Напишите определение понятий

Анаболики------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Катаболики-----------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Гипокортицизм------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------

Гипертиреоз----------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Наследственный фактор------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Наследственная предрасположенность----------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Генетический фактор---------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

4.Назовите проявление гиперпродукции----------------------гормона

Напишите определение понятий - student2.ru

5. Назовите проявление гипопродукции----------------------гормона

Напишите определение понятий - student2.ru

6.Увеличение размеров щитовидной железы (зоб) проявление----

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Напишите определение понятий - student2.ru

7.Гиперфункция паращитовидной железы вызывает---------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Напишите определение понятий - student2.ru

8. Составьте кроссворд на тему: «Патология эндокринной системы»

(см. Методические рекомендации № 4 «Рекомендации по составлению кроссвордов и графических структур»)

9.Решите ситуационные задачи, обоснуйте ответы:

(Методические рекомендации №5 «Рекомендации по решению ситуационных задач»).

1. У пациента уровень кальция в крови составляет 1,8 ммоль/л при средней норме 2,2-2,8 ммоль/л.

Как вы оцениваете этот показатель?

Какой термин обозначает это состояние? Какой гормон в организме человека повышает уровень кальция в крови, а какой понижает?

В каких эндокринных железах они вырабатываются?

Как изменится секреция организмом этих гормонов, чтобы нормализовать уровень кальция?

2. У пациента уровень сахара в крови натощак составляет 10 ммоль/л при средней норме 4-6 ммоль/л.

Как вы оцениваете этот показатель?

Какой термин обозначает это состояние?

Какой гормон в организме человека понижает уровень сахара в крови, а какой повышает?

В какой эндокринной железе они вырабатываются?

Как изменится секреция организмом этих гормонов, чтобы нормализовать уровень сахара?

3. Животному ввели избыточное количество гормона инсулина. Развились судороги.

Как гормон инсулин влияет на обмен веществ?

В какой эндокринной железе он вырабатывается?

Объясните появление судорог у животного.

4. Известно, что у спортсмена в день соревнований перед стартом, у студента в день сдачи экзамена наблюдается значительное увеличение частоты сердечных сокращений.

Какой гормон в организме вызывает тахикардию в указанных и аналогичных ситуациях?

В какой эндокринной железе он вырабатывается?

Почему его называют гормоном активных действий?

5. Пациент 40 лет предъявляет жалобы на увеличение размеров кистей и стоп. С некоторых пор заметил изменения внешности: увеличение размеров нижней челюсти и костей носа.

Назовите данное состояние.

Какое гормональное нарушение в организме привело к подобным изменениям?

10 .Дайте определение:

БОЛЬ – это-----------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11.Классификация боли

1) По локализации повреждения:

А)--------------------------------------------------------------------

Б)--------------------------------------------------------------------

Г)--------------------------------------------------------------------

Д)--------------------------------------------------------------------

2) По временному параметру:

А)--------------------------------------------------------------------

Б)--------------------------------------------------------------------

3) По патогенезу:

А)-------------------------------------------------------------------

Б)-------------------------------------------------------------------

В)-------------------------------------------------------------------

1) По несовпадению с местом повреждения:

А)--------------------------------------------------------------------------

Б)--------------------------------------------------------------------------

2) По глубине:

А)--------------------------------------------------------------------------

Б)--------------------------------------------------------------------------

12.Составьте словарь медицинской терминологии на тему: ««Патология эндокринной системы. Заболевания эндокринной системы», «Патофизиология боли».

(см. Методические рекомендации № 6 «Составление словаря медицинской терминологии»)

Методические рекомендации по выполнению заданий

Методические рекомендации №1. «Написание рефератов»

Рефератом называется краткое письменное изложение одного или нескольких литературных источников, представляющее собой итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. В процессе написания реферата приобретаются навыки работы с научной литературой, выделение главного и т.д.

Любой реферат строится по определенной схеме:

· Титульный лист

· Развернутый план

· Изложение материала

· Список используемой литературы

· Приложения (список терминов, иллюстрации).

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой путем прочтения соответствующего раздела учебника, конспектов лекций. После того как общее представление о теме сложилось, можно приступать к изучению литературных и иных источников. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический материал, на основе которых составляется план будущей работы.

Реферат должен быть написан аккуратно, без сокращения слов, на страницах должны быть поля. Все заголовки, согласно разделам следует выделить. Все страницы должны быть пронумерованы, за исключением титульного листа. Список используемой литературы должен находиться на отдельном листе.

Требования к написанию реферата:

1. Построение реферата в соответствии с темой и планом.

2. Соблюдение единого стиля изложения.

3. Полнота раскрытия темы, использование новейших исследований.

4. Текст (стиль написания реферата, логичность построения материала,

научность языка изложения, грамотность).

5. Наличие собственной точки зрения на проблему.

6. Владение предметным материалом.

7. Оформление (аккуратность, наличие таблиц, рисунков, фотографий).

Критерии оценки:

1.Оценка «5» - соблюдены все пункты полностью

2.Оценка «4» -соблюдены все пункты частично

3.Оценка «3» -соблюдены не все пункты, поверхностно.

Пример титульного листа Напишите определение понятий - student2.ru Министерство здравоохранения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Медицинский колледж     РЕФЕРАТ ТЕМА: « __________________________________________________»     Руководитель – Ф.И.О. преподавателя   Исполнитель – студент ___ курса _____гр. специальности «Сестринское дело» Ф.И.О.   Саратов 2016 г.

Методические рекомендации №2

«Создание презентаций по заданным темам»

Презентация - текст, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Презентация может быть составлена как в мультимедийной, так и в устной форме.

Общие рекомендации по составлению презентации

1. Хорошо изучите материал заданной темы. Соберите информацию в разных источниках, дополните ее иллюстративным материалом, интересными фактами.

2. Время выступления: 5 - 7 минут.

3. Презентация составляется на иностранном языке (немецкий).

4. Презентация создается индивидуально или в мини-группах (2-3 человека).

5. В заключении сделайте общий вывод. После презентации поинтересуйтесь у слушателей, не возникли у них какие-либо вопросы. Убедитесь, что цель презентации достигнута.

Мультимедийная презентация:

6. Первый слайд обязательно должен содержать Ф.И.О. учащегося, название учебной дисциплины, тему презентации.

7. Количество слайдов должно соответствовать содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 12 слайдов).

8. В презентации недопустим мелкий шрифт. Используйте в презентации только самую важную и наиболее интересную информацию.

Устная презентация (сообщение):

9. Выступление должно быть отрепетировано. Можно опираться на подготовленный план презентации, но не считывать всю информацию.

10. Постарайтесь заинтересовать слушателей (интересный рисунок/фотография, наглядный график, вопросы к публике, раздаточные материалы и т.п.)


Критерии оценки презентации:

1. Текст (стиль составления презентации, логичность построения материала, научность языка изложения, грамотность).

2. Владение предметным материалом.

3. Полнота раскрытия темы.

4. Оформление (аккуратность, оригинальность исполнения, наличие таблиц, рисунков, фотографий).

Критерии оценки:

1.Оценка «5» - все пункты соблюдены полностью

2.Оценка «4» - все пункты соблюдены частично

3.Оценка «3» - не все пункты соблюдены, задание выполнено поверхностно

Методические рекомендации №3.

«Составление и заполнение сравнительных таблиц»

Таблица представляет собой упорядоченную структуру, состоящую из пересекающихся столбцов (по вертикали) и строк (по горизонтали). В наименование столбцов вносятся названия сравнительных объектов, а в наименование строк – отличительные признаки данного объекта. На пересечении соответствующего столбца и строки находится ячейка, куда нужно внести искомый результат.

Приведем пример сравнительной характеристики доброкачественной и злокачественной опухолей.

Таблица (образец заполнения)

Доброкачественная опухоль Признак опухоли Злокачественная опухоль
Зрелая (высокодифференцированная)   Клетка   Незрелая (низкодифференцированная)  
Медленный, в капсуле   Рост Быстрый, инфильтративный
Митоз Темп деления Мейоз
Местное Воздействие на организм многосемянные сочные ягоды Местное и общее
  Отсутствуют Метастазы   Характерно метастазирование
Отсутствуют Рецидивы Характерно рецидивирование

Критерии оценки сравнительных таблиц:

1. Текст (стиль написания, логичность построения материала, научность

языка изложения, грамотность).

2. Достоверность, доступность и достаточность информации.

3. Владение предметным материалом.

4. Оформление (аккуратность, наглядность).

Критерии оценки:

1.Оценка «5» - соблюдены все пункты полностью

2.Оценка «4» -соблюдены все пункты частично

3.Оценка «3» -соблюдены не все пункты, поверхностно

Методические рекомендации №4

«Составление кроссвордов и графических структур»

Кроссворд – это задача-головоломка, заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеток так, чтобы по горизонталям и вертикалям получались задания по значениям слова.

Правила составления кроссвордов:

· Количество терминов, не менее 5 по вертикали, не менее 5 по

горизонтали, согласно выбранной теме.

· Ответами к вопросам могут быть только существительные в

единственном числе и именительном падеже.

· Конфигурация клеток произвольная.

· В первой ячейке значения слова ставится соответствующая цифра.

· На первой странице составляется озаглавленный незаполненный

кроссворд с нумерацией вертикальных и горизонтальных рядов.

· На второй странице под соответствующей нумерацией приводится

словесное описание значения каждого слова.

· На третьей странице даются ответы к кроссворду.

Критерии оценки кроссворда и графической структуры:

1. Текст (стиль написания, логичность построения материала, научность

языка изложения, грамотность).

2. Достоверность, доступность и достаточность информации.

3. Владение предметным материалом и межпредметными связями.

4. Оформление (аккуратность, новизна, оригинальность, наглядность).

Критерии оценки

1.Оценка «5» - соблюдены все пункты полностью

2.Оценка «4» -соблюдены все пункты частично

3.Оценка «3» -соблюдены не все пункты, поверхностно

Методические рекомендации №5

«Решение ситуационных задач»

Решение задач является неотъемлемым элементом как аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов. Умение внимательно изучать условие задачи и отвечать чётко на поставленные вопросы является необходимым в изучении дисциплины «Основы патологии».

В данных рекомендациях приводятся задачи, которые отражают какую-либо ситуацию. Для решения поставленных заданий необходимо использовать приобретённые ранее знания по патологии и по смежным дисциплинам (анатомия, биология, гистология, микробиология), а также информацию, полученную в результате изучения новой темы. Для решения задач в данных рекомендациях существует алгоритм, придерживаясь которого, Вы ускорите процесс поиска ответов, а также выработаете единый шаблон решения ситуационных задач по патологии.

Пример задачи.

Решите ситуационную задачу, ответ обоснуйте:

Женщина, страдающая ожирением, жалуется на чувство тяжести в правом

подреберье, горечь во рту. В дальнейшем присоединились признаки

сердечной недостаточности. Какие изменения органов возникли у больной?

1. А. Жировая дистрофия печени;

2. Б. Бурая атрофия печени;

3. В. Ожирение сердца;

4. Г. Бурая атрофия миокарда;

5. Д. Тигровое сердце.

Эталон ответа:

Ответ: А, В.

Обоснование:Как проявление общего ожирения возникло ожирение сердца, для которого характерно значительное увеличение жира в жировой клетчатке под эпикардом, распространение жировой клетчатки в строму миокарда с развитием сердечной недостаточности.

Ожирение сопровождается гиперлипидемией и развитием жировой дистрофии печени (механизм- инфильтрация).

Бурая атрофия печени и миокарда развивается при истощении – процесс, противоположный ожирению. Бурый цвет обусловлен накоплением в цитоплазме гемосидерина (смешанные дистрофии).

Критерии оценки решения ситуационной задачи:

1.Умение распознать патологические процессы по описанию их клинических проявлений и морфологии;

2.Умение устанавливать связь между патогенезом и морфологией патологического процесса;

3.Умение определять значение патологического процесса, его прогноз для

жизнедеятельности организма.

Оценка «5»- (отлично)

-Даныточные ответы на вопросы задачи;

-Продемонстрировано понимание патологического процесса: ответ дан с объяснениями, по каким признакам определена имеющаяся патология;

-Правильно использованы медицинские термины.

Оценка «4» -(хорошо)

-Даны точные ответы на вопросы задачи;

-Продемонстрировано понимание патологического процесса, но не совсем точно указаны признаки патологии;

- Правильно использованы медицинские термины.

Оценка «3»-(удовлетворительно)

-Ответы на вопросы задачи неточные;

-Понимание патологического процесса не продемонстрировано;

-Медицинские термины использованы неточно.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

-Задача не решена.

Методические рекомендации №6

«Составление словаря медицинской терминологии»

(Глоссарий)

Цель и задачи составления глоссария – овладение основами медицинской терминологии, необходимой для изучения специальных медицинских

дисциплин.

Знание медицинских терминов греко- латинского происхождения

облегчает студентам чтение и понимание медицинской литературы.

В ходе обучения студент должен уметь самостоятельно применять

анатомические и клинические термины по разделам общей и частной

патологии, владеть правилами грамотного чтения и произношения.

Глоссарий должен быть сводом часто встречающихся медицинских

терминов, изученных на предыдущих занятиях, а также терминов,

встречающихся в пособии впервые.

С целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний

и практических умений по дисциплине «Основы патологии», студентам

рекомендуется самостоятельное составление словаря медицинской

терминологии после каждой пройденной темы по материалам лекции,

учебников и других источников.

Пример составления словаря медицинской терминологии.

Альтерация (alteracio-лат) - повреждение

Атрофия - прижизненное уменьшение органов и тканей

Агенезия - отсутствие органа при патологии эмбрионального развития

Аутопсия – посмертная диагностика

Некроз - прекращение жизнедеятельности тканей в живом организме

Патогенез (pathos- страдание, genesis – происхождение) – механизм

развития болезней и т.д.

Список рекомендуемой литературы для внеаудиторной самостоятельной работы.

Основные источники:

1. Ремизов И.В., Дорошенко В.А. «Основы патологии» Феникс.2013г.

2. Горелова Л.В. «Основы патологии в таблицах и рисунках» Феникс2013г.

3. Митрофаненко В.П. «Основы патологии» ГЭОТАР-Медиа. 2013г.

4. Пауков В.С. Литвицкий П.Ф. «Патологическая анатомия. Патологическая физиология». ГЭОТАР-Медиа.2010г.

5. Новицкий В.В. Гольдберг Е.Д. «Патофизиология» ГЭОТАР-Медиа. 2009г.

Дополнительные источники:

1. Ефремов А.В. Самсонова Е.Н. Начаров Ю.В. «Патофизиология. Основные понятия» ГЭОТАР-Медиа. 2008г.

2. Пальцев М.А. «Атлас по патологической анатомии». Медицина 2007г.

3. Пальцев М.А., Аничков Н.М. «Патологическая анатомия». Учебник том 1, 2. Медицина 2001г.

4. Руководство по общей патологии человека под редакцией Хитрова Н.К., Саркисова Д.С., Пальцева М.А. Медицина 1998г.

5. Струков А.И., Серов В.В. «Патологическая анатомия» Издание 3. Медицина 1997г.

6. Саркисов Д.С. «Общая патология человека». Медицина 1999г.

7. «Патологическая анатомия». Курс лекций под редакцией Серова В.В., Пальцева М.А. Медицина 1998г.

Интернет – ресурсы:

1 www. medcollegelid. ru ЭБС «Консультант студента»

2 www.patologya.ru

3 www. razym.ru›patologiya

.

Наши рекомендации