Основные сведения об истории возникновения и развития логистики

Логиcтика происходит от греческого слова "logistike", что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г.Павеллек отмечает, что ещё в период Римской империи существовали служители, которые носили титул "логисты", или "логистики"; они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооружённых сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI(865-912 гг.н.э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение её военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о её потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного похода.

По мнению ряда западных учёных, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. барона А.Н.Джомини, который дал такое определение логистики: "практическое искусство маневра войсками ". Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. Считается, что некоторые прнципы логистики использовались армией Наполеона.

Однако как военная наука логистика сформировалвсь лишь к середине XIX в.

В Росии в середине прошлого века, согласно "Военному энциклопедическому лексикону", изданному в Санкт-Петербурге, 1896г.В более поздних отечественных энциклопедических изданиях и в словарях иностранных слов логитсика трактуется как математическая логика.

Логистика как наука и практика в гражданской сфере начала формироваться в двадцатом столетии в США,а затем и на западе Европы.В генезисе логистики ХХ в. некоторые ученые выделяют следующие четыре исторических этапа:

1) период "фрагментаризации" (1920 - 1950), формулирования предпосылок становления логистической концепции, инструментов снижения общих затрат и управления материальными потоками;

2) период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 - 1970), теории и практики логистики;

поиска новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развития компьютерных информационных технологий как средства снижения затрат;

3) период развития (1970 - 1980) и применения логистики на практике, поиска путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции бизнес-логистики, распространения логистических систем, философии всеобщего управления качеством и промышленной логистики.

4) период интеграции (1980 -1990) логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи : закупки - производство - дистрибьюция - продажи для достижения цели бизнеса с минимальными затратами; управления наряду с материальными и сопутствующими информационными потоками, создания международных логистических систем, логистики как одного из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе.

Другая группа зарубежных и отечественных ученых выделяет три периода развития систем товародвижения материальной продукции:

1) дологистический период (до 50-х годов), когда управление материальным распределением имело фрагментарный характер, а координация действий различных подразделений фирм была недостаточной;

2) период классической логистики (начало 60-х - конец 70-х годов),характеризующийся созданием на фирмах логистических систем вместо

организации оптимальных перевозок; управлением фирмами процессом товародвижения на основе комплексного подхода, интеграции функций товародвижения с использованием теории компромиссов;

3) период неологистики, или логистики второго поколения (начало 80-х годов), для которого характерно расширение сферы действия компромиссов в концепции логистики, преобладание комплексного подхода к развитию систем логистики на основе всего предприятия исходя из общей цели - достижения максимальной эффективности работы всей фирмы. В середине 80-х годов комплексный подход получил новое развитие в виде концепции "общей ответственности"; специфика нового подхода состояла в выходе логистической системы за пределы экономической сферы и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий -максимальное соотношение выгод и затрат.

Наши рекомендации