Научные интересы: физиология адаптации, физиология крови, физиология сердечно-сосудистой системы

Ф КГМУ 4/3-03/02

ПП КГМУ 4/02

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра физиологии

СИЛЛАБУС

По NF-2206 «Нормальная физиология»

Для специальности 5В130200-«Стоматология»

Объем учебных часов - 162

Курс 2

Семестр IV

Караганда 2012 г.

Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Нормальная физиология» для специальности 051302 «Стоматология» (18.06.2008, протокол № 10)

Силлабус рассмотрен на заседании кафедры

10.01.2012. Протокол № 10

Заведующий кафедрой физиологии,

профессор ______________________ Ф.А.Миндубаева

· Сведения о преподавателях:

Заведующий кафедрой:Миндубаева Фарида Анваровна, доктор медицинских наук, профессор стаж педагогической работы - 36 лет.

Научные интересы: физиология центральной нервной системы, кровообращения, физиология адаптации, физиология труда.

Научная школа: соискатель кафедры нормальной физиологии КГМИ, защита кандидатской и докторской диссертации при НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, г. Москва, кандидатская диссертация под руководством проф. А.А. Самохиной, консультант докторской диссертации, проф. О.С. Глазачев (г. Москва). Чтение лекций на русском и английском языках.

Достижения: повышения квалификаций по циклам: «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2007 г., «Основы медицинского образования» -2008 г.; «Компетентностный подход в подготовке выпускника КГМУ» - 2010 г.

ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.

Нагрудный значок «Қазақстан Республикасы денсаулық сақтау ісінің үздігі» МЗ РК 2009г.

Обладатель общегосударственного гранта «Лучший преподаватель вуза- 2009г»

Преподаватели:

Доцент кафедры:Евневич Анна Михайловна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, стаж педагогической работы – 21 год.

Научные интересы: физиология адаптации, физиология крови, физиология сердечно-сосудистой системы.

Научная школа: защита кандидатской диссертации: на тему: «Функциональное состояние лейкоцитов в условиях адаптации организма к метаболитам плесневых грибов» – 03.00.13 – Физиология человека и животных при СГМИ, научный руководитель - проф. Т.Ф. Шевченко. Чтение лекций на русском языке.

Достижения: Повышение квалификации по циклам: «Введение в систему менеджмента качества» - 2004, «Компетентностный подход в подготовке выпускника КГМУ» - 2010, «Совершенствование учебных технологий с использованием проблемно-ориентированного обучения» - 2010. Повышение методической квалификации «Образовательные технологии в медицинском вузе» - 2006.

ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.

И.о. доцента кафедры: Крекешева Татьяна Илларионовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, стаж педагогической работы – 22 года.

Научные интересы: физиология адаптации, биомониторинг качества воды открытых водоемов, коммунальная гигиена

Научная школа: соискатель кафедры нормальной физиологии КГМА, научные руководители – д.м.н., профессор Шпаков А.Е., д.м.н., профессор Миндубаева Ф.А. соискательство кандидатской диссертации при академии питания РК, научный руководитель - д.м.н.,

профессор Шпаков А.Е. Чтение лекций на русском языке.

Достижения: Повышение квалификации по циклу: «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2007 г.

ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.

И.о. доцента кафедры: Харисова Нурия Мансуровна, кандидат биологических наук, стаж педагогической работы – 30 лет.

Научные интересы: физиология гепатобилиарной системы

Научная школа: защита кандидатской диссертации: на тему: «Оценка функционального состояния гепатобилиарной системы на основе изучения закономерностей реологии желчи» – 03.00.13 – Физиология (Институте физиологии, Алматы), научный руководитель - проф. Ф.А. Миндубаева.

Достижения: Повышение квалификации по циклам: «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2008, «Изучение английского языка ППС (Профилизация)» - 2009.

ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.

Преподаватель: Мейрамова Айжан Габитовна, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы – 5 лет.

Научные интересы: физиология эндокринной системы.

Научная школа: соискатель кафедры нормальной физиологии КарГУ, научный руководитель – д.м.н. профессор Конкабаева А.Е., д.м.н., профессор Тажибаева Д.С.

Достижения: Повышение квалификации по циклам: «Ассистент (преподаватель) первично» - 2008, «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2009.

ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.

Старший преподаватель: Салихова Елена Юрьевна, стаж педагогической работы – 19 лет.

Научные интересы: физиология адаптации, возрастная физиология.

Научная школа: соискатель кафедры нормальной физиологии КГМА, научный руководитель –д.м.н. профессор Миндубаева Ф.А.

Достижения: Повышение квалификации по циклу: «Инновационные технологии в медицинском образовании» - 2007.

ФПК по цикл «Физиология» на базе КГМУ г. Караганда - 2011.

· Контактная информация: местонахождения кафедры: ул. Ерубаева-18, корпус №1, аудитория 201-213), телефон: 56-41-81 (118).

· Политика дисциплины: общие требования кафедры, предъявляемые к студентам в процессе изучения дисциплины, штрафные меры при невыполнении разделов работы и т.д.

Посещение лекций по дисциплине – обязательное, вопросы будут включаться в рубежный и итоговый контроль по дисциплине.

Студенты должны соблюдать общие требования к учебной дисциплине, принятой в КГМУ.

На каждое занятие студент должен являться подготовленным по вопросам изучаемой темы. Для этого необходимо изучить дидактический материал в основной и дополнительной литературе. Желательно, чтобы студент предварительно ознакомился с заданиями, которые приведены в методических указаниях. Студент вправе получить консультацию по интересующим вопросам в установленные кафедрой часы консультаций.

Структура занятия состоит из входного контроля по теме занятия, выполнения практического задания студентами, проверки полученных навыков и усвоения изучаемых вопросов. Оценка ставится за каждое занятие.

При получении неудовлетворительной оценки (F) пропущенное занятие считается не отработанным. Все пропущенные лабораторные работы, практические занятия могут быть отработаны до момента проведения соответствующего рубежного контроля.

Студент должен полностью выполнить учебный план, соответствующий рабочей программе по дисциплине «Нормальная физиология», усвоить основные физиологические характеристики здорового человека, основные закономерности и механизмы формирования целостных реакций организма и их регуляцию.

· Введение

Физиология - фундаментальная экспериментально-теоретическая наука о жизнедеятельности целого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, механизмах регуляции при взаимодействии организма с окружающей, в том числе и социальной средой.

Особенностями современного периода развития физиологии является углубление аналитического направления-исследование мембранных, клеточных процессов, биофизических механизмов возбуждения и торможения, использование достижений науки и техники с одновременным использованием системного подхода к изучению целенаправленного поведения человека в естественных условиях среды обитания, условиях производственно-трудовой, спортивной, авиационной, космической и др. Видов деятельности. Физиология, в настоящее время, рассматривается как научная основа диагностики здоровья, здорового образа жизни и прогнозирования функционального состояния работоспособности человека. Большое внимание отводится изученнию влияния социальных факторов на процессы жизнедеятельности организма человека. Физиология- важнейшая часть теоретических дисциплин, благодаря которой студент-медик познает общие закономерности жизнедеятельности здорового организма.

Объектом изучения физиологии является живой организм и функции его частей: клеток, тканей, органов и систем. Изучение организма здоровых людей позволит будущим врачам быстрее овладеть методами функциональной диагностики, оценить состояние здоровья и адаптации организма, уровень его функционирования по степени отклонения физиологических функций от нормы. Раскрытие закономерностей физиологии человека-необходимое условие дальнейшего увеличения продолжительности жизни, рациональной организации оздоровления и облегчения условий труда и быта, открытия новых методов предупреждения и лечения заболеваний. Физиология-основа социальной и личной гигиены, охраны здоровья матери и ребенка, школьной гигиены, рациональной организации труда, учебного процесса в школах. Таким образом, на знаниях нормальных функций организма человека основаны как профилактическая, так и клиническая медицина.

Цель дисциплины: изучить основные закономерности функционирования всех систем организма здорового человека и механизмов их регуляции.

· Задачи обучения:

· привить студентам основы физиологического мышления;

· сформировать понятие об основных физиологических характеристиках здорового человека;

· дать знания об основных закономерностях и механизмах формирования целостных реакций;

· сформировать системные знания о жизнедеятельности организма человека как целого и во взаимосвязи с окружающей средой;

· ознакомить с принципами постановки научного эксперимента;

· обучить методам оценки функционального состояния организма и его систем;

· обучить основным принципам работы с физиологической аппаратурой

· Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

· предмет, цели, задачи дисциплины, ее значение для будущей профессии;

· закономерности функционирования здорового организма и механизмы регуляции физиологических процессов, рассматриваемые с позиций общей физиологии, частной физиологии и интегративной поведенческой деятельности человека;

· сущность методик исследования различных функций здорового организма, используемых в медицине, с акцентом на челюстно-лицевой области.

Уметь:

· объяснить принцип наиболее важных методик исследования функций здорового организма;

· объяснить информационную ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции органов, систем и деятельности целого организма;

· оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма при достижении приспособительного результата.

· оценивать и объяснять закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования

Владеть навыками:

· Динамометрии

· Пальпации артериального пульса

· Измерения артериального давления по методу Короткова

· Спирометрии

· Пневмотахометрии

· Определения должного основного обмена с помощью таблиц и формул

· Термометрии

· Изучение функции органов полости рта (мастакациография, гнатодинамометрия и т.д.)

· Пререквизиты: химия, медицинская биофизика, молекулярная биология и медицинская генетика, анатомия.

· Постреквизиты:патологическая физиология, фармакология, микробиология.

· Краткое содержание дисциплины:

В курсе физиологии будут изучены следующие разделы:

Общая физиология. Физиология возбудимых тканей - изучает общие свойства живой материи, процессы возбуждения и торможения, функциональные особенности возбудимых структур, функции нейрона, мышц, особенности распространения возбуждения и торможения в ЦНС.

Частная физиология – исследует свойства отдельных органов и тканей, закономерности их объединения функциональной системой (физиология ЦНС, крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии, терморегуляции, выделения, анализаторы, высшая нервная деятельность).

· Тематический план:

Тематический план лекций:

Наименование темы Форма проведения продолжительность
1. Предмет физиологии. Общие принципы регуляции функций. Проблемная лекция
2. Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости. Проблемная лекция
3. Мембранный потенциал. Проблемная лекция
4. Потенциал действия. Проблемная лекция
5. Физиологические свойства мышц. Проблемная лекция
6. Механизм мышечных сокращений. Проблемная лекция
7. Строение и физиологические свойства нервных волокон. Особенности проведения возбуждения по нервным волокнам. Проблемная лекция
8. Синапсы: строение, виды, механизм распространение возбуждения в них. Проблемная лекция
9. Нервный центр. Особенности распространения возбуждения в нервном центре. Торможение в ЦНС, его механизмы. Проблемная лекция
10. Вегетативная нервная система. Проблемная лекция
11. Средний, промежуточный мозг. Проблемная лекция
12. Подкорковые структуры мозга. Проблемная лекция
13. Кора головного мозга. Значение ретикулярный формации ствола мозга. Проблемная лекция
14. Физиология желез внутренней секреции. Проблемная лекция
15. Гипоталамо- гипофизарная система. Проблемная лекция
16. Краткая характеристика отдельных желез. Проблемная лекция
17. Физиология крови. Состав, свойства, функции крови. Проблемная лекция
18. Форменные элементы крови. Проблемная лекция
19. Защитные свойства крови. Проблемная лекция
20. Физиология кровообращения Сердце и сосуды. Проблемная лекция
21. Параметры гемодинамики. Проблемная лекция
22. Нейро-гуморальная регуляция кровообращения. Проблемная лекция
23. Физиология дыхания. Проблемная лекция
24. Функциональная система, обеспечивающая постоянство газов крови. Проблемная лекция
25. Физиология пищеварения. Методы исследования, функции ЖКТ Проблемная лекция
26. Пищеварение в полости рта .Состав и регуляция слюна отделения. Проблемная лекция
27. Пищеварение в различных отделах ЖКТ Проблемная лекция
28. Обмен веществ и энергии. Питание. Проблемная лекция
29. Терморегуляция. Проблемная лекция
30. Физиология выделения. Фильтрационно- реабсорбционно-секреторная теория мочеобразования. Проблемная лекция
31. Учение И.П.Павлова об анализаторах. Морфофункцианальные особенности. Проблемная лекция
32. Отделы орального анализатора. Проблемная лекция
33. Отделы зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов. Проблемная лекция
34. Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Проблемная лекция
35. Условные рефлексы. Явления торможения. Проблемная лекция
36. Типы ВНД.1 и 2 сигнальная система. Проблемная лекция
  ИТОГО:   часов

Тематический план практических занятий:

Наименование темы Форма проведения продолжительность
1. Методы физиологических исследований. Методы раздражения. Практическое занятие  
2. Физиология возбудимых тканей. Параметры возбудимости. Электродонтометрия. Практическое занятие
3. Физиологические свойства мышцы. Практическое занятие
4. Механизм мышечных сокращений. Сила и работа жевательной мускулатуры. Гнатодинамометрия. Практическое занятие
5. "Законы проведения возбуждения по нервам. Парабиоз. Практическое занятие
6. Физиологические свойства синапсов. Практическое занятие
7. Особенности распространения возбуждения в ЦНС. Практическое занятие
8. Торможение в ЦНС. Практическое занятие
9. Физиология спинного, продолговатого мозга. Практическое занятие  
10. Физиология стволовых структур мозга и вегетативная нервной системе. ВНС. Практическое занятие
11. Заключительное занятие по физиологии возбудимых тканей. Коллоквиум
12. Заключительное занятие по ЦНС и ВНС. Коллоквиум
13. Железы внутренней секреции. Практическое занятие
14. Состав крови, свойства функции. Практическое занятие
15. Форменные элементы крови. Практическое занятие
16. Защитные свойства крови. Практическое занятие
17. Заключительное занятие по физиологии крови. Коллоквиум
18. Физиологические и клинические методы исследование деятельности сердца. Практическое занятие
19. Физиологические свойства сердечной мышцы. Практическое занятие
20. Регуляция сердечной деятельности. Практическое занятие
21. Параметры гемодинамики. Микроциркуляция. Практическое занятие
22. Внешнее дыхание. Дыхательные объемы. Регуляция дыхания. Практическое занятие
23. Методы исследования, виды пищеварения, функции ЖКТ. Состав соков. Практическое занятие
24. Всасывательная и моторная функция ЖКТ. Практическое занятие
25. Обмен веществ и энергии. Рациональное питание. Практическое занятие
26. Физиология выделения, терморегуляции. Потоотделения. Практическое занятие
27. Заключительное занятие по физиологии кровообращения, дыхания. Коллоквиум  
28. Заключительное занятие по физиологии пищеварения. Коллоквиум
29. Физиология зрительного анализатора. TBL-обучение в команде
30. Физиология орального, вкусового, обонятельного анализаторов. Практическое занятие
31. Физиология слухового анализатора. Практическое занятие
Физиология вестибулярного и соматосенсорного анализаторов. Практическое занятие
33. Условно-рефлекторная деятельность в.н.д., ее нейрофизиологические механизмы. Практическое занятие
34. Высшие психические функции человека. Практическое занятие
35. Заключительное занятие по анализаторам и ВНД. Коллоквиум
36. Прием практических навыков. Практическое занятие
  ИТОГО:   часов

Время консультаций: консультации проводятся ежедневно с 16.30 до 17.30 часов

Время рубежного контроля: 22.03-28.03.2012 г., 17.05-23.05.2012 г.

Время итогового контроля: проводится по завершению изучения дисциплины.

Тематический план СРС:

Наименование темы Форма выполнения продолжительность
1. Этапы развития физиологии Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
2. Физиология движений Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
3. Кратковременная и долговременная регуляция артериального давления Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
4. Микроциркуляция. Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
5. Вкусовые и обонятельные контрасты Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
6. Кожные и температурные ощущения Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
7. Соматические и висцеральные боли Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
8. Физиология труда Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
9. Основы хронофизиологии Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
10. Сон и гипноз Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
11. Физиологические основы адаптации Работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов
  ИТОГО:   54 часа

· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине:

Неделя
№ темы по СРС                 3,4       5,6 8,9, 10,11  

· Литература

На русском языке:

Основная:

1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология: учебник для студентов мед. вузов/ Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. - М. : Мед. информ. агентство, 2009. - 520 с.

2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.Нормальная физиология: Учебник для студентов Мед.вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. - 520 с.

3. Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

4. Дегтярев В.П., Будылина С.М. Нормальная физиология: учебник. – М.: Медицина, 2006. – 736 с.

5. Покровский В.М. Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.

6. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учеб.пособие / С.А. Чеснокова , С.А.Чеснокова,С.А. Шастун, под ред. Н.А.Агаджаняна . - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - 496 с.

Дополнительная:

1. Агаджанян, Н.А. Физиология человека: Учебник.- Изд.5-е.-М.;Н. Новгород: Мед.книга; НГМА, 2005. – 528 с.

2. Профилизирующий курс физиологии: учебно-методическое пособие / Ф.А.Миндубаева, Н.И.Поспелов, Т.И.Крекешева; КГМУ. – Караганда, 2009. – 186 с.

3. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: в 3-х т. : пер.с англ. / ред. Р. Шмидт, ред. Г. Тевс. - 3-е изд. - М. : Мир. – 2005.

· Методы обучения и преподавания:

Лекции- проблемные.

Практические занятия: выполнение практических работ по теме (экспериментальные исследования на животных, освоение клинико-физиологических методик), работа с аппаратурой, таблицами, атласами, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, TBL-обучение в команде, обсуждение результатов исследования, оформление протоколов, рубежный контроль.

Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, подготовка презентаций и тематических рефератов.

· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)

Шкала оценок**

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент % содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74     Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
Д+ 1,33 55-59
Д 1,0 50-54
F 0-49 Неудовлетворительно

Критерии оценки знаний**

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

* Примечание:Для кредитной системы обучения.

**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».

· Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на текущий 2011-2012 учебный год (см. «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов». Караганда, 2011).

Наши рекомендации