Питание больных диабетом 2 типа с сопутствующей гипертонией и повышенным уровнем холестерина
Свои существенные особенности имеет питание больных сахарным диабетом 2 типа с сопутствующей гипертонией или нарушенными показателями жирового обмена, так называемой дислипидемией (например, при повышенном уровнем холестерина).
Если пациент имеет избыток веса, то его снижение благоприятно повлияет и на показатели сахара крови, и на уровень артериального давления, и на высокий холестерин. Однако одного этого может быть и недостаточно. Существуют дополнительные диетические рекомендации при дислипидемии.
Они сводятся в основном к ограничению потребления продуктов, богатых насыщенными жирными кислотами и холестерином.
Эти вещества содержатся в животном жире, яйцах, свинине, говядине, баранине, жирных молочных продуктах. Употребление перечисленных продуктов надо резко ограничить, а взамен этого увеличить в рационе долю рыбы, круп и овощей. Полезно использовать растительное масло вместо животных жиров, однако количество его должно быть все же умеренным (калорийность растительного масла даже несколько выше, чем сливочного, а прибавлять в весе нельзя!).
Существуют также дополнительные рекомендации по питанию для больных с гипертонией. В этом случае важным фактором является ограничение в рационе поваренной соли. В обычных условиях (когда нет сильного потоотделения) человеку требуется около 1 г соли в день. Но мы привыкли к вкусу соленой пищи и систематически превышаем это количество, потребляя в день до 10 г, а то и значительно больше.
Уменьшение количества соли облегчает лечение гипертонии, вне зависимости от того, получает или нет пациент медикаментозное лечение. Чтобы добиться ощутимого положительного эффекта, потребление соли надо ограничить до 5 г в день (а если у пациента есть отеки – до 3 г). Пять граммов соли – это чайная ложка без верха.
Если придерживаться рекомендаций строго, пищу надо готовить без добавления соли, а затем подсаливать свою порцию из отмеренной заранее «суточной дозы». Малосоленая пища только в первое время кажется невкусной, обычно через пару недель происходит привыкание и прежняя пища начинает восприниматься как пересоленная.
Чтобы украсить вкус, особенно в период привыкания, можно использовать свежие и высушенные травы, специи, в которые не добавлена соль, томатную пасту, хрен, лимонный сок.
Необходимо иметь в виду, что существует целый ряд продуктов, очень богатых солью, и если систематически включать их в рацион, никакого ограничения соли при всех других мероприятиях не получится.
К таким продуктам относятся колбасы, копчености, соленья и маринады, готовые соусы, кетчуп, чипсы, подсоленные орешки, бульонные кубики, супы в пакетиках, приправы с добавлением соли. Обратите внимание, что многие из перечисленных продуктов не рекомендуются при избыточном весе и дислипидемии!
Несколько слов об алкоголе. Он может быть безвреден при всех вышеперечисленных состояниях только в очень-очень ограниченных количествах! Из-за своей высокой калорийности (7 ккал в 1 г) алкоголь может способствовать прибавке веса, кроме того, он непосредственно ухудшает показатели жирового обмена и артериального давления.
Активная часть
Объяснить пациентам правильность построения суточного меню с использованием знаний, полученных на занятии, составить вместе с пациентами пример меню на неделю.
Составление суточного меню для пациента с сахарным диабетом
Попросить учащихся составить суточный рацион питания из доступных и полезных продуктов с учетом диетических рекомендаций.
Проверка усвоения материала
Предложить слушателям ответить на следующие вопросы:
• «Представьте, что ваша соседка просит вас рассказать, что можно, а что нельзя есть больному с диабетом. Как бы вы это сделали?»;
• «Вы вместе с мужем (женой) направляетесь в магазин. Расскажите, какие покупки вы сделаете»;
• «Расскажите своим знакомым, которые пригласили вас на день рождения, почему вы отказываетесь от спиртного».
Заключительная часть
Сделать краткое резюме о пройденном материале. Задать домашнее задание – вести пищевой дневник и оценивать калорийность и энерготраты. Кратко дать информацию о теме следующего занятия. Уточнить время и дату следующей встречи.