Нарушения сосредоточенности и внимания

Часто проявляется чрезмерная рассеянность, нарушена способность концентрации внимания (зависит от возраста). Отсюда вытекает моторная иречевая вязкость. Если возни­кает возможность выбора, дети не радуются, так как они не умеют его делать.

С целью уточнения данных международной классифика­ции, 3. Тржесоглава обследовала 324 ребенка школьного воз­раста с ММД и получила следующий процентный состав проявления отдельных признаков.

Нарушения внимания (93%). Дети не могут сосредоточить­ся и поддерживать концентрацию внимания в течение вре­мени, характерного для их возраста. Не умеют отключаться от воздействий различных раздражителей внешней среды.

Гиперактивность (80%). Это проявление, по мнению аме­риканских авторов, часто считается наиболее характерным признаком синдрома. Поведение детей не зависит от усло­вий и не подчиняется влияниям внешней среды. Они нахо­дятся в постоянном движении, непоседливы, перебегают от предмета к предмету. Если они вынуждены сидеть, то исидя, они постоянно меняют положение тела, играют с мел-

кими предметами или со своими пальцами. Гиперактивность часто связана с повышенной разговорчивостью. Дети стре­мятся завязывать контакты и нарушают разговор других людей. Гипоактивность, из числа обследованных детей, встре­чалась в 20% случаев.

Легкие неврологические нарушения (77%). Отмечались по­дергивание мышц лица, грудной клетки, тремор пальцев рук, гиперкинезы, нарушения сухожильных рефлексов и коор­динации движений.

Эмоциональная лабильность (71%). Она сопровождалась повышенным беспокойством, тяжелым переживанием неудач, страхами, повышенной плаксивостью и раздражительностью. Настроение детей с легкими дисфункциями мозга меняется в коротких интервалах времени (часы и минуты), иногда проявляется агрессивность (44,2%), которая сменяется пас­сивностью (65,7%).

Нарушения восприятия и образования понятий (68%). Наи­более поврежден зрительный анализатор. Дети были неспо­собны не только рисовать, но даже обводить контуры ри­сунка, различать размеры предметов, они плохо ориентиро­вались в пространстве, неправильно читали буквы, не четко воспроизводили ритм.

Повышенная импульсивность (66,5%). Дети вступали в контакт и общались без всякого внутреннего контроля, не задумываясь о последствиях, часто действовали неадекватно ситуации и собственным возможностям. Причиной этого скорее всего была недостаточная сила торможения. В ре­зультате ребенок вступал в конфликты с одноклассниками, учителями и членами семьи, при этом он не осознавал своей вины, а начинал считать, что его не понимают или обижают. Это приводило к дальнейшим неадекватным ситуациям.

Повышенная утомляемость (65,7%). Головные боли на­блюдались у 29,5% детей, инфантильное поведение — у 63%.

Нарушения речи и произношения (50%). Специфические нарушения (дислексии и дисграфии) отмечались у 26—40% детей.

Обобщая приведенные данные по проявлениям ММД у детей, отметим, что сопутствующие нарушения речи выявля­лись в большинстве случаев. Этот факт с большой степенью вероятности позволяет сделать вывод о вторичности очень многих речевых нарушений детского возраста (задержки рече-

вого развития, дислалии, дисграфии, заикания и т.д.) по от­ношению к первичным поражениям мозга, характеризуемым как ММ Д.

В нашей стране при диагностике рассматриваемого явле­ния ранее детям ставили следующие диагнозы: синдромы гипервозбудимости, хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия, длительная расторможенность, ми­нимальный церебральный паралич, синдром детской деза­даптации и др.

Отечественные исследователи и клиницисты долгое вре­мя не признавали социальную природу данных отклоне­ний в психическом развитии и склонялись к применению термина «задержка психического развития» (М.С. Певзнер). С 1975 г. в публикациях ученых использовались такие на­звания, как «легкая дисфункция мозга» (Л .Т. Журба) и «гипе­рактивный ребенок» (Д.Н. Исаев). Б.Р. Яременко, А.Б. Яремен­ко и Т.Б. Горяинова в работе «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» выделяют среди всего многообра­зия клинических проявлений ММД наиболее часто встре­чаемые сочетания: задержка развития речи (точнее — сен­сорной и слухомоторной речевых функций), нарушение ро­ста и развития опорно-двигательного аппарата, гиперкинез (в форме синескезий — сопутствующие движения), аллер-годерматоз, энурез.

В медицинскую литературу вошло определение «мини­мальные дисфункции мозга», которое свело воедино «пест­рую» группу различных нарушений и отклонений в состоя­нии здоровья, поведения, развития и обучения детей.

В Международной классификации болезней (10-й пере­смотр) в главе V (F) — «Психические расстройства и рас­стройства поведения» в разделах F90 и F90.0 дается сходное с ММД клиническое описание гиперактивносги с дефици­том внимания. Кардинальным признаком, необходимым для постановки данного диагноза, служат нарушение внимания и гиперактивность, выявляемые более чем в одной ситуации. Гиперактивность предполагает чрезмерную нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокой­ствия, однако стандартом для суждения должно быть то, что активность является чрезмерно высокой в контексте ожи­даемого в определенной ситуации и по сравнению с други­ми детьми того же возраста и интеллектуального развития.

Однако необходимо заметить, что признаки МДМ не ог­раничиваются синдромом гиперактивности с нарушением внимания, а включают нарушения обучения и двигатель­ную неуклюжесть, которые в МК.Б-10 отнесены к следую­щим разделам: специфические расстройства развития речи (F80); специфические расстройства развития школьных на­выков (F81); специфические расстройства развития двига­тельных функций (F82); смешанные специфические расстрой­ства развития (F83): общие расстройства развития (F84). В клинической практике у детей часто наблюдается сочета­ние симптомов, которые можно отнести не к одной, а к двум и более диагностическим рубрикам по МКБ-10, при этом выделение ведущего симптомокомплекса весьма затрудни­тельно. Именно поэтому термин «минимальные мозговые дисфункции» — как обозначение синдромокомплекса, про­являющегося в различных вариантах сочетаний симптомов, не может быть вытеснен из употребления ни одним сфор­мулированным к настоящему времени обозначением рас­сматриваемого заболевания и имеет право на дальнейшее существование.

Таким образом, представляется актуальным следующее оп­ределение термина «минимальные мозговые дисфункции», ис-пользуемое большинством специалистов в последнее время

Минимальные мозговые дисфункции — наиболее легкие фор­мы церебральной (лат. cerebralis — мозговой) патологии, возни­кающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симпто­матику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста исозревания мозга.

Из определения видно, что ММД не является медицин­ским диагнозом в точном смысле этого слова. Скорее она только констатация факта наличия легких нарушений в ра­боте головного мозга. Для психолога такой дефект ребенка выступает как данность, однако суть этого дефекта необхо­димо понять, чтобы проследить последствия его отрицатель­ного влияния на развитие психических процессов и поведе­ние ребенка в целом и принять меры для их предупрежде­ния и минимизации.

Вопросы и задания

1. Составьте свой вариант определения состояния ребен­ка при ММД, охарактеризуйте это состояние и потении-

альные возможности развития ребенка, исходя из определе­ния.

2. В чем состоят принципиальные различия в понимании
ММД отечественными и зарубежными психологами и вра­
чами?

3. Проанализируйте терминологический аппарат, исполь­
зуемый в современной психологии и медицине для обозна­
чения ММД. Каковы его особенности, сходе та и различия?

4. Перечислите основные признаки ММД по исследова­
ниям 3. Тржесоглавы. Понаблюдав за ребенком, демонстри­
рующим подобное состояние, опишите основные проблемы
его развития и разработайте рекомендации по устранению
недостатков поведения.

5. Охарактеризуйте специфику синдрома дефицита внима­
ния с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минималь­
ной мозговой дисфункции. Что вы могли бы порекомендовать
родителям гиперакгивного ребенка дошкольного возраста для
правильной организации его поведения дома и на прогулке?

6. Каким образом педагог-психолог может способство­
вать развитию саморегуляции как обшей способности у млад­
ших школьников с ММД?

Наши рекомендации