Опросник национального центра исследования общественного мнения norc-dsm-iv
Перевод, адаптация, апробация - А.А. Карпов, В.В. Козлов
Назначение: опросник национального центра исследования общественного мнения МОКС-ЭЗМ-ГУ - инструмент, который также основан на критериях DSM (Национальный центр исследования общественного мнения, 1999). Он содержит 17 вопросов, которые оцениваются с помощью дихотомической шкалы «Да» или «Нет». Некоторые критерии DSM-IV проверяются двумя вопросами, другие - лишь одним.
Сначала даны вопросы относительно поведения вообще. После первого выполнения методики респонденты отвечают на вопросы, опираясь на последние 12 месяцев. Можно набрать от 0 до 10 баллов. 0 баллов указывает на низкий риск зависимости, 1-2 балла - игрок в группе риска, 3-4 балла - проблемный игрок, 5 и более баллов указывают на патологический гемблинг. Этот инструмент показал высокую надёжность (0,98). Но у исследователей существует ряд вопросов, относящихся к проверке достоверности данного диагностического инструмента. Один из вопросов: «Меняется ли значение по DSM-IV при изменении временных рамок?». Ещё одна проблема заключается в количестве потраченных на игру денег, будет ли это тысяча или десятки тысяч, как часто случается. Нет показателей, по которым можно судить о высоком или низком уровне расходов, а, следовательно, и о характере и степени зависимости. Эта шкала не проверялась на достоверность ни в группах проблемных, ни в группе нормальных игроков (Нил и др., 2005).
Инструкция: вам предлагается 17 вопросов. Пожалуйста, ответьте на каждый их этих вопросов, используя один из возможных вариантов ответа: «Да» или «Нет».
Поставьте ваш ответ в бланке ответов рядом с номером вопроса;
Отвечайте на вопросы, опираясь на последние 12 месяцев вашей жизни.
Не тратьте много времени на обдумывание ответов, давайте тот ответ, который первым приходит в голову.
Не пропускайте вопросы. На каждый из них необходимо дать ответ.
Отвечайте как можно более искренно. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
Бланк ответов
Опросник
1. Были ли периоды, длившиеся две или более недель, когда вы были охвачены мыслями об игре или планировали будущие игры и рассчитывали ставки?
2. Были ли периоды, длившиеся две или более недель, когда вы были поглощены мыслями о том, где достать деньги на игру?
3. Были ли периоды, когда вам приходилось играть на большие деньги, чем раньше, чтобы достичь уровня желаемого удовольствия?
4. Вы пытались прекратить, бросить или начать контролировать вашу игру?
Если вы дали ответ «Да», то переходите к вопросу 5.
Если ответ «Нет» - к вопросу 6.
5. Испытывали ли вы раздражение и беспокойство, когда вы пытались прекратить, бросить или начать контролировать вашу игру?
6. У вас были безуспешные попытки прекратить, бросить или начать контролировать вашу игру?
Если вы дали ответ «Да», то переходите к вопросу 7.
Если ответ «Нет» - к вопросу 8.
7. Таких попыток было более трех?
8. Играли ли вы, чтобы убежать от проблем?
9. Играли ли вы, чтобы заглушить неприятные чувства, например чувство вины, беспокойство, беспомощность или депрессию?
10.Вы возвращались на другой день, чтобы отыграться?
11.Вы лгали членам семьи, родственникам, другим лицам, чтобы скрыть количество денег, потраченных на игру?
Если вы дали ответ «Да», то переходите к вопросу 12.
Если ответ «Нет» - к вопросу 13.
12.Я неоднократно лгал (-а) (более, чем три раза) членам семьи, родственникам, другим лицам, чтобы скрыть количество денег, потраченных на игру.
13.Вы когда-нибудь подделывали чеки или совершали кражи, чтобы достать деньги на игру?
14.Было ли увлечение азартными играми причиной серьезных или частых проблем в отношениях с вашими близкими?
15.(Вопрос только для студентов и школьников) Было ли ваше увлечение азартными играми причиной проблем с учебой, снижения успеваемости или пропуска занятий?
16.Было ли ваше увлечение азартными играми причиной проблем на работе, увольнения или потери важных для вас карьерных возможностей?
17.Просили ли вы деньги в долг у родственников или друзей, чтобы расплатиться с долгами по игре?
Обработка и интерпретация результатов:
За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.
Подсчитайте сумму баллов по вопросам 1 или 2, 3, 5, 7, 8 или 9, 10, 12, 13, 14 или 15 или 16, 17.
Если игрок в сочетаниях с «или» (например «1 или 2») ответил «Да» на оба вопроса, то начисляется 1 балл.
0 баллов указывает на низкий риск зависимости;
1-2 балла - игрок в группе риска;
3- 4 балла - проблемный игрок;
5 и более баллов указывают на патологический гемблинг.
Приложение 5