Самодиагностика готовности ребенка к школе для родителей
Данные вопросы разработаны американским психологом Д. Чейпи (1992), они помогают родителям самим определить уровень готовности ребенка к школе.
Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый (левый), большой (малый), в (из)?
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи клас-
сификации, например: вещи, которые могут катиться или
которые катиться не могут?
3. Может ли ребенок угадать концовку незамысловатой
истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить, как
минимум, три указания?
5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и
строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
1. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в
сберкассу, магазин?
2. Был ли ребенок в библиотеке?
3. Приходилось ли ребенку бывать в деревне, зоопарке,
музее?
4. Была ли у вас возможность регулярно читать ребенку
или рассказывать ему истории?
5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-
либо, есть у него хобби?
Оценка языкового развития
1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные ок
ружающие его предметы?
2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
3. Может ли объяснить, для чего служат различные вещи:
щетка, пылесос, холодильник?
4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предме
ты: на столе, под столом?
5. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой-
нибудь произошедший с ним случай?
6. Четко ли выговаривает слова?
7. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре,
разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем
спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
1. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товари
щей)?
2. Сформировался ли у него образ себя как человека, ко
торый многое может?
3. Легко ли ребенку «переключиться» при изменениях в при
вычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
4. Способен ли он работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
Оценка навыков общения
1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли
с ними?
2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситу
ация?
3. Способен ли слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
1. Хорошо ли ребенок слышит?
2. Хорошо ли он видит?
3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некото
рого времени?
4. Развита ли у него координация моторных навыков, на
пример, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и
подниматься по лестнице?
5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
6. Выглядит ли он здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхо
жие формы? Например, найти картинку, непохожую на ос
тальные.
2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова,
например: б, п\ «кот», «год»?
Зрительная память
1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если
ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну
убрать?
2. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6—8
названий предметов, встречающихся в его повседневной
жизни?
Зрительное восприятие
1. Способен ли ребенок разложить по порядку (в задан
ной последовательности) серию картинок?
2. Понимает ли он, что читают слева направо?
3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сло
жить головоломку из 15 элементов?
4. Может ли он интерпретировать картинку: сформули
ровать главную мысль, проследить связи?
Уровень слуховых способностей
[ Может ли ребенок рифмовать слова?
2. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на
разные звуки: например, «лес», «вес»?
3. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько
слов или цифр?
4. Способен ли пересказать историю, сохранив основную
мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги
самостоятельно?
2. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда
ему читают вслух?
3. Задает ли ребенок вопросы о словах?
Может ли ваш ребенок?..
Объяснить с помощью слов, чего он хочет, т.е. не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок.
— Изъясниться связно, например: «Покажи мне...».
— Понять смысл того, о чем ему читают.
— Четко выговорить свое имя.
— Запомнить свой адрес и номер телефона.
— Писать карандашом или мелками на бумаге.
— Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяс
нить, что на них изображено.
— Пользоваться красками, пластилином, карандашами для
творческого самовыражения.
— Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ров
но и не поранившись.
— Слушать и следовать полученным указаниям.
— Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает.
— Сосредоточиться хотя бы на 10 мин, чтобы выполнить
полученное задание.
— Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают
истории.
— Положительно оценивать: я — человек, который мно
гое может.
— «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разго
вора.
— Проявлять интерес к окружающим его предметам.
— Ладить с другими детьми.
В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следующие вопросы, которые помогут вам оценить ваши взаимоотношения с ребенком.
1. Нравится ли вам ваш ребенок?
2. Слушаете ли вы, что он говорит?
3. Смотрите ли на него, когда он говорит?
4. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости |
того, о чем он говорит?
5. Поправляете ли его речь?
6. Позволяете ли ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли вы ребенка, обнимаете ли его?
8. Смеетесь ли вместе с ним?
9. Отводите ли каждый день время для чтения ребенку и
для бесед с ним?
10. Играете ли с ним в какие-нибудь игры?
11. Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
12. Есть ли у него хотя бы одна-две собственные книги?
13. Есть ли у ребенка дома место (например полка), кото
рое отведено только ему?
14. Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты,
журналы, книги?
15. Обсуждаете ли с семьей и ребенком что-нибудь инте
ресное из прочитанного вами?
16. Стараетесь ли сказать все за сына (дочь), прежде чем он
(она) успеет открыть рот: а) у зубного врача; б) в магази
не?
17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
18. Задаете ли ему вопросы о смысле увиденного по теле
визору?
19. Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть теле
визор?
20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих
мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы
излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
21. Стараетесь ли вы ходить с ребенком на прогулки0
22. Собираетесь ли сводить ребенка в театр, зоопарк, музей?
Ключ: за каждый ответ «почти всегда» начислите себе 4
балла; «иногда» — 2 балла; «никогда» — 0 баллов. Полученные баллы сложите. Если сумма 88 баллов — здорово! 44 балла — неплохо; меньше 22 баллов — стоит задуматься.
Диагностика мотивационной готовности к обучению
Оценка школьной мотивации
(Н.Г. Лусканова, 2001)
Способ оценки школьной мотивации включает схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету из 10 вопросов, отражающих отношение учащихся к школе, учебному процессу. Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации используют систему балльных оценок по единой 30-балльной шкале, что позволяет сравнивать полученные результаты. Темы рисунков таковы:
—«Что мне нравится в школе»;
—«Что мне нравится дома»;
—«Моя семья»;
—«Мое любимое занятие»;
—«Мои желания»;
—«Мои друзья и я»;
—«Что такое хорошо и что такое плохо»;
—«Добро и зло»;
—«Самое красивое»;
—«Самое интересное»;
—«Как я провел каникулы»;
—«Какой мне хотелось бы видеть школу»;
—- «Что мне не нравится в школе».
При анализе рисунков следует оценивать:
— соответствие заданной теме (если рисунок был не на
свободную тему), сюжет (чн> именно изображено);
— размеры рисунка и отделып.!\ деталей;
— цветовое решение;
— динамика изображения;
— правильность рисунка;
— законченность изображения.
Предлагаем примерную схему оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».
25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий Уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети отличаются высокими познавательными мотивами, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые шко-лой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, Добросовестны и ответственны, огорчаются, если получают
неудовлетворительные оценки или замечания педагога. На школьную тематику изображают учителя у доски, процесс^ урока, учебный материал т.п.
20—24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15—19 баллов — положительное отношение к школе, но она привлекает детей больше внеучебными сторонами. Ученики достаточно благополучно чувствуют себя в школе, куда, однако, чаще приходят, чтобы общаться с друзьями и учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
10—14 баллов — низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебе. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему изображают игровые сюжеты, косвенно связанные со школой.
Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: не справляются с учебной деятельностью, у них проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Их рисунки, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия.
Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость по разным предметам, положение ученика в
коллективе одноклассников и особенности его взаимоотношений с педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и др.