Правительство Иркутской области

Правительство Иркутской области

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

ДОКЛАД

«О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» ЗА 2015 ГОД

Иркутск, 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование Стр.
1. Основные демографические характеристики
2. Уровень жизни семей, имеющих детей
2.1. Социально – экономические условия реализации государственной политики в отношении семей, имеющих детей  
2.2. Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей
2.3. Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей
2.4. Пенсионное обеспечение семей, имеющих детей, государственная социальная помощь, денежные выплаты семьям с детьми-инвалидами
2.5. Государственная социальная помощь малоимущим семьям
2.6. Меры поддержки многодетных семей
3. Жилищные условия семей, имеющих детей
3.1. Обеспечение жильем молодых семей, имеющих детей
3.2. Обеспечение жильем многодетных семей
3.3. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
4. Состояние здоровья женщин и детей
4.1. Оценка состояния здоровья женщин и детей
4.2. Обязательное медицинское страхование женщин и детей, доступность квалифицированной медицинской помощи и лекарственное обеспечение женщин и детей
4.3. Формирование здорового образа жизни детей
5. Состояние питания детей
6. Образование, воспитание и развитие детей
6.1. Доступность дошкольных образовательных учреждений
6.2. Общее образование
6.3. Профессиональное образование
6.4. Воспитание и развитие детей
6.5. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
6.6. Поддержка одаренных детей
7. Развитие досуга детей и семей, имеющих детей
7.1. Организация культурного досуга детей и семей, имеющих детей
7.2. Развитие детского и семейного спорта, физической культуры и туризма
7.3. Организация отдыха и оздоровления детей
8. Трудовая занятость подростков и родителей, имеющих детей
8.1. Условия и режимы труда и отдыха подростков и родителей, имеющих детей, соблюдение трудовых прав подростков и меры по недопущению вовлечения несовершеннолетних в наихудшие формы детского труда
8.2. Содействие занятости подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, состоящих на учете в органах внутренних дел
8.3. Профессиональная подготовка и переподготовка родителей с детьми дошкольного возраста, в том числе многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов
8.4. Содействие совмещению родителями приносящей доход деятельности с выполнениями семейных обязанностей, в том числе путем развития форм присмотра и ухода за детьми
9. Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми
9.1. Развитие системы социального обслуживания семьи и детей
9.2. Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей, и детям, в том числе находящихся в социально опасном положении
9.3. Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов
9.4. Развитие социального патроната в отношении семей, находящихся в социально опасном положении
9.5. Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи
9.6. Устройство детей-сирот в учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
9.7. Деятельность органов внутренних дел по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми (МВД)
9.8. Деятельность органов опеки и попечительства, органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения и органов по делам молодежи по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми
9.9. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
10. Укрепление института семьи, духовно-нравственных традиций семейных отношений
11. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних (МВД)
12. Положение несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
13. Положение несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях

Основные показатели естественного движения населения Иркутской области (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области)





Показатель Родившихся Умерших

Смертность населения Иркутской области по основным классам причин смерти (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области)

Причина смертности населения 2013 год 2014 год 2015 год
Число умерших от всех причин
в том числе      
от инфекционных и паразитарных болезней
из них:      
от острых кишечных инфекций
от туберкулеза (всех форм)
от новообразований
от болезней системы кровообращения
из них:      
от гипертонической болезни
от ишемической болезни сердца
от сосудистых поражений мозга
от болезней органов дыхания
из них:      
от пневмонии (всех форм)
от болезней органов пищеварения
от несчастных случаев, травм и отравлений
из них:      
от случайных отравлений алкоголем
от транспортных травм
от убийств
от самоубийств

Структура смертности населения в Иркутской области сходна с таковой в Российской Федерации и более чем на 80% обусловлена неинфекционными заболеваниями, в первую очередь, болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, болезнями органов дыхания, сахарным диабетом и внешними причинами. Данные причины смертности населения обусловлены в определенной степени высоким уровнем распространенности алкоголизма, наркомании, табакокурения.

По данным министерства здравоохранения Иркутской области по состоянию на 01.01.2015 года показатель перинатальной смерти снизился и составил 260 (6,9 в расчете на 1000 родившихся живыми), на 01.01.2013 года – 315 (8,4 в расчете на 1000 родившихся живыми) (на 01.01.2013 года– 336 случаев) (8,2 в расчете на 1000 родившихся живыми).

В 2015 году отмечено снижение показателей:

- неонатальной смертности (3,1 на 1000) – на 27,9% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года (4,3);

- ранней неонатальной смертности (1,9 на 1000) – на 36,7% (в 2014 году – 3,0 на 1000);

- перинатальной смертности (6,9 на 1000) – на 17,8% (в 2014 году – 8,4 на 1000);

- постнеонатальной смертности (3,9 на 1000) – на 13,3% (в 2014 году – 4,5 на 1000);

- мертворожденности (5,1 на 1000) – на 7,3% (в 2014 году- 5,5).

Лидирующими причинами смерти в ранговой структуре младенческой смертности являются – отдельные состояния перинатального периода, показатель за 2015 год уменьшился на 42,5% в сравнении с аналогичным показателем 2013 года (болезни недоношенных детей, с очень низкой и экстремально низкой массой тела) за счет выполнения маршрутизации беременных, оказания родовспомогательной медицинской помощи женщинам с высоким акушерским и перинатальным риском в перинатальных центрах и учреждениях родовспоможения 3 уровня.

На втором месте - смертность от врожденных пороков развития (ВПР) (показатель снизился на 7% в сравнении с 2013 годом и на 35,8 % в сравнении с 2014 годом). В структуре ВПР на 25,3% снизилась смертность от врожденных пороков сердца (за 2015 году показатель 6,5 на 10000, в 2013 году – 8,7).

На третьем месте – смертность от несчастных случаев (механическая асфиксия, убийство, аспирационный синдром преимущественно в семьях высокого медико-социального риска). Отмечено снижение показателя на 31,1% в сравнении с 2013 годом.

При анализе показателей общей заболеваемости детского населения
(от 0 до 14 лет) по итогам 2015 года, ведущее место занимают болезни органов дыхания – 143 052,2 на 100 тыс. детского населения (увеличение в сравнении с предыдущим годом на 1,7%, в сравнении с 2013 годом – на 4%).

На втором месте болезни органов пищеварения – 18 604,3 100 тыс. детского населения (рост в сравнении с 2014 годом на 7,1%, с 2013 годом – на 17,5%).

На третьем месте в 2015 году находятся болезни глаза – 10 828,0 на 100 тыс. детского населения (рост показателя в сравнении с предыдущим годом на 1,7%, в сравнении с 2013 годом – на 8,8%).

Первичная заболеваемость в 2015 году у детей имело следующую структуру:

- болезни органов дыхания – 137 079,9 на 100 тыс. детского населения, увеличение показателя в сравнении с предыдущим годом на 1,4%, в сравнении с 2013 годом – на 4,1%;

- болезни органов пищеварения – 10 661,3 на 100 тыс. детского населения, показатель в сравнении с предыдущим годом вырос на 6,2%, в сравнении
с 2013 годом – на 24,3%;

- внешние причины, травмы, отравления – 10 163,8 на 100 тыс. детского населения, снижение показателя в сравнении с предыдущим годом на 5,9%, в сравнении с 2013 годом – на 1,7%.

По данным службы записи актов гражданского состояния Иркутской области количество зарегистрированных браков на 01.01.2016 года в сравнении с 2015 годом снизилось и составило 21367 случаев (на 01.01.2015 года – 21848, на 01.01.2014 года – 22187), количество зарегистрированных разводов уменьшилось и составило 11896 случаев (на 01.01.2015 года – 14057, на 01.01.2014 года – 14087).

На 1000 браков пришлось 555 разводов. По сравнению с 2014 годом браков зарегистрировано меньше на 6,5%, разводов – на 15,6%.

Правительство Иркутской области - student2.ru

Состояние питания детей.

Для улучшения качества организации школьного питания министерством образования Иркутской области реализуется основное мероприятие «Совершенствование организации питания в общеобразовательных организациях» подпрограммы «Дошкольное, общее и дополнительное образование» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Развитие образования» на 2014-2018 годы».

В рамках данного мероприятия в 2015 году приобретено 564 единицы технологического оборудования для оснащения школьных столовых и пищеблоков 38 образовательных организаций 10 муниципальных образований Иркутской области на общую сумму 11187,2 тыс. руб. Реализация данного мероприятия, безусловно, способствует увеличению охвата обучающихся качественным горячим питанием в 2015 году он составляет 89 %.

Среди мер направленных на повышение качества питания в образовательных организациях можно отметить следующие:

- в рацион питания включаются кисломолочные продукты, проводится витаминизации рационов через прием фиточаев, витаминных напитков, соков, морсов;

- осуществляется использование в питании детей продуктов, обогащенных йодом (хлеб, соль, дрожжи);

- осуществляется витаминизация третьих блюд;

- воспитанники дошкольных образовательных организаций получают молоко от 2 до 5 раз в неделю, обучающиеся 1-4 классов общеобразовательных организаций 1-3 раза в неделю;

- ежедневно в рационе дошкольных образовательных организаций есть блюда на основе молока (каши, молочные супы).

В 362 образовательных организациях осуществляется реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания.

28 мая 2015 года Министерством образования Иркутской области и Министерством здравоохранения Иркутской области на базе ГБУЗ Иркутской государственной областной детской клинической больницы проведена областная межведомственная научно-практическая конференция для медицинских и педагогических работников «Здоровье школьников».

На конференции были заслушаны и обсуждены доклады по проблемам сохранения здоровья детей в ходе образовательного процесса, вопросам оказания медицинской помощи детям в образовательных организациях, медицинского сопровождения школьников при вазовагальных обмороках, с нарушениями регуляции артериального давления, при ожирении, а также при терапии вирусных инфекций, бронхиальной астмы, ринита. Особого внимания заслуживают сообщения о методах оздоровления часто болеющих детей, о работе по здоровьесбережению в условиях реализации ФГОС в городе Иркутске и Нукутском районе, профилактике суицидов и суицидального поведения. Также на конференции обсудили вопросы здоровьесбережения при работе с детьми с ОВЗ. Были проведены мастер-классы по снятию психо-эмоциального напряжения.

В работе конференции приняли участие 158 медицинских и педагогических работников со всех муниципальных образований Иркутской области, а также из республики Монголия.

30 сентября 2015 года на учебной базе магазина торгового и технологического оборудования «Витрина», при содействии министерства образования Иркутской области, прошёл обучающий семинар и мастер-класс для работников школьных столовых и пищеблоков Иркутской области. На мероприятии были освещены вопросы правильного питания, совершенствования техник приготовления блюд, презентация нового технологического оборудования и мастер-класс по приготовлению блюд для питания детей в образовательных организациях. В работе семинара приняли участие повара из образовательных организаций города Иркутска и Иркутского района, Черемховского района, Усть-Ордынского бурятского округа, всего более 40 человек. По окончании мастер-класса все его участники получили дипломы и смогли пообщаться с коллегами, детально рассмотреть оборудование и задать интересующие вопросы специалистам «Витрины» и тренеру-преподавателю.

Образование, воспитание и развитие детей.

6.1. Доступность дошкольных образовательных учреждений.

Система дошкольного образования Иркутской области по состоянию на
1 января 2016 года включает в себя 1102 образовательных организации, реализующих программу дошкольного образования, в том числе:

- 941 муниципальная дошкольная образовательная организация;

- 44 муниципальных образовательных организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- 95 общеобразовательных организаций, реализующих уровень дошкольного образования;

- 22 частных дошкольных образовательных организаций, имеющих лицензию на право образовательной деятельности (15 детских садов ОАО «РЖД», 7 организаций, учрежденных юридическими лицами).

По состоянию на 1 января 2016 в Иркутской области 250 559 детей в возрасте от 0 до 7 лет, из них 111 388 детей в возрасте от 0 до 3 лет, 139 171 ребенок в возрасте от 3 до 7 лет.

По состоянию на 1 января 2016 года дошкольные образовательные организации Иркутской области согласно данным федерального сегмента посещают 147767 детей, в том числе в возрасте от рождения до трех лет – 21867 человек, до семи лет и старше – 125900 человек (от трех до семи лет – 121943 детей). Увеличение контингента воспитанников в сравнении с 2012 годом составило 28,8%.

В целом по региону охват услугами дошкольного образования составляет 89,94%, в том числе в возрастной группе от трех до семи лет – 100 %, в возрастной группе от рождения до трех лет – 57,1 %.

Начиная с 2012 года, на территории региона очередность снижена на 33,9% (с 74978 до 49584), в том числе в возрастной группе до трех лет – на 14,2% (с 55913 до 47947), от трех до семи лет – очередность отсутствует.

Доступность дошкольного образования на 1 января 2016 года для детей в возрастной группе от трех до семи лет по региону составила – 100%, что выше общероссийского показателя на 0,83%, и выше показателя в Сибирском федеральном округе на 0,84%.

В соответствии с Планом мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержден План реализации мероприятий («Дорожная карта») введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Иркутской области, ключевыми направлениями которого являются: нормативное, финансово-экономическое, организационное, кадровое и информационное обеспечение.

Разработаны и издано пять сборников методических рекомендаций по реализации образовательных программ, осуществлению деятельности организации в условиях ФГОС дошкольного образования.

Организовано методическое и консультационное сопровождение реализации организациями образовательных программ дошкольного образования на основе непосредственного и опосредованного электронными средствами взаимодействия (skype, e-mail др.). В отчетном периоде предметом сопровождения выступали:

- нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС ДО в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования;

- правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога ДО;

- организация образовательной деятельности ДОУ;

- анализ состояния предметно-пространственной среды в группе детей дошкольного возраста;

- качество освоения образовательной программы дошкольного образования;

- формирование или развитие профессиональных компетенций в процессе методической работы в ДОУ;

- созданию программ здоровьесбережения детей в ДОУ;

- содержание и организация деятельности тьюторской команды муниципального образования, обеспечивающей организационно-методическую поддержку введения ФГОС ДО.

Особое место занимает проектная деятельность ДОУ, направленная на создание в образовательной организации социальной ситуации развития детей. Актуальными темами проектной деятельности ДОУ Иркутской области выступали проекты, направленные на создание условий для овладения игрой как культурным средством деятельности, для познавательно-исследовательской практики как культурного средства деятельности, для продуктивной практики как культурного средства деятельности, для восприятия художественной литературы как культурного средства деятельности, обеспечивающих индивидуализацию образования детей дошкольного возраста, создание социальной ситуации развития детей в проектной деятельности, преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Организована постоянная информационная поддержка по вопросам введения ФГОС, реализации образовательных программ посредством:

- создания CD и DWD как тематических, так и по заказу территорий или отдельных педагогических или руководящих работников;

- переадресации на сайты, содержащие материалы по запрашиваемой проблеме – ФИРО, МГППУ, издательств учебно-методической литературы;

- подготовки письменных консультаций по общезначимым проблемам реализации ФГОС ДО и их направления в территории по адресам ММС, размещения на сайте ИРО, на Яндекс-диске с общим доступом.

На территории региона реализуются проекты:

- федеральной стажировочной площадки «Модель комплексной реализации ФГОС дошкольного образования Иркутской области в контексте индивидуализации;

- муниципального органа управления образованием г. Усть-Илимска «Инновационная сетевая модель муниципальной системы дошкольного образования «университет педагога» в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- «Тьюторство в дошкольном образовании» (участие в VII международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности», г. Москва);

- создание базовых опорных площадок по реализации ФГОС дошкольного образования, построение инклюзивного образования (г. Усть-Илимск, г. Шелехов, г. Ангарск, г. Нижнеудинск);

- разработка АИС «Индивидуальный образовательный запрос», включающий реестр модулей стажировок.

Продолжена работа по оказанию соответствующей поддержки частным образовательным организациям, индивидуальным предпринимателям, в том числе посредством предоставления на конкурсной основе из областного бюджета субсидий частным поставщикам услуг дошкольного образования на создание групп дошкольного образования, присмотра и ухода в рамках реализации подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области государственной программы «Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области
от 24 октября 2013 года № 422-пп (15 000,0 тыс. руб.).

Сформирован реестр частных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области. Установлено взаимодействие с Ассоциацией частных детских организаций, действующей на территории региона.

В 2015 году центром поддержки частных образовательных организаций ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» в соответствии с Планом мероприятий проведен круглый стол с участием частных дошкольных образовательных организаций, День открытых дверей по вопросам лицензирования частных образовательных организаций, организована работа по их участию в региональном Форуме «Образование Прибайкалья - 2015».

В соответствии с ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на правах учредителя муниципальных дошкольных образовательных организаций, органами местного самоуправления принимаются решения об установлении платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком (детьми), осваивающим образовательные программы дошкольного образования.

В соответствии с вышеуказанными полномочиями нормативными правовыми актами в 42 (100%) муниципальных образований Иркутской области установлен максимальный размер родительской платы.

Доля размера родительской платы, установленной муниципальными образованиями Иркутской области, от уровня средней заработной платы по экономике региона колеблется от 5,5 до 6 %.

По состоянию на 1 января 2016 года средний размер родительской платы в регионе составляет 1418,0 рублей в месяц. Средний размер родительской платы на уровне региона установлен в следующем размере - 65,81 рубль в день - южные территории Иркутской области, 71,29 рублей в день - северные территории Иркутской области.

На территории региона родительская плата регулируется следующими нормативными правовыми актами:

- постановлением Правительства Иркутской области от 20 марта
2014 года № 135-пп «Об установлении среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях Иркутской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования»;

- постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2015 года № 498-пп «Об установлении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях Иркутской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования».

6.2. Общее образование.

В системе общего образования Иркутской области в 2015-2016 учебном году действует 918 государственных, муниципальных и негосударственных организаций. В период с начала 2011-2012 учебного года до начала 2015-2016 учебного года основные изменения проведены по сети муниципальных общеобразовательных организаций:

- реорганизованы в филиалы (структурные подразделения)
135 муниципальных образовательных организаций, в том числе в 2015 году - 3;

- объединены (присоединены) к другим образовательным организациям – 26, в том числе в 2015 году - 5;

- ликвидированы (закрыты) в связи с отсутствием обучающихся – 23 образовательных организации, в том числе в 2015 году – 6 (одна образовательная организация МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 11» города Братска в связи с отселением из санитарной зоны
п. Чекановский);

- реорганизованы в дошкольные образовательные организации – 12, в том числе в 2015 году - 2.

Из 196 реорганизованных и ликвидированных организаций 181 школа сельская, в том числе 166 – малокомплектных начальных школ (число обучающихся от 0 до 10 человек).

Снизилась доля сельских школ в общей сети общеобразовательных организаций: 2010-2011 учебный год – 62,7%; 2015-2016 – 55,6%.

В структуре региональной общеобразовательной системы увеличилась доля организаций, реализующих программу среднего общего образования, с 64,5% до 77,5%.

За 5 лет сократилось на 10 % количество школ с углубленным изучением, на 11 % «вечерних» школ, из которых 9 были объединены с дневными.

Стабильным остается количество муниципальных гимназий и лицеев, государственных и негосударственных общеобразовательных организаций.

В 2010-2011 учебном году функционировал 131 филиал, в текущем учебном году – 264 филиалов. Ежегодно филиалы открываются и закрываются базовыми общеобразовательными организациями по мере проживания или отсутствия детей младшего школьного возраста.

Из 477 сельских малокомплектных школ в одиннадцати (2,3%) – не осуществляется образовательная деятельность и в 91 филиале (35%) обучение приостановлено. Основная причина – нет детей, не закрывают учреждения в связи с ожиданием (не всегда обоснованным) прибытия школьников, отсутствием согласия схода жителей сельского поселения.

Численность обучающихся в общеобразовательных организациях области растет в последнее пятилетие, снижение наблюдается только в двух муниципальных образованиях: г. Бодайбо и район, в Мамско-Чуйский район. На начало текущего учебного года увеличение составило 10 695 человек. Второй год растет и число сельских школьников с 58 тыс. до 62 тыс. человек.

За 3 года увеличилось число первоклассников с 30 тыс. до 36,5 тыс. детей, однако на начало 2015-2016 учебного года в 6 муниципальных образованиях в 1 классы пришло школьников меньше на 133 ребенка.

Для эффективного сопровождения деятельности образовательных организаций по реализации и введению ФГОС в Иркутской области разработан и утвержден проект «Комплексное сопровождение реализации и введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования в Иркутской области», оператором которого является ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области».

В рамках проекта осуществляется организация работы и научно-методическое сопровождение образовательных организаций пилотных площадок опережающего введения ФГОС регионального и муниципального уровня в Иркутской области.

Всего по Иркутской области в режиме «пилотирования» находится 196 образовательных организаций, что составляет 24% от их общего количества, доля детей, обучающихся по ФГОС в опережающем режиме, составляет 10% от общего количества учащихся обучающихся по федеральным образовательным стандартам.

Поэтапное введение ФГОС предусматривало в сентябре 2015 года переход уровня основного общего образования (5-е классы) на образовательные стандарты второго поколения в штатном режиме.

В Иркутской области переход осуществлен во всех образовательных организациях региона, таким образом 100% учащихся 1-5 классов Иркутской области обучаются по ФГОС в штатном режиме. Во всех образовательных организациях разработана нормативно-правовая база, необходимая и достаточная для введения ФГОС ООО, основная образовательная программа основного общего образования, разработаны и апробированы механизмы реализации ОП ООО через единичные проекты (учебный план, план внеурочной деятельности и т.д.), разработан план методической работы, обеспечивающий реализацию ФГОС, организована система непрерывной самоподготовки, самообразования и повышения квалификации.

Достижение результата деятельности в данном направлении предусмотрено через реализацию мероприятий «Сопровождение деятельности мобильной сети образовательных организаций, реализующих эффективные практики» и «Мобильный консультант» а так же через создание информационного ресурса по вопросам реализации ФГОС общего образования на сайте ОГАОУ ДПО ИРО.

Вместе с тем, существуют проблемы, выявленные на завершающем этапе опережающего введения ФГОС ООО:

- в части материально-технического обеспечения недостаточное материально-техническое обеспечение школ, не позволяющее оптимально реализовать в том числе внеурочную деятельность; школы отмечают недостаточную обеспеченность техническими устройствами, лицензионным программным обеспечением, низкую скорость Интернета, нехватку помещений для организации научно-исследовательской и индивидуальной проектной деятельности обучающихся, в дальнейшем для обеспечения внеурочной деятельности обучающихся 7,8,9 классов;

- в части информационно-методического обеспечения недостаточность дидактических материалов по формированию универсальных учебных действий и диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий; сложности в выборе линий учебно-методических комплексов, созданных в логике системно-деятельностного подхода;

- в части кадрового обеспечения в качестве главного сдерживающего фактора называют неготовность педагогов к переходу от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования; проблемы, прежде всего, в мотивационно-смысловой сфере, а также отсутствие достаточных ставок педагогов-психологов для организации психолого-педагогического взаимодействия.

Развитие региональной системы оценки качества общего образования.

Анализ результатов внешних оценочных процедур, в частности ЕГЭ, позволяет выявлять проблемы в освоении федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней общего образования и принимать управленческие решения по совершенствованию направлений подготовки педагогических кадров и корректировки образовательных траекторий обучающихся.

В 2015 году в Иркутской области государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования проходили 13407 человек, из них 12534 выпускника текущего года. По результатам ГИА в 2015 году в Иркутской области 286 человек (2,3%) не получили аттестат о среднем общем образовании. Для сравнения в 2014 году 144 человека (1,1%), в 2013 году не получили аттестат о среднем общем образовании 767 человек (5,6%).

Важным показателем в анализе предметных результатов является показатель востребованности предмета - доля выпускников, сдававших ЕГЭ по данному учебному предмету. За последние три года отмечается положительная динамика по физике, химии, истории, обществознанию, биологии.

Показатели Количество участников
% % %
Русский язык 100,0% 100,0% 100,0%
Математика (профильный уровень) 97,6% 99,6% 83,4%
Математика (базовый уровень)     63,9%
Физика 26,8% 26,0% 26,9%
Химия 8,5% 8,7% 9,2%
Информатика и ИКТ 10,5% 11,0% 9,8%
Биология 16,0% 15,9% 16,2%
История 19,6% 20,5% 22,4%
География 2,1% 2,1% 2,2%
Английский язык 6,4% 7,1% 6,2%
Немецкий язык 0,2% 0,2% 0,3%
Обществознание 63,2% 65,6% 66,9%
Литература 3,6% 3,6% 3,6%

Большая часть выпускников выбрала для сдачи в качестве предмета по выбору обществознание (8487 человек) — это довольно устойчивая тенденция, так как эта область знания важна для многих профессий и засчитывается при поступлении в вузы на довольно широкий круг специальностей. Однако результаты по данному предмету в Иркутской области имеют отрицательную динамику. С каждым годом доля не подтвердивших освоение программы по данному предмету увеличивается. В 2015 году - 18,2%.

Динамику изменения среднего балла по учебным предметам целесообразно проследить с 2012 года и ранее, так как объективность результатов 2013 года ставит под сомнение размещение в сети интернет реальных вариантов КИМ и большое количество стобальников.

В 2015 году средний тестовый балл по большинству предметов выше прошлого года (химия, физика, литература, русский язык, история, английский язык), значительное уменьшение среднего балла по информатике и ИКТ.

В 2015 году значительно увеличилось количество выпускников образовательных организаций Иркутской области, не сдавших математику, являющуюся одним из обязательных учебных предметов. Доля не сдавших увеличилась по сравнению с показателями прошлого года на 23,6%. Резкое снижение по сравнению с 2014 годом процента выпускников, набравших баллы ниже минимума, связано с тем, что минимальный порог в 2015 году был увеличен с 20 баллов до 27 тестовых баллов.

Относительно стабильны показатели по русскому языку, географии, химии, литературе. Значительно выше результаты по физике в 2015 году. Доля участников экзамена, не подтвердивших освоение программы по физике снизилась по сравнению с результатами 2014 года на 15,7%, что объясняется осознанным выбором обучающимися предмета для сдачи, целенаправленной подготовкой к экзамену.

Во время проведения единого государственного экзамена в области работала конфликтная комиссия, в которую обратились 616 участников, не согласных с результатами экзаменов, на утверждение в ФЦТ было отправлено 32 (5,2%) апелляции с изменением баллов, остальные работы остались без изменения баллов. Надо отметить, что только 4 работы содержали ошибки верификатора и то по причине неразборчивости или небрежности записи ответов экзаменуемыми. В одной работе по русскому языку конфликтной комиссией было принято решение поднять полученный результат на 4 первичных балла. Причина – «нечитаемость» написанного текста.

Нам нужно серьезно работать в направлении повышения привлекательнос

Наши рекомендации