Принцип обеспечения оптимальных условий обучения.

Окру­жающая детей среда образовательных учреждений оказывает су­щественное влияние на их самочувствие, настроение и рабо­тоспособность. Чувствительность детского организма к большин­ству факторов окружающей среды значительно выше, чем у взрослых.

Повышенные температура и влажность, бактериальная заг­рязненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха резко изменяют самочув­ствие и настроение школьников, способствуют быстрому на­растанию утомления. К концу учебного дня температура воздуха в школьных помещениях может повышаться на 5—6 °С, более чем в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических веществ. В сочетании с изменени­ями физических свойств воздуха это придает помещению спе­цифический запах, что вызывает у школьников ряд субъектив­ных расстройств.

Главная роль в создании возможностей для высокой рабо­тоспособности и положительного эмоционального фона при­надлежит световому и звуковому режиму школы.

Для обеспечения благоприятных условий учебной работы и снижения умственного утомления школьников большое зна­чение имеет соблюдение эргономических требований к мебе­ли и оборудованию школ. С позиций психогигиены большое внимание следует уделять цветовому оформлению школьных зданий и учебного оборудования.

Гигиенические требования предъявляемые к мебели

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья учени­ческие) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с дли­ной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание уча­щихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой.

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потреб­ности. Запрещается использовать табуреты и ска­мейки.

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цве­товая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или гори­зонтальной полосы шириной 20 мм.

Школьники должны сами знать необходимые для них груп­пы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы выве­сить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы:



Цвет Высота от пола, мм
Оранжевый От 1000 до 1150
Фиолетовый От 1150 до 1300
Желтый От 1300 до 1450
Красный От 1450 до 1600
Зеленый От 1600 до 1750
Голубой Более 1750

По этой линейке школьники могут самостоятельно изме­рить свою длину тела и определить маркировочный цвет необ­ходимой мебели.

В тех случаях, когда мебель не имеет фабричной маркиров­ки, ее проводит медицинский персонал. Для этого с помощью сантиметровой ленты (метра, рулетки) измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом. Прежде всего обращают внимание на совпадение размеров высоты стола и стула, а затем и всех остальных размеров.

Зная длину тела школьника (данные находятся в индиви­дуальной карте — форма № 26) и прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.

Существенными являются правильные расстановка оборудо­вания и рассаживание учеников. Расстановка столов должна быть, как пра­вило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния:

• между рядами двухместных столов — не менее 60 см;

• между рядами столов и наружной продольной стеной — не менее 50—70 см;

• между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50—70 см;

• от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, — не менее 100 см, а приналичии оборотных классов — 120 см;

• от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100 см;

• от первой парты до учебной доски — 2,4—2,7 м;

• наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной

доски — 860 см;

• высота нижнего края учебной доски над полом — 80—90 см.

Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середи­ны крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II—III ступени школы и не менее 45° для школьников 6—7 лет. Парты, столы и стулья расстав­ляются в классе по номерам: меньшие — ближе к учебной дос­ке, большие — дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.

Школьников с ревматическими заболеваниями, часто бо­леющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных пу­тей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в I и III рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их длине тела с целью профилактики сколиоза и косоглазия.

Наблюдение учителя за ребенком в процессе урока позво­ляет отметить отклонения от правильной позы и в последую­щем установить их причины.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ КНИГАМ, УЧЕБНИКАМ И УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ, ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМ

В школьном возрасте чтение являет­ся главным видом учебной деятельности.

Чтение влияет на величину общей умственной и статичес­кой нагрузки детей и подростков и нуждается в регламента­ции по длительности, режиму и организации условий его про­ведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели нормируемым показателям.

Физиолого-гигиентеское нормирование чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения. Основным условием работы над книгой является легкость зрительного восприятия, которая возможна, если:

• предмет резко выделяется на окружающем фоне и по­
этому дает на сетчатке резко очерченное изображение;

• изображение предмета образуется на самой сетчатке, а
не впереди или позади нее;

• изображение имеет достаточную величину, занимая на
сетчатке дугу не менее одной минуты (чем дальше пред-­
мет, тем он должен быть больше, чтобы давать изобра­-
жение требуемой минимальной величины).

Чем ближе предмет приближается к глазу, тем больше ста­новится угол между осями и, следовательно, усиливается ра­бота мышц, которые движут глазные яблоки при сведении и разведении зрительных осей во время фиксации предмета.

При дальнейшем приближении предмета начинают усиленно работать мышцы радужной оболочки, влияя на величину зрач­кового отверстия, и аккомодационная мышца, изменяющая кривизну хрусталика.

Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц. Утомление может возникать и в светоощущающем аппарате глаза (сетчат­ка, светочувствительные волокна палочек и колбочек, а также оптические центры в головном мозге). Светоощущающий ап­парат глаза под влиянием световых раздражителей через ко­роткое время (минуты, секунды) приходит в такое состояние, когда его чувствительность устанавливается на определенном уровне. Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при ча­сто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимости фиксирова­ния очень близких субъектов либо при рассматривании мел­ких деталей. В случаях длительной работы в подобных условиях аккомодационная мышца от переутомления может потерять способность сокращаться, или остается в состоянии напряже­ния, спазма (глаз находится в положении, приспособленном для рассматривания предметов вблизи), или приходит в состо­яние паралича.

Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать расположение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8—9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24,2 см; в возрасте 11—12 лет — 29,1 см; лишь в более стар­шем возрасте расстояние от книги при чтении становится боль­ше и достигает 30—35 см. Это обеспечивает хорошие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным осо­бенностям школьников.

Особенности движения глаз при чтении определяются воз­растными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. Чем младше школьник, тем более развернутым является чтение. Все элементы текста зрительно воспринимаются без пропусков, что ведет к прочитыванию строк без рефиксаций и способствует медленному чтению.

С возрастом формируется навык чтения и происходит со­вершенствование процесса чтения, что выражается в его ус­корении.

Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомле­нием. Это создается доброкачественным внешним оформлени­ем учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисун­ком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печа­ти, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особен­но важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его не­удобным в использовании, увеличивают массу ежедневно пе­реносимого школьного груза.

Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1—3 (4)-х классов; 400 г для 5—6-х классов; 500 г для 7—9-х клас­сов; 600 г для 10—11-х классов.

Масса изданий для 1—3 (4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно указывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы изда­ния не более чем на 10 %.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, ис­пользование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (лег­ко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в санитарно-эпидемическом отношении.

Масса учебников из расчета на один учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплек­тов: учащимся 1—2-го классов до 1,2 кг, 3(4)-го класса — до 2,2 кг, 5—6-го классов — до 2,2 кг, 7—8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг.

Наши рекомендации