Сомнения по поводу здравомыслия
«Ты сумасшедшая», — это стандартная фраза и уловка, используемая мужчиной. Вполне возможно, что женщины, долгое время терпящие насилие, начнут беспокоиться о состоянии своей психики, желая узнать, прав ли он; когда она обращается за помощью в соответствующие медицинские учреждения, ей ставят диагнозы и начинают лечить симптомы, не узнав основных, подспудных причин насилия, а это только укрепляет миф. Избиваемые женщины не сумасшедшие, и если мы сможем разрушить прочно засевшую в их головах мысль о том, что они — единственные, с кем это происходит, то сможем помочь им снова поверить в нормальность своей психики.
Утрата/любовь
Вовсе не обязательно, что женщина, подвергшаяся насилию, утрачивает чувство сострадания и любви. Неугасшая любовь может повлиять на решение женщины остаться в семье. Если же она сочтет нужным прервать взаимоотношения, то, помня о прошлых чувствах, будет по меньшей мере переживать утрату. Эти чувства восстановят в памяти то прекрасное время, когда партнеры любили друг друга. Существует ощущение потери, когда взаимоотношения заканчиваются, чувство утраты любви, которая была. Ощущение единства с мужчиной, даже если он оказался плохим, — это неотъемлемая часть женской идентификации. Эти моменты могут быть самыми вызывающими и фрустрирующими для женщины и ее консультанта, потому что это — битва сердца и ума, эмоций и смысла. Не забывайте, что женщина имеет право
на все свои чувства — не имеет значения, сколь рационально они могут выглядеть — и вы берете на себя ответственность помочь ей пережить и понять их, чтобы дальше она могла оперировать ими. Оцепенение/амбивалентность
Пожалуй, основные изменения, которые кризис может вызвать в женщине — это чувство нереальности, особенно в начальной стадии. Поэтому неплохо бы дать женщине возможность отдохнуть и освободиться от внутренней травмы, это поможет ей двигаться вперед. Она может выключить все эмоции, защищаясь от дальнейших страданий, даже не пытаться что-либо изменить. Помогите ей первоначально довести до конца небольшое задание; это и будет отправной точкой для работы с наметившимся противоречием.
Эмоциональная/экономическая зависимость Идентичность многих женщин растворяется в их партнерах или взаимоотношениях. Поэтому очень важно поддержать женщину в понимании того, что она может сама зарабатывать на жизнь, или получить временную работу, или пойти прогуляться в солнечный денек по парку одна без партнера — это начало независимости. Вы даже можете развеять миф, говорящий: «Если он не может найти работу и обеспечить семью, то как я смогу это сделать?».
Изоляция
Изоляция — главный аспект большинства взаимоотношений, построенных на насилии. Поэтому наличие та кого места (например, кризисный центр), где бы жен щина имела возможность высказаться и разделить сво] чувства и переживания с консультантом и с другим] женщинами, неоценимо в разрушении мифа о том, чт она единственная женщина в мире, перенесшая насилие Установление дружеских отношений и поддержка сооб щества способны сделать многое для оскорбленной жен щины, независимо от того, решила ли она вернуться ил уйти от своего партнера.
Фрустрация
Боязнь неудачи и недостаточная уверенность в себе ле ко могут привести женщину в состояние фрустрации,
Глава 6
Насильники, жертвы, со-жертеы
87
достигнутый ею прогресс — поставить в тупик. Она может не иметь реального представления о своих целях, считая, что либо все само собой получится — «как в сказке», либо что достичь их невозможно. Эта дорожка может привести ее либо к фрустрации, либо к ощущению провала. Задача консультанта помочь ей постепенно, шаг за шагом установить реальные цели, с тем чтобы свести фрустрацию к минимуму.
Фрустрация может быть связана с необходимостью обращения в такие службы, как суд, полиция (милиция), благотворительные организации. Консультанты сами могут обратиться к ним или рассеять некоторые заблуждения в отношении этих служб, часто встречающиеся у жертв семейного насилия, чтобы женщина могла самостоятельно руководить необходимыми процедурами по оказанию ей помощи.
Родительские заботы
Насилие в семье выключает из поля зрения матери потребности детей, заставляя сконцентрироваться в основном на проблеме выживания; ее могут не допускать к детям или не позволять высказать им свою любовь. Она может признаться им в своем отчаянии; дети могут явиться предметом нападок со стороны мужчины — все это причины, почему дети очень часто страдают в подобных ситуациях. От многих перечисленных выше эмоциональных моментов зависит, как мать будет взаимодействовать с детьми и как поведут себя дети.
Таким образом, семейное насилие является более сложной и многогранной проблемой, чем насилие социальное. Психологу-консультанту приходится работать не только с фактами самого насилия, но и с «вторичными» составляющими: чувствами, реальной социальной и экономической ситуацией и т.п. Именно поэтому помощь жертвам семейного насилия должна быть комплексной, часто включающей в себя социально-правовую поддержку и социальную работу.
Вопросы
1 Что входит в понятия «насилие» и «семейное (домашнее) насилие»?
2. Назовите и расшифруйте 4 принципа консультатив
ной работы с жертвами сексуального насилия.
3. Каковы типичные эмоциональные реакции жертв сек-
суального насилия? Сравните их с эмоциями жертв семейного насилия.
4. Кратко охарактеризуйте «корни» семейного насилия
и «мифы» о семейном насилии.
5. Какими чертами обладает типичная жертва насилия?
6. Что указывает на склонность к насилию?
7. Что можно рекомендовать психологам-консультантам,
работающим с жертвами насилия?
Глава 7
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ПО ПРОБЛЕМАМ,
СВЯЗАННЫМ С ДЕТЬМИ
7.1. Общие принципы работы
с родителями в процессе консультирования
Вопросы, связанные с консультированием по детским проблемам, рассматриваются отдельными академическими и практическими психологами с разных позиций.
Некоторые считают, что консультирование ребенка — это вполне самостоятельный раздел психологической практики. Консультируется сам ребенок, а его окружение (мамы, папы, дедушки и бабушки) играют вторичную роль.
Мы же придерживаемся иной точки зрения (Меновщиков, 1998). Ни о каком самостоятельном консультировании до подросткового периода и речи быть не может.
Дети, в силу личностной и физической незрелости, не способны и не должны принимать полностью самостоятельные решения в кризисных и проблемных ситуациях. Следовательно, работая с ребенком, психологи занимаются воспитанием, психодиагностикой и психокоррекцией, но никак не консультированием. Фокус же консультирования ориентирован на ближайшее взрослое окружение ребенка и прежде всего на его родителей. Получается, что психолог-консультант, работающий в детской сфере, должен быть более широким специалистом, чем его коллега, работающий со взрослыми проблемами, так как ему необходимо хорошее знание не только основ консультирования, но и психодиагностики, психокоррекции и т.д.
Консультирование по проблемам, связанным с детьми 89
В процессе консультирования психолог вступает в контакт с родителями несколько раз: в ходе первичной беседы при записи, при обстоятельной беседе по поводу истории развития ребенка, при обследовании ребенка и, наконец, в процессе заключительной беседы по результатам обследования. Каждая из этих встреч имеет как общие, так и специфические задачи и особенности проведения. Свои особенности имеет и работа психолога с родителями, родственниками ребенка, учителями, воспитателями и другими близкими. Остановимся на некоторых общих принципах взаимоотношений психолога-консультанта с лицами, обратившимися по поводу ребенка.
Первой обязательной предпосылкой успешного результата консультирования является умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или учителями) ребенка. В основе доверительных отношений лежат безусловное уважение, признание того беспокойства, которое обратившиеся в консультацию люди испытывают в связи с ребенком. Чрезвычайно способствует установлению контакта умение консультанта показать свое отношение к родителям как к взрослым, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребенка, глубоко знающим и понимающим его. Такое отношение несовместимо с прямой или косвенной критикой действий родителей, сомнениями в их педагогической компетентности. В литературе указывается, что эти подчас необходимые виды обратной связи уместны лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая результаты его психодиагностического обследования, но и тогда они требуют облечения в особую форму. Что же касается первых встреч, то любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и по меньшей мере закроет путь для обсуждения всех сторон проблемы (Бурменская, Караба-нова, Лидере, 1990). (Так, например, в самом начале своей консультативной деятельности я встретился с мамой, обнаруживавшей сильные защитные реакции вытеснения, отрицания и рационализации при любом моем намеке на
90
Глава 7
Кон
:улътирование по проблемам, связанным с детьми 91
ее вклад в развитие мутизма16 у дочери. Причем ее негативные оценки консультанта носили не прямой характер, а облекались в речь ребенка: «Она сказала про дядю-консультанта, что он ерундой занимается...» и т.п.)
Поэтому на первой и второй встречах с родителями необходимо уделить специальное внимание разъяснению возможных целей и задач консультирования. Следует учитывать, что в условиях нашей страны, где психологическая служба еще только организуется и население практически не имеет опыта получения психологической помощи, у многих родителей складываются о ней неверные представления и ожидания (недооценка объема и сложности процесса консультирования, прежде всего по времени, установка на получение готового «рецепта», рентная ориентация и др.). Следовательно, на первых двух встречах с родителями чрезвычайно важно разъяснение структуры и задач консультативной работы, назначения психодиагностического обследования, формирование установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка. Специальных разъяснений требует также направление ребенка на консультацию к другим специалистам (логопеду, психоневрологу и т.д.). На любом этапе консультативной работы своим заинтересованным отношением и всесторонним рассмотрением проблемы психолог должен стремиться освобождать родителей от тяжелых чувств, стимулировать их внимание к позитивным сторонам проблемы и активный поиск возможных ее решений.
Необходимо предупреждать родителей о трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе проведения кор-рекционной программы. Недопустимо, чтобы у них сложилось представление о легком разрешении проблем, так как подобная установка может привести лишь к преждевременному и неоправданному разочарованию в возможностях психологической помощи. Психолог должен также предупредить возможность возникновения у родителей (и равным образом у учителей) ожидания немедленных результатов. Очень важно, чтобы, ориентируя на достиже-
Мутизм — молчание, отсутствие ответов на вопросы.
ние желаемого результата, психолог не внушал бы в то же время неоправданных ожиданий, которые могут принести, в конечном счете, лишь чувство обманутых надежд. В обязанности психолога входит повторное консультирование родителей или учителей по мере необходимости. Нередко практикуются многократные встречи и длительная психотерапевтическая работа. Беседа, проводимая психологом по итогам всестороннего изучения случая, преследует несколько целей: I) подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза; 2) совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной кор-рекционной программы; 3) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; 4) планирование последующих встреч (в случае необходимости) (Бур-менская, Карабанова, Лидере, 1990).
Ряд американских авторов выделяют в заключительной беседе консультанта с родителями четыре основных этапа и предлагают следующие рекомендации по ее проведению. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребенка и, кроме того, позволяет родителям почувствовать общую ответственность за судьбу ребенка. В начале беседы нужно побудить родителей к свободному, откровенному обсуждению проблем ребенка, выяснению интересующих их вопросов. Необходимо также выяснить их представления о причинах трудностей ребенка и средствах их разрешения, помощи, их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребенком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение результатов психологического обследования. Конкретные данные помогают преодолеть ошибочные представления о характере и степени трудностей ребенка. Необходимо стремиться к выработке реалистического представления о трудностях ребенка. После этого (третий этап) обсуждается специальная программа действий. Наконец, в заключение беседы обсуждается
92 |
Глава 7
отношение родителей к проблемам ребенка и планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, понимание, уважение. Эффективность беседы, по Сарансону (см.: Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990), оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.
7.2. Основныепроблемы дошкольников
Как показывают современные исследования в области возрастной психологии, на протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (например, игра, общение со взрослыми и сверстниками). В это же время происходит закладка общего фундамента познавательных способностей, в личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Развитие, как правило, сопровождается определенной проблематикой, могущей стать предметом психологической консультации.
По данным Г. В. Бурменской, О. А.ч Карабановой и А. Г. Лидерса, наиболее многочисленную группу посетителей психологической консультации составляют родители с детьми, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, но в то же время есть определенные трудности, связанные с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями.
Типичны жалобы родителей на: непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды); плохую память; невнимательность; неорганизованность поведения; медлительность; робость; неусидчивость; леность; «беззастенчивость»; лживость (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т.е. детское фантазирование); слабоволие (точнее, непроизвольность поведения) и др. (Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990).
Консультирование по проблемам, связанным с детьми 93
Эти многообразные жалобы имеют в своей основе несколько причин, которые можно объединить в две большие группы: причины, связанные с детьми, и причины, связанные с родителями.
Причины, связанные с детьми
/. Действительная задержка умственного или общего психического и личностного развития (инфантилизм). Причиной может быть ослабленное нервно-психическое или соматическое здоровье. Возможны слабовыраженные органические нарушения нервной системы: це-ребрастения, компенсированная гидроцефалия, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных заболеваний и т.д.
Тактика: психодиагностика, психокоррекция, консультации и работа психоневролога, дефектолога, логопеда. Из диагностических процедур часто используются тесты на интеллектуальную деятельность. Более подробное их рассмотрение не входит в наши задачи и мы просто отсылаем читателя к соответствующей литературе.
2. Формирование акцентуаций характера. Акцентуации — своеобразные заострения характера — хорошо описаны в соответствующей литературе (Леонгард, 1989; Личко, 1977). В сочетании с неправильным типом воспитания акцентуация приводит к психопатическому развитию. Например, сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир семьи»).
Тактика: психодиагностика, консультирование родителей, рекомендации по поводу воспитания.
3. Ускоренное психическое развитие (общее и парциальное). Ребенок вдруг начинает несоответственно возрасту читать, писать, рисовать, слагать стихи и т.д. и т.п. Такие случаи являются более редкой причиной обращения за помощью к психологу-консультанту, но в практике встречаются.
Тактика: психодиагностика, индивидуальная программа занятий.
94 |
Глава 7
4. Нарушения в сфере общения со сверстниками. Практика консультирования подтверждает раннее деление на «популярных» и «непопулярных» (иначе «звезд» и «изолированных»). Особенно тяжелые последствия несет положение отвергаемого. Возникает стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность поведения и др.
Тактика: консультирование воспитателей, психокоррекция.
5.Нарушения в сфере взаимоотношений в семье (синдром единственного ребенка, конкурентные взаимоотношения с братьями или сестрами).
Тактика: семейная терапия.
6.Левостороннее доминирование руки или смешанная лате-ралъность. Показано, что у этой группы детей достоверно чаще наблюдаются различные осложнения в формировании психических функций: речи, пространственного анализа, тонкой моторики и др.
Тактика: психокоррекция, индивидуальная профамма занятий.
7. Наличие конкретной симптоматики (страх, заикание,
энурез и т.д.). Случаи появления симптоматики могут быть связаны как с конкретной единичной психотравмой (например, ребенка испугала собака), так и с характером взаимоотношений в семье (например, энурез как протестная реакция при появлении младшего брата или сестры, которым родители уделяют много внимания и т.п.). Тактика: лечение у врача-психотерапевта, семейная терапия.
8. Адаптация при поступлении в дошкольное учреждение,
готовность к школе. У многих детей возникают разнообразные дезадаптивные реакции — от капризного поведения до соматических симптомов типа повышения температуры или рвоты. Важно также выявить степень готовности к постижению школьной программы, развитие различных психических функций, личностно-межличностную готовность и т.д.
Тактика: психодиагностика, психокоррекция, программы подготовки.
Консультирование по проблемам, связанным с детьми