Диагностика готовности ребёнка к школе
Интеллектуальная готовность к школе.Мотивационная готовность.Понятийная готовность.Моторная готовность.Социально-педагогическая готовность.
Интеллектуальная готовность определяется следующими параметрами:
планирование;
контроль;
мотивация;
уровень развития интеллекта.
Планирование – умение организовать деятельность в соответствии с целью:
ü низкий – действие, не соответствующее цели;
ü средний – частичное соответствие цели;
ü высокий – полностью.
Контроль – умение сопоставить свои умения с поставленной деятельностью:
ü низкий – полное несоответствие результатов действий ребёнка поставленной цели и он его не видит;
ü средний – частичное соответствие результатов умений поставленной цели;
ü высокий – соответствующий результат умений поставленной цели.
Мотивация – стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности и свойства окружающего мира:
ü низкий – ребёнок ориентируется только на те свойства предметов, которые доступны органам чувств;
ü средний – ребёнок стремится ориентироваться на некоторые обобщённые свойства окружающего мира;
ü высокий – выражено стремление находить скрытые от восприятия свойства окружающего мира.
Уровень развития интеллекта:
Низкий – неумение слушать другого человека, выполнять логические операции обобщения, абстракции, конкретизации в форме слова.
Ниже среднего – ошибки в выполнении логических операций в форме словестных понятий.
Средний уровень – простые логичные операции сравнения, обобщения в форме словестных понятий, выполненных без ошибок, с более сложными: абстракция, синтез, анализ.
Высокий – ребёнок выполняет любые логичные операции в форме словестных понятий.
Комплексное исследование готовности при помощи различных методик.
Целостную картину даёт карта характеристики готовности ребёнка к школьному обучению, имеющая структуру:
Психологическая готовность к школе – желание учиться в школе:
ребёнок хочет учиться в школе;
особого желания у него нет;
идти в школу не хочет.
Учебная мотивация:
осознаёт важность и необходимость учения, школа приобретает самостоятельную привлекательности;
собственные цели учения не осознаются, привлекает внешняя сторона;
цели не осознаются, ничего привлекательного в школе не видит.
Умение общаться и адекватно вести себя:
ребёнок легко вступает в контакт, адекватно ведёт себя в любой ситуации;
контакты и общение затруднены, поведение не всегда адекватно;
плохо вступает в контакт, испытывает трудности в общении и понимании.
Умение организовать поведение:
поведение организовано;
поведение недостаточно организовано;
поведение не организовано.
Развитие школьно-значимых психологических функций:
1. Фонематический слух и артикулярный аппарат:
нет дефектов в речи;
в звуковоспроизведении есть нарушения;
необходимо обследование логопеда.
2. Мелкие мышцы моторики:
рука развита хорошо, ребёнок умело владеет карандашом, ножницами;
рука развита недостаточно хорошо, карандашом владеет направленно.
3. Пространственная ориентация:
достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координируя движения, подвижен, ловок;
отмечены отдельные недостатки ориентации, недостаточно ловок;
ориентируется в пространстве, координация развита плохо, малоподвижны.
4.Координация в системе “глаз-рука”:
может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ, фигуру, взор;
графический образ переносится с незначительным искажением;
при переносе графического образа достигаются большие искажения.
5.Развитие познавательной деятельности:
кругозор – представления о мире достаточно развиты, ребёнок может рассказывать о стране, городе и т.д.;
представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружением;
кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны.
6.Развитие речи:
речь выражена содержательно, грамматически правильная;
ребёнок затрудняется в поиске слов, выражение мыслей;
ответы односложны, в речи много ошибок.
7.Развитие познавательной активности, самостоятельности:
ребёнок любознателен и активен, задания выполняет самостоятельно;
ребёнок недостаточно активен и самостоятелен, круг интересов и вопросов узок;
любзнание не проявляет, для выполнения заданий требует постоянного внешнего стимулирования.
8.Умение сформировать умения:
ребёнок определяет содержание и смысл, анализирует самостоятельно;
задание выполняет со стимулирующей помощью взрослого;
выполнение заданий не может быть выполнено самостоятельно, требуется постоянная помощь взрослого.
9.Производность деятельности:
ребёнок самостоятельно выдерживает цель деятельности и доводит её до конца;
ребёнок выдерживает цель, намеченный план, но часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;
деятельность хаотична и не продумана, деятельность прерывается при возникновении трудности.
Вопрос и 37 вопрос
Методы диагностирования:
психологическая готовность к школе (беседа, вопросы, наблюдение за поведением);
развитие школьно-значимых функций (тест фонематического слуха);
диагностика мелкой моторики руки (копирование слов, графический диктант);
для понятийности используются тесты набора обще употребляемых слов.