Экспертные системы . Основные области их применения и основные компоненты.
Экспертная система — это компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации.
Типичная экспертная система состоит из следующих основных компонентов: решателя (интерпретатора), рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД), базы знаний (БЗ), компонентов приобретения знаний, объяснительного и диалогового компонентов
База данных предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. Этот термин совпадает по названию, но не по смыслу с термином, используемым в информационно-поисковых системах (ИПС) и системах управления базами данных (СУБД) для обозначения всех данных (и в первую очередь не текущих, а долгосрочных), хранимых в системе.
База знаний в экспертной системе предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область (а не текущих данных), и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.
Решатель, используя исходные данные из РП и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые, будучи применёнными к исходным данным, приводят к решению задачи.
Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решения) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату.
Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружелюбного общения со всеми категориями пользователей как в ходе решения задач, так и приобретения знаний, объяснения результатов работы.
В разработке экспертной системы участвуют представители следующих специальностей:
• эксперт в той проблемной области, задачи которой будет решать экспертная система;
• инженер по знаниям - специалист по разработке экспертных систем;
• программист - специалист по разработке инструментальных средств (ИС).
51) ОЦЕНКА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕСТА.
Диагностика эффек-ти метода исследования - способность данного метода(теста) выявить заболевание и охарактер-тьсост-е организма при экономической доступности метода.
Для оценки эффективности методов измерения в мед диагностике применяют критерии:
· *Точность измерения – соответствие результатов измерения истинному значение определяемой величины. Высокая точность измер-я достиг-ся при миним-х рандомизированных и систематических погрешностях.
· *Правильность измерения – это качество измерения характеризует величину систематических погрешностей. Чем они меньше, тем более правильным оказ-ся измерение.
· *Сходимость измерений – данное качество измерений характ-ет величину случайных ошибок. Чем они меньше, тем лучше сходимость измерений. Критерий показ. насколько близки к друг другу измер-я, выполненные водинак-х условиях, т. е в одной и той же лаборатории и на одном и том же прибор.
· *Воспроизводимость измерений – этот критерий показывает, насколько близки между собой результаты измерений, выполненных в различных усл-х, т.е в разных лабораториях и на разных аппаратах.
52)МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ.
Медицинские информационные системы –совокупность программно-технических средств, базы данных и знаний, предназначенных для автоматизации информации процессов в леч-проф учреждениях.
Существует 3 группы медицинских инф. систем:
· *Базовый уровень – это медицинские работники лечебного учреждения, работники аптек, служб технического и финансового обеспечения. К этому уровню относятся стационары, поликлиники, диспансеры, службы скорой помощи
· *Территориальный уровень – это региональные органы управления здравоохранением, профильные специализированные леч-консультативные центры, органы санэпиднадзора, системы ОМС, высшие и средние учебные заведения
· *Федеральный уровень – это федеральные органы управления здравоохранением, головные научно-исследовательские институты, финансовые институты.
53)МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ БАЗОВОГО УРОВНЯ.
МИС базового уровня – предназначены для поддержки технологических процессов, в основном лечебных учреждений различного профиля и организационной структуры.
Основная цель: оптимизировать работу мед-го и вспомогат-го персонала.
54) ДИАГНОЗ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КИБЕРНЕТИКИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МЕДИЦИНСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.
Диагноз – это поэтапный процесс переработки информ-и в системе врач - больной.
Этапы разработки мед-й диагностики:
1-й этап – сбор информ-и о состоянии больного (входные данные)
2-й этап – переработка инф-и, т.е отбор наиболее существенных данных, сравнение их с нормой и систематиз-я в опред-й симптомокомплекс (набор симптомов)
3-й этап – сопоставление его с данными об известных заболеваниях.
55) ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АРМ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВРАЧЕЙ – СПЕЦИАЛИСТОВ СТАЦИОНАРА.
Общий требования к АРМ различных специалистов яв-ся:
· -простота общения пользователя с АРМ
· -оперативность ввода обработки и поиска док-в
· -возможность оперативного обмена инф-и между различными АРМ
· -исключение положений, когда пользователь оказ-ся в тупиковой ситуации
· -контроль ввода данных с указ-ем ошибок
· -возможность настройки АРМ под конкретного пользователя
· -эргономичность конструкции
· -безопасность для здоровья пользователя и пациента
В задачу АРМ лечащего врача входят ф-ции:
1) Ведение формализованных учетных документов пребывания больного в лечебном учреждении
2) Оформление всех учетных док-тов движения больного согласно существующим нормативам
3) АРМ помогает врачу осуществлять ряд важных вспомогательных ф-ций: формировать гипотезы диагноза, получать рекомендации по обслед-ю пациента и выбору метода лечения, оформлять и поддерживать электронную историю болезни, оформлять эпикризы, заполнять карты выбывшего из стационара
56)ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КОМПЬТЕРНОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ.
Основные треб-я к компьют-й истории болезни:
· эффективный способ ввода информ-и в историю болезни. Компьютеру поручается вычисление производных величин, а врачу остается только ввести первичные данные.
· полнота и демонстративность выходной информации. Все сведения, кот-е вводятся врачом в историю болезни строго упорядочиваются.
· однократность ввода сведений при их многократном исполь-и. Данные больного автом-ки формируются в историю болезни
· любая инф-я из истории болезни должна выдаваться и на экран, и на печать, и в файл. Вывод на экран позволяет вносить поправки. Распечатанный вариант – для обмена между врачами.
· простота эксплуатации
57)ОПИШИТЕ БАЗОВУЮ СТРУКТУРУ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ И ПРИНЦИПЫ ВВОЖА ИНФОРМАЦИИ.
Базовая структура
Комплекс для ведения компьютерной истории болезни состоит из самой истории болезни, большого комплекта справочников и программы ввода и вывода информации. История болезни имеет три основных раздела: «Паспортная часть», «Социальная характеристика», «Медицинское состояние».
Содержание паспортной части: фамилия и инициалы, дата рождения, пол, домашний адрес, фонд медицинского страхования и номер страхового полиса.
Раздел «Социальная характеристика» подробно охарактеризует жилищные условия, материальное и семейное положение пациента, место работы, учебы.
Основной раздел истории болезни — «Медицинское состояние» —фиксирует установленные диагнозы, осложнения, онкологические подозрения и онкологический риск.
Для ввода информации используется комплекс приемов, которые облегчают врачу ведение истории болезни. В большинстве разделов осуществляется ввод информации из справочников.
Использование справочников предупреждает ошибки и опечатки, гарантируют общепринятые или официально установленные термины.