Третий период – с начала 20 века.
Москва
Василий Иванович Молчанов-«Расстройства роста и развития детей». Изменения сердца при скарлатине. Учебник «Пропедевтика детских болезней».
Георгий Нестерович Сперанский.
Организован НИИ охраны материнства и младенчества. Вопросы физиологии и патологии раннего детского возраста, ухода за ребенком, проблемы рационального вскармливания. Редактор журнала «Педиатрия»
Петербург
Михаил Степанович Маслов АФО детского организма; Изучение клиники, лечения пневмонии, токсических и септических состояний у детей; Вопросы детских инфекций, оказания неотложной помощи; Вопросы возрастной и индивидуальной реактивности детского организма; Создание ленинградской школы педиатров
Александр Федорович Тур - первый главный педиатр Ленинграда, в том числе - во все дни блокады города в ВОВ. «Пропедевтика детских болезней», гематология детского возраста.
Корь
Корь- высококонтагеозное, острое вирусное заболевание, воздушно-капельный путь передачи. Вирус в слизистую верх дых путей, глаз. Инкубац период – 1-2 нед, Заразен за 4-6 дней до высыпаний и 4 дня после.
Продормальный период-3-5 дней, сильная головная боль, температура до 40С, слабость, нет аппетита. Затем кашель(сухой, навязчивый), насморк, конъюктивит(светобоязнь, слезотечение, гнойное отделяемое). 2-3 день на небе появ розовые точечные высыпания(энантема), на слизистой щек, губ, десен – мелкие белесоваые пятнышки( пятна Бельского-Филатова). Затем появление корьевой сыпи на 4-6 день- обилие мелких красноватых пятнышек и пузырьков, склонных к слиянию и образованию более крупных пятен. Появ за ушами, на лице, шее→туловище, верня часть верх конечностей→нижние конечности и нижняя часть рук( в течении нескольких дней изменяется локализация сыпи). При сыпи вновь поднимается температура и ухудшается состояние. С 4 дня начала высыпаний они исчезают или сменяются шелушением а затем потемнее кожи.
После кори-пожизненный иммунитет.
Осложнения:ларенгит, трахеит, бронхит, средний отит, евстахиит, мененгит, энцефалит.
Лечение: дома, витамины А и С, жаропонижающие(ибупрофен, парацетамол), противокашлевые(лазолван, бромгексин, сосудосуживающие кабли в нос, противовирусные капли в глаза, противокоревой имуноглабулин, Антибиотики при присоединение2-ой инфекции. Обильное питье(вода, морсы), легкоусвояемая диета(кисломолоч продукты,овощные супы и пюре, протертое отварное мясо), зашторивание окон, частое проветривание. Изоляция заболевшего после появления сыпи на 5 дней, при осложнениях на 10. Карантин для ранее не болевших и непривитых детей на 15 дней от начала контакта.
Профилактика: плановая вакцинопрофилактика живой коревой вакциной в 12 мес, ревакцинация в 6 лет+ непривитым в 15-17 лет и до 35. Женщинам вакцинацию и ревакцинацию за месяц до беременности( если беременная заболеет-выкидыши, пороки развития, преждевременные роды).
Билет 30
Полиомиелит
Полиомиелит– это вирусное заболевание, которым болеют дети и подростки преимущественно до 10 лет. Передается воздушно-капельным путем, через зараженные вещи, воду и продукты. Полиомиелит характеризуется тем, что поражает спинной и головной мозг и вызывает различные формы паралича, которые в 50% случаев излечиваются полностью, а в других 50% приводят к нарушениям средней и серьезной тяжести.
Основныесимптомыданного заболевания – кашель, насморк, боли в горле, тошнота, рвота, напряжение в мышцах шеи и головы, головные боли.
Полиомиелит у детей бывает двух форм – непаралитической (абортивной или висцеральной) и паралитической.
Паралитический полиомиелит включает четыре стадии: препаралитическую, паралитическую, восстановительную и остаточную. Первая занимает около трех дней – резко повышается температура, начинает болеть голова, наблюдаются желудочные расстройства, появляется насморк, садится голос. Потом 2-4 дня временного облегчения, после которых болезнь наступает снова: температура, боли в спине, конечностях, возможны судороги, тремор, ослабление мышечной силы, спутанность мыслей. Через 3-5 дней наступает паралич, который может держаться от 2 дней до 2 недель. Чаще всего поражаются нижние конечности, реже туловище. Наиболее тяжелыми и опасными являются параличи шеи и диафрагмы, так как часто приводят к гибели из-за нарушения дыхания. После снижения температуры начинается период восстановления, который может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Непаралитическая проявляется в виде лихорадки или в виде легкой формы серозного менингита.
Диагностика: острое лихорадочное начало, быстрое развитие вялых параличей, асимметрия параличей, с большим поражением проксимальных отделов.
Для подтверждения диагноза делается люмбальная пункция, лабораторная диагностика – серологическая и вирусологическая.
Исследуются парные сыворотки крови, собранные с интервалом 3-4 недели. Применяется «цветная» проба – основанная на способности индикатора (феноловый красный) менять цвет в измененной pH среды клеточной культуры, зараженной вирусом полиомиелита. Результат в течение 48 часов.
Дифференциальный диагноз проводится с менингитами, миелитами, Гийен-Баре, энцефалитами, полиомиелитоподобными заболеваниями.
Лечение проводится в условиях стационара – бокс инфекционной больницы. Изоляция больного на 40 дней. Используют симптоматическую терапию, гаммаглобулин, витамин С, В1,В6,В12, аминокислоты. При поражении дыхательной мускулатуры – искусственная вентиляция легких. Обязателен постельный режим на 2 – 3 недел
Лечение:
Во время лечения очень важны постельный режим, покой, тепло на пораженные конечности, при сильных болях – прием обезболивающих, успокаивающих препаратов, также рекомендован прием витамин группы В.
Вакцинация:
Единственное действенное средство для борьбы с данным заболеванием – это прививка от полиомиелита. Прививка от полиомиелита делается в 3, 4,5 и 6 месяцев. Ревакцинация полиомиелита проводится в 18, 20 месяцев и 14 лет.
В России зарегистрированы моновакцины против полиомиелита:
– ОПВ (Россия);
– Имовакс Полио ИПВ (Франция).
Также зарегистрирована комбинированная вакцина против столбняка, дифтерии, коклюша и полиомиелита:
– Тетракок (Франция).
Задержка в развитие
Задержка моторного развития проявляется в том, что ребенок вовремя и самостоятельно:
- не начинает удерживать головку в вертикальном положении (1-й мес. жизни)
- переворачиваться (4-5 мес.)
- ползать (5-6 мес.)
- садиться (6 мес.)
- ходить (10-12 мес.)
Задержка психического развития проявляется в том, что ребенок вовремя не начинает:
- смотреть на маму и улыбаться ей (2-й мес. жизни)
- "гулить" (3 мес.)
- четко различать «своих и чужих» (5-6 мес.)
- самостоятельно играть простыми игрушками (8-9 мес.)
- "лепетать" (10-11 мес.)
Задержка психомоторного развития довольно часто встречается в медицинских картах детей.
Причины - могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.
Предрасполагающих факторов - генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения.
Можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:
1.Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с ЗПР эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
2.Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
3.Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
4.Отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
5.Проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Др. особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи.
Профилактика: Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет.
- в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка.
- необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным прописать лекарства, не стоит пренебрегать его рекомендациями.
Билет 31