Какие биосоциальные критерии здорового образа жизни вы будете рассматривать?
Генетические, физиологические, психологические ,факторы природной окружающей среды, факторы социальной и урбанистической окружающей среды, факторы медицинского обслуживания.
Из этих факторов выбрать наиболее соответствующие уровню работы в МДОУ.
При рассмотрении физиологических факторов можно использоватьследующие темы и направления:
1. Морфофункциональные показатели здоровья:
– уровень физического развития;
– уровень физической подготовленности.
2. Состояние иммунитета:
– количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
– при наличии хронического заболевания – динамику его течения.
3. Адаптацию к социально-экономическим условиям жизни:
– эффективность профессиональной деятельности;
– активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
– широту и степень проявления социальных и личностных интересов.
4. Оценку уровня валеологических показателей:
– степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
– уровень валеологических знаний;
– уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
– умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.
Оснащение:
В любом случае вы должны исходить из того, что имеется в образовательном учреждении, не исключая, однако, возможности подключения других средств на общественных началах или на договорной основе.
Например:
зимний сад, музыкальный зал, физкультурный зал, плавательный бассейн, фитобар, люстры Чижевского, освежающие и насыщающие воздух ионами, кабинеты медперсонала, физио-, кабинет массажиста, процедурный кабинет, изолятор для заболевших детей, имеется коррекционный центр (логопед, педагог-валеолог, психолог), врач-педиатр.
Что можно предложить?
В ваших силах предложить различные методы оздоровления, предварительно проконсультировавшись с врачом.
Например:
курсы медикаментозной профилактики,
комплексные медосмотры с участием врачей специалистов,
курсы противорецедивной терапии для часто болеющих детей,
общий и точечный массаж, ингаляции, дыхательная гимнастика,
централизованное обеспечение йодомарином и витамином С.
закаливающие процедуры,
кварцевание детей в зимний период с целью повышения иммунитета.
лабораторные исследования
общеукрепляющая профилактика, закаливающие процедуры (воздушные ванны, влажные обтирания, контрастные обливания ног),
физиотерапевтические мероприятия,
санация носоглотки согласно назначения ЛОР врача
фито и чеснокотерапия, а также дополнительные мероприятия по предупреждению заболеваний
Для тубинфицированных и контактных по виражу детей мероприятия выполняются по назначению врача фтизиатра.
Понятие здоровья и здорового образа жизни.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Ю. Ф. Змановский, В. В. Колбанов, В. И. Сыренский, Л. Г. Татарникова, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода (С. А. Козлова, основ безопасности детей дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни (В. Г. Алямовская, ГА. Баранчукова, Л. Н. Лагуткина, Т. Л. Розанова, Л. В. Симошина, Л. Г Татарникова). Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Это формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.
В рамках работы со взрослыми можно было предложить, например:
Семинары-практикумы по обретению родителями валеологических профилактических умений и навыков;
Встречи с врачами-специалистами;
Устный педагогический журнал.