Самодиагностика готовности ребенка к школе для родителей

Данные вопросы разработаны американским психологом Д. Чейпи (1992), они помогают родителям самим определить уровень готовности ребенка к школе.

Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый (левый), большой (малый), в (из)?

2. Самодиагностика готовности ребенка к школе для родителей - student2.ru Способен ли ребенок понять простейшие случаи клас-
сификации, например: вещи, которые могут катиться или
которые катиться не могут?

3. Может ли ребенок угадать концовку незамысловатой
истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить, как
минимум, три указания?

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и
строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

1. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в
сберкассу, магазин?

2. Был ли ребенок в библиотеке?

3. Приходилось ли ребенку бывать в деревне, зоопарке,
музее?

4. Была ли у вас возможность регулярно читать ребенку
или рассказывать ему истории?

5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-
либо, есть у него хобби?

Оценка языкового развития

1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные ок­
ружающие его предметы?

2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

3. Может ли объяснить, для чего служат различные вещи:
щетка, пылесос, холодильник?

4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предме­
ты: на столе, под столом?

5. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой-
нибудь произошедший с ним случай?

6. Четко ли выговаривает слова?

7. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре,
разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем
спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

1. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товари­
щей)?

2. Сформировался ли у него образ себя как человека, ко­
торый многое может?

3. Легко ли ребенку «переключиться» при изменениях в при­
вычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

4. Способен ли он работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?

Оценка навыков общения

1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли
с ними?

2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситу­
ация?

3. Способен ли слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

1. Хорошо ли ребенок слышит?

2. Хорошо ли он видит?

3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некото­
рого времени?

4. Развита ли у него координация моторных навыков, на­
пример, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и
подниматься по лестнице?

5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

6. Выглядит ли он здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхо­
жие формы? Например, найти картинку, непохожую на ос­
тальные.

2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова,
например: б, п\ «кот», «год»?

Зрительная память

1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если
ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну
убрать?

2. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6—8
названий предметов, встречающихся в его повседневной
жизни?

Зрительное восприятие

1. Способен ли ребенок разложить по порядку (в задан­
ной последовательности) серию картинок?

2. Понимает ли он, что читают слева направо?

3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сло­
жить головоломку из 15 элементов?

4. Может ли он интерпретировать картинку: сформули­
ровать главную мысль, проследить связи?

Уровень слуховых способностей

[ Может ли ребенок рифмовать слова?

2. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на
разные звуки: например, «лес», «вес»?

3. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько
слов или цифр?

4. Способен ли пересказать историю, сохранив основную
мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги
самостоятельно?

2. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда
ему читают вслух?

3. Задает ли ребенок вопросы о словах?

Может ли ваш ребенок?..

Объяснить с помощью слов, чего он хочет, т.е. не показы­вать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок.

— Изъясниться связно, например: «Покажи мне...».

— Понять смысл того, о чем ему читают.

— Четко выговорить свое имя.

— Запомнить свой адрес и номер телефона.

— Писать карандашом или мелками на бумаге.

— Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяс­
нить, что на них изображено.

— Пользоваться красками, пластилином, карандашами для
творческого самовыражения.

— Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ров­
но и не поранившись.

— Слушать и следовать полученным указаниям.

— Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает.

— Сосредоточиться хотя бы на 10 мин, чтобы выполнить
полученное задание.

— Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают
истории.

— Положительно оценивать: я — человек, который мно­
гое может.

— «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разго­
вора.

— Проявлять интерес к окружающим его предметам.

— Ладить с другими детьми.

В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следу­ющие вопросы, которые помогут вам оценить ваши взаимо­отношения с ребенком.

1. Нравится ли вам ваш ребенок?

2. Слушаете ли вы, что он говорит?

3. Смотрите ли на него, когда он говорит?

4. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости |
того, о чем он говорит?

5. Поправляете ли его речь?

6. Позволяете ли ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли вы ребенка, обнимаете ли его?

8. Смеетесь ли вместе с ним?

9. Отводите ли каждый день время для чтения ребенку и
для бесед с ним?

10. Играете ли с ним в какие-нибудь игры?

11. Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?

12. Есть ли у него хотя бы одна-две собственные книги?

13. Есть ли у ребенка дома место (например полка), кото­
рое отведено только ему?

14. Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты,
журналы, книги?

15. Обсуждаете ли с семьей и ребенком что-нибудь инте­
ресное из прочитанного вами?

16. Стараетесь ли сказать все за сына (дочь), прежде чем он
(она) успеет открыть рот: а) у зубного врача; б) в магази­
не?

17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

18. Задаете ли ему вопросы о смысле увиденного по теле­
визору?

19. Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть теле­
визор?

20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих
мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы
излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?

21. Стараетесь ли вы ходить с ребенком на прогулки0

22. Собираетесь ли сводить ребенка в театр, зоопарк, музей?
Ключ: за каждый ответ «почти всегда» начислите себе 4

балла; «иногда» — 2 балла; «никогда» — 0 баллов. Получен­ные баллы сложите. Если сумма 88 баллов — здорово! 44 балла — неплохо; меньше 22 баллов — стоит задуматься.

Диагностика мотивационной готовности к обучению

Оценка школьной мотивации

(Н.Г. Лусканова, 2001)

Способ оценки школьной мотивации включает схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету из 10 вопросов, отражающих отношение учащихся к школе, учебному процессу. Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации используют систему балль­ных оценок по единой 30-балльной шкале, что позволяет сравнивать полученные результаты. Темы рисунков таковы:

—«Что мне нравится в школе»;

—«Что мне нравится дома»;

—«Моя семья»;

—«Мое любимое занятие»;

—«Мои желания»;

—«Мои друзья и я»;

—«Что такое хорошо и что такое плохо»;

—«Добро и зло»;

—«Самое красивое»;

—«Самое интересное»;

—«Как я провел каникулы»;

—«Какой мне хотелось бы видеть школу»;
—- «Что мне не нравится в школе».

При анализе рисунков следует оценивать:

— соответствие заданной теме (если рисунок был не на
свободную тему), сюжет (чн> именно изображено);

— размеры рисунка и отделып.!\ деталей;

— цветовое решение;

— динамика изображения;

— правильность рисунка;

— законченность изображения.

Предлагаем примерную схему оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».

25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий Уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети от­личаются высокими познавательными мотивами, стремле­нием наиболее успешно выполнять все предъявляемые шко-лой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, Добросовестны и ответственны, огорчаются, если получают

неудовлетворительные оценки или замечания педагога. На школьную тематику изображают учителя у доски, процесс^ урока, учебный материал т.п.

20—24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисун­ках на школьную тему они также изображают учебные ситу­ации, при ответах на вопросы проявляют меньшую зависи­мость от жестких требований и норм. Подобный уровень мо­тивации является средней нормой.

15—19 баллов — положительное отношение к школе, но она привлекает детей больше внеучебными сторонами. Уче­ники достаточно благополучно чувствуют себя в школе, куда, однако, чаще приходят, чтобы общаться с друзьями и учите­лем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сфор­мированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изоб­ражают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

10—14 баллов — низкая школьная мотивация. Дети посе­щают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебе. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему изображают игровые сюжеты, косвенно свя­занные со школой.

Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школь­ная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудно­сти в школе: не справляются с учебной деятельностью, у них проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотноше­ниях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Ма­ленькие дети часто плачут, просятся домой, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять задания, сле­довать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких школь­ников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Их рисунки, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия.

Все эти количественные оценки сопоставлялись с други­ми показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость по разным предметам, положение ученика в

коллективе одноклассников и особенности его взаимоотно­шений с педагогом, поведенческие характеристики, динами­ка состояния здоровья и др.

Наши рекомендации