Сомнения по поводу здравомыслия

«Ты сумасшедшая», — это стандартная фраза и улов­ка, используемая мужчиной. Вполне возможно, что жен­щины, долгое время терпящие насилие, начнут беспо­коиться о состоянии своей психики, желая узнать, прав ли он; когда она обращается за помощью в соответству­ющие медицинские учреждения, ей ставят диагнозы и начинают лечить симптомы, не узнав основных, под­спудных причин насилия, а это только укрепляет миф. Избиваемые женщины не сумасшедшие, и если мы смо­жем разрушить прочно засевшую в их головах мысль о том, что они — единственные, с кем это происходит, то сможем помочь им снова поверить в нормальность своей психики.

Утрата/любовь

Вовсе не обязательно, что женщина, подвергшаяся на­силию, утрачивает чувство сострадания и любви. Неугас­шая любовь может повлиять на решение женщины ос­таться в семье. Если же она сочтет нужным прервать вза­имоотношения, то, помня о прошлых чувствах, будет по меньшей мере переживать утрату. Эти чувства восстано­вят в памяти то прекрасное время, когда партнеры лю­били друг друга. Существует ощущение потери, когда вза­имоотношения заканчиваются, чувство утраты любви, ко­торая была. Ощущение единства с мужчиной, даже если он оказался плохим, — это неотъемлемая часть женской идентификации. Эти моменты могут быть самыми вызы­вающими и фрустрирующими для женщины и ее кон­сультанта, потому что это — битва сердца и ума, эмо­ций и смысла. Не забывайте, что женщина имеет право

на все свои чувства — не имеет значения, сколь рацио­нально они могут выглядеть — и вы берете на себя от­ветственность помочь ей пережить и понять их, чтобы дальше она могла оперировать ими. Оцепенение/амбивалентность

Пожалуй, основные изменения, которые кризис может вызвать в женщине — это чувство нереальности, особен­но в начальной стадии. Поэтому неплохо бы дать женщи­не возможность отдохнуть и освободиться от внутренней травмы, это поможет ей двигаться вперед. Она может вык­лючить все эмоции, защищаясь от дальнейших страданий, даже не пытаться что-либо изменить. Помогите ей перво­начально довести до конца небольшое задание; это и бу­дет отправной точкой для работы с наметившимся проти­воречием.

Эмоциональная/экономическая зависимость Идентичность многих женщин растворяется в их парт­нерах или взаимоотношениях. Поэтому очень важно под­держать женщину в понимании того, что она может сама зарабатывать на жизнь, или получить временную работу, или пойти прогуляться в солнечный денек по парку одна без партнера — это начало независимости. Вы даже можете развеять миф, говорящий: «Если он не может найти рабо­ту и обеспечить семью, то как я смогу это сделать?».

Изоляция

Изоляция — главный аспект большинства взаимоот­ношений, построенных на насилии. Поэтому наличие та кого места (например, кризисный центр), где бы жен щина имела возможность высказаться и разделить сво] чувства и переживания с консультантом и с другим] женщинами, неоценимо в разрушении мифа о том, чт она единственная женщина в мире, перенесшая насилие Установление дружеских отношений и поддержка сооб щества способны сделать многое для оскорбленной жен щины, независимо от того, решила ли она вернуться ил уйти от своего партнера.

Фрустрация

Боязнь неудачи и недостаточная уверенность в себе ле ко могут привести женщину в состояние фрустрации,

Глава 6

Насильники, жертвы, со-жертеы

87



достигнутый ею прогресс — поставить в тупик. Она мо­жет не иметь реального представления о своих целях, счи­тая, что либо все само собой получится — «как в сказке», либо что достичь их невозможно. Эта дорожка может при­вести ее либо к фрустрации, либо к ощущению провала. Задача консультанта помочь ей постепенно, шаг за шагом установить реальные цели, с тем чтобы свести фрустра­цию к минимуму.

Фрустрация может быть связана с необходимостью об­ращения в такие службы, как суд, полиция (милиция), благотворительные организации. Консультанты сами могут обратиться к ним или рассеять некоторые заблуждения в отношении этих служб, часто встречающиеся у жертв се­мейного насилия, чтобы женщина могла самостоятельно руководить необходимыми процедурами по оказанию ей помощи.

Родительские заботы

Насилие в семье выключает из поля зрения матери по­требности детей, заставляя сконцентрироваться в основ­ном на проблеме выживания; ее могут не допускать к де­тям или не позволять высказать им свою любовь. Она может признаться им в своем отчаянии; дети могут явиться предметом нападок со стороны мужчины — все это при­чины, почему дети очень часто страдают в подобных си­туациях. От многих перечисленных выше эмоциональных моментов зависит, как мать будет взаимодействовать с детьми и как поведут себя дети.

Таким образом, семейное насилие является более слож­ной и многогранной проблемой, чем насилие социальное. Психологу-консультанту приходится работать не только с фактами самого насилия, но и с «вторичными» состав­ляющими: чувствами, реальной социальной и экономи­ческой ситуацией и т.п. Именно поэтому помощь жертвам семейного насилия должна быть комплексной, часто вклю­чающей в себя социально-правовую поддержку и соци­альную работу.

Вопросы

1 Что входит в понятия «насилие» и «семейное (домаш­нее) насилие»?

2. Назовите и расшифруйте 4 принципа консультатив­
ной работы с жертвами сексуального насилия.

3. Каковы типичные эмоциональные реакции жертв сек-

суального насилия? Сравните их с эмоциями жертв семейного насилия.

4. Кратко охарактеризуйте «корни» семейного насилия
и «мифы» о семейном насилии.

5. Какими чертами обладает типичная жертва насилия?

6. Что указывает на склонность к насилию?

7. Что можно рекомендовать психологам-консультантам,

работающим с жертвами насилия?

Глава 7

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ПО ПРОБЛЕМАМ,

СВЯЗАННЫМ С ДЕТЬМИ

7.1. Общие принципы работы

с родителями в процессе консультирования

Вопросы, связанные с консультированием по детским проблемам, рассматриваются отдельными академическими и практическими психологами с разных позиций.

Некоторые считают, что консультирование ребенка — это вполне самостоятельный раздел психологической практики. Консультируется сам ребенок, а его окружение (мамы, папы, дедушки и бабушки) играют вторичную роль.

Мы же придерживаемся иной точки зрения (Меновщи­ков, 1998). Ни о каком самостоятельном консультирова­нии до подросткового периода и речи быть не может.

Дети, в силу личностной и физической незрелости, не способны и не должны принимать полностью самостоя­тельные решения в кризисных и проблемных ситуациях. Следовательно, работая с ребенком, психологи занимаются воспитанием, психодиагностикой и психокоррекцией, но никак не консультированием. Фокус же консультирования ориентирован на ближайшее взрослое окружение ребенка и прежде всего на его родителей. Получается, что психо­лог-консультант, работающий в детской сфере, должен быть более широким специалистом, чем его коллега, ра­ботающий со взрослыми проблемами, так как ему необ­ходимо хорошее знание не только основ консультирова­ния, но и психодиагностики, психокоррекции и т.д.

Консультирование по проблемам, связанным с детьми 89

В процессе консультирования психолог вступает в кон­такт с родителями несколько раз: в ходе первичной бесе­ды при записи, при обстоятельной беседе по поводу ис­тории развития ребенка, при обследовании ребенка и, наконец, в процессе заключительной беседы по результатам обследования. Каждая из этих встреч имеет как общие, так и специфические задачи и особенности проведения. Свои особенности имеет и работа психолога с родителями, род­ственниками ребенка, учителями, воспитателями и дру­гими близкими. Остановимся на некоторых общих прин­ципах взаимоотношений психолога-консультанта с лица­ми, обратившимися по поводу ребенка.

Первой обязательной предпосылкой успешного резуль­тата консультирования является умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или учителями) ребенка. В основе доверительных отно­шений лежат безусловное уважение, признание того бес­покойства, которое обратившиеся в консультацию люди испытывают в связи с ребенком. Чрезвычайно способству­ет установлению контакта умение консультанта показать свое отношение к родителям как к взрослым, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребенка, глу­боко знающим и понимающим его. Такое отношение не­совместимо с прямой или косвенной критикой действий родителей, сомнениями в их педагогической компетент­ности. В литературе указывается, что эти подчас необхо­димые виды обратной связи уместны лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая резуль­таты его психодиагностического обследования, но и тог­да они требуют облечения в особую форму. Что же каса­ется первых встреч, то любой намек на неодобрение дей­ствий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и по меньшей мере закроет путь для обсуждения всех сторон проблемы (Бурменская, Караба-нова, Лидере, 1990). (Так, например, в самом начале сво­ей консультативной деятельности я встретился с мамой, обнаруживавшей сильные защитные реакции вытеснения, отрицания и рационализации при любом моем намеке на

90

Глава 7

Кон

:улътирование по проблемам, связанным с детьми 91



ее вклад в развитие мутизма16 у дочери. Причем ее нега­тивные оценки консультанта носили не прямой харак­тер, а облекались в речь ребенка: «Она сказала про дядю-консультанта, что он ерундой занимается...» и т.п.)

Поэтому на первой и второй встречах с родителями необходимо уделить специальное внимание разъяснению возможных целей и задач консультирования. Следует учи­тывать, что в условиях нашей страны, где психологичес­кая служба еще только организуется и население практи­чески не имеет опыта получения психологической помо­щи, у многих родителей складываются о ней неверные представления и ожидания (недооценка объема и сложно­сти процесса консультирования, прежде всего по време­ни, установка на получение готового «рецепта», рентная ориентация и др.). Следовательно, на первых двух встре­чах с родителями чрезвычайно важно разъяснение струк­туры и задач консультативной работы, назначения психо­диагностического обследования, формирование установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка. Специальных разъяснений требует также направление ре­бенка на консультацию к другим специалистам (логопе­ду, психоневрологу и т.д.). На любом этапе консультатив­ной работы своим заинтересованным отношением и все­сторонним рассмотрением проблемы психолог должен стремиться освобождать родителей от тяжелых чувств, сти­мулировать их внимание к позитивным сторонам пробле­мы и активный поиск возможных ее решений.

Необходимо предупреждать родителей о трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе проведения кор-рекционной программы. Недопустимо, чтобы у них сло­жилось представление о легком разрешении проблем, так как подобная установка может привести лишь к преждев­ременному и неоправданному разочарованию в возможно­стях психологической помощи. Психолог должен также предупредить возможность возникновения у родителей (и равным образом у учителей) ожидания немедленных ре­зультатов. Очень важно, чтобы, ориентируя на достиже-

Мутизм — молчание, отсутствие ответов на вопросы.

ние желаемого результата, психолог не внушал бы в то же время неоправданных ожиданий, которые могут при­нести, в конечном счете, лишь чувство обманутых надежд. В обязанности психолога входит повторное консультиро­вание родителей или учителей по мере необходимости. Нередко практикуются многократные встречи и длитель­ная психотерапевтическая работа. Беседа, проводимая пси­хологом по итогам всестороннего изучения случая, пре­следует несколько целей: I) подробное обсуждение обще­го состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, ус­ловно-вариантного прогноза; 2) совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной кор-рекционной программы; 3) обсуждение проблем родите­лей, их отношения к трудностям ребенка; 4) планирова­ние последующих встреч (в случае необходимости) (Бур-менская, Карабанова, Лидере, 1990).

Ряд американских авторов выделяют в заключительной беседе консультанта с родителями четыре основных этапа и предлагают следующие рекомендации по ее проведению. Желательно вести беседу одновременно с обоими родите­лями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребенка и, кроме того, позволяет родителям почувствовать общую ответственность за судьбу ребенка. В начале беседы нужно побудить роди­телей к свободному, откровенному обсуждению проблем ребенка, выяснению интересующих их вопросов. Необхо­димо также выяснить их представления о причинах труд­ностей ребенка и средствах их разрешения, помощи, их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребенком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе бе­седы предполагается сообщение результатов психологичес­кого обследования. Конкретные данные помогают преодо­леть ошибочные представления о характере и степени труд­ностей ребенка. Необходимо стремиться к выработке реалистического представления о трудностях ребенка. Пос­ле этого (третий этап) обсуждается специальная програм­ма действий. Наконец, в заключение беседы обсуждается


92

Глава 7

отношение родителей к проблемам ребенка и планируют­ся последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, понимание, уважение. Эффективность беседы, по Сарансону (см.: Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990), оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех сведений и рекомен­даций, которые они получили от консультанта.

7.2. Основныепроблемы дошкольников

Как показывают современные исследования в области возрастной психологии, на протяжении дошкольного пе­риода у ребенка интенсивно развиваются все психичес­кие функции, формируются сложные виды деятельности (например, игра, общение со взрослыми и сверстниками). В это же время происходит закладка общего фундамента познавательных способностей, в личностной сфере фор­мируется иерархическая структура мотивов и потребнос­тей, самооценка, элементы волевой регуляции поведе­ния. Активно усваиваются нравственные формы поведе­ния. Развитие, как правило, сопровождается определенной проблематикой, могущей стать предметом психологичес­кой консультации.

По данным Г. В. Бурменской, О. А.ч Карабановой и А. Г. Лидерса, наиболее многочисленную группу посетите­лей психологической консультации составляют родители с детьми, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, но в то же время есть опреде­ленные трудности, связанные с их возрастными или инди­видуально-психологическими особенностями.

Типичны жалобы родителей на: непослушание и упрям­ство детей (особенно в кризисные периоды); плохую па­мять; невнимательность; неорганизованность поведения; медлительность; робость; неусидчивость; леность; «беззас­тенчивость»; лживость (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т.е. детское фантазирование); слабоволие (точнее, непроизвольность поведения) и др. (Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990).

Консультирование по проблемам, связанным с детьми 93

Эти многообразные жалобы имеют в своей основе не­сколько причин, которые можно объединить в две боль­шие группы: причины, связанные с детьми, и причины, связанные с родителями.

Причины, связанные с детьми

/. Действительная задержка умственного или общего пси­хического и личностного развития (инфантилизм). При­чиной может быть ослабленное нервно-психическое или соматическое здоровье. Возможны слабовыражен­ные органические нарушения нервной системы: це-ребрастения, компенсированная гидроцефалия, оста­точные симптомы родовых травм, последствия ран­них инфекционных заболеваний и т.д.

Тактика: психодиагностика, психокоррекция, консультации и работа психоневролога, дефектолога, логопеда. Из диагностических процедур часто используются тесты на интеллектуальную деятельность. Более подробное их рассмотрение не входит в наши задачи и мы просто отсылаем читателя к соответствующей литературе.

2. Формирование акцентуаций характера. Акцентуации — своеобразные заострения характера — хорошо опи­саны в соответствующей литературе (Леонгард, 1989; Личко, 1977). В сочетании с неправильным типом вос­питания акцентуация приводит к психопатическому развитию. Например, сочетание истероидной акцен­туации с потворствующей гиперпротекцией в вос­питании («кумир семьи»).

Тактика: психодиагностика, консультирование родителей, рекомендации по поводу воспитания.

3. Ускоренное психическое развитие (общее и парциальное). Ре­бенок вдруг начинает несоответственно возрасту чи­тать, писать, рисовать, слагать стихи и т.д. и т.п. Та­кие случаи являются более редкой причиной обраще­ния за помощью к психологу-консультанту, но в практике встречаются.

Тактика: психодиагностика, индивидуальная программа занятий.


94

Глава 7

4. Нарушения в сфере общения со сверстниками. Практика консультирования подтверждает раннее деление на «по­пулярных» и «непопулярных» (иначе «звезд» и «изо­лированных»). Особенно тяжелые последствия несет положение отвергаемого. Возникает стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревож­ность, конфликтность, агрессивность поведения и др.

Тактика: консультирование воспитателей, психокоррекция.

5.Нарушения в сфере взаимоотношений в семье (синдром единственного ребенка, конкурентные взаимоотноше­ния с братьями или сестрами).

Тактика: семейная терапия.

6.Левостороннее доминирование руки или смешанная лате-ралъность. Показано, что у этой группы детей дос­товерно чаще наблюдаются различные осложнения в формировании психических функций: речи, про­странственного анализа, тонкой моторики и др.

Тактика: психокоррекция, индивидуальная профамма занятий.

7. Наличие конкретной симптоматики (страх, заикание,

энурез и т.д.). Случаи появления симптоматики мо­гут быть связаны как с конкретной единичной пси­хотравмой (например, ребенка испугала собака), так и с характером взаимоотношений в семье (напри­мер, энурез как протестная реакция при появлении младшего брата или сестры, которым родители уде­ляют много внимания и т.п.). Тактика: лечение у врача-психотерапевта, семейная терапия.

8. Адаптация при поступлении в дошкольное учреждение,

готовность к школе. У многих детей возникают раз­нообразные дезадаптивные реакции — от капризно­го поведения до соматических симптомов типа по­вышения температуры или рвоты. Важно также выя­вить степень готовности к постижению школьной программы, развитие различных психических функ­ций, личностно-межличностную готовность и т.д.

Тактика: психодиагностика, психокоррекция, программы подготовки.

Консультирование по проблемам, связанным с детьми

Наши рекомендации