Функция помощника врача-стоматолога

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 5

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ..................................................... 5

2. ФУНКЦИЯ ПОМОЩНИКА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА...................................................... 7

2.1 Принцип работы в четыре руки................................................................................... 9

2.2 Преимущества технологии работы в «четыре руки»................................................. 9

2.3 Правила передачи инструментов............................................................................... 12

3. АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПОМОЩНИКА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ПРИ ПРИЕМЕ ПАЦИЕНТА 13

3.1 Подготовка рабочего места......................................................................................... 13

3.2 Приветствие пациента................................................................................................ 13

3.3 Размещение пациента.................................................................................................. 13

3.4 Подготовка пациента к лечению............................................................................... 14

3.5 Действия после прихода врача................................................................................... 14

3.6 Действия во время лечебных процедур..................................................................... 15

3.7 Действия после окончания лечения........................................................................... 15

4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРАКТИКИ...... 16

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................................. 18

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СПЕЦИАЛИСТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ........ 18

1. Общие положения.............................................................................................................. 18

2. Специалист стоматологического профиля и общество.................................................. 19

3. Специалист стоматологического профиля и СтАР........................................................ 21

4. Врач и пациент................................................................................................................... 21

5. Принципы коллегиальности............................................................................................. 24

6. Принцип информационного обеспечения...................................................................... 26

7. Ответственность за нарушение норм этического кодекса............................................. 26

СХЕМА ДОГОВОРА...................................................................................................................... 28

КЛАССИФИКАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ........................................ 30

1. Классификация кариеса зубов.......................................................................................... 30

2. Классификация кариозных полостей по Блэку............................................................... 31

3. Классификация пульпита.................................................................................................. 31

4. Классификация периодонтита.......................................................................................... 32

5. Классификация некариозных поражений зубов (Патрикеев В.К., 1968)..................... 32

СХЕМА ДНЕВНИКА УЧЕТА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.............................................................. 33

СХЕМА НАПИСАНИЯ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ.......................................................................... 33

ОБРАЗЕЦ НАПРАВЛЕНИЯ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.......................... 40

СХЕМА АНАЛИЗА РЕНТГЕНОГРАММЫ................................................................................. 40

РЕНТГЕНОВСКАЯ СИМЕОТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПОВРЕЖДЕНИЙ ЗУБО-ЧЕЛЮСТНОГО АППАРАТА...................................................................................................................................... 41

УЧЕТНО-ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.................................................................................. 43

ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ..................................................... 44

ЗАБОЛЕВАНИЯ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДАЮТСЯ В КАБИНЕТЕ СТОМАТОЛОГА................... 44

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЛЕЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ........................................... 46

ОБРАБОТКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ........................................... 47

1. Дезинфекция....................................................................................................................... 48

2. Предстерилизационная очистка (ПСО)........................................................................... 50

3. Стерилизация...................................................................................................................... 51

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА....................................................... 54

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ......................................................................................................... 56

ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ.................................................................................................................... 62

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.................................................................................................................. 64

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ...................................................................................................................... 78

ХАРАКТЕРИСТИКА (пример).................................................................................................. 80

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................... 81

ВВЕДЕНИЕ

1. В целях улучшения профессиональной ориентации и практической подготовки студентов 3 курса стоматологического факультета по терапевтической стоматологии введена производственная практика в качестве помощника врача-стоматолога.

В течение 2 недель студенты принимают пациентов в стоматологической поликлинике совместно с врачом. При 6-дневной рабочей неделе одна рабочая неделя составляет 36 часов.

Во время практики студенты должны уметь:

1. составлять план клинического обследования поликлинического больного;

2. обосновать клинический диагноз, применяя как основные, так и дополнительные методы обследования стоматологического больного;

3. наметить план лечения с учетом этиопогии и патогенеза заболевания;

4. правильно и грамотно заполнять историю болезни.

Обязательным условием является ведение дневника с ежедневным заполнением за подписью студента и руководителя практики.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

Организация и проведение практики в течение двух недель студентом 3 курса стоматологического факультета регламентированы на основании стандарта подготовки: врача- стоматолога МЗ РФ и комиссии по высшему образованию РФ.

1. Организацию практики студентов возлагается на отдел производственной практики института, а в лечебных учреждениях- на главных врачей.

2. Методическое руководство практикой осуществляет кафедра терапевтической стоматологии.

3. Персональную ответственность за подготовку и руководство практикой несут заведующий кафедрой терапевтической стоматологии и ответственные ассистенты.

4. Общее руководство и контроль над работой студентов осуществляется проректором по учебной работе и регламентируется существующими приказами и распоряжениями.

5. Кафедра куратор выделяет ответственных ассистентов (утверждаются приказом ректора) с возложением на них следующих обязанностей:

5.1 Проведение паспортизации учебной базы (ежегодно).

5.2 Заключение договора с администрацией лечебного учреждения (ежегодно).

5.3 Обеспечение студентов рабочим местом, руководством со стороны медицинского персонала поликлиники.

5.4 Проведение инструктажа по ТБ, знакомство с условиями и правилами работы.

5.5 Ведение строгого учета объема, выполняемой работы студентами и ее соответствие программе. Контроль правильности записей в дневнике.

5.6 Представление в отдел практики еженедельной сводки о ходе практики.

5.7 Составление и доведение до студентов графиков приема зачетов.

5.8 Проведение по окончании практики зачета с отметкой «зачтено» в зачетной книжке и дневнике студента.

5.9 Представление в отдел практики зачетных ведомостей и планов работы на следующий год.

5.10. Организацию и контроль над студентами на клинических базах практики.

6. Для проведения практики студентов 3 курса стоматологического факультета по терапевтической стоматологии закрепляются базовые стоматологические поликлиники города. Список учебных баз может быть изменен в зависимости от необходимости в количестве рабочих мест при согласовании отдела практики с городским Управлением Здравоохранения и Министерства Здравоохранения.

6.1. В лечебных учреждениях, согласно указаниям Минздрава РФ, за организацию и проведение практики отвечает главный врач стоматологической поликлиники. Главным врачам для планирования работы студентов рекомендуется исходить из следующего: студенты 3 курса выполняют работу в объеме 4 пациента за одну смену.

6.2. Главные врачи выделяют из числа врачей ответственного за практику руководителя. Руководитель должен иметь стаж не менее 5 лет. Кроме того, быть аттестованным и иметь первую или высшую квалификационную категорию.

6.3. Перед началом прохождения практики руководитель по лечебному учреждению при участии ответственного ассистента проводит инструктаж по ТБ и беседы по:

─ организации работы в отделениях;

─ основам медицинской деонтологии, и этическим особенностям взаимоотношения с пациентами, правам и обязанностям помощника врача-стоматолога, внешнему виду, одежде, обработке рук;

─ асептике и антисептике, лечебно-охранительному режиму.

Отметка о прохождении инструктажа по ТБ и бесед проводится в специальном журнале, который передается ответственному по практике ассистенту.

Подготовка рабочего места

Прежде, чем пригласить пациента в кабинет, необходимо тщательно подготовиться к приему. В кабинете должна быть идеальная чистота, аккуратно разложены приборы. Ничего лишнего, особенно вещей личного пользования.

1. Отрегулируйте высоту своего стула.

2. Все поверхности, которые в процессе работы будете касаться Вы или врач, изолируйте одноразовым покрытиями.

3. Инструменты приготовьте заранее: для осмотра- в упакованном виде на рабочем столике. Для лечения инструменты подготавливаются заранее в том случае, если известны предстоящие манипуляции.

Приветствие пациента

1. Убедитесь в опрятности своего внешнего вида, пригласите пациента.

2. Входить в приемную надо с открытым лицом (без маски) без перчаток.

3. Пациента называйте только по имени отчеству.

4. Представьтесь пациенту.

5. Проводите пациента в кабинет врача.

Размещение пациента

1. Попросите пациента сесть в стоматологическое кресло.

2. Опустите подлокотник кресла.

3. Узнайте о самочувствии пациента. При необходимости измерьте артериальное давление, пульс, температуру тела.

4. Подготовьте имеющиеся рентгенограммы (они должны быть изготовлены не позже 6 месяцев назад), а также результаты других дополнительных методов обследования.

Подготовка пациента к лечению

1. Дайте пациенту защитные очки.

2. Наденьте на пациента салфетку, закрепив ее вокруг шеи.

3. Если у пациента имеются съемные протезы, попросите снять их в чистую стоматологическую кювету, бумажный стакан или салфетку.

4. Налейте бактерицидный раствор для полоскания полости рта в чистый стакан. Попросите пациента интенсивно прополоскать рот два раза по 25 секунд.

5. Дайте пациенту салфетку, чтобы вытереть рот.

6. Проконсультируйте пациента относительно предстоящего изменения стоматологического кресла.

7. Отрегулируйте высоту и угол наклона подголовника.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Общие положения

1.1 Специалисты стоматологического профиля, являясь достойной частью российского общества, выполняют все его законы, правила и нормы поведения.

1.2 Данный Кодекс разработан с учетом реальных возможностей сочетания интересов общества, пациентов и специалистов стоматологического профиля на условиях взаимного уважения и взаимоотношения.

1.3. Цель Кодекса - определение, установление и сохранение этических норм и правил профессионального поведения и взаимопонимания специалистов стоматологического профиля при выполнении ими своего социального предназначения и профессионального долга для поддержания достойного имиджа престижа своей специальности в обществе, системе отечественного здравоохранения и Международной Федерации стоматологов (POI).

1.4. Действие Этического Кодекса и утверждаемых им принципов профессионального поведения специалистов стоматологического профиля распространяется на всех работников стоматологической службы России независимо от ведомственной принадлежности, форм организации и собственности учреждения.

1.5. Положение Кодекса и этических принципов профессионального поведения принимаются добровольно.

1.6. Нарушение положений данного Кодекса могут быть обсуждены коллегами независимо от того, является ли специалист членом профессиональных общественных объединений (ассоциаций) или нет.

1.7. Решение о вынесении осуждения специалиста стоматологического профиля, нарушившего установленные данным Кодексом нормы поведения, принимается постоянными органами управления в структуре региональных общественных стоматологических объединений (ассоциаций), Советом СтАР или соответствующими комиссиями органов управления, а также общественной комиссией (советом) стоматологического учреждения, в котором работает специалист стоматологии, нарушивший нормы поведения, установленные данным Кодексом.

1.8. Понятие компетентности и соответствия профессиональному статусу врача-стоматолога, в первую очередь. Определяется знаниями и опытом, проявляемыми во взаимоотношениях с пациентами и обществом. Специалист стоматологического профиля должен постоянно совершенствовать свои знания, проводить лечение в строгом соответствии с действующими правилами.

Врач и пациент

4.1 Основа взаимоотношений врача-стоматолога и пациента определяется положениями соотве6тствующих законодательно-правовых документов.

4.2 Врач никогда не должен уклоняться от приема или отказывать в помощи пациентам по расовым, национальным, религиозным и другим признакам.

4.3. Врач обязан:

4.3.1. сохранять врачебную тайну и другие сведения, которые важны для благополучия пациента. Одновременно он обязан испрашивать любую необходимую ему для лечения больного информацию от других врачей. Не являются разглашением врачебной тайны случаи передачи медицинской информации с целью:

─ профессиональных консультаций;

─ проведения научных исследований;

─ оценок эффективности лечебной помощи;

─ экспертизы качества медицинской помощи;

─ проведения учебного процесса;

─ предотвращения возможности причинения серьезного вреда самому больному или окружающим лицам;

─ определения решений суда;

─ в случаях предусмотренным законодательством.

Во всех указанных случаях врач обязан проинформировать пациента о неизбежности раскрытия информации и, по возможности, получить на это его согласие.

4.3.2. Обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование и лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.

4.3.3. Постоянно помнить о своем долге сохранения здоровья и жизни пациента, руководствуясь принципом сострадания, уважения его прав и человеческого достоинства.

4.3.4. Обсудить с пациентом альтернативные планы обследования и лечения, включая преимущества, степень риска и прогноз в каждом случае, возможные осложнения, рациональность, соответствующую стоимость лечения с тем, чтобы предоставить пациенту право самому сделать обоснованный выбор.

4.3.5 При обнаружении своих ошибочных действий или обнаружении таковых его коллегами, без дополнительного гонора попытаться исправить ошибку и дробиться положительного результата в лечении.

4.3.6. Проинформировать соответствующие инстанции о серьезной травме, любом виде зависимости, опасном инфекционном заболевании, любом другом состоянии, которое препятствует проведению квалифицированного и безопасного лечения пациента.

4.4. Врач имеет права:

4.4.1. Останавливать процесс лечения, не уведомив об этом пациента. В случае невозможности дальнейшего выполнения своих функций врач должен принять меры по организации преемственности лечения.

4.4.2. Давать скептическую оценку или комментарии по отношению качества лечения, оказанному пациенту другим врачом.

Использовать технологии и методы (диагностики) лечения, которые не получили общественного признания со стороны коллег, СтАР или не имеют соответствующих авторских (патентных) прав, установленных в соответствии с законодательством.

4.4.4. Препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу.

Заниматься саморекламой, несовместимой с этическими нормами.

Навязывать пациенту свои личные предубеждения (религиозные, политические и др.) оказывающие воздействие на диагностику и лечение.

4.5. Поведение врача должно способствовать развитию у пациента чувства ответственности за свои действия в процессе диагностики, лечения заболевания и профилактики осложнений.

4.6 Пациент имеет право:

─ выбора врача с учетом его согласия;

─ на достоверную информацию о состоянии своего стоматологического здоровья в рамках специализации деятельности врача и с учетом возможностей данного врача в предоставлении указанной информации;

─ на то, что никакие вмешательства без его ведома не могут быть осуществлены в стоматологическом учреждении, если пациент не является источником опасности для окружающих, и тяжесть физического или психического состояния не позволят ему принять осознанное решение.

4.7. Врач имеет право отказаться от выполнения диагностических или лечебных мероприятий в ситуациях:

─ не требующих оказания неотложной помощи, если пациент имеет возможность обратиться в другое стоматологическое учреждение или к другому врачу;

─ личного конфликта с пациентом, возникшем по инициативе пациента (невыполнение рекомендаций, нарушение условий приема, наркотическое состояние больного, алкогольное опьянение и др.);

─ недостатка рабочего времени;

─ если в процессе оказания помощи может возникнуть реальная угроза жизни и здоровью врача или окружающих; уклонение пациента от выполнения положений договора, составленного самим врачом или учреждением, интересы которого он представлял;

─ в случаях, когда на него возлагается осуществление принудительного со стороны третьего лица обследования или лечения. О мотивах своего отказа он обязан информировать лиц, принявших решение о принудительном лечении. В случаях развития конфликта с данным третьим лицом обратиться к руководству региональной стоматологической ассоциации или СтАР.

Принципы коллегиальности

5.1. Каждый специалист стоматологического профиля обязан:

делать все от него зависящее для консолидации сообщества специалистов в стоматологии;

─ активно участвовать в работе стоматологической ассоциации региона и СтАР;

─ регулярно следить за публикациями в профессиональных средствах информации СтАР;

─ защищать честь и достоинство коллег как свои собственные;

─ блюсти моральную чистоту стоматологического сообщества;

─ активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб престижу стоматологии и здоровью населения;

─ быть честным и добропорядочным во взаимоотношениях с коллегами, с уважением относиться к их знанию и опыту;

─ быть готовым передать бескорыстно им свой опыт и знания;

─ не допускать попыток укрепления своего авторитета путем дискредитации коллег,

─ негативных высказываний в присутствии пациентов и их родственников;

─ переманивать пациентов у своих коллег;

─ при аттестации работ своих коллег, при осуществлении экспертизы их де6йствий быть предельно объективным в своих выводах и рекомендациях, которые должны быть направлены на улучшение работы коллег;

─ сообщить в установленном порядке о случаях непрофессионального поведения, о несоответствии проведенного лечения принятым профессиональным стандартам;

─ делать достоянием общества результаты проводимых исследований в случае их актуальности для охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни, выгоды для практической деятельности (авторские права охраняются в соответствии с действующим законодательством);

─ в работе с коллегами и пациентами придерживаться только официального статуса своего профессионального положения.

5.2. Коллеги не вправе осуждать специалиста, если его действия при проведении лечебно-профилактических мероприятий оказались не эффективными по причине:

искажения достоверности информации со стороны пациента;

административного давления третьих лиц, не обеспечивших соответствующие условия для оказания помощи.

5.3. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не унижать его человеческого достоинства. Следует помнить, что критике могут подвергаться только профессиональные действия, а не личные качества коллег.

5.4. Предложение безвозмездной стоматологической помощи коллегам - этично и гуманно.

СХЕМА ДОГОВОРА

На проведение производственной практики студентов УГМА в течение

00.00.00 – 00.00.00 г.

Мы, нижеподписавшиеся с одной стороны ______________________

наименование учреждения

в лице ассистента кафедры ___________________________________

наименование кафедры, ф.и.о.

и с другой стороны __________________________________________

наименование учреждения

в лице _____________________________________________________

ф.и.о., должность

заключили между собой договор в нижеследующем:

1. Учреждение обязуется:

1.1. Предоставить_________ рабочих мест для проведения практики студентов 3 курса стоматологического факультета

1.2. Обеспечить студентам условия безопасной работы на каждом рабочем месте;

1.3. Проводить инструктаж по технике безопасности с оформлением соответствующей документации; обучить студентов-практикантов методам работы.

1.4. Расследовать и учитывать несчастные случаи, если они произойдут со студентами в период практики в учреждении в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев в учреждении.

1.5. Создать условия, необходимые для выполнения студентами программы практики.

1.6. Назначить квалифицированных врачей-стоматологов для руководства практикой.

1.7. Предоставить студентам-практикантам возможность пользоваться гардеробом, учебной комнатой, необходимыми принадлежностями и инвентарем.

1.8. Не направлять студентов для прохождения практики в инфекционные и психиатрические больницы.

1.9. По окончании практики дать производственную характеристику на каждого студента.

2. Академия обязуется

2.1. До начала практики представить учреждению программы и сроки проведения практики. Списки студентов практикантов.

2.2. До начала практики совместно с врачом- стоматологом, ответственным за практику, составить графики работы практикантов и провести распределение их по рабочим местам.

2.3. Выделить в качестве руководителей практики ассистентов клинических кафедр.

2.4. Обеспечить инструктаж по технике безопасности, проведением бесед в ходе практики, дисциплиной студентов и соблюдением внутреннего распорядка учреждения.

2.5. Оказывать работникам учреждения методическую помощь в организации и проведении практики.

2.6. Расследовать и учитывать несчастные случаи, если они произойдут в период прохождения практики.

3 Стороны несут ответственность за выполнение настоящего договора.

4. Договор вступает в силу после его подписания академией и учреждением.

5. Срок действия договора_________________________________________

6. Юридические адреса сторон:

6.1 Академии

6.2. Учреждения

7. Подписи, печати

7.1. Академии

7.2. Учреждения

8. Дата заключения договора.

Классификация кариеса зубов

В нашей стране врачи используют несколько классификаций при диагностике и лечении кариеса.

Кариес зуба подразделяют по локализации, глубине поражения, характеру клинического течения и др. признакам.

В зависимости от поражаемой ткани зуба различают кариес эмали, дентина, цемента.

По локализации очага поражения кариес делят на фиссурный, пришеечный и кариес контактных (апроксимальных) поверхностей.

В клинике применяют топографическую классификацию, по которой различают:

1. Начальный кариес-стадия пятна;

2. Поверхностный кариес;

3. Средний кариес;

4. Глубокий кариес.

В зависимости от интенсивности различают единичные (отдельные зубы) и множественные поражения зубов. Кроме того, выделяют также системное поражение зубов кариесом, когда наблюдается тотальное разрушение почти всех зубов с локализацией процесса у шейки зуба.

Международная классификация болезней (МКБ-10) предлагает другое деление:

1. Кариес эмали, включая белое пятно;

2. Кариес дентина;

3. Кариес цемента;

4. Приостановившийся кариес зубов.

К достоинствам Международной классификации относится возможность

1. Исключить из начального кариеса стадию пигментированного пятна, которое, по сути, является средним кариесом;

2. Ввести в рубрику приостановившийся кариес зубов;

3. Выделить кариес цемента, который имеет особенности препарирования и пломбирования.

Примечание: выделение среднего и глубокого кариеса в нашей классификации, в отличии от кариеса дентина, обусловлено различием в лечении.

Классификация пульпита

В условиях поликлиники наиболее удобной является классификация (МГМСУ):

І Острый пульпит:

а) очаговый,

б) диффузный.

ІІ. Хронический пульпит:

а) фиброзный,

б) гангренозный,

в) гипертрофический.

III Обострение хронического пульпита.

Классификация периодонтита

По клиническому течению выделяют острый и хронический периодонтит

Следует различать:

І. острый верхушечный периодонтит:

а) серозный;

б) гнойный.

ІІ. Хронические верхушечные периодонтиты разделяются на основании характера и степени повреждения периодонтальных тканей. Различают:

а) хронический фиброзный;

б) хронический гранулирующий;

в) хронический гранулематозный периодонтит.

ІІІ. Хронический периодонтит в стадии обострения.

СХЕМА ДНЕВНИКА УЧЕТА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

№ п/п Ф.И.О. Жалобы Анамнез настоящего заболевания Данные методов обследования Диагноз Лечение
 
             

Общие сведения

Фамилия, имя, отчество больного.

Возраст.

Профессия.

Местожительство.

Время обращения в клинику.

Сбор анамнеза

Заносятся все перенесенные заболевания и краткое развитие настоящего заболевания.

В субъективном анализе патологии зубов, особенно пульпы и периодонта, главное значение имеет характер болевого симптома. Характер зубной боли может быть разделен на самопроизвольную и несамопроизвольную боль.

Под самопроизвольной болью мы понимаем болевое ощущение, которое возникает без каких бы то ни было раздражений. Больной отмечает, что боль возникла во время сна или во время бодрствования.

Несамопроизвольная боль появляется при воздействии какого-либо раздражителя: от холодного и горячего, кислого, сладкого, попадания пищи в кариозную полость, от соприкосновения зубочистки. Когда боль может возникать при накусывании твердой пищи или при постукивании по зубу.

Поэтому при опросе больного выясняется:

1. Имеется ли самопроизвольная боль (пульпит, периодонтит)?

2. Каков характер этой боли?

3. Проявляется ли эта боль приступами со светлыми промежутками (пульпит)?

4. Носит ли боль непрерывный характер (периодонтит)?

5. Появляется или усиливается боль при постукивании или при прикосновении к зубу антагонисту (периодонтит)?

Для дальнейшего уточнения диагноза в характеристике болевого симптома надо выяснить:

а) продолжительность (кратковременная, длительная, постоянная);

б) интенсивность (сильная, умеренная, незначительная);

в) распространение (локализованная, разлитая).

Короткий приступ и длительный промежуток соответствуют очаговому пульпиту. Длительный приступ и короткий промежуток соответствуют общему пульпиту. Данной форме пульпита соответствует и иррадиация болей.

Несамопроизвольные боли имеют место при таких заболеваниях твердых тканей зубов, как кариес. Поверхностный кариес вызывает довольно резкую, кратковременную боль от сладкого и кислого, которая исчезает после устранения причины. Глубокие поражения дентина вызывают короткую реакцию пульпы на холод и тепло. Характер этого ощущения таков, что как только устраняется раздражитель, боль проходит бесследно.

Важно установление ранних симптомов заболевания, динамики развития патологического процесса, применявшихся лекарственных и иных средств лечения. Необходимо выяснить причины усиления или уменьшения болезненных ощущений.

Кроме главных симптомов мимо внимания исследователя не должны проходить и второстепенные симптомы. При пульпитах это такие симптомы как:

1. Боль, усиливающаяся при лежании;

2. Появление продолжительного болевого симптома от холода и тепла, при переходе из теплого помещения на холод и наоборот;

3. Боль при отсасывании из кариозной полости (обнажение пульпы);

4. Боль на тепловой раздражитель (гангренозный распад пульпы).

Объективное исследование

К объективному исследованию относят осмотр, ощупывание, перкуссию, зондирование, термометрию и дополнительные исследования ЭОД, рентгенографию и при необходимости некоторые лабораторные исследования.

Осмотр зубов проводится со всех поверхностей. Лучше начинать осмотр со щечных поверхностей моляров. Для этого необходимо применить ротовое зеркало, пинцет, зонд (изогнутый под углом) и экскаваторы. Начинают осмотр после установления зеркала перпендекулярно к щечным поверхностям моляров, постепенно продвигая его от одного моляра к другому. Подозрительные участки поверхности осматриваемых зубов ощупывают зондом. Клыки и резцы более доступны для исследования. Их легко осмотреть, если оттянуть губу соответствующей челюсти.

Исследование жевательных и режущих поверхностей проводится с помощью зеркала. Зеркало установленное перпендекулярно этим поверхностям. Оно позволяет легко обнаружить нарушения твердых тканей зубов. Особенно важно оценить состояние пространств между бугорками, по линии фиссур, в местах, где развиваются кариозные процессы.

Осмотр язычных поверхностей проводится зеркалом, которое устанавливается перпендикулярно язычной поверхности зубов. Одновременно, обратной стороной зеркала отодвигается язык.

Зондом оценивают межзубные пространства и апроксимальные поверхности. Обращается внимание на расположение сосочков в свободном межзубном пространстве. Зонд позволяет не только войти в межзубные пространства, но и оценить недоступные для осмотра поверхности и натолкнуться на пораженный зуб, который может явиться источником болей. Зондирование одинаково ценно и для обнаружения поверхностного кариеса и для оценки состояния пульповой ткани. Особенно применим зонд при исследовании дна и стенок кариозных полостей. Зондированием определяется шероховатое или гладкое дно полости, открытая или закрытая полость зуба, какова степень разрушения эмали и размягчения дентина. При зондировании даже твердого слоя дентина, воспаленные участки пульпы отвечают на раздражения зондом. Частичный пульпит дает при зондировании дна кариозной полости боль в одной точке, а диффузный пульпит сопровождается болью при зондировании во всех пунктах и направлениях. При глубоком кариесе зондирование вызывает скоро проходящий характер боли.

При исследовании зубов с глубоко проникающими кариозными полостями для выяснение реакции пульпы на температурные раздражители используется термометрия. Здесь особое внимание обращается на то, вызывает ли холодная и горячая вода болевой приступ определенной продолжительности. Это дает указание на воспаление пульпы и как добавочный симптом имеет свое значение.

При жалобах на явления периодонтита необходимо перкуссией установить локализацию и степень болезненности. Перкуссия производится легкими равномерными ударами ручкой пинцета или зонда по режущему, жевательной или другой поверхности зуба. По тону звука, возникающему от удара по зубу можно установить зубы с нежизнеспособной пульпой.

Имеет значение цвет зуба. В начальных стадиях кариеса пораженные участки эмали изменяются в своем цвете. Начальные проявления кариеса характеризуются помутнением эмали и образованием мелоподобной или коричневой пигментации. Тусклый вид эмали указывает на гибель пульпы, даже в интактных зубах. При острой травме появляется розовая окраска.

Может иметь место и экзогенная окраска тех частей эмали, которые соприкасаются с медной или серебряной амальгамой. Отложение никотина у курильщиков вызывает темно-бурую окраску шеек зубов. Жизнедеятельность хромогенных микробов вызывает появление окраски зеленого цвета поверхности зубов. Полоскание полости рта крепким раствором перманганата калия приводит к окрашиванию зубов в буро-коричневый цвет.

Промышленные яды также могут явиться причиной своеобразного вида окраски зубов. Изменение цвета зубов могут вызвать пары брома, иод, марганец, железо, никель, ртуть, свинец.

Для записи результатов осмотра в практической работе врачей-стоматологов до настоящего времени можно встретить схему, в основу которой положено разграничение челюстей на квадранты. Зубы расположенные выше горизонтальной линии относятся к верхней челюсти, а зубы расположенные ниже этой линии относятся к нижней челюсти. Вертикальная линия указывает на принадлежность зубов к правой и левой половине челюстей. Постоянные зубы обозначаются арабскими цифрами, а молочные римскими. В этой схеме цифра 1 соответствует центральным резцам. Цифра 2 соответствует боковым резцам. Цифра 3- клыкам и т.д. Принадлежность зуба или челюсти обозначается следующим образом: ׀1 первый резец верхней челюсти слева, 2׀ второй резец верхней челюсти справа.

Но, большинство стоматологов России перешли на запись зубной формулы, которая была предложена Международной стоматологической федерацией FDI. В формуле применяется двухцифровая схема без дополнительных знаков или символов. Пронумерованы поочередно как отдельные зубы, так и квадранты челюстей. К порядковому номеру зуба челюсти с 1 по 8 добавляют номер квадранта:

верхний правый квадрант-1,

верхний левый квадрант-2,

нижний левый квадрант-3,

нижний правый квадрант-4.

Зубы нумеруются поочередно от средней линии. Первая цифра обозначает квадрант, вторая - соответствующий зуб.

Лечение

В лечении должны быть отмечены все проводимые мероприятия и назначения, Они вносятся сразу же после приема больного. Запись в истории болезни необходимо проводить без сокращений.

Лечение кариеса слагается из мероприятий общего и местного характера. Мероприятия общего характера не являются этиологическими, а ставят целью повысить защитные силы организма и резистентность тканей зуба.

Характер местного лечения кариеса зависит от степени изменений в тканях зуба. При начальной форме кариеса (стадия пятна) лечение проводится без препарирования тканей зуба; при наличии дефекта тканей зуба (поверхностный, средний, глубокий кариес) проводится препарирование тканей с последующим пломбированием. Поверхностный кариес создает относительные показания к пломбированию кариозных полостей на гладких поверхностях временных и постоянных зубов детей и подростков. При локализации кариозного очага в фиссурах или на контактных поверхностях препарирование полости и ее последующее пломбирование обязательны. Независимо от локализации кариозной полости существуют общие принципы препарирования твердых тканей зуба, которые сводятся к следующему: обезболивание, раскрытие кариозной полости. Расширение полости (удаление размягченного и пигментированного дентина), формирование полости.

Методы лечения пульпита можно представить в виде следующей схемы.

Методы удаления пульпы: а) девитальная экстирпация (удаление коронковой и корневой пульпы после наложения девитализирующей па<

Наши рекомендации