Рабочая программа производственной практики профессионального модуля
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
А.А.Цыглин
___________________
«______»________2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОго МОДУЛя
ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ и реабилитациОННОМ ПРОЦЕССАХ
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)
Тема 2. Сестринская помощь в терапии
Специальность 060501 Сестринское дело
2013 год
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего образовательного стандарта |
Рассмотрена на заседание ЦМК клинических дисциплин Председатель К.Ф.Галикеева |
Авторы: Галикеева К.Ф. – преподаватель клинических дисциплин
Производственная практика по специальности МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 2. Сестринская помощь в терапиипроводится концентрированно, после окончания теоретических и практических занятий, учебной практики по теме 2 МДК 02.01, при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках данного профессионального модуля.
Практика проводится в поликлиниках, многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях города, утвержденных в качестве баз практики в следующих подразделениях: на терапевтическом участке, в приемном отделении, терапевтическом отделении (процедурный кабинет, пост палатной медсестры).
Содержание программы практики рассчитано на комплексное использование знаний, учебных дисциплин анатомия и физиология человека, психология, генетика человека с основами медицинской генетики, гигиена и экология человека, основы патологии, основы микробиологии и иммунологии, математика, ПМ 04. «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента путем сестринского ухода)» и раздела 1. «Здоровый человек и его окружение» ПМ 01. «Проведение профилактических мероприятий».
Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности. Руководство практикой в лечебно-профилактических учреждениях возлагается на главную и старших медицинских сестер. Методическое руководство осуществляется преподавателями профессионального цикла по специальности 060501 Сестринское дело.
Продолжительность рабочей недели обучающихся при прохождении практики по профилю специальности составляет не более 108 академических часов.
По окончании практики проводится оценка практического опыта в форме дифференцированного зачета с учетом результатов, подтвержденных документами из лечебно-профилактических учреждений г. Уфы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧАЯ ПРОГРАММа производственной ПРАКТИКИ мдк 02.01 (тема № 2) | стр. |
2. результаты освоения производственной ПРАКТИКИ мдк 02.01 (тема № 2) | |
3. СТРУКТУРА и содержание производственной ПРАКТИКИ мдк 02.01 (тема № 2) | |
| |
| |
| |
| |
8. Контроль и оценка результатов освоения производственной ПРАКТИКИ мдк 02.01 (тема № 2) |
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ производственной практики
ПРОФЕССИОНАЛЬНОго МОДУЛя ПМ 02
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)
Рекомендуемое количество часов по производственной практике -
Часа
Место и время проведения производственной практики
Производственная практика проводится, как правило, в лечебно-профилактических учреждениях на основе договоров, заключаемых между ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава РФ и ЛПУ РБ. Практика по профилю специальности по МДК 02.01. проводятся непрерывно после окончания теоретического и практического обучения, после прохождения учебной практики по данному разделу и имеющие положительные оценки.
Сроки проведения производственной практики определяются графиком учебного процесса.
Содержание программы производственной практики
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен
Кол-во дней | Кол-во часов | Студент должен иметь практический опыт | Студент должен уметь | Студент должен знать | |
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе в условиях стационара | |||||
2 дня | 12 часов | Практика в приемном отделении | |||
Осуществление ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях: - Участие в приеме пациентов - Осуществление сестринского процесса (проведение первичной сестринской оценки пациента, интерпретация подученных данных, планирование сестринского ухода, итоговая оценка достигнутого) - Участие в проведении лечебных и диагностических процедур. | Собирать информацию о состоянии здоровья пациента: - Прием пациента в стационар. - Осмотр кожи и видимых слизистых оболочек - Определение массы тела и роста пациента - Измерение температуры тела в подмышечной впадине - Измерение артериального давления - Исследования частоты сердечных сокращений - Определение частоты, глубины, ритма дыхания - Взять мазок из зева и носа Обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала: - Осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента. - Провести осмотр и осуществить мероприятия при выявлении педикулеза. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача - Расчет и разведение антибиотиков. - Введение лекарственных средст, подкожно. - Введение лекарственных средств внутримышечно - Введение лекарственных средств внутривенно. - Взятие крови на биохимическое исследование, на RW и ВИЧ. - Заполнение системы для в/в капельного введения жидкости: техника, возможные осложнения Вести утвержденную медицинскую документацию - Оформление титульного листа «Медицинской карты стационарного больного», статистической карты выбывшего из стационара, экстренное извещение об инфекционном заболевании. - Заполнение журналов приемного отделения: учета приема больных и отказов в госпитализации, регистрации амбулаторных больных, учета больных с педикулезом. | Организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья: - Организацию и функции приёмного отделения в стационаре - Документацию приёмного покоя - Правила приёма и регистрации больных, поступающих в стационар. - Тактику поведения при выявлении больных, подозрительных на инфекционные заболевания Причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента Пути введения лекарственных препаратов | |||
13 дней | 78 часов | Практика в терапевтическом отделении лечебно-профилактического учреждения | |||
8 дней | 48 часов | Работа постовой медицинской сестры | |||
Осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях: 1. Осуществление сестринского процесса - проведение первичной сестринской оценки пациента, - интерпретация подученных данных, - планирование сестринского ухода - итоговая оценка достигнутого 2. Участие в проведении лечебных и диагностических процедур 3. Оформление документации: - температурный лист (форма № 004/у); - листок учета движения больных и коечного фонда стационара (форма № 007/у); – листа назначений; – бланки направлений на анализы; - составление порционного требования. | 1. Осуществлять сестринский ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях: - Определение массы тела и роста пациента - Измерение температуры тела в подмышечной впадине - Измерение артериального давления - Исследования частоты сердечных сокращений - Определение частоты, глубины, ритма дыхания - Постановки горчичников - Постановки согревающего компресс - Проведение оксигенотерапии. - Определение суточного диуреза, выявление скрытых и явных отёков, измерение водного баланса. Постановка очистительной клизмы - Промывания желудка толстым зондом. - Парентеральное введение лекарственных препаратов. - Смена нательного и постельного белья - Кормление пациента. - Обучение пациента взятия кала на скрытую кровь. Готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам: - Подготовка к клиническому анализу крови - Подготовка к исследованию мочи на общий анализ. - Подготовка к исследованию мочи по Нечипоренко - Подготовка к исследованию мочи по Зимницкому - Обучение к исследованию мочи на бактериурию, на сахар. - Обучение пациентов взятию кал на копрограмму, яйца глистов, скрытую кровь. - Подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной систем. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача - Техника парентеральное введение лекарственных препаратов Консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств Проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента Вести утвержденную медицинскую документацию - Оформить направления на лабораторные и инструментальные методы исследования. | Организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья: - Типы и структуру лечебного профилактического учреждения - Функциональные обязанности постовой медицинской сестры Причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента Пути введения лекарственных препаратов Правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения | |||
5 дней | 30 часов | Практика в процедурном кабинете | |||
Осуществление ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях: - Расчет и разведение антибиотиков. - Введение лекарственных средств внутрикожно, подкожно. - Введение лекарственных средств внутримышечно - Введение лекарственных средств внутривенно. - Взятие крови на биохимическое исследование, на RW и ВИЧ. - Заполнение системы для в\в капельного введения жидкости: техника, возможные осложнения | Осуществлять фармакотерапию по назначению врача - Расчет и разведение антибиотиков. - Введение лекарственных средст подкожно. - Введение лекарственных средств внутримышечно - Введение лекарственных средств внутривенно. - Взятие крови на биохимическое исследование, на RW и ВИЧ. - Заполнение системы для в\в капельного введения жидкости: техника, возможные осложнения Вести утвержденную медицинскую документацию: - Заполнение бланков направлений на анализы, тетрадей назначений, журнал эксплуатации бактерицидной лампы, журнал проведения генеральных уборок. | Пути введения лекарственных препаратов Пути введения лекарственных препаратов: - Виды шприцев и игл. - Места выполнения инъекций. - Осложнения инъекций. - Введение лекарственных средств внутрикожно, подкожно, внутримышечно - Введение лекарственных средств внутривенно. - Особенности введения масляных растворов, инсулина, гепарина, сердечных гликозидов, бициллина, растворов сернокислой магнезии, хлорида кальция. Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала. - Технику безопасности при работе с биологическими жидкостями | |||
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе в условиях поликлиники | |||||
3 дня | 18 часов | Участковая поликлиника | |||
Осуществление ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях: - Участие в амбулаторном приеме: проведение антропометрии, измерение температуры тела, измерение артериального давления, обучение пациентов подготовке к лабораторным, инструментальным и аппаратным методам исследования - Проведение ухода/самоухода за кожей | Осуществлять сестринский ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях: - Осмотр кожных покровов и видимых слизистых - Определение массы тела и роста пациента - Измерение температуры тела в подмышечной впадине - Измерение артериального давления - Исследования частоты сердечных сокращений - Определение частоты дыхания Готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам: - Подготовка к исследованию мочи на общий анализ. - Подготовка к исследованию мочи по Нечипоренко - Подготовка к исследованию мочи по Зимницкому - Обучение пациентов к исследованию мочи на бактериурию, на сахар. - Обучение пациентов взятию кал на копрограмму, яйца глистов, скрытую кровь. - Подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной систем Осуществлять фармакотерапию по назначению врача - Введение лекарственных средств подкожно - Введение лекарственных средств внутримышечно Проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента - Проводить беседы по организации здорового быта у населения - Обучение уходу/самоуходу за пациентом - Проводить беседу по режиму питания - Обучение уходу/самоуходу лиц с ограниченными возможностями (двигательными, сенсорными, умственными). Вести утвержденную медицинскую документацию - Формы № 025-4/у, 040/у, 0232/у - Карты экстренного извещения - Направлений на амбулаторное обследование, консультации специалистов, лечебно-диагностические исследования | Организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья: - Преимущества профилактического направления медицины при организации медицинской помощи взрослым - Устройство и принципы работы участковой поликлиники - Противоэпидемиологический режим участковой поликлиники. - Объем работы участковой медицинской сестры: профилактическую, лечебную. - Правила и сроки проведения патронажей к больному пациенту. - Организацию диспансеризации на участке в поликлинике. - Роль участковой медсестры в помощи врачу по организации стационара на дому и ухода за больным. - Медицинские отводы от прививок и правила их оформления. - Виды вакцин, их характеристики, условия хранения, транспортировки, сроки использования. - Правила учета иммунобиологических препаратов. Причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента Клинические проявления общих и местных поствакцинальных реакций. Правила оказания доврачебной неотложной помощи. | |||
3.3. Виды работ в структурных подразделениях учреждений здравоохранения на производственной
Манипуляционный лист
студента Ф.И.О.____________________________________________________________
группы № _____________курса ____________ отделения_______________________________ проходившего производственную практику с ______ по _____20 ___ г.
на базе ___________________больницы города/ района__________________________ _________________________________________________________________ отделения
№ | Наименование практических навыков, видов работ | Дата практики (число/месяц) | Оценка работодателя | Подписьработодателя | |||||||||||||||||
1. | Прием пациента в стационар. | ||||||||||||||||||||
2. | Осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента. | ||||||||||||||||||||
3. | Провести осмотр и осуществить мероприятия при выявлении педикулеза. | ||||||||||||||||||||
4. | Осуществление сестринской помощи - проведение первичной сестринской оценки пациента - планирование сестринской помощи | ||||||||||||||||||||
5. | Определение массы тела и роста пациента | ||||||||||||||||||||
6. | Измерение температуры тела в подмышечной впадине | ||||||||||||||||||||
7. | Измерение артериального давления | ||||||||||||||||||||
8. | Исследования частоты сердечных сокращений | ||||||||||||||||||||
9. | Определение частоты, глубины, ритма дыхания | ||||||||||||||||||||
10. | Постановки горчичников | ||||||||||||||||||||
11. | Постановка согревающего компресс | ||||||||||||||||||||
12. | Кормления тяжелобольных пациентов | ||||||||||||||||||||
13. | Постановка очистительной клизмы | ||||||||||||||||||||
14. | Промывания желудка толстым зондом | ||||||||||||||||||||
15. | |||||||||||||||||||||
16. | Оксигенотерапии | ||||||||||||||||||||
17. | Введение лекаств парентерально. | ||||||||||||||||||||
18. | Смена нательного и постельного белья | ||||||||||||||||||||
19. | Составление порционного требования | ||||||||||||||||||||
20. | Обучение пациента взятия кала на скрытую кровь | ||||||||||||||||||||
21. | Обучение пациента взятия мокроты на бактериологическое исследование. | ||||||||||||||||||||
22. | Постановка пузыря со льдом и грелки | ||||||||||||||||||||
23. | Подготовка пациента взятия крови на биохимическое исследование | ||||||||||||||||||||
24. | Подготовка к исследованию мочи на общий анализ. | ||||||||||||||||||||
25. | Подготовка к исследованию мочи по Нечипоренко | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | |||||||
26. | Подготовка к исследованию мочи по Зимницкому | ||||||||||||||||||||
27. | Обучение пациента исследованию мочи на бактериурию, на сахар. | ||||||||||||||||||||
28. | Обучение пациентов взятию кал на копрограмму, яйца глистов | ||||||||||||||||||||
29. | Подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования органов дыхания, сердечно сосудистой системы, пищеварительной, мочевыделительной и эндокринных систем. | ||||||||||||||||||||
30. | Расчет и разведение антибиотиков. | ||||||||||||||||||||
31. | Введение лекарственных средств подкожно. | ||||||||||||||||||||
32. | Введение лекарственных средств внутримышечно | ||||||||||||||||||||
33. | Введение лекарственных средств внутривенно. | ||||||||||||||||||||
34. | Взятие крови на биохимическое исследование, на RW и ВИЧ. | ||||||||||||||||||||
35. | Заполнение системы для в\в капельного введения жидкости: техника, возможные осложнения |
Методический руководитель _________________________________________
Аттестационный лист
по итогам освоения общих и профессиональных компетенций при прохождении производственной практики в рамках МДК. 02.01.
МДК. 02.01. Тема 2.
Вопросы к дифференцированному зачету по итогам производственной практики МДК. 02.01.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ профессионального модуля
5.1. Организацию и руководство производственной практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации.
5.2. В обязанности методического руководителя практики входит:
- участие в проведении инструктажа обучающихся о целях и задачах практики;
- ознакомление обучающихся с программой практики;
- участие в распределении обучающихся по местам практики;
- сопровождение обучающихся при распределении на рабочие места и проверка соответствия рабочих мест требованиям программ;
- оказание методической помощи общему и непосредственным руководителям практики в организации и проведении практики;
- осуществление контроля совместно с непосредственными руководителями за выполнением графика и объема работы обучающимися, программы практики, перечня обязательных видов работ, предусмотренных программой практики;
- регулярный мониторинг дисциплины, формы одежды и выполнения обучающимися правил внутреннего распорядка, охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, инфекционной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе, отраслевыми;
- контроль выполнения обучающимися различных видов работ совместно с непосредственным руководителем;
- регулярный контроль качества ведения обучающимися дневников практики и другой учебной документации;
- ведение журнала методического руководителя практики;
- регулярное информирование заведующего отделением и заместителя директора (заведующего) по практическому обучению образовательного учреждения о ходе практики;
- подготовка учебного кабинета, необходимой документации для проведения аттестации обучающихся по итогам практики;
- участие совместно с общим руководителем практики в проведении аттестации обучающихся по итогам практики;
- проведение совместно с общим и непосредственными руководителями практики итоговой конференции по результатам практики и путях ее совершенствования;
- подготовка отчета по результатам практики.
5.3. Продолжительность рабочего дня методического руководителя практики зависит от фактически затраченного количества часов, но не более 6 (шести) учебных часов в день, не считая выходных и праздничных дней.
5.4. Общее руководство практикой обучающихся в организации возлагается на одного из ведущих специалистов, координирующего работу со средним медицинским персоналом (специалиста по управлению сестринской деятельностью или главную медицинскую сестру (далее – общий руководитель)).
5.5. На общего руководителя практики возлагается:
- распределение прибывших на практику обучающихся по рабочим местам и составление (до начала практики) графиков перемещения обучающихся по отдельным функциональным подразделениям и отделениям организации в соответствии с программой практики;
- ознакомление обучающихся с задачами, структурой, функциями и правилами внутреннего распорядка организации, в которой проводится практика;
- организация и проведение инструктажа студентов по соблюдению требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, инфекционной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе, отраслевыми;
- ответственность за выполнением графика и объема работы обучающихся, программы практики, перечня обязательных процедур и манипуляций в период практики;
- инструктаж и контроль работы непосредственных руководителей практики;
- контроль выполнения обучающимися правил внутреннего распорядка и соблюдением ими трудовой дисциплины и техники безопасности;
- утверждение характеристики на обучающегося после окончания практики;
- проведение собраний обучающихся совместно с непосредственными руководителями практики и методическим руководителем для контроля выполнения программы практики в подразделениях и устранения выявленных при этом недостатков.
5.6. Непосредственные руководители практики в подразделениях организации выделяются из числа специалистов с высшим или средним медицинским образованием, работающих в этих подразделениях (старшие медицинские сестры). Непосредственному руководителю практики поручается группа практикантов не более 10 человек.
5.7. На непосредственных руководителей возлагается:
- составление графика работы обучающихся на весь период прохождения практики в подразделении;
- обучение обучающихся правилам работы в подразделении, требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, инфекционной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе, отраслевыми;
- ведение контроля соблюдения графика работы и обеспечение занятости обучающихся в течение рабочего дня;
- обеспечение условий овладения каждым обучающимся в полном объеме умениями, манипуляциями и методиками, предусмотренными программой практики. Оказывать обучающимся практическую помощь в этой работе;
- контроль уровня освоения обучающимися наиболее сложных манипуляций и методик совместно с методическим руководителем практики;
- ежедневный контроль ведения дневников практики обучающихся и оказание им помощи в составлении отчетов по практике;
- оценка работы в дневниках практики обучающихся после завершения практики в подразделении; составление характеристики на каждого обучающегося к моменту окончания ими практики в подразделении.
5.8. Результаты практики определяются программой практики, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с организацией.
5.9. Аттестация по итогам практики проводится в форме дифференцированного зачета для выявления уровня освоения общих и профессиональных компетенций, умений и практического опыта на основании результатов экспертного наблюдения за деятельностью обучающегося на рабочем месте, анализа отзывов общего и непосредственного руководителя.
5.10. В аттестационный лист вносятся оценки из отчета методического руководителя практики по результатам проведенного зачета по наиболее сложным манипуляциям и методикам, итогам практики; документов организации (характеристика) и представленной обучающимся отчетной документации (дневник, отчет, индивидуальное задание и др.).
ПМ. 02 МДК 02.01
Тема 2
Ф.И.О. обучающегося _____________________________________________________________
группа__________________ Специальность _______________________________________
Проходившего производственную практику с ________________ по ______________ 20__г
На базе_________________________________________________________________________
Города/района___________________________________________________________________
За время прохождения мною выполнены следующие объемы работ:
А. Цифровой отчет
№ | Виды работ | Количество |
1. | Прием пациента в стационар. | |
2. | Осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента. | |
3. | Провести осмотр и осуществить мероприятия при выявлении педикулеза. | |
4. | Осуществление сестринского процесса - проведение первичной сестринской оценки пациента - планирование сестринского ухода | |
5. | Определение массы тела и роста пациента | |
6. | Измерение температуры тела в подмышечной впадине | |
7. | Измерение артериального давления | |
8. | Исследования частоты сердечных сокращений | |
9. | Определение частоты, глубины, ритма дыхания | |
10. | Техника постановки горчичников | |
11. | Техника постановки согревающего компресс | |
13. | Техника проведения очистительной клизмы. | |
14. | Техника постановки грелки и пузыря со льдом. | |
15. | Техника постановки масляной клизмы | |
16. | Техника промывания желудка | |
17. | Техника парентерального введения лекарственных препаратов. | |
18. | Смена нательного и постельного белья | |
19. | Кормление тяжелобольных. | |
20. | Техника взятия мокроты на бактериологическое исследование. | |
21. | Техника взятия кала на бактериологическое исследование. | |
22. | Проведение оксигенотерапии. | |
23. | Подготовка к клиническому анализу крови | |
24. | Подготовка к исследованию мочи на общий анализ. | |
25. | Подготовка к исследованию мочи по Нечипоренко | |
26. | Подготовка к исследованию мочи по Зимницкому | |
27. | Обучение пациентов исследованию мочи на бактериурию, на сахар. | |
28. | Обучение пациентов взятию кал на копрограмму, яйца глис |