Хронология всемирной истории сестринского дела
Хронология всемирной истории сестринского дела
До конца 18 века в России специально обученных сестёр по уходу за больными не было. В период матриархата, женщина как глава рода, заботилась не только о питании и поддержании очага, но и о здоровье и благополучии своих сородичей. Так древние славяне называли их берегинями.
Накопившейся, в период матриархата, опыт врачевания лег в основу медицинских знаний, которые человечество обрело гораздо позднее.
По мнению ведущих историков медицины, возникновение и распространение христианства (11 век) послужило главным стимулом развития «раннего» сестринского дела.
При монастырях создаются богадельни и убежища-кельи, а в последствии, «больничные палаты». Уход за больными и калеками осуществляли монахи. То место, где боль кладёт человека «ниц», стали называть «больницами».
Впервые в России женский труд в госпиталях и лазаретах был использован при Петре1. По его указу в 1715г. Были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена солдатам.
Женский труд в больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли «бабы-сидельницы», которые являлись жёнами или вдовами больничных солдат. И в то же время до конца века специальных сестёр для ухода за больными не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 году, когда появились службы «сердобольных вдов». В Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для неимущих, увечных или престарелых жён и вдов, состоящих на государственной службе солдат.
С 1814 года женщины из «вдовьего дома» стали ухаживать за больными в больницах.
1818 год – в Москве создан институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы для обучения женского медицинского персонала – сиделок.
В 1822 году вышло в свет первое руководство на русском языке по уходу за больными – учебник Оппеля.
1844 год - в Петербурге создана первая община сестер милосердия – «Свято-Троицкая».
В 1847 году звание сестёр милосердия присвоено 10 женщинам, получившим подготовку в общине.
Крымская война (1854-1856 г.г.)
В 1854 году учреждена Крестовоздвиженская община сестёр милосердия для ухода за пострадавшими на полях сражений. Руководство общиной взял на себя великий русский хирург Н.И. Пирогов.
Помимо обучения сестер Н.И. Пирогов внёс и другой вклад в развитие сестринского дела:
- применил разделение труда сестёр: сёстры перевязывающие, операционные, сёстры-аптекарши, сёстры-хозяйки, сёстры, сопровождающие раненых при перевозках, старшая сестра;
- предложил и отстоял идею введения женского труда в госпиталях в мирное время.
Впервые в мировой истории сёстры стали оказывать помощь раненым на поле битвы. Всего на театре военных действий в Крымскую компанию работало 160 сестёр, 17 из них погибли.
Н.И. Пирогов напишет о них: «Сёстры день и ночь бывают в госпиталях, помогают в операциях и при перевязках, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой, с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Трудно решить, чему более удивляться – хладнокровию ли этих сестёр или их самоотвержению. Велика и высока была их обязанность, им поручались и последние желания, и последний вдох умирающих за отечество!»
Дарья Севастопольская. В 15 лет Даша попала на фронт, добровольно возложив на себя обязанности сестры милосердия. Отличилась работой на перевязочных пунктах и при транспортировке раненых. За участие в крымской компании Дарья была награждена золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За усердие».
Екатерина Бакунина. Дочь генерал-губернатора Петербурга, всесторонне образованная женщина стала постоянной помощницей Н.И Пирогова при операциях, ухаживала за больными и ранеными при их транспортировке из Севастополя.
После войны Бакунина продолжила сестринскую деятельность в качестве организатора.
Приняла участие в русско-турецкой войне на Кавказе (1877-1878 г.г.), возглавляя работу отрядов сестёр милосердия.
Екатерина Михайловна Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.
В целях поощрения и увековечения заслуг сестёр милосердия в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учреждён позолоченный крест. О героизме и самоотверженности сестёр свидетельствует тот факт, что 158 сестёр были награждены этим крестом и 68 сестёр представлены к бронзовой медали «За оборону Севастополя».
Флоренс Найтингейл (1820-1910 г.г.).
Английская медсестра, участница Крымской компании, основоположница сестринского дела в мире.
Вся жизнь этой замечательной женщины была посвящена развитию сестринского дела.
Флоренс Найтингейл явилась создателем научной системы ухода за больными и ранеными.
В своих знаменитых «Записках об уходе» Найтингейл обобщила и систематизировала все накопленные до неё знания и опыт. Ей принадлежит высказывание, что уход за больными – наука и искусство одновременно, требующее специальной подготовки.
Благодаря её заслугам, сестринской дело стало профессией, вместо «сестры, вытирающей пот» появился новый образ. Медсестры стали проявлять инициативу и стараться активно влиять на ход болезни.
Всемирную неувядаемую известность мисс Найтингейл приобрела во время Крымской компании. Благодаря её деятельности по организации ухода смертность солдат снизилась с 50% до 2-х. Благодарные соотечественники собрали в её честь капитал в 50000 фунтов стерлингов, которые Флоренс Найтингейл использовала для обучения сестёр.
В 1919 году Лига международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл «за исключительные заслуги в сестринском деле, вызывающие восхищение всего человечества».
12 мая – день её рождения, отмечается как день медицинской сестры.
1863 год. В Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи жертвам войны (его инициатор и создатель Анри Дюран), переименованный в 1976 году в Международный комитет Красного Креста.
1867 год. В России на базе Крестовоздвиженской общины создаётся общество попечения больных и раненых воинов, в 1876 году переименованное в Российское общество Красного Креста (РОКК).
26 августа 1917 года в Москве состоялся 1 Всероссийский съезд сестёр милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестёр милосердия.
1927 год. На смену определения «сестра милосердия» пришло «медицинская сестра».
Великая Отечественная война(1941-1945 г.г.).
В войне приняло участие 500 тысяч средних медицинских работников.
Наши сёстры проявляют примеры героизма и самоотверженности. 17 медицинских сестёр получили звание героя СоветскогоСоюза и 46 – медаль Ф.Найтингейл.
Впервые в мире была введена должность санинструктора, в обязанности которых входило вынос раненых с линии огня и оказание им неотложной помощи. Смертность среди санинструкторов была самой высокой. 24 санинструктора удостоены звания Героя советского Союза, из них 10 – посмертно.
Впервые в истории войн работа медиков была приравнена к боевому подвигу.
В 1942 году начинает выпускаться журнал «Медицинская сестра».
1948 год. Создание Всемирной организации здравоохранения – специализированного учреждения ООН по международным проблемам охраны здоровья.
При ВОЗ действует европейское региональное бюро по сестринскому делу. ВОЗ оказывает помощь практически во всех областях сестринского дела: образование, социальное и экономическое благополучие сестёр, спонсорская помощь и содействие международным сестринским организациям.
Октября 2004 г.
Были подведены итоги по выполнению решений I Всероссийского съезда средних медицинских работников:
n Успешно реализуется отраслевая Программа развития сестринского дела;
n Возросла роль сестринского персонала в оказании медицинской помощи гражданам РФ;
n Сформирована многоуровневая система подготовки сестринских кадров;
n Внедряется новое поколение государственных образовательных стандартов профессионального образования;
n Разработан этический кодекс медицинской сестры;
n Сформирована многоуровневая система управления сестринским персоналом;
n Проводится экспериментальная работа по внедрению современных форм и технологий сестринской деятельности;
n Продолжается рост числа общественных сестринских организаций. Активизировалось сотрудничество российских сестёр с зарубежными коллегами. Создан Web-сайт на русском и английском языках для формирования единого информационного поля.
Съезд постановил в целях дальнейшего развития сестринского дела в РФ:
n Разработать план мероприятий на 2005-2010 г.г. по реализации отраслевой Программы развития сестринского дела.
n Принять меры по совершенствованию системы управления сестринскими службами, проводить кадровую политику по использованию специалистов сестринского дела, имеющих высшее сестринское образование и повышенный уровень;
n Ходатайствовать о мерах социальной поддержки средних медицинских работников;
n Обеспечить условия безопасной работы сестёр;
n Обеспечить систематический контроль за совершенствованием комплексной системы оценки качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием на всех этапах обучения;
n Обеспечить создание отделов содействия трудоустройству выпускников.
СД в Челябинской области
- Сегодня в челябинской области трудится более 32 тысяч медицинских сестёр и фельдшеров.
- В области действует девять медицинских училищ и колледжей.
- Функционирует училище повышения квалификации медицинских работников со средним образованием.
- В 1996году открыт факультет высшего сестринского образования в ЧГМА, выпускающий специалистов-менеджеров.
- С 2000 года идёт обучение в Челябинском базовом медицинском колледже по второй ступени – «медсестра организатор и преподаватель сестринского дела», с 2005г. – «медицинская сестра с повышенным уровнем образования».
- Прошли 2 областных съезда работников со средним медицинским образованием.
- Проводится экспериментальная работа по внедрению современных форм и технологий сестринской деятельности.
Экспериментальные площадки:
- Областная больница отделение гематологии;
- Детская областная больница;
- Перинатальный центр;
- Планируется внедрить «сестринский процесс» в работу открывающегося областного центра трансплантации костного мозга.
- Осуществляется разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности медицинских сестёр.
Основные понятия философии сестринского дела.
Сестринское дело.
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО – часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.
СД – как искусство:
- искусство систематически применять знания и умения;
- искусство заботы, требующее творческого воображения, интуиции и артистизма.
СД – как наука есть организованная, систематизированная структура знаний, полученных и проверенных путем исследовательской деятельности; рассуждение о фактах в глубокой и систематической манере.
Научной основой профессиональной деятельности м/с является сестринский процесс.
ПАЦИЕНТ – человек (индивид), который нуждается в сестринском уходе и получает его.
Философия СД рассматривает пациента, прежде всего как личность. Сестра, разрабатывающая совместно с пациентом план ухода, может рассчитывать на успешную его реализацию только в том случае, если она понимает и учитывает, что общается с личностью с определенными биологическими, психологическими, социальными и духовными проблемами. Сестра должна быть готова к целостному (холистическому) подходу к человеку.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека.
Окружающая среда подразделяется на:
- физическую (природную), включающую географическое положение, климат, качество воздуха, воды и т.п.;
- социальную, играющую огромную роль в формировании личности пациента, с которым м/с придется работать (семья, школа, рабочий коллектив, друзья и т.д.);
- культурную (духовную), которая включает поведение человека, его взаимоотношения с др. людьми (язык, традиции, обычаи, вера, манеры общения и т.п.).
В зависимости от окружающей среды, в которой рос, живет и работает пациент, сестре необходимо строить свои взаимоотношения с ним.
ЗДОРОВЬЕ – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.
Здоровый человек имеет хорошее самочувствие в рамках физического, социального, психического и духовного аспекта.
Помимо этих четырех основных необходимо знать определения и других, существенных для СД понятий:
ЧЕЛОВЕК – целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психологических и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.
СЕСТРА – специалист, с профессиональным образованием, разделяющим философию СД и имеющий право на сестринскую работу.
Согласно КОДЕКСУ МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕТА СЕСТЕР определены уровни деятельности медицинской сестры:
· сохранение здоровья
· предотвращение заболевания
· восстановление здоровья
· облегчение страданий
Функции сестры определяются Европейским региональным бюро ВОЗ по СД и зависят от потребностей общества.
1. Предоставление сестринского ухода.
Данная деятельность особенно эффективна, если основана на применении сестринского процесса (5 этапов) и включает:
· оценка потребностей человека и его семьи
· выявление нарушенных болезнью потребностей и возникающих при этом проблем
· планирование и осуществление сестринского ухода, вовлечение пациента, а при необходимости членов его семьи в осуществление ухода
· использование принятых профессиональных стандартов
2. Обучение пациентов и их семей, населения, сестринского персонала, что включает:
- оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья
- подготовку и подачу нужной информации на соответствующем уровне
- помощь сестрам, пациентам и др. персоналу в получении новых знаний и навыков
- применение соответствующих стандартов (программ обучения)
3. Исполнение активной роли в составе медико-санитарной бригады, что предусматривает:
· сотрудничество с пациентами, семьями, другими работниками здравоохранения, в целях планирования, организации, управления и оценки сестринского ухода
· активное участие в деятельности сестринской бригады
· сотрудничество с др. профессионалами в целях создания нормальных условий труда, способствующих эффективной сестринской деятельности
· участие в подготовке и предоставлении необходимой информации населению, руководству, администрации, политикам в виде докладов, конференций, публикаций в СМИ и пр.
4. Развитие СД через осмысление его перспектив и проведение научных исследований.
Эта функция вуключает:
· внедрение новаторских методов работы
· участие в проведении научно-исследовательских работ в области СД
· использование профессиональных стандартов в сестринской практике
Таким образом, миссия сестры заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими физического, психического и социального здоровья в условиях окружающей среды, в которой они живут и работают.
Философия СД дает определения сестринским этическим обязанностям, целям и личным качествам медицинской сестры.
Сестра, разделяющая принятую философию СД, принимает на себя следующие этические обязанности:
· говорить правду;
· делать добро;
· не причинять вреда;
· уважать права пациента;
· уважать обязательства других (членов бригады);
· держать слово;
· быть преданной;
· уважать право (пациента) на самостоятельность.
Этическими ценностями,определяющими цели, к которым стремится сестра, являются:
· профессионализм;
· здоровье;
· здоровая окружающая среда;
· независимость;
· человеческое достоинство;
· забота (уход).
Добродетели(совершенства) определяют личные качества, которыми должна обладать хорошая сестра.
Добродетели – это черты характера, которые располагают к хорошим поступкам:
· знание;
· умение;
· сострадание;
· милосердие;
· терпение;
· целеустремленность.
Основные тезисы темы:
· сестринское дело концентрируется скорее на человеке, чем на его недуге, в отличии от врачебного, на выхаживании, на обеспечении комфорта;
· задача медицинской сестры – организация и исполнение ухода за пациентом, цель - обеспечить для пациента максимально возможный в его состоянии физический и психоэмоциональный комфорт, качество жизни в болезни;
· овладение манипуляционной техникой не самоцель для сестры, а только средство, позволяющее организовать квалифицированный уход;
· выполнение назначений врача является одним из разделов работы медицинской сестры, но не основным и единственным содержанием её работы.
Где, когда и с какой целью состоялась первая Всероссийская научно-практическая конферен- ция по реформе СД? | В августе 1993 года в подмосковном посёлке Голицыно, с целью обсуждения и принятия Программного документа «Философия сестринского дела» |
В чём заключается сущность реформы СД? | В стремлении сестёр обрести профессиональную самостоятельность, независимость и самодостаточность в ряду других медицинских профессий. Сёстры готовы принять на себя ответственность за результаты своей практики в области организации и исполнения профессионального ухода за пациентами. |
Определение философии? | …это наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними, возникающих в результате этого взаимодействия. |
Определение ФСД? | …это мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, формирование целостного взгляда на СД, на роль и место в нем сестринского персонала. |
Основные принципы ФСД? | …уважение к жизни, достоинству и правам пациента. |
Содержание ФСД? | · определение СД, его миссия, цели и задачи; · соотношение СД и медицины; · взаимодействие м/с и пациента; · профессиональная этика; · характер взаимоотношений СД и общества. |
Базисные понятия ФСД? | сестринское дело; пациент; окружающая среда; здоровье. |
Сестринское дело? | …часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды. |
Пациент? | …человек (индивид), который нуждается в сестринском уходе и получает его. |
Окружающая среда? | … совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека. |
Человек? | …целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психологических и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой. |
Сестра? | … специалист, с профессиональным образованием, разделяющим философию СД и имеющий право на сестринскую работу. |
Уровни деятельности сестры? | · сохранение здоровья · предотвращение заболевания · восстановление здоровья · облегчение страданий |
Функции сестры? | - Предоставление сестринского ухода. - Обучение пациентов и их семей, населения. - Исполнение активной роли в составе медико-санитарной бригады. - Развитие СД через осмысление его перспектив и проведение научных исследований. |
Тема «МЕДБИОЭТИКА. СЕСТРИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ»
План:
1. Основные этические категории.
2. Деонтологические нормы взаимоотношений м/с и пациента.
3. Клятва Ф. Найтингейл.
4. Ятрогении.
5. Медбиоэтика.
6. Права пациентов.
Медицинская этика – наука о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к пациенту, как необходимом условии успешного лечения и укрепления здоровья человека.
Деонтология – наука о профессиональном долге медицинских работников.
Сестринская деонтология рассматривает, как с точки зрения этики, должна поступать м/с в конкретных ситуациях, возникающих в процессе ее профессиональной деятельности.
ЯТРОГЕНИИ.
Этот термин был введен в первой половине 20-го века и поначалу означал только неосторожное обращение врача со словом в ущерб здоровью пациента.
В настоящее время этот термин получил более широкое толкование.
Ятрогениями стали называть всякое нанесение ущерба здоровью пациента какими-либо медицинскими факторами (например, заражение пациента в больничных условиях вирусом гепатита «В» или ВИЧ-инфекцией).
Действия медицинских работников, повлекшие за собой изменения в состоянии здоровья пациента в сторону ухудшения или даже смерть м.б. квалифицированы как:
- несчастные случаи – это случаи, когда медицинские работники действовали в рамках общепринятых, профессиональных требований и возникших осложнений никак не могли ни предвидеть, ни предупредить;
- медицинская ошибка - добросовестное заблуждение медицинского работника при исключении умысла, неосторожности, небрежности или недобросовестности;
- медицинская небрежность - неспособность медицинского работника обеспечить стандарты лечения, связанное с недостаточным мастерством или недобросовестностью.
БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА.
В течение последней четверти 20 века в медицине сформировалась Новая этика. Чем это было вызвано? Современный научно-технический прогресс сопровождается в области медицины появлением совершенно новых этических проблем, не существовавших ранее:
· искусственного оплодотворения,
· аборта,
· стерилизации,
· нового определения смерти человека (смерть мозга),
· эвтаназии,
· трансплантации органов,
· медико-генетического консультирования,
· оказания психиатрической помощи и т.д.
В классической этике не оказалось этических подходов к разрешению таких проблем. Сначала в США, а затем и в других странах стали использовать термин «биоэтика».
БИОЭТИКА – наука,изучающая этические аспекты проблемных ситуаций и защитаправ человека в современной медицине. В биоэтических исследованиях принимают участие медики, философы, богословы, юристы, социологи и т.д.
Биоэтика сохраняет преемственность с классической медицинской этикой.
Основополагающими принципами биомедицинской этики являются:
· принцип гуманности, уважения человеческого достоинства личности;
· принцип уважения моральной автономии личности;
· принцип благодеяния;
· принцип справедливости.
ПРАВА ПАЦИЕНТОВ.
В нашей стране содержание прав пациентов нашло отражение в законодательных актах, принятых в 1993г. в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан»:
· на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
· право на выбор врача (в том числе семейного) при согласии последнего, на выбор ЛПУ в соответствии с договорами ОМС и ДМС;
· на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
· на проведение по просьбе пациента консилиума и консультации др. специалистов;
· облегчение боли (при заболевании или обследовании);
· сохранение в тайне информации о факте обращения за мед. помощью;
· право на добровольное информированное вмешательство или отказ;
· на получение информации о своих правах или обязанностях мед. работника; а также на право выбора лиц, которым в интересах пациента м.б. передана информация о состоянии здоровья;
· на возмещение ущерба в случае причинения вреда при оказании медицинской помощи;
· право на допуск адвоката или иного законного представителя для защиты своих прав;
· допуск священнослужителя, а в больничных условиях – отдельного помещения для выполнения религиозных обрядов, если это не нарушает правил внутреннего распорядка лечебного отделения;
· в случае нарушения прав пациент может обращаться с иском (к руководителю ЛПУ, в общественные организации, суд);
· в соответствии с законом о медицинском страховании пациент имеет право на ОМС и ДМС, свободный выбор страховой мед. организации, предъявление иска страхователю, страховой мед. организации и мед. учреждению, в т.ч. на материальное возмещение ущерба.
КЛЯТВА ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ.
Принципы сестринской этики и деонтологии наиболее точным образом отражены в клятве, которую дают выпускники сестринских школ во многих странах. Это клятва Флоренс Найтингейл:
« Перед Богом и перед лицом собравшихся, я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.
Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, могущего принести вред.
Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая может оказаться в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родными.
Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных моей заботе».
БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)
К этому типу общения относятся:
а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.
Подумайте и дайте ответ, как должна выглядеть и вести себя медицинская сестра и почему?
б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").
Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:
"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:
- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной".
Подумайте и дайте ответ,
какие жесты считаются недопустимыми?
каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Обычно выделяют четыре психологических расстояния (зоны комфорта):
- интимное - менее 40 см,
- личное - 40см - 2 м
- социальное - 2 - 4 м,
- открытое - более 4 м.
Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности, часто приходиться «вторгаться» в личную и интимную зоны комфорта пациента. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого участника общения и находить приемлемое и для сестры и для пациента расстояние.
Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.
К невербальному типу общения примыкают и так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
* пауза
* интонация
* возгласы и восклицания
* тон, звучность, тембр голоса
* дикция
* скорость речи
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:
* тишина
* конфиденциальнсть
* адекватное освещение, отопление и вентиляция
* удобная поза
* уверенная манера общения
Подумайте и перечислите факторы, которые могут мешать процессу общения.
Важную роль в общении играет "эффект ореола" - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.
Как Вы думаете, что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным?
В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения:
1) давления (авторитарный);
2) уступки;
3) компромисса;
4) сотрудничества;
5) избегания.
Подумайте и самостоятельно охарактеризуй каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой, Вы считаете наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему?
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:
а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).
б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:
1) терапевтическое, эффективное
2) нетерапевтическое, неэффективное
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
Пример терапевтического общения:
"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша?
Мать ребенка берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!" (Шамов).
Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".
ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.
ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.
2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это эквивалент боли.
3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.
Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: "От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда".
Самостоятельно сформулируйте определение нетерапевтического общения.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:
«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами - часть лечения.
Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные люди - особенно. Для многих несчастных Ваше внимание - единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!
Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.
Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим". Как можно чаще спрашивайте больного:
- Может быть, Вам что-нибудь нужно?»
2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ.
Медсестры используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение -единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке или соучастии, сопереживании, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.
Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом профессии.
"Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И, по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится" (Патриция Беннер).
3) КОНТАКТ ГЛАЗ.
Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил".
Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.
4) СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА.
Вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.
Невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.
Помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье.
НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
• ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ.
• БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ.
Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.
• НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕ