Нарушения сосредоточенности и внимания
Часто проявляется чрезмерная рассеянность, нарушена способность концентрации внимания (зависит от возраста). Отсюда вытекает моторная иречевая вязкость. Если возникает возможность выбора, дети не радуются, так как они не умеют его делать.
С целью уточнения данных международной классификации, 3. Тржесоглава обследовала 324 ребенка школьного возраста с ММД и получила следующий процентный состав проявления отдельных признаков.
Нарушения внимания (93%). Дети не могут сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного для их возраста. Не умеют отключаться от воздействий различных раздражителей внешней среды.
Гиперактивность (80%). Это проявление, по мнению американских авторов, часто считается наиболее характерным признаком синдрома. Поведение детей не зависит от условий и не подчиняется влияниям внешней среды. Они находятся в постоянном движении, непоседливы, перебегают от предмета к предмету. Если они вынуждены сидеть, то исидя, они постоянно меняют положение тела, играют с мел-
кими предметами или со своими пальцами. Гиперактивность часто связана с повышенной разговорчивостью. Дети стремятся завязывать контакты и нарушают разговор других людей. Гипоактивность, из числа обследованных детей, встречалась в 20% случаев.
Легкие неврологические нарушения (77%). Отмечались подергивание мышц лица, грудной клетки, тремор пальцев рук, гиперкинезы, нарушения сухожильных рефлексов и координации движений.
Эмоциональная лабильность (71%). Она сопровождалась повышенным беспокойством, тяжелым переживанием неудач, страхами, повышенной плаксивостью и раздражительностью. Настроение детей с легкими дисфункциями мозга меняется в коротких интервалах времени (часы и минуты), иногда проявляется агрессивность (44,2%), которая сменяется пассивностью (65,7%).
Нарушения восприятия и образования понятий (68%). Наиболее поврежден зрительный анализатор. Дети были неспособны не только рисовать, но даже обводить контуры рисунка, различать размеры предметов, они плохо ориентировались в пространстве, неправильно читали буквы, не четко воспроизводили ритм.
Повышенная импульсивность (66,5%). Дети вступали в контакт и общались без всякого внутреннего контроля, не задумываясь о последствиях, часто действовали неадекватно ситуации и собственным возможностям. Причиной этого скорее всего была недостаточная сила торможения. В результате ребенок вступал в конфликты с одноклассниками, учителями и членами семьи, при этом он не осознавал своей вины, а начинал считать, что его не понимают или обижают. Это приводило к дальнейшим неадекватным ситуациям.
Повышенная утомляемость (65,7%). Головные боли наблюдались у 29,5% детей, инфантильное поведение — у 63%.
Нарушения речи и произношения (50%). Специфические нарушения (дислексии и дисграфии) отмечались у 26—40% детей.
Обобщая приведенные данные по проявлениям ММД у детей, отметим, что сопутствующие нарушения речи выявлялись в большинстве случаев. Этот факт с большой степенью вероятности позволяет сделать вывод о вторичности очень многих речевых нарушений детского возраста (задержки рече-
вого развития, дислалии, дисграфии, заикания и т.д.) по отношению к первичным поражениям мозга, характеризуемым как ММ Д.
В нашей стране при диагностике рассматриваемого явления ранее детям ставили следующие диагнозы: синдромы гипервозбудимости, хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия, длительная расторможенность, минимальный церебральный паралич, синдром детской дезадаптации и др.
Отечественные исследователи и клиницисты долгое время не признавали социальную природу данных отклонений в психическом развитии и склонялись к применению термина «задержка психического развития» (М.С. Певзнер). С 1975 г. в публикациях ученых использовались такие названия, как «легкая дисфункция мозга» (Л .Т. Журба) и «гиперактивный ребенок» (Д.Н. Исаев). Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко и Т.Б. Горяинова в работе «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» выделяют среди всего многообразия клинических проявлений ММД наиболее часто встречаемые сочетания: задержка развития речи (точнее — сенсорной и слухомоторной речевых функций), нарушение роста и развития опорно-двигательного аппарата, гиперкинез (в форме синескезий — сопутствующие движения), аллер-годерматоз, энурез.
В медицинскую литературу вошло определение «минимальные дисфункции мозга», которое свело воедино «пеструю» группу различных нарушений и отклонений в состоянии здоровья, поведения, развития и обучения детей.
В Международной классификации болезней (10-й пересмотр) в главе V (F) — «Психические расстройства и расстройства поведения» в разделах F90 и F90.0 дается сходное с ММД клиническое описание гиперактивносги с дефицитом внимания. Кардинальным признаком, необходимым для постановки данного диагноза, служат нарушение внимания и гиперактивность, выявляемые более чем в одной ситуации. Гиперактивность предполагает чрезмерную нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, однако стандартом для суждения должно быть то, что активность является чрезмерно высокой в контексте ожидаемого в определенной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития.
Однако необходимо заметить, что признаки МДМ не ограничиваются синдромом гиперактивности с нарушением внимания, а включают нарушения обучения и двигательную неуклюжесть, которые в МК.Б-10 отнесены к следующим разделам: специфические расстройства развития речи (F80); специфические расстройства развития школьных навыков (F81); специфические расстройства развития двигательных функций (F82); смешанные специфические расстройства развития (F83): общие расстройства развития (F84). В клинической практике у детей часто наблюдается сочетание симптомов, которые можно отнести не к одной, а к двум и более диагностическим рубрикам по МКБ-10, при этом выделение ведущего симптомокомплекса весьма затруднительно. Именно поэтому термин «минимальные мозговые дисфункции» — как обозначение синдромокомплекса, проявляющегося в различных вариантах сочетаний симптомов, не может быть вытеснен из употребления ни одним сформулированным к настоящему времени обозначением рассматриваемого заболевания и имеет право на дальнейшее существование.
Таким образом, представляется актуальным следующее определение термина «минимальные мозговые дисфункции», ис-пользуемое большинством специалистов в последнее время
Минимальные мозговые дисфункции — наиболее легкие формы церебральной (лат. cerebralis — мозговой) патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста исозревания мозга.
Из определения видно, что ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Скорее она только констатация факта наличия легких нарушений в работе головного мозга. Для психолога такой дефект ребенка выступает как данность, однако суть этого дефекта необходимо понять, чтобы проследить последствия его отрицательного влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом и принять меры для их предупреждения и минимизации.
Вопросы и задания
1. Составьте свой вариант определения состояния ребенка при ММД, охарактеризуйте это состояние и потении-
альные возможности развития ребенка, исходя из определения.
2. В чем состоят принципиальные различия в понимании
ММД отечественными и зарубежными психологами и вра
чами?
3. Проанализируйте терминологический аппарат, исполь
зуемый в современной психологии и медицине для обозна
чения ММД. Каковы его особенности, сходе та и различия?
4. Перечислите основные признаки ММД по исследова
ниям 3. Тржесоглавы. Понаблюдав за ребенком, демонстри
рующим подобное состояние, опишите основные проблемы
его развития и разработайте рекомендации по устранению
недостатков поведения.
5. Охарактеризуйте специфику синдрома дефицита внима
ния с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минималь
ной мозговой дисфункции. Что вы могли бы порекомендовать
родителям гиперакгивного ребенка дошкольного возраста для
правильной организации его поведения дома и на прогулке?
6. Каким образом педагог-психолог может способство
вать развитию саморегуляции как обшей способности у млад
ших школьников с ММД?