Типы реакции родителей на проблемы развития ребенка
Как справедливо отмечает Д.Н. Исаев (2000), обычно родители при рождении ребенка оптимистически прогнозируют его будущее. Когда же они узнают об отставании, задержке психического развития ребенка, их реакция на данный факт бывает неадекватной. Нам встречались родители, полностью игнорирующие проблемы ребенка, их «аргумент* заключался в следующем: «Ничего страшного, у нас папа заговорил в 5 лет, учился на тройки, а вырос не хуже других».
Это приводило к пассивности родителей в осуществлении коррекционного процесса, отказе проходить дополнительное обследование, лечить ребенка. Другие переживают комплекс собственной вины в случившемся, настойчиво выясняя, чья же неблагоприятная наследственность, какие аномалии беременности и родов могли быть этому причиной. Поиски виновного не только не способствуют семейной гармонии, но и снижают потенциал родителей в осуществлении развивающей работы с ребенком, служат психотравмирующим фактором, вызывающим тревожность и невротизацию ребенка.
Другой тип неадекватного родительского отношения проявляется в пренебрежительном отношении к ребенку, эмоциональном отвержении его, особенно если в семье есть более развитые дети, в чувстве стыда за его неуспешность по сравнению с другими детьми, что неминуемо приводит к формированию негативной «Я»-концепции, низкой самооценки ребенка, является причиной его последующей дезадаптации [62].
Как уже было отмечено, установление факта проблем в развитии ребенка является для его родителей чрезвычайно сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются завышенные или даже гипертрофированные ожидания особой одаренности ребенка. В таком случае реакция родителей на эгот факт не всегда адекватна, поэтому все специалисты, связанные с реабилитацией ребенка, должны быть в его интересах осторожны с соответствующей информацией. Чувство родительской вины может порождать гиперопеку в их отношениях с ребенком, которая не только не способствует процессу реабилитации, но и существенно вредит ему. Достаточно широко в таких семьях, особенно с существенным материальным достатком, распространено стремление организовать для ребенка дополнительные занятия с психологами, учителями, спортивными инструкторами за пределами учреждения. Хотя абсолютно очевидно, что для ребенка это чревато не только некачественным, но часто противоречивым, некомпетентным и избыточным процессом реабилитации, что может привести к срыву и без того неустойчивых адаптационных процессов.
Существует и другая категория родителей. Чаще это люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом
интересов и невысокими интеллектуальными способностями, некоторые имеют и выраженную психоневрологическую патологию. В таких семьях проблемами ребенка могут пренебрегать, перепоручив их решение медицинским, педагогическим и социальным работникам.
Обе упомянутые родительские реакции являются крайними и нуждаются в психологической (психотерапевтической) коррекции. Для предупреждения развития подобных установок педагоги используют информацию, получаемую из специальных анкет, заполняемых при поступлении ребенка в учреждение, а также посредством личного контакта с родителями. Здесь важны позиции психолога, социального педагога, а также администрации, влияющей на социально-психологический климат в учреждении.
С момента обнаружения нарушения в развитии ребенка родителей необходимо информировать обо всех результатах его обследований и обсуждать их с ними, не отклоняясь, конечно, от норм профессиональной этики. Вне зависимости от социального статуса и интеллектуальных возможностей родителей они должны быть информированы о целях индивидуальной программы реабилитации ребенка — не только ближайших, но и отдаленных, об ожидаемых результатах, объемах и предполагаемых сроках работы. Безусловно, все утверждения сотрудников должны быть гибкими, продуманными и осторожными. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу по реабилитации их ребенка и формированию у них адекватной оценки ситуации, реальных возможностей и перспектив ребенка.
Уже на начальном этапе общения с родителями необходимо прогнозировать возможную степень включенности их в работу, ее объем, на который они способны с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, жилищно-бытовых условий и т.д.), оценивать степень их готовности к сотрудничеству со специалистами разного профиля. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда родители на начальном этапе работы выражают полную готовность к совместной деятельности, но, столкнувшись с необходимостью систематических и весьма трудоемких занятий с ребенком в течение длительного времени, быстро прекращают их. Поэтому родителей с первой встречи необходимо психологи-
чески готовить к добросовестному и инициативному сотрудничеству со специалистами. Однако и в этом случае иногда приходится прибегать к дополнительным дипломатическим усилиям, чтобы убедить их в целесообразности тех или иных мероприятий, поскольку по мере включения в работу у них неизбежно возникают свои взгляды на аспекты обучения, воспитания или коррекции. В такой ситуации важно принять к сведению соображения родителей и объективно их оценить, но при этом последовательно проводить линию компетентной помощи ребенку.
Многие родители не меньше ребенка нуждаются в поддержке и поощрении, так как успехи в проводимой работе появляются далеко не сразу, и на определенном этапе может возникнуть ощущение безнадежности и бесполезности прилагаемых усилий.
В итоге хочется отметить, что нарушения поведения у детей не возникают, если родители добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства. Нарушенные семейные отношения, неправильное воспитание — причины возникновения личностных деформаций.