Тема 2. (13.) Физиология эритроцитов. Дыхательная функция крови.
Мотивация изучения темы:
Изучение функционального значения форменных элементов крови для организма развивает у студентов познавательный интерес к механизмам поддержания постоянства газов в крови, которые являются необходимыми для процессов саморегуляции функций дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения и терморегуляции. Знание функционального значения форменных элементов крови, клинико-физиологических методов их исследования необходимо при изучении заболеваний системы крови (кафедра патофизиологии); при изучении влияния фармакологических средств на эритропоэз и синтез гемоглобина (кафедра фармакологии); при изучении заболеваний, связанных с дыхательной функцией крови (кафедры терапии, хирургии и др.); при изучении разделов физиологии – кровообращения, дыхания, обмена веществ и энергии, выделения и нервно-мышечной системы (кафедра нормальной физиологии); в практической деятельности врача при оценке здоровья, для определения патологии, для лечения заболеваний, связанных с нарушением гематологических показателей. Гемоглобин – особый белок хромопротеида, благодаря которому эритроциты выполняют дыхательную функцию и поддерживают pH крови. Знание строения и функций гемоглобина необходимы для врача любого профиля в практической и профилактической медицине.
Цели занятия
Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 32, ПК – 6, ПК – 12 и ПК - 16 ФГОС специальности 060101 «Лечебное дело»
Конкретные цели и задачи
После изучения темы студент должен:
«Знать»функциональное и клиническое значение эритроцитов и гемоглобина
«Уметь» интерпретировать результаты клинического анализа крови
«Владеть»методами определения количества эритроцитов, их осмотической резистентности, методами определения количества гемоглобина
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении строения эритроцитов, процессов гемопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), функций эритроцитов, функциональных систем поддержания основных констант системы красной крови (кафедра нормальной физиологии), процессов гемопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), строения гемоглобина (кафедра биохимии), функций гемоглобина как части функциональной системы поддержания основных констант системы красной крови (кафедра нормальной физиологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию
Перечень контрольных вопросов:
1. Особенности строения эритроцитов
2. Понятие об эритроне
3. Норма эритроцитов в крови человека
4. Функции эритроцитов
5. Анизоцитоз и пойкилоцитоз
6. Строение и функции гемоглобина
7. Разновидности строения гемоглобина
8. Содержание гемоглобина в крови взрослого человека
9. Последствия тяжелой кровопотери
10. Причины снижения содержания гемоглобина
Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время):
1.Написать в тетради нормальные показатели эритроцитов (в системе СИ)
2. Перечислите соединения гемоглобина
3. Напишите нормальное содержание гемоглобина в крови
4. Укажите, как определить полный и частичный гемолиз и его отсутствие
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию:
1. Что представляют из себя эритроциты?
2. Каково их нормальное количество в крови мужчин и женщин?
3. Что такое эритрон?
4. Какие функции выполняют эритроциты?
5. Что такое осмотическая резистентность эритроцитов?
6. Какие виды гемолиза Вам известны?
7. Как называется появление в периферической крови эритроцитов разных по форме?
8. Как называется появление в периферической крови эритроцитов разных по размеру?
9. Как называется повышение содержания эритроцитов?
10. Как называется понижение содержания эритроцитов?
11. Характеристика гемоглобина, его строение, функции, количество в крови человека
12. С какими веществами могут образовываться соединения гемоглобина?
13. Цветовой показатель, метод его определения, значение в диагностике
14. Что такое гемолиз? Какие виды гемолиза Вы знаете?
15. Что может вызвать осмотический гемолиз?
16. Что может вызвать биологический гемолиз?
17. Что может вызвать химический гемолиз?
18. Что может вызвать температурный гемолиз?
19. Что может вызвать механический гемолиз?
20. Почему нельзя вводить внутривенно дистиллированную воду?
Задание для самоподготовки к следующему занятию:
Подготовка к практическому занятию по теме «Защитные функции крови. Физиология лейкоцитов»