Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация, ее критерии и значение.

Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация, ее критерии и значение.

Онтогенез – индивидуальное развитие особи с момента оплодотворения до смерти. Выделяют 2 типа онтогенеза: пренатальный и постнатальный.

Современная схема возрастной периодизации.

1. 0 до 10дн.- новорожденный

2. с 10дн до 1г. – грудной возраст

3. 1г. – 3г. – раннее детство

4. 3-7 лет – 1ое детство

5. 7-11 (дев.) 7-12(мал.) – 2ое детство

6. 11-15 (дев) 12-16(мал) – подростковый период

7. 16-20 (дев) 17-21(мал) – юношеский возраст

8. 21-35 (жен) 22-35(муж) – зрелый возраст 1ый период

9. 36-55 (ж) 36-60 (м) – зрелый возраст. 2ой период

10. 56-74 (ж) 60-74 (м) – пожилой возраст

11. 75-90 – старческий возраст

12. 90 и более - долгожители

Значение: возрастная периодизация необходима для учета происходящих в организме морфофункциональных изменений.

Билет4. Физическое и психическое развитие детей и подростков. Критические периоды развития.

Физическое развитие ребенка представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и организма в целом. Внешне оно хар-ся увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деят-ти его органов и систем. Физ. развитие изучается возр.физиологией, анатомией, эмбриологией, генетикой, антропологией.

Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности в развитии у ребенка чувств, эмоций, воли, темперамента, способностей, потребностей и т.д. Психич. развитие изучают психологические науки, медицина, психиатрия, социология, педагогика.

Критические периоды развития детей и подростков.

1. 2-3.5 года. Ребенок начинает активно двигаться, что увеличивает количество раздражителей, на которые должна адекватно реагировать нервная система. Перенапряжение нервной системы может привести к нарушению психического развития,в крайнем случае к психич. заболеваниям.

2. 6-8 лет. Данный период связан с началом обучения в школе, меняется образ жизни ребенка, появляется ряд новых обязанностей, повышаются требования к ребенку, падает двигательная активность

3. 11-16 лет. Связан с половым созревание. Изменяется гормональный баланс, полностью перестраивается работа эндокринной системы, как следствие, в данном периоде наблюдается повышение чувствительности и ранимость нервной системы, возникновение многих нервных расстройств и психических заболеваний.

Билет5 Акселерация развития, ее виды и причины

Акселерация – это ускорение физического развития детей, подростков.

Два вида Акс.:

1) Эпохальная- наблюдается когда дети одной эпохи развиваются быстрее, чем дети другой эпохи.

2) Внутригрупповая- ускорение физ. развития детей и подростков в опред. возвр. группах. Такие дети составляют 13-20% от общего числа детей.

Механизмы Акселерации так же, как и ретардации, мало изучены. Считается, что на эти процессы влияет : соц. Факторы, уровень радиации, урбанизация, гетерозис (приобретение оптимальных признаков потомками первого поколения от наиболее генетически удаленных друг от друга родителей).

Билет 6) РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Билет №8 Нервная система

Нервная система выполняет следующие функции:

Сенсорную – воспринимая, передавая и перерабатывая информацию, нервная система осуществляет связь с внешней и внутренней средой и обеспечивает адаптацию к условиям существования;

Моторную – регулирует двигательные функции органов и систем организма человека;

Интегративную – обеспечивает быстрое и согласованное взаимодействие между органами, благодаря чему организм человека функционирует как единое целое;

Психическую – центральный отдел нервной системы является субстратом высших психических проявлений – сознания, речи, мышления, памяти, обучения, с помощью которых люди общаются друг с другом и познают окружающую среду.

Общий план строения нервной системы.Нервная система топографически делится на центральную и периферическую, а функционально – на соматическую и вегетативную. Центральная нервная система (ЦНС) включает в себя спинной и головной мозг, а периферическая – нервы и нервные узлы (ганглии).

ЦНС образована нейронами и нейроглией.

В ЦНС происходит анализ информации, поступающей из внешней и внутренней среды организма, и формируется его ответная реакция на эту информацию.

Ганглии периферического отдела нервной системы также представляют собой скопления нейронов, окруженных клетками нейроглии. Различают спинальные и черепные ганглии.

Нервы образованы длинными отростками нейронов. К периферическим нервам относятся 12 пар черепно-мозговых нервов, и 31 пара спинномозговых. Черепно-мозговые нервы иннервируют в основном структуры головы и шеи, кроме блуждающего нерва, который иннервирует внутренние органы. Спинномозговые нервы иннервируют мускулатуру туловища и конечностей. Одни нервы несут информацию от рецепторов в ЦНС и называются чувствительными, или афферентными. Другие нервы передают сигналы из ЦНС ко всем органам и системам организма и называются двигательными, или эфферентными. Большинство периферических нервов – смешанные: они содержат как афферентные, так и эфферентные волокна.

Соматическая нервная система обеспечивает тонус, позу тела, двигательные реакции и иннервацию кожи.

Вегетативная, или автономная нервная система регулирует работу внутренних органов. С ней связаны поддержание гомеостаза, обмен веществ, рост и развитие организма, нейроэндокринные регуляции и трофическая иннервация скелетных мышц, кожи и самой нервной системы. Вегетативная нервная система подразделяется на симпатический и парасимпатический отделы.

Как соматическая нервная система, так и вегетативная имеют центральный и периферический отделы. Центральный отдел расположен в спинном и головном мозге и представлен ядрами, а периферический отдел расположен вне ЦНС и представлен нервами.

^ Развитие нервной системы. Нервная система развивается из эктодермы – наружного зародышевого листка. В конце второй недели от момента оплодотворения появляется нервная пластинка, которая превращается в нервный желобок. В течение третьей недели края желобка смыкаются, и образуется нервная трубка, по сторонам которой формируется ганглиозная пластинка. В дальнейшем из ганглиозной пластинки развиваются чувствительные узлы черепных и спинномозговых нервов, периферические узлы вегетативной нервной системы и секреторные (хромаффинные) клетки мозгового вещества надпочечников. В конце третьей недели эмбрионального развития происходит закладка головного мозга. Головной (краниальный) отдел нервной трубки расширяется, образуя три мозговых пузыря: передний, средний и ромбовидный мозг. Эта стадия развития головного мозга называется стадией трех мозговых пузырей. В конце четвертой недели внутриутробной жизни из переднего мозга образуются конечный и промежуточный мозг, средний мозг остается без изменений, а из ромбовидного образуются задний и продолговатый мозг. Эта стадия развития головного мозга называется стадией пяти мозговых пузырей. В результате дальнейшей дифференцировки и роста задний мозг дает начало мозжечку и мосту. Конечный и промежуточный мозг постепенно приобретают свой «зрелый» вид. На полушариях появляются борозды, делящие поверхность сначала на доли, а затем и на извилины. Все основные борозды и извилины формируются у плода к моменту рождения. Изменения, происходящие в нервной системе у человека после рождения, связаны с миелинизацией и ростом отдельных ее структур. Каудальная (хвостовая) часть нервной трубки преобразуется в спинной мозг.

Нейроглия. Глиальные клетки нервной ткани (нейроглия) окружают нейроны и выполняют опорную, разграничительную, защитную и трофическую функции. Количество глиальных клеток больше количества нейронов примерно в 10 раз.

^ Строение и физиологические функции нейрона. Нейрон – это клетка, от сомы (тела) которой отходят несколько коротких отростков – дендритов с шипиками на концах и один длинный отросток – аксон, который ветвится.

Влияние кокаина

Осложнения беременности: у 8% употребляющих матерей беременность закачивается мертворождением из-за отслойки плаценты. Образ жизни злоупотребляющих кокаином часто (в 25%) приводит к преждевременным родам (недоношенные дети) и замедлению процесса родов. Кроме этого прием беременной кокаина может привести к развитию судорог, аритмии, припадков и других состояний, во время которых вероятна травма или смерть плода. Для беременных кокаин наиболее опасный наркотик, особенно в чистом виде. Чаще, чем при употреблении других наркотиков, кокаин вызывает рождение мертвого ребенка.

Последствия воздействия на плод:

 Тахикардия.

 Замедление роста плода.

 Уменьшение роста головного мозга и тела плода.

 Новорожденные могут страдать от инфаркта и/или нарушений мозгового кровообращения вследствие повышенного кровяного давления и спазмов сосудов (особенно повышается риск, если беременная употребляет в течение 48 - 72 ч до родов).

 Воздействие кокаина на нервные рецепторы может способствовать возникновению у ребенка нарушений поведения, повышенную раздражительность, замедленное развитие речи и нарушение мыслительных способностей.

При грудном вскармливании кокаин поступает прямо в молоко матери. Ребенок становится беспокойным, плохо спит и, в некоторых случаях отмечаются эпилептические припадки.

Влияние опиатов
(героин, морфин, кодеин, «белый китаец», «маковая соломка», «ханка», «марля») Осложнения беременности (связаны с употреблением и резким прекращением):

 Образ жизни злоупотребляющих опиатами часто приводит к преждевременным родам (недоношенные дети).

 Замедлению процесса родов каждого второго ребенка.

 Мертворождение и выкидыш (в следствии резкого прекращения употребления). Последствия воздействия на плод:

 Нарушение роста плода.

 Повышенная или пониженная (в зависимости от дозы) возбудимость плода.

 Повышенный риск неправильного положения плода (тазовое предлежание). Нарушения, проявляющиеся в период младенчества:

 Малая масса тела.

 Микроцефалия.

 Повышенный риск внезапной смерти.

 Высокая заболеваемость и смертность (в следствии угнетения опиатами систем, отвечающих за сопротивляемость организма).

Нарушения, проявляющиеся в более старшем возрасте:

 Замедленное умственное, двигательное и речевое развитие ребенка к 18 мес.

 Дефицит внимания и гиперактивность.

 Расстройства сна.

 Гневливость и раздражительность.

 Плохие речевые навыки.

 Осязательное, зрительное и слуховое восприятие ниже нормы.

Синдром абстиненции у новорожденного: проявляется в зависимости от уровня употребления и от самого ребенка. Примерно трое из четверых новорожденных страдают от такого же синдрома абстиненции, как и взрослые: знобит, течет из носа, сильное возбуждение, бессонница, учащенное дыхание, плач.

При грудном вскармливании опиаты могут передаваться новорожденному через молоко матери.

Рекомендации будущим матерям

1. За месяц до зачатия перестать употреблять спиртные напитки. Примерно столько времени требуется, чтобы вывести из организма алкоголь.

2. Проконсультироваться с врачом по поводу лекарственных веществ, которые принимаются будущей матерью. По возможности исключить употребление снотворных и успокоительных средств.

3. Расстаться с курением, а также стараться избегать тех мест, где собираются курящие люди.

4. Перед зачатием пройти полное обследование здоровья и необходимое лечение. В частности это относится и к зубам. Некоторые лекарства, применяемые при стоматологическом лечении, могут повредить будущему ребенку.

Вопрос 17

Развитие памяти у детей

Особенности:

· В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер.

· Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания.

Этапы

1. Развитие памяти у детей начинается с возникновения первых условных рефлексов. По данным Бехтерева и Щелованова, наиболее ранним условным рефлексом, возникающим в возрасте около 15 дней, являются пищевые реакции ребенка (искательные движения головы, раскрывание рта, сосательные движения) при взятии на руки в «положение кормления.

2. Постепенно в комплекс сигналов включаются зрительные и звуковые раздражители.

3. Примерно с пятого месяца жизни становится возможным образование условно-рефлекторных связей со всех анализаторов. С этого момента отмечается узнавание ребенком окружающих лиц и предметов.(вначале скрытый (латентный) период узнавания (т. е. промежуток времени между двумя восприятиями, при котором возможно узнавание) очень невелик и составляет всего лишь несколько дней. На 2 году он увеличивается до нескольких недель, на третьем — до нескольких месяцев, к четырем годам достигает 1 года, к 7 годам — примерно 3 лет.)

4. Вслед за узнаванием появляются первые воспоминания об отсутствующих предметах и лицах. В наиболее отчетливой форме они отмечаются у детей в конце первого года жизни

5. В 2-3 года воспоминания становятся более полными и определенными, поскольку речь является средством закрепления связей..

Одной из причин непродолжительности скрытого периода узнавания и воспроизведения в первые годы жизни детей является отсутствие у них достаточно прочных систем связей, в которые могли бы включиться новые связи, и малая дифференциированность временных связей. Отсюда — смутность и неопределенность первых детских воспоминаний, и быстрое забывание впечатлений, полученных в раннем детстве.

6. Первые проявления преднамеренного, произвольного запоминания отмечаются лишь в середине дошкольного возраста, на 4-5году жизни, что связано с значительным развитием в этом возрасте второй сигнальной системы и усилением ее роли в регуляции поведения ребенка.

Вопрос.

Вопрос.

Билет№38

Билет№39

Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация, ее критерии и значение.

Онтогенез – индивидуальное развитие особи с момента оплодотворения до смерти. Выделяют 2 типа онтогенеза: пренатальный и постнатальный.

Современная схема возрастной периодизации.

1. 0 до 10дн.- новорожденный

2. с 10дн до 1г. – грудной возраст

3. 1г. – 3г. – раннее детство

4. 3-7 лет – 1ое детство

5. 7-11 (дев.) 7-12(мал.) – 2ое детство

6. 11-15 (дев) 12-16(мал) – подростковый период

7. 16-20 (дев) 17-21(мал) – юношеский возраст

8. 21-35 (жен) 22-35(муж) – зрелый возраст 1ый период

9. 36-55 (ж) 36-60 (м) – зрелый возраст. 2ой период

10. 56-74 (ж) 60-74 (м) – пожилой возраст

11. 75-90 – старческий возраст

12. 90 и более - долгожители

Значение: возрастная периодизация необходима для учета происходящих в организме морфофункциональных изменений.

Наши рекомендации