Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком

Принимающая семья — это семья, имеющая приемного ребенка независимого от юридической формы устройства ребенка. Иногда в психологии принимающая семья обозначается как замещающая се­мья в контексте объединения семьи и ребенка. Такое объединение имеет закономерности становления и развития, вызывая соответ­ствующие сложности адаптации. Из наиболее часто возникающих сложностей отмечают следующие:

1) высокий уровень недоверия приемному ребенку;

2) низкое понимание причин дезадаптивного или проблемного поведения ребенка;

3) неадекватность форм воспитания, обычно проявляющаяся в сверхъвербализации (стремление все объяснить ребенку), недоста­точности поощрений, использовании телесных наказаний;

4) крайне критичное отношение к возможностям приемного ре­бенка.

Достаточно часто, принимая ребенка, семья имеет крайне слабое представление о закономерностях происходящих изменений. Осо­бенно это изменения, связанные с влиянием жизненного опыта ре­бенка на новую семью, привнесение в нее уклада и принципов жиз­ненной среды ребенка (правил детского дома).

Второй проблемой, возникающей у приемной семьи, является не­способность осознания и выстраивания механизмов компенсации приемного ребенка с учетом нарушения его социализации. Почему-то приемные родители забывают о специфике проявлений нарушен­ной социализации (девиантное поведение, побеги и т.д.) и личност­ных особенностях ребенка, сформированных в ситуации жизни вне семьи. Родители ожидают, что приемный ребенок будет ласковым, послушным, радостным и социализированным. Кроме того, важно напомнить, что те личностные качества и механизмы поведения, ко­торые считаются предпочитаемыми в семье (индивидуальность, стремление выделиться, показать себя) в условиях детского дома не­адекватны и даже опасны (нельзя выделяться, индивидуалистичность приводит к агрессии со стороны окружающих и т.д.). Таким образом, принимая ребенка, семья зачастую не имеет представления о тех из­менениях, которые ей предстоят, оказывается не готовой или не име­ет ресурсов для организации необходимых условий для развития ре­бенка.

Отличительной особенностью структуры приемной семьи явля­ются:

1) специфика семейного функционировании, связанная с вмеша­тельством в дела семьи государственных органов опеки;

2) условность отношений (отсутствие кровной связи);

3) необходимость переструктурирования семейной системы в свя­зи с появлением новых функций и социальных ролей;

4) необходимость адаптации членов семьи друг к другу;

5) индивидуальные особенности ребенка, связанные с наличием в его анамнезе переживания психологической травмы лишения ро­дителей и пребывания в детском доме.

Оказание помощи семье с приемным ребенком. Психологическая по­мощь приемным семьям, по мнения ТВ. Губиной (2007), должна опираться на три области знания: знание о том, каким образом специфика ситуации лишения родителей сказалась на развитии и по­ведении ребенка; знание о принимающей семье, ее ресурсах и возможностях; знание о особенностях организации жизни семьи с при­емным ребенком. Этот третий аспект связан с пониманием следу­ющих закономерностей: закономерностей процесса адаптации се­мьи и приемного ребенка на всех трех адаптационных периодах; сте­пень удовлетворенностью ожиданиями семьи и ребенка друг от дру­га; специфика и динамика эмоционального принятия друг друга, включая всех членов семьи с учетом возраста приемного ребенка; способы воспитания ребенка в приемной семье и т.д.

Консультирование такой семьи должно рассматриваться как по­следовательные этапы психологического сопровождения, начиная с предварительного консультирования принимающей семьи, выявле­ние ее ресурсов и информирование о возможных сложностях в про­цессе усыновления (первый этап). Показателями ресурсности семьи считаются: мотивация приема ребенка; реалистические ожидания от появления приемного ребенка; социально-демографические пока­затели семьи; специфика функционирования семьи, характеризую­щаяся ролевой гибкостью, открытостью коммуникаций; удовлетво­ренностью качеством жизни и т.д.; индивидуальные особенности членов семьи и их самочувствие; позитивные методы родительского воспитания.

На этой стадии также важно выявить мотивы принятия (усынов­ление / опека) ребенка в семью с выявлением деструктивных момен­тов. Для определения готовности семьи к приемному ребенку ис­пользуют методы психологической диагностики. Полуструктуриро­ванное интервью для родителей, тест Геринга, тест семейной дина­мики, социометрические процедуры, опросники родительских от­ношений и т.д.

Второй этап сопровождения связан с подготовкой ребенка к пе­реходу в приемную семью, формирование его готовности к сотруд­ничеству с приемными родителями. В случае необходимости (нахож­дение ребенка в ситуации острого стресса, переживания горя и т.д.), ребенок проходит индивидуальную терапию с целью снижения вли­яния психотравмы наличность и поведение ребенка. Особенно этот этап важен для ребенка с выраженными нарушениями в поведении. Третий этап сопровождения семьи с приемным ребенком связан с психологической поддержкой приемной семьи и оказание помо­щи в формировании конструктивных взаимоотношений семьи и ре­бенка.

Немаловажным на этом этапе является выстраивание позитив­ных отношений между ребенком и его новой семьей. Сложности идентификации с семьей и нарушения отношений могут возникать вследствие истощения у ребенка ресурса привязанности, ожиданий идеальных родителей или смерти биологических родителей. В ре­зультате этого могут возникать проблемы в поведении и отторжение семьи.

Серьезной социальной проблемой для приемных семей является возвращение детей в условия детского дома. Как причины возраще­ния детей, выделяются:

• неготовность приемных родителей к воспитанию ребенка;

• недостаточная терпимость по отношению к ребенку;

• ограниченные возможности принятия семьи самим ребенком;

• нарушение мотивации замещающей семьи (иногда семья может принимать ребенка из-за финансовых выгод). Необходимо помнить, что ребенок переживает возвращение в

условия детского дома как психическую травму. Все дети на первом этапе имеют сниженное или депрессивное настроение, повышенный травматизм, нарушение сна, страхи, повышенное внимание к своей внешности, асоциальные типы поведения. На следующем этапе пе­реживания в условиях детского дома большинство детей имеет ре­гресс к примитивным способам реагирования: у детей повышается пассивность, сужается круг интересов, появляется раздражитель­ность, капризности, снижена мотивация к обучению и какой-либо самостоятельной деятельности, отмечаются негативные прогнозы своей жизни. В дальнейшем в течение последующих 2—3-х лет, на­блюдается выстраивание характерных для детей психических защит: готовность к агрессии, конфликты со сверстниками и старшими, аффективность реакций.

Организация консультативной помощи таким детям состоит из трех этапов: адаптационный, реабилитационный, интеграционный. На этапе адаптации важно обеспечить ребенку максимальную безо­пасность, ознакомить с пространством и распорядком учреждения. Реабилитационный этап направлен на работу с фазами переживания психотравмы и формирования картины позитивного будущего, на этом этапе применяется большая группа техник: релаксации, визуа­лизации, телесная и игровая терапии, нарративная терапия и т.д. Процесс интеграции связан с организацией социального взаимодей­ствия ребенка, повышение его социального интереса.

При этом необходимо помнить, что если ребенок трижды возвра­щен из приемной семьи в условия детского дома, то его реабилита­ция невозможна.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Чтотакоенормативныйкризиссемьи? КакиенормативныекризисыВы знаете?

2. Какиесложностинастадиивторогонормативногокризисасемьимогут наблюдаться?

3. Можнолирассматриватьповторныйбраккаккризис? Какиесложности могутвозникатьвситуацииповторногобрака?

4. Чтотакоененормативныйкризис?

5. Вчемзаключаетсядеструктивноевлияниеревности? '

6. ПеречислитестадииразводапоА. Маслоу.

7. Можнолисчитатьразводзавершенным, еслистадииразводанепрой­дены?

8. КакиеметодыконсультативногосопровожденияразводаВыпомните?

9. Существуютлитехникипомощиклиентувситуациибезответнойлюбви?

10. Какиезадачипсихологическойпомощистяжелобольнымвзрослым, Вы помните? Перечислитеих.

11. Вчемсмыслпредварительногоконсультированиясемьи, принимающей ребенка?

12. Какиеметодикидиагностикидляопределенияпсихологическихресур­совпринимающейсемьиВызнаете?

13. Из-зачегоможетпроизойтиситуациявозвратаребенкавдетскийдом? Чемэтогрозитребенку?

Литература для углубленного изучения темы

1. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.

2. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кри­зисными и проблемными ситуациями. — М., 2002.

Список используемой литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль­тирование. — М., 2004.

2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально­психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984.

4. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лек­ций. — М.: А-Приор, 2007.

5. Гордон Т. Курс эффективного родителя: как воспитать в детях чувство ответственности / Пер. с англ. Н. Усовой. — М.: ЛомоносовЪ, 2010.

6. Губина Т. Материалы Детского Дома № 19. Изд. 2-е, перераб. и доп. 2007.

7. Карабанова О.И. Психология семейных отношений и основы семей­ного консультирования. — М.: Гардарики, 2005.

8. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М., 1998.

9. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешек. — М.: Медицина, 1991.

10. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. — Киев: София, 2001.

11. Леви В.Л. Травматология любви. — М.: Метафора, 2004.

12. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

13. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирова­ние гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, шко­ле / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. — Пермь, 2000.

14. Психология семейных отношений с основами семейного консульти­рования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Арта­монова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под. ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

15. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич- Куземкина, Т. А. Велента. — М.: Речь, 2006.

16. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.

17. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейно­го консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2005.

18. Хилл Р. Семейные решения и общественные мероприятия. — М.: ИСИ РАН, 1972.

19. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1998.

20. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

21. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.

22. Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2000.

23. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб., 2003.

Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПЕРИОД

БЕРЕМЕННОСТИ

Наши рекомендации