Зрелость. «Я знаю, что я ничего не знаю»
Зрелость - возраст обыденной, более оснащенной и полной открытости опыту, когда новизна уже - менее неожиданна, более привычна. «Я знаю, что я ничего не знаю!» (Сократ)
Этот возраст в наших группах является скорее целью, чем реальностью.
ЖИЗНЬ ПО ШПАРГАЛКЕ
Теперь понятно, что все инфантильные фазы развития у взрослого характеризуются:
- осознанным или неосознанным расчетом на заботу о нем всех,
- затруднением этой заботы из-за неумения ею воспользоваться,
- обидой на недостаточность заботы.
Мир на претензии взрослого незрелого человека чаще отвечает явной или скрытой агрессией.
В результате всегда и во всем - обман ожиданий, так как никто о многосложном взрослом человеке позаботиться не может, а часто и не хочет.
Сам инфантильный человек о себе не заботится. Самостоятельность только имитирует. До 10 лет напоказ воспитателю и за его похвалу, в ожидании награды. В подростковых фазах демонстрирует ее себе и группе.
Имитируя самостоятельность, незрелый взрослый, обнаруживает никаким делом необеспеченную претензию считать себя самостоятельным.
Ответственность за себя вольно или невольно инфантильный человек возлагает на других и здесь тоже обманывается - никто за взрослого отвечать не может.
Центрированный не на своем существовании - не на себе (как это часто кажется), а на нетворчески взятых правилах, схемах, идеях, которые он принимает за себя и за реальность, инфантильный человек всегда живет как бы не здесь, не в реальном мгновении, а где-то по старой, давно ошибочной шпаргалке. Поэтому и
-его эмоциональное реагирование двойственно: интуитивное - на факты, которых он не сознает, сознательное -на далекие от действительности выдумки, и
- поведение его неточно, приблизительно, невпопад. Усилия и затраты огромны! А полезный для него, да и для других результат ничтожен.
К тому же, игнорируя свои внутренние и внешние обстоятельства, он очень мало обучаем. Как робот без обратной связи, скорее сломается, чем изменит разрушительное для него поведение.
Не понимая, не узнавая ни себя, ни других, и к другим и к себе относясь, как к инструментам для чего-то, он, расплачиваясь услугой (ни для кого) за услугу (не для себя), - не считается ни с ними, ни с собой.
Вечный участник обмена полезностями, у которых нет потребителя, он, отдавая второстепенное, ждет, что получит все главное и необходимое волшебным образом[159].
Ведь в чем заключается это, необходимое для него (да и Для других), он не знает и даже не задумывается. О своем (и Другого) реальном существовании в качестве хозяина, законодателя и смысла нашего мира он даже не догадывается.
Малейшее соприкосновение с такой реальностью его обескураживает.
Такое восприятие мира через «комплекс различия» обусловливает все его конфликты, их характер и неодолимость для него.
Усвоив до 10 лет мерки одобряемого воспитателями («хорошо - плохо»), с 10 лет управляемый ими подросток не осуществляет почти никаких своих нужд. Он не живет, а судит!
Постоянная придирка ко всему и вся для него - гарант (залог) того, что все осужденное, как по волшебству, изменится в его пользу. Гарант (залог) - ложный!
Захватившее все силы незрелого человека старательное осуждение всех и всего чернит в его глазах среду обитания, превращает субъективный мир подростка в угрожающий, гадкий, непригодный для жизни. В конце концов, чернит и его самого. Рождая чувство малоценности, лишает права на все, чего достоин только «хороший» человек. Лишает права на жизнь.
Это же неосознанное ожидание волшебства - ощущение, что осужденный мир должен от осуждения сам измениться к лучшему, чуть не полностью парализует инициативу инфантильного человека. (Об этом невероятно точно рассказал Джером Дэвид Сэлинджер в романе «Над пропастью во ржи»[160])
Как происходит остановка в развитии? Как человек предпочитает развитию остановку - имитацию[161]?
Как происходит остановка в развитии?
Как человек предпочитает развитию
Остановку - имитацию?
Как остановка в развитии зависит от самого человека?
Каждому из нас когда-то жизнь ставит «двойку». И все мы выбираем один из двух, принципиально отличающихся способов реагирования на эту «двойку» (см. рис.6).
Рисунок 6. Выбор судьбы
1. Либо мы соглашаемся, что «двойка» заслужена. Открываем для себя пробел в своих умениях, знаниях. Изучаем ту реальность, за незнание которой получили «двойку». Обретаем новый опыт.
С благодарностью тогда относимся к тому, кто предпринял труд говорить нам «правду в глаза» - ставить двойку.
О мире (о тех, кто нам сообщает про наши изъяны) мы узнаем, что он доброжелателен, справедлив к нам.
О себе, что мы в состоянии глубже осваивать этот мир, что изъяны поправимы.
На уровне ума обретаем творческое сомнение в своей непогрешимости.
На уровне чувства - уверенность в себе.
Хороши люди (мир), хороши мы. Двойка тогда - инструмент обучения.
Наша самооценка растет за счет более глубокого внедрения в мир, освоения его.
Мы научаемся учиться.
2. Есть другой вариант реакции на двойку.
Мы с этой заслуженной двойкой не соглашаемся.
Обижаемся на несправедливость, тенденциозную придирчивость поставивших ее.
Тратим все силы задетости оценкой на отвергание ее, на доказательство себе и другим ее необоснованности.
Мир (люди, информирующие нас о наших действиях) тогда представляется нам враждебным, лживым, вероломным.
Мы разочаровываемся в других людях.
Вместо благодарности - обида, настороженная подозрительность.
Мы пытаемся повысить свою самооценку за счет усилий не видеть действительного положения дел, попыток замаскировать себя, приукрасить перед другими, перед собой, за счет снижения оценки других.
На уровне сознания нам удается обмануть себя, утешить тревогу раздуванием самомнения.
На уровне чувства нарастает подхлестывающая эту маскировку тревога неуверенности, растерянности в этом незнакомом мире.
Мы оклеветали мир.
Теперь мы его боимся, защищаемся от него. Тратим усилия на макияж.
Гадок мир.
Мы «пухнем» от внешнего самодовольства и внутренней неуверенности, ощущения какой-то своей неполноценности.
Мы защитились от... опыта! Остановились в психологическом развитии.
Понятно, что «двойка» в нашем случае это - не только оценка в школе, а любое сообщение мира о нашем неумении, незнании, несостоятельности в тех или иных обстоятельствах.
Не умеем писать палочки, дружить, возлюбленный оставил, жена спилась, дети не уважают, перестройка буксует на месте.
Либо мы не умеем и учимся с благодарностью миру за науку.
Либо мир - не прав, обстоятельства, судьба!.. На бога ропщем. Застреваем в несостоятельности.
В первом случае мы открыты опыту. Наш возраст соответствует биографическому, паспортному.
Во втором - мы закрываемся от жизни, останавливаемся в развитии в том психологическом возрасте, когда отвергли двойку - информацию о своем неумении. До 5 лет, до 10 лет, до 12 лет, до 14 лет.
Тогда и неприспособлены, несчастливы, обижены. Испытываем трудности непосильные для «ребенка» во взрослом мире. Не умеем решить взрослых задач.
В первом случае нет смысла рисоваться. Некогда! Надо мир осваивать. Разный и все более любимый мир.
Во втором - все силы тратятся на кураж, маскировку несостоятельности во враждебном, ненавистном мире - на имитацию.
В первом случае человек - часть этого мира.
Во втором - дитя, обиженное, брошенное, отказавшееся от включенности в наш мир.