она разработана в древних литературных памятниках (Тантрах) Тибета. Универсальную силу Кундалини понимают как сконцентрированную Космическую энергию, дремлющую в крестцовой области у основания позвоночника. Ее пробуждение и подъем по тонкоэнергетическому каналу Сушумна, проходящему в центре спинного мозга, является целью таких разновидностей йоги, как Кундалини- и Лайя-йога.
Особенность тантристской теории заключается в придании Кундалини женской сущности (Шакти), стремящейся подняться вверх для слияния с ожидающим его там мужским аспектом (Шива). Их единением и объясняют эффект транса (Самадхи), когда отключается рациональное сознание и мир воспринимается по внесенсорным каналам.
В ходе подъема эта проснувшаяся потенциальная сила проходит через расположенные вдоль позвоночника жизненные центры — Чакры — и активизирует их. Главная функция Чакр состоит в принятии, накапливании, преобразовании и распределении Космической Праны. Чувствительные люди интуитивно воспринимают Чакры как энергетические вихри, имеющие форму конусов. Эти конусы своими вершинами опираются на позвонки и, расширяясь, выходят в пространство.
Известны следующие основные центры: Муладхара — расположен между копчиком и лобковой костью; Свадхистана — в области крестца и дальше в нижней половине живота; Манипура — начинается от 4-го поясничного позвонка и расширяется в верхней половине живота; Анахата — идет от 4-го грудного позвонка и захватывает большую часть грудной клетки; Вишудха — берет начало от 7-го шейного позвонка и доходит до щитовидной железы; Аджна— в области среднего и промежуточного мозга; Сахасра — в области коры головного мозга.
Согласно философии йоги эти центры ответственны за физиологические функции организма, органы чувств и психологические особенности конкретного человека.
Подъем Кундалини как бы реализует творческий потенциал личности. Заполнение энергией каждого центра представляет собой этап его развития. Меняются психологические характеристики, другим становится сознание. Когда ток Кундалини достигает 7-го центра, человеческий организм, по мнению йогов, становится способным чувствовать тонкие энергии высших сфер космоса, что недоступно для обычного восприятия мира. Чакры превращаются в органы постижения и общения с Духовным Миром. Человек приобретает различные феноменальные способности, необъяснимые с позиций законов материального мира. Эти качества, или Сидхи,— не являются целью йоги. Патанджали и другие авторитеты рассматривали появление Сидх как само собой разумеющееся и предостерегали от их намеренного развития и использования в корыстных земных целях. Это отвлекает йога от прямого пути, тормозит его саморазвитие и самореализацию.
Рассмотренные мировоззренческие постулаты йоги раскрывают мотивы традиционной йоготренировки, позволяют понять, что стремление йогов быть чище и лучше вызвано убеждением в своей принадлежности (как и всех других людей) к Всеобщему Космическому братству, объединяющему человечество и существа всей Вселенной. Нравственное возвышение даже одного человека влияет на весь океан Космической Праны, питающей живительной энергией всех.
Виды йоги
Священной книгой йоги является «Бхагават-Гита» — жемчужина древнеиндийской литературы. В ней описаны многие виды йоги: Карма-йога— йога действия, Джнана-йога — йога познания, Саньяса-йога — йога самоотречения, Дхиана-йога — йога медитации, Абхияса-йога — йога постоянных усилий, Бхакти-йога — йога поклонения божеству, Буддхи-йога — йога мудрости, Атман-йога — йога собственной сущности — истинного е Я».
Все они в значительной степени взаимопереплетаются. Невозможно заниматься какой-либо одной, не используя элементы другой. Карма-, Джнана- и Бхакти-йоги считаются ведущими, они включают особенности остальных.
Карма-йога — это путь бескорыстного труда. Для йогина главное — польза для других, а не выгода для себя. Все внимание сосредоточивается на выполняемом деле. Задача — максимальная ответственность, эффективный и качественный труд. Это — йога медитации в действии.
Именно такой подход чаще всего и приводит к высоким результатам. Уравновешенное и спокойное отношение к работе, глубокая погруженность в нее, медитация на полезности своего труда — не только гарантия его эффективности, но и надежный способ гармонизации психики.
Джнана-йога — это путь познания, путь развития в себе высшего разума. Она не исключает использования методов других йог, однако является самостоятельной, поскольку всецело устремлена на развитие способности мышления.
Первый этап Джнана-йоги — очищение и развитие логического разума. Ставят цель — добиться филигранной четкости логических рассуждений, хорошей памяти. Постоянный самоконтроль чистоты ума представляет собой каждомоментную медитацию.
Следующий этап — развитие способности к интуитивному постижению природы явлений. Его задача—овладеть механизмами вдохновения, превратить его из привилегии Гения в привычный инструмент познания мира. Подъем на эту ступень развития сознания позволит в какой-то момент проникнуть в глубь проблемы, непостижимую для обычного разума. В этих глубинах, доступных только высшему сознанию, и будет найдена истина. Овладение интуицией и озарением является мощным инструментом активизации и повышения эффективности научного познания. Это — йога научных работников, изобретателей, политических деятелей, всех, кому нужен быстрый, гибкий и ясный ум.
Бхакти-йога — путь религиозного поклонения. Он требует сердечной простоты и постоянного выражения любви к выбранному божеству.
В Индии много богов, представляющих единый священный Принцип и отражающих различные стороны Космического Разума. Среди них выделяется так называемая индусская Троица: Шива, Вишну и Брахма.
· Шива — это неистовый характер. Он разрушитель, что необходимо для борьбы с демонами. Его символ — фаллос, а олицетворяющее животное — бык.
· Вишну — спаситель, охранитель, бог счастья и благополучия. Приносит процветание, покровительствует всем существам и мирам. У Вишну много Ава тару (земных воплощений), включая популярных героев Кришну, Раму и Будду.
· Брахма, которого часто путают с Брахманом, или Высшей реальностью, представляет божественную мощь созидания. Существуют также Великие Матери-богини, например Дурга, Кали и Шакти.
Для индуса истинное поклонение связано с приобретением хорошей Кармы, поэтому путь Бхакти естественно сливается с путем Карма-йоги. Обожание, созерцание, медитация на божестве должны осуществляться без эгоизма или ожидания вознаграждений. Здесь нет обыкновения, как у христиан, обращаться в молитвах к богу с различными просьбами. Очищается сознание и нравственность, поскольку устойчивое пламя любви Бхакти выжигает такие духовные нечистоты, как ненависть, злобу, жадность, гордость и другие разрушительные эмоции. Бхакти воплощает основную цель всех эзотерических восточных учений, которая заключается в растворении эгоизма и выявлении своего божественного «Я».
Поклонение в различных культурах принимает различные формы. У индусов — это пение гимнов славы, танцы и многократное повторение мантр (стандартных звукосочетаний, фраз, молитв). В Бхакти-йоге вся жизнь превращается в ритуал поклонения божеству: «Чтобы ты ни делал, чтобы ты ни ел, чем бы ты ни жертвовал, делай это для Меня, и я гарантирую твое благополучие» (Бхагават-Гита). Ритуальные правила, требующие предложения своей пищи божеству, сосредоточения на нем при пении мантр, обращения к нему с любовью во все моменты жизни вызывают непроизвольную концентрацию внимания на одном. Это прививает навыки управления мышлением. Медитация становится естественным состоянием сознания. Способствует этому и соблюдение нравственно-этических норм, усваиваемых благодаря религиозному воспитанию.
Янтра и Мантра-йога. Наряду с рассмотренными видами йоги существуют и другие, ориентированные исключительно на сенсорные возможности человека. Это Янтра-йога, использующая графические символы, и Мантра-йога, базирующаяся на применении ритмических словосочетаний, звуков и слогов.
Активным началом здесь являются не только сосредоточение, которое уже само по себе воздействует на сознание в нужном направлении, а цвет, форма и звук.
Обычно чистые сочные цвета, контрастные переходы их в рисунке для созерцания (Янтре) привлекают внимание. Сложный геометрический узор удерживает и затягивает его, заставляя двигаться по ступеням или спиралям в глубь рисунка. Это естественно вводит в состояние медитации. Янтры могут иметь и другой характер в зависимости от поставленных целей: вызывание необходимых образов и ассоциаций, вхождение в заданное эмоциональное состояние, освобождение сознания от мыслительной активности.
В Мантра-йоге действующим началом является мантра — набор определенных вибраций, заключенных в слове, фразе. Мантры чаще обращены к божеству и представляют собой его имя, повторенное многократно, иногда не несут никакого смысла. Считается, что длительное многочасовое пение, подбор тона и высоты звука, регулирование носовой вибрации в соответствии с вибрациями Чакр могут настолько приблизить индивидуальное сознание к общекосмическому полю, что произойдет слияние их. И сознание получит возможность какое-то время существовать не в замкнутой оболочке человеческого «Я», а расшириться в смежное пространство — достигается состояние Самадхи.
В Янтра- и Мантра-йоге изучено и описано воздействие на человека звука и цвета, лежащее в основе различных искусств. И гармоничная мелодия скрипки, и протяжная песня степного кочевника, и вибрации классических мантр ОМ и СО-ХАМ — все они определенным образом ориентируют сознание, углубляют образное восприятие мира, развивают способность к аутогенному погружению.
Лайя-йога использует тантристскую традицию сосредоточения на Чакрах и подъеме Кундалини. Каждому энергоцентру соответствует графический символ и набор звуков. Характер их воздействия аналогичен Янтра- и Мантра-йоге. В данном случае отличительной особенностью служит «оживление» янтр и мантр, наполнение их определенным смысловым и эмоциональным содержанием.
Например, в тантристском учении равносторонний треугольник, повернутый углом вниз, символизирует женское, творящее начало в Универсуме, а равносторонний треугольник, обращенный углом вверх — мужское начало. Два соединенных треугольника, образующие гексаграмму, символизируют принцип равновесия противоположностей в природе. Квадрат обычно связывается с представлением завершенности, а круг — с космической бесконечностью и абсолютной гармонией. Определенным содержанием наполняют и звукосочетания мантр.
В результате длительной практики сосредоточения на символах и их содержании йог закрепляет определенные психоэмоциональные состояния, которые в свою очередь коррелируют со средой Чакр. Последующая концентрация внимания на энергоцентрах с использованием звуковых, графических и цветовых образов включает пусковые механизмы резонансной раскачки Чакр и активизирует их.
Лайя — означает растворение. Глубокое сосредоточение на символах, отключение рационального восприятия, растворение в цвете, форме, звуке раздвигает пределы чувственного восприятия мира, расширяет сознание и вводит в состояние транса.
Аштанга-йога является не столько отдельным видом, сколько принципом построения всякой основанной на йоге системы. Аштанга означает «восемь». Именно столько ступеней выделил Патанджали на пути приручения сознания и достижения Самадхи.
Практически каждый вид йоги предполагает начальные, подготовительные этапы.
· Яма и Нияма первые две ступени. Здесь необходимо освоить систему нравственно-этических норм, предписаний поведения в обществе, свод гигиенических правил, которые в совокупности обеспечивают устойчивый уклад жизни и гармоничное психофизическое состояние. Соблюдение Ямы и Ниямы развивает волю, очищает тело и сознание, приучает к самоконтролю.
Вместе с очистительными упражнениями эти две ступени составляют основу Крия-йоги. Она считается достигнутой, когда сознание ученика перестают беспокоить проблемы тела (недомогания, болезни) и общения (конфликты, непонимание).
Следующие две ступени объединяются в рамках Хатха-йоги Это
· Асана — овладение физическими упражнениями и
· Пранаяма — контроль над дыханием. Благодаря им ученик полностью освобождается от болезней и приобретает способность длительно находиться в медитативных позах без каких-либо признаков утомления и неудобства. При этом развиваются способности к сосредоточению внимания и образному мышлению.
Последующие четыре ступени составляют основуРаджа-йоги. Это
· Пратьяхара, Дхарана, Дхиана и Самадхи.
Все они представляют собой различные этапы овладения техникой управления мышлением. Показателем успеха является способность к длительному и глубокому сосредоточению внимания на одном объекте, а также достижение измененного состояния сознания, когда становится возможным восприятие информации помимо органов чувств.
Фактически Патанджали вскрыл последовательность самосовершенствования, присущую всем видам йоги. Он предложил алгоритм продвижения для стремящегося к вершинам овладения собой, своим телом, психикой, мышлением, сознанием. Включил в систему все значимые факторы: от мотивации и нравственных норм до высочайшей техники контроля над мышлением. Каждый этап пути восьмиступенчатой Аштанга-йоги может быть развит в самостоятельный вид — все определяют задачи, которые ставит перед собой ученик. Однако принцип Аштанга всегда в той или иной мере сохраняется.
Ни один вид йоги не имеет каких-либо преимуществ перед другим. Каждый выбирает путь по совету Учителя, согласно своим наклонностям и реальным возможностям. Что хорошо для одного, совершенно непригодно для другого. В связи с этим традиция, делит учеников (искателей) на четыре основных типа:
· слабый искатель — это тот, у которого недостает энтузиазма, он критикует учителей, жаден, расположен к плохим поступкам, много ест, сластолюбив, непостоянен, труслив, завистлив, с грубой речью, слабым характером и недостатком зрелости. Гуру ведет таких искателей лишь по тропе Мантра-йоги. При огромном усилии ученик может достичь прозрения (Мокши) через 12 лет;
· средний искатель обладает уравновешенным умом, кроткой речью, умерен во всех обстоятельствах, способен выдерживать трудности. Распознав эти качества, Гуру учит его Лайя-йоге, которая через 9 лет приносит освобождение;
· высший класс искателя — это человек с устойчивым умом, одаренный Лайя-йогой, зрелый, независимый, великодушный, милосердный, снисходительный, правдивый, смелый, молодой, почтительный, преклоняющийся перед своим Гуру, полный решимости к практическим занятиям йогой. Он может достичь просветления через 6 лет практики. Гуру обучает этого сильного человека Хатха-йоге;
· наивысший класс искателя является человеком большого мужества и энтузиазма, красивый, отважный, высоконравственный, усердный, здравомыслящий, не унывающий, умеренный в еде, управляющий своими чувствами, лишенный страха, чистый, ловкий, благородный, помогающий всем, настойчивый, образованный, независимый, снисходительный, с кроткой речью, преклоняющийся перед своим Гуру. Ему под силу Раджа и все другие виды йоги. Может достичь успеха за 3 года.
Приведенная классификация учеников, наверное, полностью справедлива лишь для условий Индии. Для человека Запада с его рациональным мышлением есть смысл вместо подготовительных Мантра- и Лайя- осваивать Крийя-йогу, дающую выраженный оздоровительный эффект и не требующую многочасовых занятий. Успех в Крийя-йоге позволяет с меньшими трудностями освоить следующие этапы. При этом совсем не обязательно ориентироваться на традиционно провозглашаемую конечную цель — достижение Самадхи. Важно, что благодаря йоге решаются задачи, зачастую более реальные, доступные и привлекательные. Эрнст Вуд, автор ряда интересных работ по йоге писал, что большинство практикующих склонны довольствоваться промежуточными целями, к которым относятся:
· покой ума и сердца;
· сила воли и интеллект;
· способность прямого воздействия разума на тело;
· развитие разных психических способностей;
· контроль над эмоциями — избавление от тревоги, гордости, гнева, вожделения, жадности;
· физическое здоровье, гибкость, красота тела и долголетие;
· предотвращение и полное устранение психосоматических расстройств.
Легкость, здоровье, невозмутимость, чистый цвет лица, благозвучный голос, приятный запах...— это, по словам Шивананды, первые проявления успеха в йоге.
Глава 2. Крийя-йога
Решившие приступить к йоготренировке часто задаются вопросом: с чего начинать? То ли осваивать физические упражнения, то ли выполнять простейшие дыхательные, а может быть лучше остановиться на общем очищении организма методами гигиены? Вопрос отнюдь не праздный. До сих пор в издающихся массовыми тиражами популярных руководствах по йоге нет единого мнения. Чаще всего вначале предлагают комплексы физических упражнений, динамических и статических. Затем рассматривают пранаямы и, наконец, заходит речь о нравственной концепции йоги и гигиенических правилах. Между тем классическая структура восьмиступенчатой йоги предполагает иной подход. Сначала изучают гигиенические и нравственно- этические правила, объединенные под общим названием Крийя-йога, и лишь затем все остальные. Еще древний мудрец Патанджали упоминает Крийя-йогу, определяя ее как самообуздание, развитие бескорыстия.
Свами Вивекананда, комментируя афоризмы Патанджали, называет Крийя-йогу практикой, идущей через освоение двух первых ступеней йоги — Ямы и Ниямы, т. е. нравственного и физического очищения. Свами Кувалаянда и С. Л. Винекар, авторы книги «Йога—индийская лечебная система. Основные принципы и методы», пишут, что «Крийя-йога побуждает человека вести такой образ жизни, который меняет психофизические характеристики личности, развивая способность не поддаваться влиянию тех факторов среды, которые вызывают расстройства в реакциях организма. Крийя-йога... увеличивает приспособительные и компенсаторные возможности различных органов и систем организма».
Известный английский популяризатор йоги, Теос Бернард, доктор искусств, философии и права, в работе «Хатха-йога (рассказ о личном опыте)» говорит о том, что йога — наиболее совершенный и важный метод из всех восточных систем самосовершенствования. Этот метод оздоравливает и дает возможность проявиться скрытым силам ума. Делясь опытом, приобретенным в Индии и Тибете, Бернард подробно разбирает очистительные процедуры, считая их обязательным условием йоготренировки. Он подчеркивает, что для управления процессом мышления и достижения высокой степени концентрации внимания требуется развить способность к длительной задержке дыхания, а это возможно посредством проведения гигиенических процедур. Только тогда очищаются тонкие энергетические структуры.
Согласно философии йогов, проводимость энергетических каналов Нади является условием психического и физического здоровья. Заботясь об их чистоте, йоги добиваются удивительных результатов в овладении физиологическими функциями организма, устранении нарушений.
Эффективность упражнений Крийя-йоги в самооздоровлении была замечена очень давно. Еще в Аюрведе, древнем трактате о методах терапии, рекомендуется наряду с природными лекарственными средствами широко использовать промывания внутренних полостей тела, дыхательные, очистительные и облегченные физические упражнения.
Крийя-йога устраняет такие нежелательные психические состояния, как печаль, подавленность, раздражение, в основе которых, по мнению йогов, лежат:
· Авидиа — неправильное понимание окружающей действительности;
· Асмита — обособление от среды;
· Paгa — привязанность (например, к результатам своего труда);
· Двеша — неприязнь или антипатия;
· Абхинивеся — ложные представления о себе.
Механизм воздействия гигиенических упражнений Крийя-йоги на психофизическое состояние порой труднообъясним. Однако, несомненно, такое воздействие существует. Неразумно отвергать отработанную тысячелетиями методику достижения гармонии тела и психики.
Согласно йоге первые признаки болезни — это лень и вялость, увеличение потребности во сне, жестокость и недоброжелательность, эмоциональная неустойчивость, слабый контроль над эротико-чувственной сферой. Симптомами отхода от истинно здорового состояния является тяга к тепловому комфорту, вкусовым суррогатам (соль, сахар, острые приправы) и стимуляторам типа чая, кофе и т. п.
Шри Йогендра, автор книги «Гигиена йогов», считает, что соблюдение рекомендаций йогов по образу жизни, выполнение очистительных процедур обеспечивает:
· выход из состояния болезни и предболезни;
· повышение иммунитета;
· достижение высокого уровня физической интеллектуальной производительности;
· в целом духовное облагораживание.
Путь Крийя-йоги состоит в постижении принципов самодисциплины и освоении навыков психической и нравственной саморегуляции. Необходимо овладеть методами внешней и внутренней очистки тела, перейти к образу жизни с минимальным засорением внутренней среды организма., Крийя-йога выводит ученика на тот уровень, когда он тоньше ощущает свое тело и легче ограничивает побуждения к перееданию и излишнему сексу. (йоги считают, что до выхода на этот уровень рискованно освоение асан, пранаям, а тем более медитации.
И это не отвлеченные суждения. Их справедливость многие испытали на себе. Автор тоже не сразу пришел к пониманию простой истины, что настоящий эффект от йоги можно получить лишь в случае последовательного перехода от этапа к этапу, детального овладения методами каждой ступени йоги. Иначе, если подходить с позиций долговременной перспективы, не получится достаточно быстрого продвижения. Ученик застревает где-то на подступах к истинной йоге, ограничиваясь незначительными эффектами физического и психического оздоровления. До изменения сознания, а тем более до управления им дело не доходит.
Конечно, следование принципу системного и поэтапного освоения йоги вовсе не означает отказ от параллельного изучения наряду с гигиеническими правилами простейших физических и дыхательных упражнений. Более того, часть гигиенических процедур предполагает достаточно совершенное владение некоторыми асанами. Поэтому заниматься Крийя—йогой нужно одновременно с Хатха-йогой.
Крийя-йога — это не только терапия. Это система жизненных норм, своего рода стиль жизни, охватывающий такие стороны нашего бытия, как философское восприятие окружения, взаимоотношение со средой и со своим «Я». Это проблемы жилища, сна, питания, одежды и т. п.— словом те, без решения которых к Хатха-, а тем более к Раджа-йоге лучше не подступаться.
Крийя-йога — подробно разработанная методика очищения и тела, и духа, и сознания. Структурно она делится на следующие основные разделы:
· гигиена нравственности;
· гигиена зрения;
· гигиена кожи;
· гигиена носоглотки;
· гигиена пищеварительного тракта;
· диета;
· общие рекомендации по образу жизни.
Гигиена нравственности
Согласно йоге психические и мыслительные процессы имеют хотя и тонкую, но все же материальную природу. Эмоционально окрашенная мысль, раз возникнув, уже не исчезает. Она отделяется от хозяина и незримо присутствует в пространстве в виде энергетического сгустка, сохраняя способность влиять на мышление и поведение других людей. Поэтому йоги считают, что человек ответственен не только за свои слова и поступки, но и за мысли. Они должны быть ясными, положительно направленными, сориентированными на идеалы добра и красоты.
Первая ступень йоги — Яма (воздержание) — провозглашает ряд принципов поведения, которые дают возможность бесконфликтного общения с социальной средой. Они формируют систему ценностей, позволяющую выбрать наиболее рациональную жизненную стратегию, оставляющую место для удовлетворения минимальных материальных запросов, духовного развития и самосовершенствования.
Систему нравственных норм можно обозначить как своеобразные правила безопасности, если иметь в виду философский и энергетический аспекты йоги. Соблюдение этих норм исключает эффект бумеранга, когда негативная мысль или действие по отношению к другим возвращаются к ученику и поражают его с двойной силой. А ведь со временем сила мысли подвижника йоги возрастает и тогда возвратные отрицательные удары становятся весьма ощутимы. Чтобы избежать их, йога выработала пять основных принципов поведения, составляющих основу Ямы.
1. Ахимса — непричинение вреда другому (в делах, словах и мыслях). В отличие от библейской истины непротивления злу насилием здесь имеется в виду(не отказ от насилия вообще, а добросовестное выполнение долга, например по защите близких от нападения либо защите отечества. Однако, как говорил Махатма Ганди, Ахимса кшатрия (воина) состоит в выполнении долга бесстрастно, т. е. без страха, гнева и других .отрицательных эмоций)
Когда же речь идет о защите чести и достоинства, то абсолютная Ахимса — удел очень сильных людей, способных снисходительно простить обидчика, сознавая его несовершенство. Однако Ахимса — не всепрощение, не уход от борьбы. Это, скорее, идеал самосовершенствования, за достижение которого борются, но честными методами.
Ахимса предполагает освобождение от страха, На определенном этапе самосовершенствования методами йоги постигается внутренняя связь вещей и событий, а разрыв между невысокими запросами и приобретенными возможностями возрастает настолько, что ученик становится неподвластен распространенным стереотипам бытового мышления и поведения. Меняются ценностные ориентации, и страх что-то утратить уже не касается души ученика. И когда обычный человек пасует перед угрозой, ученик йоги остается к ней безразличен, т. е. не испытывает страха.
Ахимса воспитывает терпимость, сочувствие, гуманность, уважение достоинства других, ограничивает собственный эгоизм.
2. Сатья — правдивость и честность во всем: в поступках, словах, мыслях. Сатья в мыслях — это критический самоанализ, постепенное избавление от самообмана, самоуспокоения, стремления найти причину своих промахов, неудач не в себе, а в других. Сатья — в мыслях — это реалистическая самооценка.
Сатья не означает отказ от дипломатии, но это дипломатия честная, где компромисс достигается не за чужой счет. Сатья — это не отстаивание правды- матки во всем, всегда и везде. Ведь принцип Крийя-йоги — бесконфликтное общение. Правдивому человеку совсем не обязательно быть конфликтным, Главное — стремиться к конечному торжеству справедливости, быть правдивым прежде всего по отношению к себе.
Сатья — это и обязательность, т. е. непременное исполнение своих обещаний и обязанностей Необходимо всякий раз контролировать свои слова, не возбуждать у собеседника несбыточных надежд не только словом, но и мимикой, интонацией. С другой стороны, не следует делать каменного лица и стеклянного взгляда и изображать неподвластного эмоциям йога.
3. Астея— дословно «неворовство», иначе говоря не требуй чужого добра, В широком смысле - это способность реально оценивать себя и не пытаться занять место, которого не заслуживаешь. Сюда же можно отнести претензию на такого партнера в браке которого не стоишь.
Астея запрещает добиваться цели путем хитростей, интриг либо перенапряжения. Перенапрягся - значит, достиг чего-то за счет своего здоровья, украл его, у себя. Не перенапрягаться — значит, умерить свои желания и методами йоги повышать возможности интеллекта и психики. Притязания должны быть адекватны возможностям. Это не значит, что не нужно вообще стремиться к чему-либо. Нет, нужно, но не к обладанию, не к захвату, не к получению, а к реализации, например, своих с