Слайд 2. Динамика числа родившихся и умерших

В начале 80-х годов в Воронежской области отношение этих показателей впервые за послевоенные годы подошло к нулевой отметке, а в сельской местности смертность уже несколько превысила рождаемость.

В 90-е годы демографическая ситуация в области вошла в стадию глубокого кризиса. Отрицательная динамика естественного движения населения стала характерной почти всех для населенных пунктов.

Особенно резкое ухудшение демографических показателей наблюдалось с начала 90-х годов, что отражало наиболее острые этапы общегосударственного социально-экономического и социально-политического кризиса.

К 2000 году число умерших устойчиво, более чем в 2,5 раза, превышало число родившихся, а ежегодная естественная убыль населения составляла более 25 тыс. человек.

Неотъемлемой и весьма заметной составной частью демографических процессов в области была внешняя миграция населения. И если в 1960-1980-е годы в области преобладали внутрисоюзные миграции, то с 1990-х годов доминирующую роль в миграционном движении населения приобрели –внутригосударственные. Эти миграции были связаны, прежде всего, с распадом Советского Союза и с обострением межэтнических отношений на Кавказе.

В межрегиональных миграциях населения Воронежская область в основном выступала в качестве региона, отдающего молодое население в другие регионы страны и принимающего на постоянное место жительства лиц пенсионного возраста (отставные военные, лица, отработавшие по контракту в условиях Крайнего Севера и т.д.).

Приток пожилого населения в совокупности с постоянным ухудшением показателей естественного движения населения привел к заметному сокращению демографического потенциала области и ухудшению половозрастной структуры и постарению населения.

Слайд 3. Половозрастная структура

По данным Росстата на 1 января 2017 года численность населения Воронежской области составила 2335,4 тыс. человек. Процентное соотношение полов в области практически такое же, как и в среднем по Российской Федерации, а именно: 45,7 % составляют мужчины и 54,3 % — женщины.

Слайд 4. Постарение

Однако, возрастная структура населения области существенно отличается от среднероссийской повышенной долей лиц пенсионного возраста 26,9% (РФ – 23,1%). Средний возраст жителей области составляет 41,9 лет (РФ – 39,6 года). Доля лиц старше 65 лет – более 16% (РФ - 12,9%), а доля женщин в репродуктивных возрастах в общей численности женщин – 44,6% (РФ – 46,8%).

Таким образом, во второй половине ХХ века неоднозначные и противоречивые процессы естественного и миграционного движения населения, осложненные последствиями Великой Отечественной войны, обусловили своеобразную, «волнообразную» динамику формирования численности населения Воронежской области.

Динамика ухудшения половозрастной структуры несет в себе значительные риски устойчивого социально-экономического развития нашего региона и страны в целом. Указанные риски можно классифицировать следующим образом:

Демографические.

1. Снижение численности женщин детородного возраста и в первую очередь в возрасте 20-35 лет

2. Постарение населения, увеличение числа лиц пенсионного возраста старше 65 лет

3. Резкое снижение численности населения в ряде муниципальных районов, превышение уровня смертности над уровнем рождаемости в два и более раза

4. Снижение численности лиц в трудоспособном возрасте

5. Диспропорциональность полового состава населения

6. Инерционность демографических процессов

Социальные

Высокий уровень разводов, девальвация ценностей семейного образа жизни

2. Увеличение среднего возраста матери при рождении ребенка

3. Увеличение числа рожденных вне брака, высокий уровень абортов

4. Сверхсмертность в трудоспособном возрасте, в первую очередь среди мужчин

5. Низкий уровень жизни многодетных семей

6. Рост числа лиц мужского пола, относящихся к маргинальным слоям населения

7. Рост заболеваемости, влияющей на репродуктивное здоровье населения

8. Снижение репродуктивных установок, низкий уровень желаемого и ожидаемого количества детей в большинстве семей

Экономические

1. Недостаточный уровень экономического развития муниципальных районов

2. Диспропорциональность территориального размещения жителей области, миграционный отток населения из сельской местности в городские агломераты, обезлюживание сельских территорий

3. Ограниченные возможности бюджета на преодоление депопуляции

4. Диспропорции в уровне и качестве жизни жителей городских и сельских территорий

5. Риск крупных техногенных или экологических катастроф

6. Ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации

Геополитические

1. Зависимость показателей демографического развития от политической ситуации внутри страны и в сопряженных государствах

2. Межнациональные конфликты, этническая преступность и терроризм

3. Миграционный приток неславянского населения, этно-демографическое давление на слабозаселенные территории области

4. Трансформация религиозных и языковых пропорций населения

Наши рекомендации