Значение каникулярной оздоровительной работы среди ДиП
Лекция 19.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
План лекции
1. Гигиенические основы организации каникулярной оздоровительной работы среди детей и подростков.
2. Гигиенические требования к загородным оздоровительным организациям.
3. Гигиенические требования к оздоровительным организациям с дневным пребыванием детей.
4. Гигиенические требования к палаточным лагерям, лагерям труда и отдыха.
5. Организация работы медицинского персонала в загородных оздоровительных учреждениях.
6. Оценка эффективности оздоровления детей.
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ
Ознакомиться с гигиеническими основами организации каникулярной оздоровительной работы среди детей и подростков, организацией работы медицинского персонала в загородных оздоровительных учреждениях, а также с оценкой эффективности оздоровления детей.
I. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАНИКУЛЯРНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Значение каникулярной оздоровительной работы среди ДиП
Значительные учебные нагрузки, гипокинезия, несбалансированное питание, неблагоприятные факторы городской и образовательной среды приводят к выраженной усталости детей, значительному напряжению эмоциональной сферы, истощению адаптационных резервов организма. Это в наибольшей степени проявляется в конце учебного года. Угрожает развитием переутомления, переходом функциональных изменений в патологические. Поэтому значение отдыха ребенка во время каникул чрезвычайно велико.
Возможности оздоровления ДиП во время летних каникул
ü Благоприятные погодные условия: определяют возможность широкого использования природных факторов (солнце, воздух, вода), длительного пребывания детей на открытом воздухе, за городом, повышения двигательной активности, закаливания.
ü Обогащение питания свежими продуктами растительного происхождения.
ü Изменение режима дня в пользу увеличение времени на отдых (активный и пассивный, сон) за счет резкого уменьшения учебной нагрузки.
ü Положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями, сменой обстановки, знакомством с новой средой, с освоением новых двигательных и трудовых навыков.
Специфические аспекты возможного негативного влияния среды
На здоровье ДиП во время отдыха
1. Перегрев и переохлаждение, обезвоживание, солнечный удар, тепловой удар, солнечный ожог и т.п.
2. Травмы и отравления (немикробной природы), вплоть до смертельных исходов.
3. Пищевые отравления, кишечные инфекции и другие заболевания, обусловленные биологическим фактором.
4. Нарушения деятельности пищеварительной системы вследствие изменения структуры питания (ягоды, овощи, фрукты).
Типы оздоровительных учреждений для детей:
1) возраст, 2) здоровье, 3) вид отдыха
Загородные дошкольные организации (детские дачи)
Стационарные загородные оздоровительные организации
Стационарные загородные оздоровительные организации санаторного типа
Оздоровительные организации с дневным пребыванием детей
Лагеря труда и отдыха
Палаточные лагеря
Детские санатории
Прочие организации, на базе которых организован летний отдых детей и подростков
из них:
• отдых детей на базе общеобразовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
• отдых родителей с детьми
Гигиенические основы организации
Загородные оздоровительные организации
Предназначены для оздоровления детей от 6 до 18 лет на время летних и зимних каникул.
В эти организации принимаются здоровые дети, дети с функциональными отклонениями и дети с хроническими болезнями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях (диета, специальный режим, лечебные назначения по поддерживающей терапии и так далее) и не имеющие противопоказаний для активного отдыха.
Загородные оздоровительные организации комплектуются поотрядно или по группам порядка 25-30 человек с учетом возраста детей:
ü 6 – 9 лет
ü 10 – 14 лет
ü 15 – 18 лет (рекомендована отдельная смена).
Требования к помещениям медицинского назначения
Медицинская зона включает:
• изолятор, имеющий отдельный вход,
• площадки для игр и прогулок выздоравливающих детей,
• специальный подъезд для эвакуации больных детей.
Медицинский пункт допускается блокировать с изолятором. В учреждениях вместимостью до 300 мест медицинский пункт можно блокировать с административными помещениями только при наличии отдельно стоящего изолятора. При блокировке помещений наружные входы в них должны быть отдельными.
В медицинском пункте размещают:
• кабинет врача-педиатра площадью не менее 10 м2,
• кабинет зубного врача - не менее 14 м2,
• процедурную - не менее 12 м2,
• комнату медицинской сестры - не менее 10 м2,
• туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.
Оборудование помещений медицинского пункта должно соответствовать действующим санитарным правилам, обеспечено необходимым инвентарем, лекарственными средствами, перевязочным материалом для оказания медицинской помощи.
Проживание персонала в помещениях медицинского назначения не допускается.
В изоляторе должно быть не менее 2 палат (для капельных и кишечных инфекций). Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы, принимается из расчета не менее 2% вместимости загородного оздоровительного учреждения (площадь на 1 ребенка не менее 6 м2).
Изолятор, помимо палаты бокса, должен иметь следующий набор помещений:
• процедурную,
• санитарный узел,
• буфетную с помещением для мойки посуды площадью не менее 6 м2,
• помещение для обработки и хранения уборочного инвентаря,
• приготовления дезрастворов (площадью не менее 6 м2), оборудованное поддоном, подводкой холодной и горячей воды, вентиляцией.
Во вновь строящихся и реконструируемых учреждениях необходимо предусмотреть душевую для обработки больных детей.
Процедурный кабинет должен иметь:
- шкаф для инструментов и медикаментов;
- одноразовые шприцы, термометры, тонометр, электроотсос;
- холодильник для хранения бакпрепаратов с маркированными полками;
- шкаф с набором средств противошоковой терапии;
- медицинскую кушетку;
- биксы со стерильным материалом;
- стол или шкаф для хранения медицинской документации;
- емкости с дезинфицирующими растворами;
- бактерицидные лампы;
- средства противошоковой терапии.
Туристические лагеря могут функционировать как передвижные (передвижение по маршрутам в группах по 10-15 детей с остановками на 1-2 дня) и непередвижные (стационарные, размещенные на основной базе - туристической, спортивной, оборонно-спортивной, отдыха и других) , с возможностью организацией туристских походов группами по 10-15 учащихся и использованием палаток для размещения и обслуживания в них детей.
Очевидны особые трудности в создании безопасных и безвредных условий для пребывания и оздоровления детей. Эти трудности заключаются в повышенной эпидемической опасности (микроорганизмы, клещи), опасности переохлаждения и перегрева детей. Поэтому спецификой этих лагерей является согласование с ТУ Роспотребнадзора маршрутов походов, а зачастую - полный запрет выхода детей за территорию лагеря (например, в эндемичных районах по клещевому энцефалиту).
Лагеря труда и отдыха
· С 14 лет
· Согласование Роспотребнадзора по месту размещения
· Требования к выезду аналогичные загородным оздоровительным учреждениям
· Особенности организации трудовой деятельности:
- только разрешенные по возрасту;
- обязательный инструктаж по ТБ;
- спецодежда и спецобувь, транспорт;
- рабочий день 4 часа (14-15 лет), 6 часов (16 и более лет);
- норма выработки от 60% до 75% от нормы взрослого;
- нормы переноса тяжестей, инструмент (общие требования);
- режим должен учитывать инсоляцию, каждые 45 минут 15 минутные перерывы;
- питание согласно требованиям к организации питания учащихся.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ЗАГОРОДНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Требования к соблюдению санитарных правил
Ø Руководитель учреждения обеспечивает выполнение настоящих Санитарных правил.
Ø Медицинский персонал учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарных правил и норм.
Ø Надзор за выполнением настоящих санитарных правил и норм осуществляют учреждения госсанэпиднадзора.
Развитие личности
Это количественный результат каникулярного оздоровления, выраженный в баллах, - т.н. комплексная оценка оздоровления детей. Проводится медицинскими и физкультурными работниками лагеря на основании анализа определенных критериев здоровья детей в начале и конце смены.
В начале и в конце смены у детей измеряют показатели физической подготовленности: кистевая динамометрия, прыжок в длину с места, бег на 30 метров, для мальчиков - подтягивание на перекладине, для девочек – подъём туловища в сед за 30 секунд.
При анализе эффективности оздоровления необходимо учитывать показатели острой и хронической заболеваемости у ребёнка за период смены, используя систему баллов: отсутствие острой заболеваемости и обострений хронических болезней – 2 балла; наличие острой заболеваемости и/или обострение хронических болезней – 0 баллов.
Оценку показателей физического развития, функционального состояния организма, заболеваемости детей за период смены выполняется медицинскими работниками загородного стационарного учреждения отдыха.
Оценка уровня физической подготовленности проводится физкультурными работниками данного учреждения.
Комплексная оценка оздоровления детей в загородном учреждении
1. Измерение дважды, в начале и в конце смены, показателей:
- физического развития,
- функционального состояния,
- физической подготовленности,
- заболеваемости детей за период смены.
2. Оценка динамики по каждому показателю:
- улучшение – 2 балла,
- отсутствие динамики – 1 балл,
- ухудшение – 0 баллов.
3. Суммирование баллов по всем показателям и подведение итога:
- выраженный оздоровительный эффект – 12-16 баллов;
- слабый оздоровительный эффект – 8-11 баллов;
- отсутствие оздоровительного эффекта – 0-7 баллов.
Лекция 19.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
План лекции
1. Гигиенические основы организации каникулярной оздоровительной работы среди детей и подростков.
2. Гигиенические требования к загородным оздоровительным организациям.
3. Гигиенические требования к оздоровительным организациям с дневным пребыванием детей.
4. Гигиенические требования к палаточным лагерям, лагерям труда и отдыха.
5. Организация работы медицинского персонала в загородных оздоровительных учреждениях.
6. Оценка эффективности оздоровления детей.
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ
Ознакомиться с гигиеническими основами организации каникулярной оздоровительной работы среди детей и подростков, организацией работы медицинского персонала в загородных оздоровительных учреждениях, а также с оценкой эффективности оздоровления детей.
I. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАНИКУЛЯРНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Значение каникулярной оздоровительной работы среди ДиП
Значительные учебные нагрузки, гипокинезия, несбалансированное питание, неблагоприятные факторы городской и образовательной среды приводят к выраженной усталости детей, значительному напряжению эмоциональной сферы, истощению адаптационных резервов организма. Это в наибольшей степени проявляется в конце учебного года. Угрожает развитием переутомления, переходом функциональных изменений в патологические. Поэтому значение отдыха ребенка во время каникул чрезвычайно велико.