Поведениечеловека в группе (рольи маски)
Как мыуже знаем, поведениечеловека являетсярезультатомвзаимодействияего личностии личностейпартнеров пообщению. Но,оказывается,поведениезависит и отгруппы, в которойэто взаимодействиепроисходит.Группа влияетна поведениечеловека. Посмотрите,как ведут себядва школьника,которые пришлисмотреть фильмв кинотеатр.Тихо и спокойно.Но вот несколькоклассов организуютколлективныйпросмотр фильма.Бывали вы натаких сеансах?Кто бывал, тотзнает, что наних творится!Как ведут себянаши два школьника?Улюлюкают,свистят, комментируюти т. п. Выйдя втолпу, они опятьстанут благовоспитаннымимальчиками.Но в группе онииначе себявести не могли.Их бы осудили,ибо в группеу них была такаяроль.
Что такоероль?
Роль — этотоповедение,которое ожидаетгруппа от личностив процессевыполненияею социальныхфункций.Вовремя своейлекции и я играюроль лектора,а студенты рольслушателей.Что ожидаютот меня студенты?Во-первых, чтоя буду рассказыватьновые для нихвещи, во-вторых,рассказыватьувлекательнои интересно,в-третьих, неоскорблятьих. Если моеповедениесоответствуетих ожиданиям(экспектациям),они будут вестисебя тихо, слушатьвнимательнои наиболееважное записывать(это — мои экспектации).В противномслучае ониналожат на менясанкции, т. е.начнут читать,рисовать и т.д. При этом онине будут соответствоватьмоим экспектациям.Если они отменя зависят,я могу сделатьим замечание,но слушать всеравно не заставлю.Я просто могупринудить ихсидеть тихо.Вот теперьпонятно, почемулучше построитьработу группытак, чтобыруководительзависел отподчиненных,клиент от заказчика,врач от больного,педагог отстудента, а ненаоборот, как,к сожалению,часто бываету нас. Ведь еслибы студентымогли от менясвободно уйти,у меня небылобы никакогодругого выхода,как научитьсячитать лекциихорошо. А почемуя стал писатьлучше? Потому,что был в полнойзависимостиот вас, мой дорогойчитатель! Первыемои книги оказалисьникому не нужны.Мне следовалоили броситьписать, илиписать лучше.
Если яискренне играюсвою роль, топо моему исполнениюможно судить,что я за человек,каковы моиспособности,темперамент,мировоззрение.Но довольночасто общениеносит безличностныйхарактер. Бываеттак, что мояличность никомуне нужна. Еслия буду искренен,то буду получать«уколы». Чтобыэтого не происходило,я надеваю насебя маску.Маска— это поведение,которое используетличность длябезопасногообщения.Происходитконтакт масок.Примеров томумного, когдаэто целесообразно.Например, втранспорте:«Пробейте,пожалуйста,талончик!» —«Спасибо!» —«Пожалуйста!».И иногда лучше,чтобы личностьздесь не появлялась:«Что я, нанялсяздесь талончикипробивать!»
У насмного масок,и надеваем мыих автоматически.Маска радостина свадьбе,маска скорбина похоронах,маска благовоспитанностина званых обедах.Иногда маскатак прирастаетк человеку, чтомы забываем,какой он был,да и он сам незнает, каковаего сущность.Так, порой наулице с летаможно узнатьучителя, военного,врача... Человеки дома начинаетвести себя, какна работе. Онв маске. Довольночасто его нельзя«уколоть», новедь нельзяи «погладить»!Он в маске! Иногдасам человекне знает, какойон на самомделе — он знаеттолько своюмаску!
И вот снабором ролейи комплектоммасок, не знаясебя и не знаязаконов группы,он входит вдругие группыили организовываетновые, т. е. устраиваетсяна работу илисоздает семейнуюжизнь. Для тогочтобы управлятьавтомобилем,надо пройтикурс обучения.Здесь я постараюськратко рассказать,что происходитв группе, участникомкоторой выявляетесь.
Устройствогрупп
(рис.3.1.)
Группаимеет большуюнаружную границу.Это стены класса,где проходятзанятия, помещения,где расположенаклиника, забор,который непозволяетпроникатьпостороннимна завод илив воинскуючасть.
Рис3.1(По Э. Берну)
1. Большаянаружная граница
2. Большаявнутренняяграница
3. Малые внутренниеграницы
4. Руководство
5. Подчиненные
Маленькаяокружность,находящаясяв большой, этобольшая внутренняяграница. Онаотделяет руководствогруппы от еечленов. Членыгрупп не всегдаявляются однородноймассой. Успешноможно руководитьнепосредственноне более чем9—12 людьми. Группа,как капля ртути,при превышенииопределенныхразмеров начинаетДелиться наболее мелкиегруппы. Поэтомутогда, когдагруппа начинаетпревышатьназванную вышецифру, необходимоее разделитьтак, чтобы впервичнойгруппе было1—9 человек иво главе еестоял руководитель.Тогда у руководителяболее крупногомасштаба вподчинениибудет около10 человек. В этомплане довольнонеплохо устроенаармия. Во взводеимеется 3—4отделения. Вкаждом отделении10 человек. Такимобразом, враспоряжениикомандиравзвода имеются4—5 подчиненных:его заместительи командирыотделений. Агде же остальныетри? Вот об этоммы сейчас ипоговоримподробнее.
Далее,рассказываяо системе управления,буду ссылатьсяна примеры техгрупп, которымимне приходилосьруководить.Когда я не зналпсихологииуправления,мне приходилосьбыть старшимврачом полка,заместителемначальникагоспиталя помедицинскойчасти. Божемой, если б ятогда знал иумел то, чтознаю и умеюсейчас! Сегоднямне удаетсяиз 30—40 незнакомыхдруг с другомлюдей За нескольконедель сделатьсплоченныйколлектив. Икогда группа,выполнив своюзадачу, прекращаетсуществование,эти люди продолжаютобщаться другс другом, еслипозволяютобстоятельства,а чувство, чтогде-то живетчеловек, которыйвсегда радтебе, а ты ему,сохраняетсяна всю жизнь.
Но преждечем продолжитьизложение, явынужден ввестиеще несколькопонятий. Группыделятся намалые, средниеи большие. Кмалым следуетотнести группычисленностьюдо 10 человек,средняя группанасчитывает11— 25 человек,большая — 25—35.
Группыбывают открытыеи закрытые.Открытыегруппы устроенытак, что одничлены уходят,на их местоприходят другие. Меняютсяне только членыгруппы, но ируководители.Таким образом,производственныеколлективыможно рассматриватькак открытыегруппы. Закрытыегруппы формируютсяодномоментнодля выполнениякакой-либоспецифической задачи.После ее выполнениягруппа перестаетсуществовать.Примером могутслужить учебныегруппы (20—25 человек),приезжающиек нам на факультетусовершенствования.Просуществовавдва-три месяцаи выполнив своюзадачу, нашикурсанты одномоментноразъезжаютсяпо домам. Создаеммы закрытыегруппы и дляпсихологическоготренинга. Набольших производствахприходитсяформироватьвременныетрудовые коллективы.Типичным такимколлективомявляется коллективкосмонавтов,выполняющихполет в космос.Для выполнениякаких-либозаданий навыезде такжесоздаетсявременныйтрудовой коллектив.
Что касаетсяпсихологическоготренинга, тоя вижу большиепреимуществаоткрытой группы.Такая группау меня существуетуже около восьмилет. Одни приходят,другие уходят.Но всегда остаетсяядро, котороепосещает группуне менее двух-трехлет. Оно-то испособствуеттому, что новыйчлен за два-тризанятия приобретаеттакое количествонавыков, дляовладениякоторыми взакрытой группепотребовалосьбы два-три месяца.В этой группеможно апробироватьновые методики.Свободноепосещение иразовая оплатадержат в тонусеруководителя(вот она, зависимостьот клиента!).Падение посещаемости,а следовательно,и заработказаставляетего овладеватьновыми методамии совершенствоватьстарые. И у менябыли неудачи.Но именно неудачи,правильноосмысленные,способствуютросту квалификации.Открытая группа,таким образом,превращаетсяв своеобразныйклуб. Иногдак нам «на огонек»заглядываютчлены группы,которые обходятсябез психологауже нескольколет. Они делятсясвоими успехами,а иногда ониприходят решитьодну-две проблемы.Недостаткомоткрытой группыявляетсяневозможностьвести плановыетеоретическиезанятия, ибовсе крутитсявокруг решениясиюминутныхжизненныхпроблем.
Закрытаягруппа хорошатем, что всеидут примерноодним темпом,на глазах меняютсялюди и самагруппа. Довольночасто послеокончаниязанятий заинтересованныелица посещаютоткрытые группы.
Но вернемсяк нашей группе.Итак, к намодномоментноприбывает 20—25человек. Мы ихразбиваем натри группы. Вкаждой назначаетсяответственный.На весь циклвыбираетсястароста длясвязи с руководствомцикла. Руководствосостоит из трехпреподавателейи лаборанта.Таким образом,на цикле в подчиненииу руководителятри преподавателя,лаборант истароста цикла.Это четыречеловека. А гдеже три — пятьостальных? Этолидеры неформальныхгрупп, которыеобязательноесть в любомколлективе,будь то классв школе, студенческаягруппа илипроизводственнаябригада. Такоеже устройствоимеет и семья.Там есть группаруководителей— те, кто держитв своих рукахматериальныеблага, и членыгруппы, зависимыеот руководства,— дети, иногдадовольно взрослые,стареющиеродители (дедушкии бабушки), внукии правнуки. Ноо семьеразговор будетпозже.
А теперьо неформальныхгруппах.Еслируководительне знает об ихсуществованиии не знает, ктотам лидер, онбудет допускатьряд организационныхошибок. Стремясь,как раньше,«дойти до каждогочлена коллектива»,он может разговариватьне с лидеромнеформальнойгруппы, а с ее членом.Тогда любаяего просьба,любое распоряжениебудет выполнятьсяне напрямую,а после беседыс лидером. Аесли с лидеромконтакт неналажен, томожет наблюдатьсяили неповиновение,или искаженноевыполнение.
Упомянуздесь об одномраспространенноммифе о недисциплинированностилюдей. Людиочень дисциплинированны,просто оченьмало руководителей,которые умеютуправлять повсем правиламнауки. Вот издесь происходитто же самое.Руководительбеседует нес лидеромнеформальнойгруппы, а с еечленом. В результатеего распоряжениеискажаетсясоветами изапретамилидера. Будемпомнить, чтовласть лидераабсолютна, авласть руководителяопределяетсяслужебнымиинструкциями.
У насна цикле обычноудается выявитьтри неформальныегруппы. Посколькуэто повторяетсяиз года в год,это следуетсчитать закономерностью.Перваягруппа —учебно-карьеристская,вторая —культурно-развлекательная,третья —алкогольно-сексуальная.
Названиягруппам я далобразные. Можетбыть это и неочень научно,но зато понятно,о чем я говорю.Хочу подчеркнуть,что к представителямтой или инойгруппы у меняочень хорошееотношение.Плохое отношениеу меня ккультурно-развлекательнойи алкогольно-сексуальнойгруппе. Задачаруководителябез насилий,психологическимпутем разрушитьэти группы, илив крайнем случаеуметь превратитьчленов последнихдвух групп вкарьеристов.А вот в термин«карьерист»я вкладываюпозитивноесодержание.Это очень хорошо,если человекстремитсясделать карьеру.Но не за счетзнакомств, аза счет личностногороста и наработкипрофессиональныхкачеств. К сожалению,мы во многиехорошие словавкладываемнегативноесодержание.Вот и такиеслова — «карьера»,«приспособление»— у нас произносятиногда, мягковыражаясь, неочень... Я личнокарьеру понимаю,как личностныйрост. Должностив таких случаяхобычно приходятсами по себе.Ведь карьеру,в истинномсмысле слова,можно сделатьтолько еслистанешь профессионаломвысочайшегокласса, а занятиедолжности, докоторой ты недорос, — это некарьера, а бедствие.Вот такиеруководителии болеют. Онине столькотрудятся, сколькодержатся закресло, и когдаподписываютбумаги правойрукой, то левойдержатся залевый порученькресла, которыйи протерт большеправого. Обратитена это внимание,когда зайдетев кабинет ккакому-нибудьначальнику.
Узнатьих в учебныхколлективахочень легко.Нужно толькоразрешить имсесть там, гдеони хотят.Культурно-развлекательнаягруппа располагаетсяближе к выходу,и как толькообъявленоокончаниелекции, еепредставителистремглаввыбегают изаудитории.Карьеристыобычно сидятв первых рядахи возле окна.Алкогольно-сексуальнаягруппа располагаетсяна задних рядах.Но лучше пригласитьв коллективквалифицированногопсихолога. Онвам нарисуетпсихологическийпортрет группы.
В учебно-карьеристскую группувходят врачи,которые стремятсяк профессиональномуросту и продвижениюпо службе. Этомолодые врачи,которые встуденческиегоды посещаликружки и готовилисебя к профессиональнойдеятельности.Некоторые изних мечтаюто научной карьереи, естественно,из кожи вонлезут не толькодля того, чтобыприобрестизнания, но идля того, чтобыоставить о себепамять. Этотакже врачив возрастеИисуса Христа.Некоторые ужестали заведующимиотделениями,но хотят идтивыше, некоторымуже можно получатьквалификационныекатегории.Данная группаактивно посещаетвсе занятия,в том числе ифакультативные,задает многовопросов. Ониначитанны, ночасто у них нетшколы и временамиих заносит наповоротах. Этагруппа держитруководителейв тонусе. Оченьнеудобно, есликурсант оказываетсяболее осведомленным,чем преподаватель.Один-два разаеще ничего, аесли чаще...
Есть лианалоги такихгрупп на производстве?Конечно, есть.С ними и просто,и сложно. Просторуководителю,который самрастет. Сложнотому, кто остановилсяв росте. Делов том, что членыучебно-карьеристскойгруппы мечтаютзанять месторуководителя.Если последнийрастет, проблемнет. Организациярасширяется,и растущемуработнику этойгруппы всегданайдется место,соответствующееего повысившейсяквалификации.Если нет возможностиобеспечитьему повышениездесь, на месте,его следуетперевести вдругую организациюс повышением.
Представительтакой группы— энтузиаст.Он заинтересованв сохранениигруппы и в рядеслучаев работаетбесплатно (чутьне написал«бескорыстно»).Так, ему можнопоручить сделатьвне очередидоклад на конференциии тем самымвыручитьруководителя,он может взятьлишнего больного.Нет, расчет унего есть. Онпонимает, чтопри случае егопошлют в научнуюкомандировку,да и обойти еготогда будеттрудно. Он работаети на свой авторитет,и на авторитетгруппы, надеясь,что рост группыбудет сопровождатьсяи его служебнымростом. Естественно,руководитель,остановившийсяв росте, будетв конфликтес таким сотрудником.В лечебныхучреждениях— это молодыеврачи-ординаторы,мечтающие статьзаведующимиотделениями,сестры, желающиезанять должностьстаршей медсестры.
Чем вышесоциальныйстатус группы,тем больше мынаходим в нейкарьеристов.В школе средиучащихся, дак сожалению,и среди учителейкарьеристовмало. Отсюдаи консерватизммногих нашихшкол. В институтахсреди студентовкарьеристовзначительнобольше, но все-такине так много,как хотелосьбы. Среди преподавателейих значительнобольше. Но, ксожалению, издесь мы наблюдаемне очень веселуюкартину. Многиепреподавателивузов, защитивкандидатские,а иногда и докторскиедиссертации,став доцентами,профессорамиили даже заведующимикафедрами,становятсяпредставителямикультурно-развлекательнойгруппы, а иногдаи переходятв сексуальную,не давая никакойнаучной ипедагогическойпродукции,мешая продвигатьсятем, кто находитсяниже их. Несмотряна то, что каждыепять лет формальнопроводятсяконкурсы, уволитьпредставителякультурно-развлекательнойгруппы и дажеалкогольно-сексуальнойпрактическиневозможно.Когда руководительподразделенияявляетсяпредставителемтакой группы,в коллективеначинаетсязастой. Я знаюинституты икафедры, которыевозглавлялитакие люди.Коллективымедленноразваливались.И я видел, какони преображались,когда руководителемстановилсякарьерист втом смыслеслова, как яэто понимаю.
Недостаткомкарьеристскойгруппы являетсяих разобщенность,неумениесорганизоваться,отстоять своемнение. Ведьдовольно часторуководителивсе вниманиеотдают «двоечникам».Их вызываютв кабинеты,беседуют, обещаюти наказывают.Они тем самымприобретаютбольшой социальныйопыт. Научаютсяловчить, просить,умолять. Онисплачиваютсядруг с другом,оказываютподдержку,делятся опытом.Карьеристыже, начиная сошкольных лет,работают саминад собой водиночествеи фактическиразобщены.Особенно этозаметно в школах,институтах,армейскихколлективахсреди срочнослужащих.Ведь там правятбал «двоечники».И когда заканчиваютсягоды учебы, те,кто были первыми(отличники),становятсяпоследними.Власть захватываютпредставителикультурно-развлекательныхи алкогольно-сексуальныхгрупп. Не всегдаэто плохо. Вэтих группахесть умные исмелые люди.Ведь не боятсяже они вступатьв конфликтыс вышестоящими.Некоторые изних потом находу доучиваются.Но многие, научившисьдержаться завласть, не страдаяполетом мысли,давят карьеристов.Особенно ихраздражаютлюди с «красным»дипломом.«Карьеристам»довольно частоне удаетсяраскрыться.Вот с ними-тоя и занимаюсьи обучаю ихдобиватьсясвоего, не ловча,а используясвой ум. Многие,пройдя такоеобучение, начинализанимать руководящиедолжности в45 лет, защищатьдиссертациив 50 лет, делатьоткрытия иписать книгив 60. А если бы онивсе делаливовремя! Тоесть защищалибы диссертациив 25, занималируководящиедолжности в30, а писали быкниги в 40 лет.Сколько жепотеряли они!Но еще большепотеряло общество.
Можноли что-то сделатьв условияхнашего несовершенногозаконодательства,когда все вниманиеучителей школысосредоточенона двоечниках,а отличникиучатся, не испытываяникаких трудностей?Я думаю, чтоможно. В течениегода я преподавалпсихологиюв средней школе.Этот опыт яобобщил в двухстатьях, которыевышли в книге«Психотерапевтическиеэтюды». Карьеристовследует готовитьеще в школьныегоды. Предложениямои следующие.Внимание уделятьтолько отличникам.Для них организовыватьсекции и кружки,собирать вотдельныегруппы, гдеудовлетворялисьбы их требованияроста. Не опускатьотличниковдо уровня троечников,а подниматьтроечниковдо уровня отличников.Практическиделалось этотак. Я тех, ктоне интересовалсяпсихологией,отпускал суроков и ставилим четверкитолько за то,что они не ходилина уроки. Сотстающимия проводилобучение психологииобщения и умениюлидировать.Учебником былакнига, которуювы держите, впервых изданиях.Они обучалисьдавать отпордвоечникам,налаживалисвои отношенияс родителями,а главное, уних стали успешнымии отношенияс противоположнымполом, некоторыенаучились самипонемногузарабатывать.Утех, кто прогуливал,разыгрывалосьлюбопытство.Постепеннопосещаемостьстала расти.В начале экспериментаиз 20 учениковкласса (я преподавалв лицее) посещалоуроки психологиисемь. Постепенноот занятия кзанятию посещаемостьувеличивалась.Разгильдяйская(аналог алкогольно-сексуальнойгруппы взрослых)и культурно-развлекательнаягруппы раскалывалась,а карьеристскаясплачиваясь.Довольно быстро(за 2 месяца)посещаемостьдостигла 120 %; науроки приходилиучащиеся другихклассов, еслиучителя вдругзадерживались.Но теперь правилабал уже карьеристскаягруппа, котораясама расправляласьс разгильдяями.
Вкультурно-развлекательнуюгруппу входятврачи, остановившиесяв своем профессиональномросте и имеющиеосновные интересына стороне. Этоили домашнеехозяйство, иликоммерция, илиеще что-либодругое. Онинеплохие специалисты,набившие рукуна рутиннойработе. Своиобязанностиони выполняютнеплохо, но оти до. На курсыОни бы не поехали,если бы этогоне требовалосьпо ряду обстоятельств(одно из них —переаттестация).Для них учеба— просто однаиз возможностейотдохнуть.Хлопот с членамиэтой группыникаких, еслине привлекатьих к активнойобщественнойработе.
Аналогитаких группесть в любыхколлективах.В лечебныхучрежденияхэто большинствосестер и почтивсе санитарыи санитарки.Дежурство одинраз в четыре-пятьдней создаетхорошие условиядля работы наприусадебномучастке, которыйявляется основнымисточникомматериальныхблаг, и реализациидругих интересов.Наблюдал ятаких лиц впрофессиональномспорте. Этобыли футболисты,которые в своевремя входилив сборную страны.Они и сейчасоставалисьнеплохимипрофессионалами,но теперь ужевыступали вкомандах высшейлиги, находящихсяна низших ступеняхтурнирнойтаблицы, илив командахнизших лиг,претендующихна выход в болеевысокую. Отзвездной болезниони уже излечилисьи остались в спортетолько длятого, чтобызаработать.Призывать кэнтузиазмутаких людейнет никакогосмысла. Санитару,если нужнасверхурочнаяработа, следуетпообещатьдвойной отгулили еще какую-нибудькомпенсацию,футболистуследует датьчетко определеннуюзадачу и определитьразмер гонорараза успешновыполненнуюработу. Членовэтой группытоже можноперевести вкарьеристскуюгруппу, еслибы не нелепыевозрастныеограничения,официальныеи неофициальные.У нас, к сожалению,задерживаютрост молодыхтолько потому,что он молод,а затем потому,что он «стар».Я знал одногопрофессора,который не бралв аспирантурустарше 27 лет.Многих напреподавательскуюработу в институтене берут, потомучто им уже больше40. Вот такие-толюди из карьеристовстановятсяпредставителямикультурно-развлекательной,а то и алкогольно-сексуальнойгрупп. Их оттудаможно извлечь.Часто мешаютросту и национальные,и половыепредрассудки.Так, один заведующийкафедрой подбиралсотрудниковтолько молодыхмужчин и частеньковлипал. Логикаего заключаласьв том, что женщинывыходят замуж,рожают и перестаютзаниматьсянаукой.
Алкогольно-сексуальнаягруппа представляетсобой наиболеенеудобную частьсотрудниковв любом коллективе,особенно в егоалкогольнойчасти. Подробнооб этом рассказанов главе «Психологическийвампиризм».Здесь хочетсяеще раз подчеркнутьнашу позициюв работе салкоголиками:жесткий договор,исключающийвозможностьдальнейшегопребыванияв коллективе,если нарушениесвязано супотреблениемспиртных напитков.Проблема сексадолжна решатьсяна научнойоснове. Руководителюнадо понятьважность решенияэтого вопроса.Здесь необходимаи просветительская,и медико-консультативнаяработа. В даннуюгруппу попадаюти те лица, которыепоступили наработу, чтобы«перекантоваться»годик-другойдо службы вармии или доследующейпопытки поступленияв институт.Большого интересак целям группыу них нет, онилегко примыкаютк представителямалкогольно-сексуальнойгруппы. Планомернаяграмотнаяработа с нимиможет привестик тому, что ониперейдут в группу«карьеристскую».Алкогольныегруппы особенномощны в бюджетныхорганизациях.Складываютсяони постепенно,а сформировавшись,могут всерьезтормозитьразвитиепроизводства.В коммерческихучрежденияхс ними довольнобыстро расправляются.Нижеприводимыесведения помогутруководителямсориентироватьсяв этом вопросе.
Групповойпроцесс
Подгрупповымпроцессомпонимают формированиемалых формальныхгрупп и налаживаниеотношений междучленами группи группами. Процессформированиягрупп виденневооруженнымглазом. Послевводного занятияидет перемещениекурсантов. Наодном флангеразмещаетсяучебно-карьеристскаягруппа, на другом— культурно-развлекательная,задние рядызанимаеталкогольно-сексуальная.
На малыхвнутреннихграницах неспокойно,ибо интересыгрупп не совпадают.При проживаниив общежитииалкогольно-сексуальнойгруппе нужнаполутемнота,учебно-карьеристскойгруппе — яркийсвет. Постепеннопроисходитпереселениекурсантов вкомнатах погрупповойпринадлежности.Конфликты,происходящиемежду группами,но недоходящие доруководства,т. е. не переходящиебольшую внутреннююграницу, называютсяинтригами.Руководствоо них узнает,если любитсобирать сплетни.К сожалению,многие руководителиимеют осведомителей,сведения которыхоказываютрешающее влияниена их мнениео том или иномчеловеке. Рольосведомителяшакала Табакипри тигре Шерханеберут на себялюди не оченьумные, не сумевшиезанять место,где они былибы первыми.Субъективноони, может быть,и добросовестны,но объективноне способнык глубокойаналитическойработе. Еслируководительполагаетсяна их информацию,он становитсяподставнымлицом, черезкоторого какой-либовременщикуправляетколлективом.Опытный руководительосведомителейне держит. Еслитаковые появляются,он их сразусводит с теми,о ком даетсянегативнаяинформация.При правильнойорганизаторскойработе интригисходят на нет.Но об этом несколькопозже.
Еслиатака направленана руководство,т. е. на большуювнутреннююграницу, такойпроцесс называетсяагитацией.Запомним, чтоагитация —всегда против.А наши безграмотныеорганизаторыдаже ввелидолжностьагитатора.Работа, проводимаяв пользу руководства,называетсяпропагандой.Агитация всегдаподнимаеттревожностьв группе, возникаетугроза эффективностируководства.Опыт показывает,что если этаугроза будетслишком велика,группа самапытается вытеснитьагитатора.Руководительдолжен тольковнимательноследить за этимпроцессом ипо возможностиусиливать его.Чего нельзяникогда делать— это самомубороться сагитатором.
К сожалению,у нас бытуетпонятие, чторуководительдолжен бытьволевым, жестким.Его должныбояться. «Боится— значит уважает».С моей точкизрения, как яуже писал ранее,«волевой»руководитель— это глупыйруководитель.Не может какследует организоватьпроцесс управления,убедить подчиненных,что следуетпоступатьименно так, какон говорит, иначинает прибегатьк волевым методамуправления.Нами разработаныметоды управления,при которыхподчиненныесчитают, чтоони делают то,что они хотят,но это, как правило,совпадает сневысказаннымижеланиямируководителя.