Понятие материнства в пренатальной психологии

В настоящее время многие авторы говорят о возникшей необхо­димости психологического консультирования и сопровождения про­цесса беременности и родов. Проблема состоит в том, что зачастую к состоянию беременности женщина подходит не готовой ни физи­чески, ни психологически, что осложняет протекание беременности и родов, приводит к серьезным последствиям, выражающимся в на­рушении отношений в диаде «мать—дитя», разрушении супружеских отношений, девиантному материнству.

По современным научным представлениям, сложившимся в об­ласти перинатальной психологии, психическое и физическое здоро­вье будущего ребенка, а впоследствии и взрослого человека заклады­вается еще в период до его рождения. Ряд научных исследований последних лет позволяет по-новому взглянуть на указанные пробле­мы. Это прежде всего работы зарубежных исследователей — Т. Вер­ни, С. Грофа, Л. Нильсона, С. Фанти и др. Среди отечественных уче­ных это — В.А. Ананьев, А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Брусиловский, А.И. Захаров, Б.Д. Карвасарский, Н.П. Коваленко, Л.И. Спивак, ГГ. Филиппова и др. Направления работ этих авторов основаны на личностно-ориентированном подходе к беременной женщине и роженице, с учетом психических особенностей и медицинских зако­номерностей.

Уже доказано, что при беременности изменяется психика женщи­ны, ее отношение к окружающим, реакция на внешние и внутрен­ние раздражители. Значительно изменяется и образ мира, и воспри­ятие себя в этом мире. Роль будущей матери — специфическое, уни­кальное явление в жизни женщины, которая несет с собой трансфор­мацию ценностей, представлений о себе и окружающей жизни, сме­ну акцентов и стереотипов поведения. Зачатие ставит женщину пе­ред задачей формирования нового образа «Я», принятие роли мате­ри, интеграции в своем теле растущего ребенка с последующим «от­пусканием» его (Н.П. Коваленко, 2001).

Новые психологические особенности, проявляющиеся в период беременности, Н.В. Боровикова описывает в рамках так называемого синдрома беременности, симптомы которого имеют универсаль­ный характер и включают все многообразие психологических ново­образований, характерных для беременной женщины. Сюда отно­сятся следующие: аффект осознания себя беременно!, симптом при­нятия решения, симптом нового «Я», симптом эмоциональной ла­бильности, симптом противоречивого отношения к беременности, симптом принятия новой жизни в себе, симптом перинатальной дисморфофобии, симптом завышенных притязаний го отношению к другим (Н.В. Боровикова, 2000).

Переживание беременности, с одной стороны, для женщин явля­ется процессом закономерным и желательным, с другой — может рассматриваться как кризис, связанный с переструктурированием образа себя и стиля жизни. Особенно остро этот кризис будет наблю­даться в процессе переживания первой беременности. Важно отме­тить значимость влияния специфики прохождения этого процесса на здоровье и формирование младенца. Неадекватное прохождение беременности, психологические сложности, стрессы, депрессии мамы, непременно приводят к возникновению осложнений плода и нарушению взаимоотношений в диаде «мать—ребенок». Отсюда пе­ред психологией встает насущная задача сопровождения процесса беременности и родов с целью формирования адекватного материн­ства и отцовства, оказания помощи в воспитании ребенка творче­ским, активным, самостоятельным.

Концептуальная модель материнства основана на комплексном эволюционно-системном подходе, который рассматривает материн­ство как вариант родительской сферы поведения, присущий особям женского пола у млекопитающих. Рассматривая специфику прояв­ления материнской сферы у человека, авторы выделяют видотипические и конкретно-культурные аспекты, обеспечивающие воспита­ние ребенка как члена конкретной культуры. Существует множество подходов, рассматривающих специфику формирования материнской сферы. В любом случае в область материнства входят эмоциональ­ные реакции на ребенка, уход за ним и общение.

Психологи выделяют различные факторы, формирования мате­ринства. Д. Винникот (1998) считает, что модель материнского пове­дения формируется в процессе взаимодействия с собственной мате­рью, в игре со сверстниками в раннем детстве, а также в процессе бе­ременности и уходе за ребенком. М. Кляйн (1997) отмечает значение образа ребенка, возникающего в воображении женщины, для его дальнейшего принятия. Как основополагающий момент формиро­вания отношения между матерью и ребенком М. Кляйн (1997) рас­сматривает процесс беременности. Автор отмечает, что динамика ма­теринского отношения в период беременности имеет четко выделен­ные стадии, на каждой из которой оживают внутренние конфликты и тревоги женщины, сформированные на более ранних стадиях. Достаточно много факторов для формирования адекватного материн­ского отношения выделяет А. И.ь Захаров. Среди них — «прообраз ма­тери», связанный с выраженностью отцовского и материнского ин­стинкта у прародителей женщины; желание иметь ребенка; установ­ка на формирование семьи с детьми; наличие эмоциональной отзыв­чивости матери; чувство жалости, сострадания и нежности к ребен­ку; способность на эмоциональную близость (А.И. Захаров, 1999).

Считается, что основной потребностью материнской сферы яв­ляется ярко выраженная потребность в контакте с младенцем, назы­ваемая авторами «гештальт материнства» (ГГ. Филиппова, 2002). Вы­деляется три компонента гештальта младенчества:

1) физический, включающий потребность видеть, вдыхать запах, слышать звук;

2) поведенческий, проявляющийся через инфантильный стиль движения, специфические прикосновения, особую реакцию на ре­зультат;

3) результативность, связанная с продуктивностью активности.

Отметим, что третий компонент имеет возрастную динамику, свя­занную с возрастом ребенка.

ГГ. Филипова выделяет шесть возрастных этапов формирования материнской сферы (ГГ. Филипова, 1998):

1 этап. Связан с взаимодействием с родителями (особенно с ма­терью) в раннем онтогенезе в период до 3 лет. В этот период форми­руются основные составляющие первого компонента гештальта мла­денчества.

2 этап. Связан с игровым взаимодействием со сверстниками, ха­рактеризуется развитием материнской сферы в рамках сюжетно-ролевой игры. Ролевые игры в период до 5 лет (дочки—матери, игра в семью).

3 этап. Формируется потребность в охране и заботе о детеныше и закладываются основы потребности в материнстве, как способе по­лучения позитивных переживаний. Этот этап («няньченья») начина­ется с 5—6 лет до полового созревания.

4 этап. Этап, связанный с дифференциацией половой и родитель­ской сфер поведения.

5 этап. Этап, реального взаимодействия с ребенком, который включает несколько отдельных, самостоятельных стадий: времен­ность; роды; период после рождения ребенка; младенческий возраст.

6 этап. Завершающий этап развития материнской сферы. Каждая из стадий характеризуется актуализацией специфических

переживаний, способных создать определенные психологические и физиологические сложности. Так, в период первого триместра акту­ализируются проблемы, характерные для отношения беременной женщины с собственной матерью. Во второй появляется выражен­ная тенденция избегать отрицательные эмоции из страха, что они повредят ребенку. Третий триместр связывают с синдромом «обустрой­ства гнезда» и повышением субъективной ценности ребенка. К кон­цу периода формируется эмоциональная готовность к материнству и специфический «ВаЬу talk>. Это связанно с психофизиологическим процессом, направленным на эмоциональное и интонационное по­нимание ребенка. Отметим, что процесс интонирования, вокализа­ции является свойственным всем млекопитающим, в том числе и лю­дям. При нарушении данного процесса снижается возможность ма­теринской подстройки к ребенку и не формируется материнская компетентность.

Шестой этап развития материнской сферы связан с развитием третьего компонента гештальт — младенчества, т.е. с нормативным изменением взаимодействия с ребенком в процессе созревания. В случае адекватного формирования чувства материнства, молодая мама становится готовой к выстраиванию эмоциональной привязан­ности с ребенком, его воспитанию.

Подобные же процессы происходят в области формирования от­цовства (И.С. Кон, 2005).

1 этап. От момента зачатия до 3 лет, связанный с формированием позитивного образа мальчика «как настоящего мужчины». Способ­ность к оказанию нежности и проявлению любви в будущем. Важ­ным на этом этапе для формирования отцовского инстинкта явля­ется позитивный пример отца.

2 этап. От 3 до 6 лет, называется этапом «игры в куклы». В процес­се игрового взаимодействия, мальчик формирует способности к вза­имодействию с младшими, которое в дальнейшем скажется на уме­нии отца взаимодействовать со своими маленькими детьми.

3 этап. От 6 до 10 лет. Этап называется «забота о младших», кото­рый является естественным продолжением игры в куклы. По сути, потренировавшись на куклах, ребенок переносит собственный опыт на живые объекты — младших братьев/сестер, знакомых или живот­ных. На этом этапе формируется чувство ответственности.

4 этап. Этап полового созревания (10—16 лет). На этом этапе фор­мируется и окончательно закрепляется позитивное и уважительное отношение к себе и собственному телу.

5 этап. Юношеский (от 16 до 25) этап связан с формированием представления о семье как о ценности.

6 этап. Данный этап связан с потенциальной возможностью от­цовства, которое вызывает определенные страхи, связанные с пони­манием необходимости кардинальной перестройки жизни в случае появления ребенка. Необходимо помнить, что основой данного эта­па является преодоления страха перед изменениями жизни. Чаще всего мужчина боится не оправдать возложенную на него миссию хо­рошего отца, вплоть до попыток разорвать брачные отношения.

7 этап. Беременность супруги. В этот период большинство муж­чин испытывают чувство растерянности и не понимания происхо­дящих с беременной женщиной изменений. Единственно правиль­ной стратегией данного этапа формирования отцовства является подключение мужчины к процессу «вынашивания» плода в виде множества дел, в которых он участвует: посещение курсов по подго­товке к родам, прогулки, общение с плодом, обсуждение сценария родов, посещение бассейна и т.д. Важным аспектом формирования чувства отцовства в данный период является добровольное согласие мужчины в процедурах. Особенно внимательно необходимо отно­ситься к готовности мужчины присутствовать при родах. Насиль­ственное привлечение к данному процессу может привести к тому, что будущий папа будет испытывать не нежность к ребенку, а наобо­рот, пугаться его. Не говоря о тех сложностях, которые могут возни­кать в процессе родов, когда не готовый к процессам, происходящим в родах, мужчина падает в обморок, и медперсонал вынужден зани­маться не роженицей, а ее супругом.

8 этап. Начинается с рождения ребенка и меняется в зависимости от возраста ребенка. В этот период важно помнить, что отцовские чувства проявляются не внезапно, а постепенно, в процессе обще­ния и ухаживания за малышом. Многие психологи считают, что пи­ком активизации чувства отцовства становится возраст ребенка (2—3 года), когда он уже может самостоятельно действовать, прини­мать решение и становится интересным для папы.

Если же материнская или отцовская сфера каким-то образом на­рушена, то может возникнуть ряд сложностей. Выделяются следу­ющие, чаще всего отмечаемые проблемы:

1) неготовность к материнству или отцовству;

2) нарушение процесса прохождения беременности;

3) отсутствие опыта выстраивания взаимоотношений с детьми;

4) разрушение отношений в супружеской паре;

5) нарушение детско-родительских отношений. Рассмотрим специфику возникновения данных проблем в зави­симости от сформированности материнской или отцовской сферы.

1. Неготовность к материнству или отцовству может быть свя­занна с нарушениями или сформированным негативным образом материнства. Так, авторы, рассматривающие девиантное материн­ство (В.В. Брутмон, М.С: Радионова, 1999), отмечают, что негатив­ные отношения с собственной матерью или отвержение со стороны матери часто приводит к нарушению материнского инстинкта, вплоть до отказа от ребенка.

Нарушение готовности к отцовству будет проявляться еще более ярко в том, что мужчина в принципе может не принимать отцовской роли, отказываясь от ребенка физически еще в процессе беременно­сти или сразу после родов. Второй вариант отказа возникает в случае, когда социальные нормы не позволяют уйти из семьи, а него­товность к отцовству не позволяет установить контакт с ребенком. Это может быть связанно как с негативным опытом общения с соб­ственной матерью в раннем детстве, который, по мнению Карен Хорни (К. Хорни, 1993), актуализируется в связи с беременностью супруги, так и с отсутствием способности к эмоциональной привя­занности в отношениях. Отметим, что несформированная эмоцио­нальная привязанность к ребенку может приводить к формированию ревности жены к своему ребенку. Как еще одну причину нарушения отцовского инстинкта многие зарубежные и отечественные авторы (И. Лангейнер, А.И. Захаров) отмечают воспитание в неполной, ма­теринской семье.

2. Неадекватное прохождение беременности. Нарушение процес­са прохождения беременности может быть связанно со многими факторами, рассмотренными в п. 2. Тем не менее опишем шесть ти­пов переживания беременности, выделенные Г.Г. Филиповой (ГГ. Филипова, 1998):

• 1 тип — адекватный, связанный с нормативным прохождением процессов беременности. Характеризуется хорошим соматиче­ским состоянием при возможном незначительном снижении на­строения и появления раздражительности в первом триместре. Второй триместр при адекватном течении характеризуется эмо­циональным благополучием, третий — повышением тревожно­сти, снижающейся к периоду родов. Шевеление ребенка прибли­зительно с 16-20 недели переживается как позитивное по эмоци­ональному и соматическому ощущению;

• 2 тип — тревожный. Идентификация беременности связанна со страхом, тревожностью и беспокойством. Сопровождается ярко выраженным соматическим компонентом, переживаемым как бо­лезненный. Второй триместр не приносит ощущения благополу­чия, в третьем триместре идет усиление страхов. Шевеление ре­бенка чувствуется рано, однако интерпретируется с точки зрения возможных нарушений. Послеродовый период также сопрово­ждается тревожностью и депрессией;

• 3 тип — эйфорический, все характеристики имеют эйфорическую окраску. Некритическое отношение к возможным проблемам бе­ременности и материнства при этом внутренне чаще сопровожда­ются негативными ожиданиями в постродовый период. Столь не­критическое отношение к процессу беременности часто приво­дит к осложнениям в третьем триместре;

• 4 тип — игнорирующий, идентификация беременности происхо­дит поздно и сопровождается досадой и удивлением. Соматиче­ский компонент чаще низко выражен. Шевеление ребенка интер­претируется с точки зрения физического неудобства, повышение активности в третьем триместре не связанно с ожиданием ребен­ка;

• 5 тип — амбивалентный, общая картина сходна с тревожным сти­лем переживания беременности, однако сопровождается резкими противоположными по физиологическим и эмоциональным ком­понентам переживаниями. Так, шевеление может воспринимать­ся как чрезвычайно приятное или крайне болезненное. Интерпре­тация отрицательных эмоций выражена как страх за ребенка;

• 6 тип — отвергающий, идентификация беременности сопрово­ждается крайне отрицательными эмоциями, симптоматика рас­сматривается как негативно окрашенная и может переживаться как наказание или помеха. К концу беременности и постродовый период характеризуется ярко выраженными аффективными и де­прессивными состояниями.

Для отслеживания аспекта протекания беременности автор (ГГ. Филипова, 1998) говорит о необходимости эмоционального со­провождения будущей матери.

3. Отсутствие опыта выстраивания взаимоотношений с детьми. Данное явление связанно с аспектами нарушения прохождения вто­рого и третьего этапов формирования отцовского и материнского инстинкта. Часто является следствием ранней потери реальных ро­дителей или следствием девиантного родительствования. Так, Рене Шпиц, рассматривая последствия нарушений эмоционального кон­такта матери с ребенком, отмечает серьезные нарушения как в фор­мировании личности ребенка, так и в отношениях с будущими деть­ми. Девочки и мальчики, воспитывающиеся в условиях детского дома, не имеют представлений об уходе за маленькими детьми и специфики выстраивания отношений с ними. Подобные же слож­ности могут возникать у единственных детей в семье, не имеющих опыта взаимодействия с маленькими братьями и сестрами.

4. Разрушение отношений в супружеской паре. Данный аспект может быть связан с неготовностью супругов к вынашиванию и рождению ребенка, сложностями или патологическим течением процесса бере­менности или сверхценностью родительствования, которое в итоге за­мещает супружеские отношения. Такие нарушения чаще всего начи­наются в период беременности в виде эмоционального непонимания друг друга, разобщенности процессов переживания беременности, разрушения сексуальных отношений, приводя к холодности и изме­нам. Пагубно может сказаться на супружеских отношениях и период после родов, в случае если супруги не смогли перераспределить обя­занности или в ситуации острого течения послеродовой депрессии у женщины.

5. Нарушение детско-родительских отношений. Данное нарушение может стать следствием как не сформированного материнства или отцовства, так и нарушения динамики последнего этапа инстинктаматеринства и отцовства. В первом случае причиной может стать отсутствие способности к эмоциональной близости с ребенком, свя­занное с личностными характеристиками или послеродовой депрес­сией матери. Второй тип нарушения связан с ригидностью родитель­ских установок в предоставлении ребенку соответствующих возра­сту возможностей. Такой тип нарушений связан с непониманием специфики взросления, нарушением стратегий воспитания, отсут­ствием условий для самостоятельности ребенка.

Таким образом, вопросы формирования материнства и отцовства чрезвычайно важны, так как именно адекватное формирование от­цовской и материнской сферы является условием развития ребенка. Отметим, что само понятие готовности к материнству многообраз­но и рассматривается с разных точек зрения, однако содержит в себе психологический, социальный и физиологический компоненты.

Наши рекомендации