Не существует лекарственных препаратов, разработанных специально для лечения ПРЛ.
Диалектическая поведенческая терапия:
Разработана Маршей Линехан.
Изучена в более чем 30 контролируемых исследований - все свидетельствуют об эффективности ДБТ.
В основе этого вида терапии - диалектика:
Принятие того, что есть (валидация) и фокусировка на том, что можно изменить (решение проблем).
Терапевт и пациент постоянно ищут “золотую середину” и двигаются в направлении цели - Жизни, достойной того, чтобы ее прожить.
Ментализация.
Разработана Dr. AntonyBateman и PeterFonagy, Ph.D. в Англии.
Два контролируемых исследования с многообещающими результатами.
Исследование терапии проводилось в рамках дневной программы длительностью 18 месяцев
В США на сегодняшний день доступна только в Бостоне, Хьюстоне и в скором времени - в Лос-Анджелесе
Задача - чтобы пациент выяснил как можно детальнее, что он думает и чувствует в отношении себя самого и, насколько это возможно, - что думают и чувствуют другие.
Понять, как “ошибки” в понимании самих себя и других заставляют нас вести себя - чтобы пытаться поддерживать стабильность и к действиям в попытках поддержать стабильность и разобраться в “необъяснимых” чувствах.
В семьях, в которых есть родственники с ПРЛ, регистрируются более высокие уровни ощущения бремени, депрессии и тоски по сравнению с семьями пациентов с шизофренией (Hoffmanetal, 2004).
Три наиболее стрессогенных фактора для специалистов:
Суицидальные попытки пациентов
Суицидальные угрозы пациентов
Злость пациентов (Hellman, 1986).
ПРИЧИНЫ ПРЛ
“ПРЛ является следствием комбинации индивидуальной предрасположенности к воздействию средовых факторов стресса, таких как пренебрежение или плохое обращение в раннем детском возрасте, и ряда событий раннего взрослого периода, которые “запускают” расстройство” (NIMH website).
Биологические свойства , характерные для ПРЛ
Повышенная эмоциональная чувствительность
Быстрая реакция
Пациенты крайне чувствительны к эмоциональным стимулам
Замечают больше эмоциональных моментов, чем другие
Важные эмоциональные события являются более болезненными
Требуется меньше стимулов, чем другим, чтобы испытать эмоцию - подобно тому как открытая рана на ладони сильнее болит при прикосновении к горячему, чем окружающая ткань.
Высокая эмоциональная реактивность
Экстремальные, более выраженные реакции
Большая интенсивность ответа на эмоциональные стимулы, чем у других лиц
Нарушения процесса осмысления и решения проблем в связи с высоким напряжением, которое препятствует когнитивной обработке информации.
Медленное восстановление
Продолжительные реакции
Требуется больше времени на восстановление
Это способствует повышенной чувствительности к последующему эмоциональному стимулу
то есть оставляет пациента с ПРЛ более уязвимым к следующему эмоциональному событию
примерно как если опираться на сломанную ногу до того, как она заживет, есть больше вероятности снова ее сломать.
В чем окружение является инвалидирующим?
Обесценивает опыт, эмоции, потребности, мысли, желания и убеждения пациента
“Я не хочу этого слышать”
“Ты просто эгоист.”
грамотно:
“Мы понимаем, как тебе тяжело, и хотели бы, чтобы тебе не приходилось страдать”
“Мне действительно очень жаль, что наш переезд тебе настолько неприятен”
Человек испытывает инвалидацию особенно если его переживания существенно отличаются от переживаний других людей.
Не признает или не одобряет отличия.
Мой сын не будет играть на скрипке - в нашей семье все учатся в университете.
Пытается изменить или проконтролировать состояние ребенка сверх обычной заботы контроль поведения, выбор друзей за пациента, выбор хобби за пациента, и т.д.
Игнорирует или не уделяет достаточного внимания - таким образом, родственник может чувствовать себя пренебрегаемым.
Относится критично или осуждает агрессивный тренер, излишне требовательный учитель и т.д.
Не способно донести принятие и заботу, даже если ощущает их (ощущение “белой вороны”).
Препятствует решению проблем и копингу порядок рождения, отношение с братьями/сестрами, и т.д..
Возможные средовые факторы
Сексуальное насилие наблюдается в анамнезе от 40% до 71% пациентов с ПРЛ, особенно часто со стороны лиц, не являющихся основными опекунами.
(В популяции лиц без ПРЛ, считается, что 25% молодых женщин испытывают сексуальное насилие в возрасте до 18 лет).
Потеря близкого человека или покинутость в детстве (воспринимаемые и реальные).
Развод, смерть, серьезное заболевание, выраженное разобщение семьи или переезды, и т.д.
Несоответствие между личностью ребенка и его/ее окружением - это переживается как инвалидация
Семья, обстановка дома, район, школа, ровесники, воспитательные учреждения, и т.д.
Что делать?
Вспомните основы диалектики:
“Чем более эмоционально вовлечен ключевой родственник клиента с ПРЛ, тем эффективнее терапия для клиента” (Исследование “Выраженные эмоции”) - И - необходимо поступать так, чтобы не жертвовать собственным благополучием.
· Невозможно контролировать других - И - модификация нашего собственного поведения с целью лучше справляться с ситуациями пойдет на пользу и нашему родственнику и наверняка повлияет на его/ее состояние.
· Старайтесь поменять атмосферу в семье в положительную сторону - развивайте атмосферу валидации.
· Изучайте навыки, которые позволят достичь чувства контроля.
· Научитесь иначе смотреть на взаимоотношения - и попробуйте изменить собственное отношение к различным ситуациям так, чтобы улучшить эмоциональный климат.
· Старайтесь корректировать то, как вы реагируете на ситуацию и справляетесь с ней, даже если ничего невозможно сделать, чтобы ее изменить.