Сомнения и их опровержение

Помни, что некоторые богословы, которые искажают смысл божественных качеств, опираются на сомнительные доводы и утверждают, что в действительности именно приверженцы Сунны искажают очевидный смысл коранических текстов и хадисов. Тем самым, они пытаются склонить приверженцев Сунны к необходимости толкования божественных качеств и побуждают их пойти им на уступки. Они говорят: “Почему вы упрекаете нас в том, что мы уклоняемся от очевидного смысла священных текстов, тогда как вы сами поступаете так?”

Ответить на это сомнительное обвинение с помощью Всевышнего Аллаха можно двумя способами: в общем и в частности. Общий ответ сводится к двум принципам.

Во-первых, мы не согласны с тем, что толкования ранних мусульманских богословов уклоняются от очевидного смысла откровений. Под очевидным подразумевается тот смысл, который первым приходит в голову, и он может различаться в зависимости от контекста и словосочетаний. В различных словосочетаниях одни и те же слова принимают различные значения, и в зависимости от контекста одни и те же выражения также принимают различные значения.

Во-вторых, если даже толкования ранних мусульманских богословов уклоняются от очевидного смысла откровений, то они опираются на прямые и косвенные доказательства из Корана и Сунны, а не на сомнительные доводы, которыми пользуются богословы, которые отворачиваются от неопровержимых доказательств и пытаются отрицать божественные качества, о которых поведали Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха.

Что же касается детального ответа, то он связан с каждым конкретным священным текстом, в искажении очевидного смысла которого упрекают ранних мусульманских богословов. Мы приведем несколько примеров и начнем с высказывания Абу Хамида аль-Газзали о богословах ханбалитского толка. Он сказал, что имам Ахмад не отступал от очевидного смысла откровений, кроме следующих трех случаев: “Черный Камень является Десницей Аллаха на земле”, “Души рабов находятся между двумя из Пальцев Милостивого” и “Я чувствую дыхание Милостивого со стороны Йемена”.

Об этом упомянул шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и сказал: «Эти слова – навет на Ахмада».[xxix][ См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 398.]

Пример первый

Черный Камень является Десницей Аллаха на земле.[xxix][ См. “аль-Иляль аль-Мутанахийа” (994) и “Силсилят аль-Ахадис ад-Даифа” шейха аль-Албани (223).]

Ответ:

Этот хадис является недостоверным, и его причастность к словам Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, не доказана. Ибн аль-Джаузи в книге “аль-Иляль аль-Мутанахийа” назвал этот хадис недостоверным. Ибн аль-Араби назвал его ложным. А шейх-уль-ислам Ибн Теймийя сказал, что цепочка рассказчиков этого хадиса недостоверна. После всего сказанного нет необходимости обсуждать смысл этого предания.

Однако шейх-уль-ислам Ибн Теймийя сказал: «На эту тему есть хорошо известное высказывание Ибн Аббаса: “Черный Камень является Десницей Аллаха на земле. Кто сожмет или поцелует его, тот словно пожмет или поцелует Руку Аллаха”. Если поразмыслить над текстом этого предания, то оно не создает никаких трудностей. Он назвал Черный Камень Десницей Аллаха на земле, но не назвал его Десницей Аллаха в самом широком смысле, а ведь связанный смысл отличается от широкого смысла. Затем он сказал, что если человек сожмет или поцелует Черный Камень, то он словно пожмет или поцелует Руку Аллаха. Совершенно ясно, что прикосновение к Черному Камню не является в действительности рукопожатием с Аллахом, однако человек, который сжимает Черный Камень, подобен человеку, который пожимает Руку Аллаху. Таким образом, из начала и конца этого предания совершенно ясно, что Черный Камень не является качеством Всевышнего Аллаха, что не вызывает сомнения у любого благоразумного человека».[xxix][ См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 398.]

Пример второй

Души рабов находятся между двумя из Пальцев Милостивого.

Ответ:

Этот хадис достоверен. Его передал имам Муслим во второй главе раздела “Китаб аль-Кадр” (“Книга предопределения”) со слов Абдуллаха б. Амра б. аль-Аса, который слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, все души потомков Адама находятся между двумя из Пальцев Милостивого. Они подобны одной душе, и Он направляет их, куда пожелает». Затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Аллах, Повелитель душ! Направь наши души в лоно покорности Тебе!»

Ранние мусульманские богословы и приверженцы Сунны верили в истинность очевидного смысла этого хадиса и говорили, что у Всевышнего Аллаха действительно есть Пальцы. Они говорили то, что некогда говорил сам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. А то обстоятельство, что души потомков Адама находятся между двумя пальцами Аллаха, никоим образом не подразумевает соприкосновения человеческих душ с Пальцами Аллаха и не дает оснований говорить, что очевидный смысл хадиса оправдывает единство Творца с творениями и непременно должен быть истолкован иным образом. Облака находятся между небесами и землей, но не соприкасаются с ними. Мы говорим, что местечко Бадр находится между Меккой и Мединой, хотя оно находится на значительном расстоянии от обеих городов. Души всех потомков Адама также находятся между двумя Пальцами Милостивого, но это не подразумевает соприкосновение с ними и единство Аллаха с творениями.

Пример третий

Я чувствую дыхание Милостивого со стороны Йемена.

Ответ:

Этот хадис передал имам Ахмад в сборнике “аль-Муснад” (10960/3845) со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Всевышний Аллах, который рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, вера суть йеменская вера, а мудрость суть йеменская мудрость. Я чувствую облегчение от вашего Господа со стороны Йемена». Аль-Хейсами в сборнике “аль-Маджма аз-Заваид” (“Сборник дополнений”) сказал, что все рассказчики этого хадиса признаны аль-Бухари достоверными, кроме Шабиба, который заслуживает доверия. Ибн Хаджар аль-Аскалани в сборнике “Такриб ат-Тахзиб” (“Улучшение уточнений”) назвал его рассказчиком, который заслуживает доверия третей степени. Похожее сообщение передал аль-Бухари в сборнике “ат-Тарих аль-Кабир” (“Большой сборник по истории”).

Прежде всего необходимо понять очевидный смысл этого хадиса. Арабское слово “нафас” (букв. “дыхание, вздох”) является производным от глагола “наффаса” (букв. “развеивать печаль, веселить, утешать”), о чем упоминают многие знатоки арабского языка в книгах “ан-Нихайа” (“Последнее слово”), “аль-Камус” (“Словарь”) и “Макайис аль-Луга” (“Мерила языка”). В книге “Макайис аль-Луга” (“Мерила языка”) говорится: «Все, что способно развеять печаль, можно назвать “нафас”».

В таком случае очевидный смысл этого хадиса заключается в том, что Всевышний Аллах утешит правоверных благодаря жителям Йемена. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Именно они сражались с вероотступниками и завоевывали новые земли. Их руками Всевышний Аллах избавил правоверных от многих печалей».[xxix][ См. “Маджму аль-Фатава”, т. 6, стр. 398.]

Пример четвертый

Высказывание Всевышнего: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем вознесся на небо».[xxix][ Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 29.]

Ответ:

Среди приверженцев Сунны распространены два толкования арабского глагола “истава” (букв. “вознесся, направился”). Согласно первому толкованию, этот глагол означает “поднялся”. Этому мнению отдал предпочтение Ибн Джарир, который в своем толковании Корана вначале упомянул о существующих между богословами разногласиях по этому поводу, а затем сказал: «Согласно самому достоверному мнению по поводу высказывания достохвального Аллаха «…затем вознесся на небо и придал ему форму семи небес»,[xxix][ Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 29.]Аллах поднялся над небом и благодаря Своему могуществу превратил его в семь небес». В другом толковании Корана имам аль-Багави передал это мнение от имени Ибн Аббаса и большинства толкователей из числа первых мусульман. Это толкование соответствует очевидному смыслу коранического откровения, но не описывает то, как Великий и Могучий Аллах вознесся на небеса.

Согласно второму толкованию, этот глагол означает “решительно направился”. Этому мнению отдали предпочтение Ибн Касир в толковании суры “аль-Бакара” (“Корова”) и аль-Багави в толковании суры “Фуссылат” (“Разъяснены”). Ибн Касир сказал: «Это означает, что Аллах устремился к небесам, о чем свидетельствует стоящий после глагола предлог». Аль-Багави сказал: «Это означает, что Аллах приступил к сотворению небес».

Последнее толкование не искажает очевидного смысла откровения, потому что после глагола “истава” стоит предлог “иля”, который выражает направление и конечную цель и влияет на значение стоящего перед ним глагола. То же самое можно сказать о следующем высказывании Всевышнего: «Рабы Аллаха будут пить из источника».[xxix][ Сура “аль-Инсан” (“Человек”), аят 6.] Арабский глагол “йашрабу” (букв. “пить”) в этом откровении означает “напиваться” (араб. “йрви”), потому что после него стоит предлог “би”, который влияет на значение стоящего перед ним глагола. Благодаря взаимодействию глагола и предлога выражение приобретает законченный смысл.

Примеры пятый и шестой

Высказывания Всевышнего «Где бы вы ни были, Он всюду с вами»[xxix][ Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.] и «Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились»[xxix][ Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.]

Ответ:

Очевидный смысл этих откровений является подлинным и правильным, но что представляет собой этот очевидный смысл? Означает ли это, что Всевышний Аллах всем Своим существом присутствует рядом с творениями и что творения смешаны с Аллахом? Или же это означает, что Всевышний Аллах присутствует рядом со Своими творениями знанием, могуществом, слухом, зрением, властью, господством и другими божественными качествами, тогда как Его божественная сущность находится над Троном и над всеми остальными творениями?

Вне всякого сомнения, первое толкование полностью противоречит контексту указанных аятов. Великий и Могучий Аллах действительно присутствует рядом с творениями, однако Он настолько Велик и Славен, что ни одно творение не способно объять его. Каноны арабского языка позволяют утверждать, что Аллах присутствует рядом с творениями, о чем упоминается в Коране, однако это отнюдь не означает того, что божественная сущность присутствует повсеместно и смешана с творениями, и это подтверждается контекстом каждого конкретного откровения. Что же касается утверждений о повсеместном присутствии божественной сущности Аллаха, то их безосновательность можно доказать несколькими способами.

Во-первых, эти утверждения противоречат единому мнению ранних мусульманских богословов, поскольку ни один из них не исповедовал подобных воззрений. Более того, они единодушно опровергали их.

Во-вторых, эти утверждения не совместимы с верой в высокое положение Всевышнего Аллаха, которое подтверждается Кораном, Сунной, здравым смыслом, подсознанием и единым мнением первых мусульман и ранних мусульманских богословов. А любые воззрения, которые противоречат неопровержимым доказательствам, являются ошибочными на основании тех же самых доказательств. Вот почему утверждения о том, что божественная сущность Аллаха находится повсеместно и смешана с творениями, отвергаются Кораном, Сунной, здравым смыслом, подсознанием и единым мнением первых мусульман и ранних мусульманских богословов.

В-третьих, из этих утверждений вытекают выводы, которые не приемлемы в отношении Всевышнего Аллаха. Если человек познал величие Аллаха, оценил Его достойным образом и понял смысл повсеместного присутствия Аллаха, о котором упоминается в Коране, то он никогда не станет утверждать того, что божественная сущность Аллаха присутствует повсеместно и находится рядом с Его творениями. И тем более, такой человек не будет делать выводов, которые напрашиваются из подобных утверждений. Воистину, они являются уделом невежд, которые не осознают величия Всевышнего Аллаха.

Если ошибочность первого толкования больше не вызывает сомнений, то становится ясно, что второе толкование является правильным. Всевышний действительно объемлет свои творения знанием, могуществом, слухом, зрением, властью, господством и другими божественными качествами, но при этом Его божественная сущность находится над Троном и над всеми остальными творениями.

В этом состоит очевидный смысл упомянутых выше двух коранических аятов. Несомненно, коранические аяты являются истиной, и очевидный смысл истины непременно должен быть истинным. Воистину, невозможно, чтобы очевидный смысл Корана был лживым и порочным.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в статье “аль-Фатва аль-Хамавийа” (“Хамавийская фетва”) писал: «Смысл присутствия Аллаха рядом с творениями меняется в зависимости от контекста. Всевышний сказал: «Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите».[xxix][ Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.] Из контекста явно видно, что смысл присутствия Аллаха рядом с творениями заключается в том, что Аллах видит людей, наблюдает за ними, заботится и ведает о них. Аллах присутствует рядом с творениями Своим знанием, и этого мнения придерживались ранние мусульманские богословы.[xxix][ Ранние мусульманские богословы считали, что Аллах присутствует рядом с творениями Своим знанием, потому что им было прекрасно известно, что божественная сущность Аллаха находится над Троном. Принимая это во внимание, они объясняли присутствие Аллаха рядом с творениями только тем, что Он ведает о нас, видит нас, наблюдает за нами, заботится о нас, но не присутствует рядом с нами Своей божественной сущностью.] В этом и состоит очевидный и подлинный смысл этого откровения.

То же самое относится к следующим словам Всевышнего: «Разве ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они творили, ведь Аллах знает все сущее».[xxix][ Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.]

Находясь в пещере, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал своему спутнику: «Не скорби, ибо Аллах – с нами».[xxix][ Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”), аят 40.] Очевидный смысл этих слов также был истинным, и в сложившихся обстоятельствах присутствие Аллаха выражалось в Его всеобъемлющем знании, помощи и поддержке».

Далее шейх-уль-ислам писал: «В Коране и Сунне неоднократно упоминается о присутствии Аллаха рядом с творениями, и смысл этого в каждом конкретном случае имеет различные оттенки. Он различается либо сходится в зависимости от обстоятельств, но, несмотря на все различия, мы не имеем права утверждать, что божественная сущность Великого и Могучего Господа находится среди Его творений. Если же кто-либо поступает так, то он искажает очевидный смысл откровения».[xxix][ См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 103.]

Из всего сказанного следует, что Великий и Могучий Аллах не присутствует рядом с творениями Своей божественной сущностью. Об этом свидетельствует аят из суры “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), в начале и в конце которого упоминается о всеобъемлющем знании Аллаха. Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллах ведает и то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни находились. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они творили, ведь Аллах знает все сущее».[xxix][ Сура “аль-Муджадила” (“Препирающаяся”), аят 7.]

Следовательно, очевидный смысл присутствия Аллаха рядом с творениями в данном случае заключается в том, что Аллах ведает о своих рабах и доподлинно знает об их деяниях. Это отнюдь не означает того, что Аллах находится среди людей на земле.

Что же касается аята из суры “аль-Хадид” (“Железо”), то перед напоминанием о присутствии Аллаха рядом с творениями Всевышний Аллах поведал о Своем вознесении на Трон и Своем всеобъемлющем знании, а после этого напомнил о том, что Он видит каждое деяние Своих рабов. Всевышний сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите».[xxix][ Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.]

Очевидный смысл присутствия Аллаха рядом со своими творениями в этом случае заключается в том, что Аллах ведает о Своих рабах и видит их деяния, хотя Сам Он вознесся на Трон и находится над ними. Он не находится среди Своих рабов на земле Своей божественной сущностью, ибо в противном случае конец обсуждаемого нами аята противоречил бы его началу, в котором сообщается, что Аллах вознесся на Трон.

Следовательно, присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах ведает об их положении, внимает их речам, видит их деяния, управляет их делами, дарует жизнь одним и умерщвляет других, ниспосылает богатство одним и лишает благосостояния других, одаряет властью одних и низвергает с престолов других, дарует могущество одним и унижает других. Он творит, что пожелает, в полном соответствии со Своими совершенными и неограниченными возможностями, и ничто не мешает Ему распоряжаться судьбой творений. Воистину, Аллах, который обладает такими качествами, действительно присутствует рядом с творениями, несмотря на то, что Он действительно находится над Троном.

В главе о присутствии Аллаха рядом с творениями из книги “аль-Акида аль-Васитийа” (“Васитийские вероубеждения”) шейх-уль-ислама Ибн Теймийи говорится: «Откровения, в которых Аллах поведал о том, что Он находится над Троном и в то же время присутствует рядом с нами, являются непреложной истиной и не нуждаются в искажении их смысла. Однако мы обязаны защищать их от ошибочных представлений».[xxix][ См. “Маджму аль-Фатава”, т. 3, стр. 142.]

А в статье “аль-Фатва аль-Хамавийа” (“Хамавийская фетва”) шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «Коран и Сунна указывают и освещают прямой путь каждому, кто размышляет над писанием Аллаха и Сунной Его пророка, стремится к истине и не желает искажать смысл откровений и исповедовать неверие в имена и аяты Аллаха.

Человек не имеет права думать, что одна часть откровения может противоречить другой. Кто-то может сказать, что Коран и Сунна утверждают, что Аллах находится над Троном и что эти утверждения противоречат очевидному смыслу высказывания Всевышнего «Где бы вы ни были, Он всюду с вами»[xxix][ Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.] и изречения Пророка «Когда каждый из вас встает на намаз, то Аллах оказывается перед Его Ликом»[xxix][ Этот хадис передали аль-Бухари (406), Муслим (547) и другие со слов Ибн Умара, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, в следующей форме: «Если кто-нибудь из вас молится, то пусть не плюет перед собой, потому что Аллах находится перед лицом молящегося».] и т.д.

Такие слова являются ложью и заблуждением, потому что Аллах действительно присутствует рядом с нами и действительно находится над Троном, и оба эти утверждения одновременно подтверждаются следующим высказыванием Всевышнего: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите».[xxix][ Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.]

Аллах поведал о том, что Он находится над Троном, но ведает обо всем происходящем, и поэтому повсюду присутствует рядом с нами. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил, что Аллах находится над Троном и ведает обо всем, что вы делаете[xxix][ Этот хадис передали Ахмад (1/206), Абу Давуд (4723), ат-Тирмизи (3320) и Ибн Маджа (193). Он же приводится в книгах “Шарх аль-Акида ат-Тахавийа” (294/277) и “Зиляль аль-Джанна” (577), однако цепочка рассказчиков этого хадиса слабая.]».[xxix][ См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 102-103.]

Помни, что очевидный смысл повсеместного присутствия Аллаха является подлинным, полностью соответствует совершенству Всевышнего Аллаха и никоим образом не противоречит утверждениям о том, что Сам Всевышний Аллах находится над Троном. А обосновать это можно тремя способами.

Во-первых, Всевышний Аллах поведал об этом в Своем безупречном писании, различные утверждения которого не могут быть противоречивыми. Если же некоторые коранические откровения на первый взгляд кажутся противоречивыми, то человек обязан размышлять над ними до тех пор, пока ему не откроется истина. Всевышний сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы Коран был не от Аллаха, то они обнаружили бы в нем множество противоречий».[xxix][ Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 82.]

Если же человек не в состоянии самостоятельно найти истину, то он должен следовать примеру обладающих твердым знанием, которые говорят: «Мы уверовали в него! Все это – от нашего Господа».[xxix][ Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аят 7.] Доверься Тому, Кто ниспослал Писание и ведает о нем. И помни, что твои познания могут иметь недостатки, но недостатков и противоречий в Священном Коране быть не может.

Именно этим способом воспользовался шейх-уль-ислам Ибн Теймийя для обоснования своей позиции, о чем свидетельствуют его слова “…оба эти утверждения одновременно подтверждаются следующим высказыванием Всевышнего”.

То же самое сделал имам Ибн аль-Каййим. Опровергая утверждения о толковании откровений в переносном смысле, он сказал: «Аллах поведал о том, что Он присутствует рядом со своими творениями, но в то же время находится на Троне. Всевышний объединил эти воззрения и сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами. Аллах видит все, что вы вершите».[xxix][ Сура “аль-Хадид” (“Железо”), аят 4.]

Аллах поведал о сотворении небес и земли и возвестил о том, что Он вознесся на Трон. Однако вместе с тем он присутствует рядом с творениями, потому что видит их деяния, будучи над Троном. В одном из хадисов также говорится, что Аллах находится над Троном и видит ваши деяния. Высокое положение Аллаха никоим образом не противоречит Его присутствию рядом с творениями, также как и присутствие Аллаха рядом с творениями не противоречит Его высокому положению. Напротив, оба утверждения являются истиной».[xxix][ См. книгу шейха Ибн аль-Мусали “Мухтасар ас-Саваик”, стр. 410.]

Во-вторых, Аллах действительно может присутствовать рядом с творениями, находясь на Троне. Объединить эти два понятия можно даже в отношении творений. Например, мы говорим, что луна путешествовала вместе с нами, и никто не считает это высказывание противоречивым. Никто не понимает его так, что луна спустилась на землю. И если подобное возможно в отношении творений, то это тем более можно отнести к Творцу, Который объемлет Своим знанием все сущее, находясь при этом высоко над своими творениями. Воистину, можно быть рядом, но в то же время находиться в совершенно другом месте.

Именно так разъяснил обсуждаемый нами вопрос шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в статье “аль-Фатва аль-Хамавийа” (“Хамавийская фетва”). Он писал: «Если арабский предлог “маа” (букв. “с, при”)[xxix][ Именно от этого предлога произошло арабское слово “маийа” (букв. “компания, свита”; зд. “присутствие Аллаха рядом с творениями”). – Прим. пер.] используется в широком смысле, то он обозначает сочетание вещей, но не подразумевает их соприкосновения или близости справа и слева. И даже если он связан с определенными обстоятельствами, он все равно обозначает сочетание вещей при этих обстоятельствах, и поэтому мы говорим, что луна или звезды путешествовали с нами. Мы также говорим, что наша поклажа с нами, потому что она доступна нам. И это утверждение справедливо, даже если она находится над нашей головой. Что же касается Аллаха, то Он действительно присутствует рядом со Своими творениями и действительно находится над Троном».[xxix][ См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 103.]

Шейх-уль-ислам, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, сказал правду. Аллах, Который ведает о тебе, наблюдает за тобой, заботится о тебе, слышит твою речь, видит твои деяния, управляет твоей судьбой, действительно присутствует рядом с тобой, даже если Его божественная сущность в действительности находится над Троном, потому что можно быть рядом, находясь в совершенно другом месте.

В-третьих, даже если бы творения были не способны присутствовать рядом и в то же время находиться очень далеко, это не означало бы того, что Творец, Который охарактеризовал Себя этими качествами, не может обладать ими. Всевышний Аллах абсолютно не похож на творения, и поэтому Он сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий».[xxix][ Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.]

Этим способом шейх-уль-ислам Ибн Теймийя воспользовался в книге “аль-Акида аль-Васитийа” (“Васитийские вероубеждения”), в которой он сказал: «Коранические аяты и хадисы, в которых упоминается о близости Аллаха и Его присутствии рядом с творениями, не противоречат высокому положению Аллаха, потому что ни одно божественное качество не похоже на качества творений. Он – Возвышенный, но в то же время Он близок. Он – Близкий, но в то же время Он находится очень высоко».[xxix][ См. “Маджму аль-Фатава”, т. 3, стр. 143.]

Вывод

По своему отношению к повсеместному присутствию Аллаха люди разделились на три группы.

К первой группе относятся люди, которые считают, что общее присутствие Аллаха рядом с творениями заключается в Его всеобъемлющем знании, а частное присутствие Аллаха рядом с творениями заключается в Его божественной помощи и поддержке. В то же время они верят в то, что Аллах вознесся на Трон, над которым находится Его божественная сущность. К этой группе относятся ранние мусульманские богословы и их праведные последователи, чьи абсолютно правильные воззрения мы уже обсудили выше.

Ко второй группе относятся люди, которые считают, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью и находится среди Своих творений на земле. При этом они отрицают то, что Аллах вознесся на Трон и находится над ним Своей божественной сущностью. К этой группе относятся хулулиты (букв. “пантеисты”) из числа ранних джахмитов и их последователей, однако их убеждения порочны и несправедливы, в чем были единодушны все ранние мусульманские богословы.

К третьей группе относятся люди, которые считают, что Аллах присутствует повсеместно Своей божественной сущностью, но в то же время находится над Троном. О воззрениях этих людей особо упомянул шейх-уль-ислам Ибн Теймийя.[xxix][ См. “Маджму аль-Фатава”, т. 5, стр. 229.] Они полагают, что руководствуются очевидным смыслом священных текстов, в которых упоминается о присутствии Аллаха рядом с творениями и Его нахождении над Троном, однако в действительности это не так. Эти люди заблуждаются, потому что священные тексты о присутствии Аллаха рядом с творениями не свидетельствуют о единстве Аллаха с творениями. Подобный пантеизм является ложью, а очевидный смысл слов Аллаха и Его посланника не может быть ложным.

Примечание первое

Помни, что первые мусульмане и ранние мусульманские богословы не считали, что присутствие Аллаха рядом с творениями ограничивается только божественным знанием. Оно также заключается в том, что Аллах объемлет Своих рабов слухом, зрением, могуществом, властью и другими божественными качествами.

Примечание второе

Ранее мы уже упоминали о том, что высокое положение Всевышнего Аллаха подтверждается Кораном, Сунной, здравым смыслом, подсознанием и единым мнением первых мусульман. Коранические тексты свидетельствуют об этом по-разному.

В некоторых аятах сообщается о том, что Аллах вознесся на Трон и находится на небесах. Например, Всевышний Аллах сказал: «Его престол объемлет небеса и землю, и Ему не в тягость охранять их. Он – Возвышенный, Великий».[xxix][ Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 255.] Он также сказал: «Он – Одолевающий и находится над Своими рабами».[xxix][ Сура “аль-Анам” (“Скот”), аят 18.] Он также сказал: «Он – Милостивый, Который вознесся на Трон».[xxix][ Сура “Та Ха” (“Та Ха”), аят 5.] Он также сказал: «Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может заставить землю поглотить вас и тогда она заколеблется? Неужели вы не опасаетесь того, что Тот, Кто на небе, может низринуть на вас ураган? Скоро вы узнаете цену Моему увещеванию!».[xxix][ Сура “аль-Мульк” (“Власть”), аяты 16-17.]

В некоторых аятах сообщается о том, как творения или деяния возносятся к Аллаху. Например, Всевышний Аллах сказал: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит доброе дело».[xxix][ Сура “Фатыр” (“Создатель”), аят 10.] Он также сказал: «Ангелы и дух восходят к Нему в день, равный по времени пятидесяти тысячам лет».[xxix][ Сура “аль-Мааридж” (“Ступени”), аят 4.] Он также сказал: «О Иса! Я упокою тебя и вознесу к Себе».[xxix][ Сура “Аль Имран” (“Семейство Имрана”), аят 55.]

А в некоторых аятах упоминается о том, как некоторые творения и веления нисходят от Аллаха. Например, Всевышний Аллах сказал: «Скажи, что святой Дух спустился с ним от твоего Господа».[xxix][ Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 102.] Он также сказал: «Он распространяет Свое повеление от неба и до земли, а затем оно опять восходит к Нему в течение дня, который по вашему счету продолжается тысячу лет».[xxix][ Сура “ас-Саджда” (“Поклон”), аят 5.]

Что же касается доказательств из Сунны, то они объединяют не только пророческие изречения и действия, но и молчаливое согласие Посланника Аллаха с подобными высказываниями. Хадисов по этому поводу настолько много, что их можно считать общеизвестными, и они также по-разному свидетельствуют о высоком положении Аллаха. Например, во время земного поклона Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Пречист мой Всевышний Господь!»[xxix][ Этот достоверный хадис передали Ахмад (5/382, 394), Абу Давуд (871), ан-Насаи (1/160) и ат-Тирмизи (2/48). См. также сборник Мухаммада Насир ад-Дина аль-Албани “Ирва аль-Галиль” (333).] Он также сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, Он сделал надпись у Себя над Троном о том, что Его милость опережает Его гнев».[xxix][ Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи (2/271), Ахмад (2/433) и Ибн Маджа (4295), причем текст приведен согласно версии ат-Тирмизи. См. также “Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха” (1629).] Он также сказал: «Неужели вы не доверяете мне, тогда как я являюсь доверенным Того, Кто на небе?»[xxix][ Этот хадис передали аль-Бухари (3344) и Муслим (1064).] А находясь на кафедре в пятничный день, он воздел руки к небу и сказал: «О Аллах! Ниспошли нам дождь!»[xxix][ Этот хадис передали аль-Бухари (1013), Муслим (897) и другие.] А во время проповеди в день Арафы, когда люди засвидетельствовали, что он донес послание, выполнил миссию и дал самые искренние наставления, он показал рукой на небо и сказал: «О Аллах! Будь же свидетелем!»[xxix][ Этот хадис передали Муслим (1218), Абу Давуд (2/1905) и Ибн Маджа (2/3074).] А когда на вопрос о том, где находится Аллах, рабыня сказала, что Аллах находится на небе, он согласился с этим и сказал ее господину: «Отпусти ее, потому что она – правоверная».[xxix][ Этот хадис передали Муслим (537), Абу Давуд (1/930) и ан-Насаи (3/14-16).]

Что касается логических аргументов, то здравый смысл подсказывает нам, что Всевышний Аллах обладает только качествами совершенства и далек от любых недостатков и изъянов. Высокое положение является признаком совершенства, в то время как низкое положение является недостатком, а это обязывает правоверных верить в Его высокое положение и отвергать обратное.

Что касается человеческого подсознания, то оно однозначно свидетельствует о высоком положении Всевышнего Аллаха, потому что каждый молящийся или испуганный человек тотчас устремляется всем сердцем ко Всевышнему Господу и обращает свои устремления к небу, а не в другую сторону.

Спросите у молящихся, которые во время каждого земного поклона повторяют: «Пречист мой Всевышний Господь!» Куда устремляются их души в этот момент?

Что же касается единого мнения первых мусульман, то абсолютно все сподвижники, их последователи и ранние мусульманские богословы единодушны в том, что Всевышний Аллах вознесся на небо и находится над Троном. Высказывания мусульманских богословов на эту тему хорошо известны.[xxix][ Дополнительные сведения о высказываниях мусульманских богословов на эту тему вы найдете в книге “Мухтасар аль-Улувв ли аль-Алий аль-Гаффар” имама аз-Захаби с уточнениями шейха Мухаммада Насир ад-Дина аль-Албани.] Аль-Аузаи сказал: «Мы и последователи сподвижников были единодушны в том, что напоминание Всевышнего Аллаха находится над Троном. Мы верим в те божественные качества, которые упоминаются в Сунне».[xxix][ См. книгу “Мухтасар аль-Улувв ли аль-Алий аль-Гаффар” (121/137).] Мусульманские богословы неоднократно упоминали о том, что среди праведных богословов нет разногласий по этому поводу. Да и какие разногласия могут быть после того, как нам стали известны перечисленные выше неопровержимые доказательства. Воистину, отказаться от них могут только высокомерные гордецы с ослепшей душой, чьи чувства и помыслы исказились под влиянием наущений сатаны. Да одарит нас Всевышний Аллах благополучием и благоденствием!

Из всего сказанного становится предельно ясно, что Всевышний Аллах превыше Своих творений как Своей божественной сущностью, так и своими безупречными качествами, и это является самым ясным, самым доказуемым, самым справедливым и самым правдивым утверждением.

Примечание третье

Дорогой читатель! Однажды я написал статью для некоторых студентов, которая содержала выдержки из речей, которые я произносил на разных собраниях, посвященные вопросу о присутствии Всевышнего Аллаха рядом со своими творениями. В этой статье говорится: «Мы убеждены в том, что Всевышний Аллах присутствует рядом со Своими творениями. Это присутствие истинно по существу и полностью соответствует величию Аллаха. Оно означает то, что Аллах объемлет все сущее знанием, могуществом, слухом, зрением, властью и господством. Он далек от того, чтобы находиться среди творений и разделять с ними пространство. Напротив, Он – Возвышенный. Он превыше творений Своей божественной сущностью и своими божественными качествами, причем высокое положение относится к тем качествам, которые связаны с божественной сущностью Аллаха и присущи Ему во все времена. Он вознесся на Трон в полном соответствии со Своим величием и совершенством, и это никоим образом не противоречит Его присутствию рядом с творениями, потому что Священный Коран гласит: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий».[xxix][ Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.]

Говоря, что присутствие Аллаха “истинно по существу”, я хотел подчеркнуть истинность присутствия Всеблагого и Всевышнего Аллаха рядом с творениями. Я не имел в виду, что Аллах Своей сущностью находится на земле среди творений.

Этого нельзя предположить уже потому, что в той же самой статье я написал: «Он далек от того, чтобы находиться среди творений и разделять с ними пространство. Напротив, Он – Возвышенный. Он превыше творений Своей божественной сущностью и Своими божественными качествами, причем высокое положение относится к тем качествам, которые связаны с божественной сущностью Аллаха и присущи Ему во все времена».

Наши рекомендации