Психологические аспекты формирования здорового образа жизни. Психологические подходы к формированию здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни является сложной, многоаспектной и междисциплинарной проблемой. С психологической точки зрения проблема здорового образа жизни освещается через понятие «внутренней картины здоровья» Мотивационный компонент внутренней картины здоровья опосредуется ценностью здоровья и определяет образ жизни, направленный или на сохранение, или на разрушение здоровья.
Становление субъективного отражения соматического и психического благополучия происходит постепенно в процессе онтогенеза. Поэтому на всех этапах развития человека необходимо содействовать формированию правильного отношения к здоровью и болезни. В детском и подростковом возрасте важно большое внимание уделять не только болезненным ощущениям, но и тем чувственным переживаниям, которые ребенок испытывает в обычной жизни, тем самым формируя положительное отношение к своему соматическому благополучию.
Формирование здорового образа жизни предполагает опосредованное влияние на внутреннюю картину здоровья отдельного гражданина через содержание ее когнитивного и мотивационного компонентов.
Во-первых, необходима грамотная система информирования людей не только о вреде аддиктивного поведения, связанного с зависимостью от курения, алкоголя, наркотических веществ и еды, но и о пользе здорового образа жизни. Другими словами, важно формировать не только негативный образ нездоровья, но и позитивный образ здоровья. Поэтому в периодических изданиях, кино и на телевидении прямым и косвенным образом необходимо пропагандировать и рекламировать притягательность соматического и психического благополучия. Также в рамках школьного и профессионального обучения важно рассказывать о способах проведения здорового досуга, куда входит физкультура или фитнес, спортивные секции, различного рода кружки, увлечения, хобби.
Во-вторых, система информирования должна быть последовательной и внутренне непротиворечивой. Одной из причин роста числа аддиктивных расстройств в нашей стране является создаваемый средствами массой информации амбивалентный образ здоровья. С одной стороны, повсеместно пропагандируется ущерб, наносимый здоровью, разнообразными вредными привычками. С другой стороны, образ идеальной женщины представлен через модельную внешность, требующую отказа от нормального питания, а образ идеального, успешного мужчины – как непременно курящего и пьющего. В результате такого информационного конфликта приоритет получают образы кинематографии, нагруженные нездоровыми формами поведения. Особенно такой выбор легко совершается подростками, усваивающих модели поведения на основе подражания. Примером подобного конфликта является ставшая последнее время особенно наглядной и разнообразной реклама вреда курения на табачных изделиях. Наиболее притягательным, особенно для подросткового возраста, является преодоление запретов, что может обратить подобного рода рекламу в пропаганду курения.
В-третьих, система информирования должна включать постоянное образование и самообразование граждан в области медицины, направленное на обнаружение связи между вредными привычками и их конкретными соматическими последствиями для здоровья. Для этого важны просветительские беседы в поликлинических кабинетах, изготовление соответствующих адаптированных для массового читателя наглядных медицинских пособий.
В-четвертых, в задачи формирования ЗОЖ входит культивирование приоритета ценности здоровья над материальными ценностями, например, через проведение плановых общественных мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения (спортивные мероприятия, закаливание, гигиена труда и отдыха, правильное питание). Подобного рода мероприятия создают основу для присвоения ценности здоровья на индивидуально-психологическом уровне, задавая мотивацию на здоровый образ жизни.
К психологическим аспектам ЗОЖ относятся, прежде всего, эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие, что соответствует компонентам внутренней картины здоровья. Поведенческий аспект здоровья, реализуемый в соответствующем образе жизни, непосредственно связан с ценностно-смысловым аспектом данной проблемы, однако, эмоциональные и интеллектуальные составляющие также опосредуют структуру ЗОЖ.