Основные сведения из истории развития санитарной культуры и гигиенической науки.
Предмет и задачи гигиены.
Гигиена – наука о здоровье, основная профилактическая наука, которая ставит во главу угла здоровье и рассматривает его как категорию, формирующуюся под влиянием сложных взаимосвязей природных, социальных, антропогенных и эндогенных факторов.
Гигиена устанавливает закономерности воздействия вредных факторов на организм и разрабатывает нормативы, которые гарантируют населению благоприятные условия труда и жизни. Устанавливает ПДК вредных примесей в воде, воздухе, почве пищевых продуктах, допустимые уровни шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений; определяет критерии тяжести и напряженности труда, нормирует факторы, способствующие развитию утомления у рабочих, учащихся, разрабатывает правила и рекомендации по использованию природных факторов окружающей среды и т.д. Разделами гигиены является гигиена труда, питания, возрастная и коммунальная гигиена. Врачи-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-гигиенический контроль за состоянием окружающей среды, условиями жизни и труда населения. Практическое претворение в жизнь нормативов и рекомендаций разработанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных мероприятий.
Значение и применение гигиенических правил во врачебной практике.
В системе подготовки врача лечебного профиля гигиена является одной из ведущих дисциплин, что отражает профилактическую направленность здравоохранения. На основе изучения факторов внешней среды гигиенисты разрабатывают нормы и практические мероприятия, имеющие цель – создание благоприятных условий жизни и труда человека и оздоровление населения, т.е. уменьшение заболеваемости и смертности жизни, повышение работоспособности и т.д. Гигиена устанавливает ПДК, т.е. практическая медицина опирается на те нормы, которые разрабатывает гигиеническая наука, а санитарные мероприятия, как практическое претворение гигиенических нормативов. Это основа профилактической деятельности лечебных учреждений.
Определение понятий: гигиена, санитария, санитарная культура, профилактика, санитарные условия, гигиенические условия.
Гигиена – это основная профилактическая, медицинская наука, которая ставит во главу угла здоровье и рассматривает его как категорию, формирующуюся под влиянием сложных взаимосвязей природных, социальных, антропогенных и эндогенных факторов.
Санитария – применение на практике выводов гигиенической науки; совокупность мер по обеспечению условий жизни благоприятных для сохранения и улучшения здоровья.
Санитарная культура – результат развития материальной культуры, быта в условиях совместного проживания людей.
Профилактика – направлена на предупреждение развития болезней (первичных, вторичных, третичных).
Санитарные условия – все факторы, которые действуют на здоровье человека, либо позитивно, либо негативно.
Гигиенические условия – все факторы, которые основаны на достижениях гигиенической науки и действуют на здоровье человека только положительно.
Определение понятий: гигиенический норматив, экология, экология человека, экосистема.
Гигиенический норматив – это строго определенный диапазон параметров, факторов среды, который оптимален или приемлем, безопасен с точки зрения сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущих поколений.
Экология – наука, изучающая все сложности взаимосвязей и взаимоотношений в природе как условие борьбы за существования.
Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром с динамичной постоянно усложняющейся средой обитания.
Экосистема – совокупность различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их неживой природы, т.о., что может сохраняться неопределенно долгое время.
Требования к размещению и застройке больничного комплекса.
Проектирование больничных учреждений осуществляется архитектурно-планировочными организациями. Все проекты больничных учреждений перед введением их в практику строительства проходят санитарную экспертизу с целью контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований к размещению и планировке больниц. При строительстве больницы прежде всего рассматривается ситуационный план, т.е. размещение больницы на территории города и выбор участка для нее. В плане города больницы размещают на окраине и в жилом массиве. Общесоматические больницы размещаются в пределах населенных пунктов, специализированные – в пригородной зоне. Выбор участка для больницы следует производить с учетом возможности использования общегородских инженерных сооружений. Участок больницы должен располагаться на возвышенной, сухой и хорошо проветриваемой местности, вблизи зеленых массивов. Лечебные учреждения следует размещать вдали от источников шума и загрязнений атмосферного воздуха: промышленных предприятий, ж/д путей, аэродромов и т.д. пути сообщения с больницей должны быть удобными, проезжая часть дорог должна быть асфальтирована. Размеры участка больницы определяется системой застройки и количеством коек. Для больницы 600-1000коек требуется земельная площадь более 10га. Наибольшее значение имеет размещение лечебных корпусов с точки зрения аэрации и инсоляции, поэтому палаты лечебных корпусов в средней климатической полосе должны быть ориентированы на юг или юго-восток. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий на участках детских больниц. Территория детских больниц должна иметь несколько изолированных друг от друга участков, предназначенных для прогулок и отдыха детей различных возрастных групп отделений.
Судьба ядов в организме.
Яд – это вещество, поступающее в организм извне, обладающее свойством оказывать хим. и физ-хим воздействие и способное при определенных условиях даже в малых дозах вызвать отравление. Характер морфологических и функциональных изменений при отравлениях зависит от совокупного влияния целого ряда условий. К ним относятся свойства яда, состояние организма, пути введения, распределения, депонирования и пути выведения яда из организма, комбинированного действия ядов. Распределение и депонирование яда организме во многом зависит от химической структуры и агрегатного состояния яда, его способности растворяться в различных тканях и средах организма. Жирорастворимые яды накапливаются в жировой ткани, печени, головном мозге. Водорастворимые распространяются во всем организме, концентрируются преимущественно в мышечной ткани, головном мозге, печени, почках. Некоторые яды могут депонироваться в костях и волосах. Судьба ядов в организме не одинакова. Одни не претерпевают существенных изменений, другие окисляются, восстанавливаются, нейтрализуются, адсорбируются. При этом образуются новые соединения.
Содержание и метод профилактической работы детского врача. Анатомо-физиологические особенности растущего организма.
Растущий организм ребенка имеет определенные возрастные периоды: грудной, преддошкольный, дошкольный, младший, средний, старший, школьный. Каждый из них характеризуется своими специфическими, морфологическими и физиологическими особенностями. В раннем детском возрасте, особенно в грудном периоде, темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей. К концу первого года жизни рост увеличивается на 47% по отношению к первоначальному. На 2 – на 13% по отношению к первому. На 3 – на 9% по отношению ко 2 году. В возрасте 3-7 лет ежегодная прибавка в массе составляет 7,5%. В дальнейшем она продолжает снижаться, повышаться в период полового созревания. Наибольшая прибавка массы тела приходится на первый год жизни. К 4-5 мес. масса тела увеличивается в 2 раза; до 1 года – в 3 раза. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и вновь возрастает в пубертантный период. Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора. В них преобладают органические элементы, вследствие чего скелет детей обладает большой эластичностью и подвержен различного рода искривлениям, а головка бедра, запястья состоят целиком из хряща. В первые годы жизни происходит энергичное окостенение и рост скелета. В позвоночнике до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом. На 14-15 году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения и к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков. Процесс развития мышц у детей протекает неравномерно. В начале развиваются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мягких костей лишь к 6-7 годам. В возрасте 7-8 лет у детей отмечается слабость мышц спины, что в значительной степени способствует искривлению позвоночника. Развитие моторики происходит неравномерно к 6-7 годам.
Предмет и задачи гигиены.
Гигиена – наука о здоровье, основная профилактическая наука, которая ставит во главу угла здоровье и рассматривает его как категорию, формирующуюся под влиянием сложных взаимосвязей природных, социальных, антропогенных и эндогенных факторов.
Гигиена устанавливает закономерности воздействия вредных факторов на организм и разрабатывает нормативы, которые гарантируют населению благоприятные условия труда и жизни. Устанавливает ПДК вредных примесей в воде, воздухе, почве пищевых продуктах, допустимые уровни шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений; определяет критерии тяжести и напряженности труда, нормирует факторы, способствующие развитию утомления у рабочих, учащихся, разрабатывает правила и рекомендации по использованию природных факторов окружающей среды и т.д. Разделами гигиены является гигиена труда, питания, возрастная и коммунальная гигиена. Врачи-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-гигиенический контроль за состоянием окружающей среды, условиями жизни и труда населения. Практическое претворение в жизнь нормативов и рекомендаций разработанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных мероприятий.
Основные сведения из истории развития санитарной культуры и гигиенической науки.
Древний мир. Основоположник научной медицины Гиппократ обобщая знания и опыт лечебной медицины, в трактате «О воздухах, водах и местностях» говорил о значении чистоты воздуха, воды, почвы для здоровья и деятельности человека. О значении гигиенических правил в жизни человека писали Аристотель, Гален, Асклепий. В Древнем Риме имелись инженерные устройства по водоснабжению и канализации. Авиценна в своем труде «Канон медицины» уделял большое внимание вопросам гигиены. В книге врача Рамаццини «Рассуждение о болезнях ремесленников» впервые показано влияние производственной пыли на развитие легочных заболеваний.
В конце XIX- начале XX века появляется интерес к вопросам физического развития детей и подростков, заболеваемости и смертности населения, гигиены питания, труда и быта. В древнем Новгороде уже в 11 веке были сооружены водопровод и система канализации, отдельные улицы и площади были замощены, проводилась их очистка. В 16 веке в Московском государстве различные гигиенические рекомендации обобщаются в документы, в частности появляются «Азбуковники», в которых помещаются указания по личной гигиене учащихся. Петр 1 создал Медицинскую канцелярию (1716). В 1737 в России впервые был учрежден надзор за санитарным состоянием городов. С 1808г. Мудров читал курс лекций «О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапии болезней, в лагерях и госпиталях наиболее бывающих». Мудров утверждал, что гигиена должна базироваться на знании физиологии, физики и химии. Основоположники отечественной медицины Пирогов, Боткин, Захарьин, Остроумов были активными сторонниками профилактического направления в медицине и считали гигиену важнейшей отраслью медицинских знаний в борьбе за здоровье населения. Во второй половине 19 века отечественная гигиена возглавлялась ее основоположниками – Доброславин и Эрисман. В Московском земстве, кроме Эрисмана, работали следующие врачи: Куркин, Богословский, занимавшиеся статистикой; Левицкий – внес большой вклад в развитие гигиены труда; Мольков, работавший в области школьной гигиены. Большой вклад в гигиеническую науку внес Хлопин, развивший экспериментальное направление в гигиене и обогативший ее многочисленными трудами по коммунальной гигиене. В июле 1918г на Всероссийском съезде Советов был учрежден Народный комиссариат здравоохранения РСФСР. В марте 1919г на VIII съезде РКП (б) были определены основные принципы советского здравоохранения: государственный характер; профилактическое санитарно-гигиеническое направление; единство медицинской науки и практики здравоохранения. В эпоху НТР гигиена взяла свои обороты во всех направлениях. Расширяются исследования в области гигиены села, в частности изучение условий труда и быт механизаторов, рабочих, разработка оздоровительных мероприятий, особенно при применении пестицидов, стимуляторов роста и минеральных удобрений в различных климатогеографических регионах страны. Изучаются вопросы акселерации детей и подростков, влияние на их здоровье условий обучения, режима труда, питания и отдыха, разрабатываются критерии профессиональной пригодности подростков и прогноз их профессиональной устойчивости.
17.Основные гигиенические требования к пище.
1. Суточный рацион должен покрывать энергозатраты
2. Химическая структура пищи должна соответствовать ферментным системам организма
3. Пищевой рацион должен быть правильно распределен в течении дня
4. Пищевые продукты должны быть безупречны в санитарно-эпид. отношении.