Психологические подходы к коррекции внутренней картины здоровья.
Психологическую помощь детям с искаженной ВКЗ мы рассматриваем как сложную систему психолого-педагогических воздействий, направленных:
на укрепление социальной позиции личности ребенка в семье и в коллек тиве сверстников;
на формирование системы ценностных установок и ориентации;
на развитие Я-концепции (самосознание, самооценки, самоотношение);
на смягчение эмоционального,дискомфорта и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями в связи с искажением Я-концепции;
на формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Сложность и своеобразие ВКЗ у ребенка и подростка требует соблюдения основных принципов психологической помощи. Это принцип индивидуального подхода к ВКЗ ребенка с учетом всех факторов ее формирования: биологического, индивидуально-типологического, психологического, социально-психологического и принцип комплексного подхода с привлечением к психологической помощи педагогов, родителей, социальных и медицинских работников.
Психологическая помощь включает в себя три основных уровня организации: общий, частный и специальный.
1. Общий уровень психологической помощи включает:
организацию жизнедеятельности ребенка в школе и в семье с учетом его психофизических особенностей;
регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями;
просветительную работу, направленную на знакомство ребёнка и подростка с проблемами физического и психического здоровья.
2. Частный уровень психологической помощи представляет собой систему психологических воздействий, направленных на формирование адекватно го отношения ребенка к себе и своему здоровью. Сюда входят:
формирование адекватного самовосприятия;
развитие самооценочного компонента личности ребенка или подростка;
развитие самоуважения и адекватных способов межличностного взаимо
действия.
3. Специальный уровень психологической помощи направлен на коррекцию искаженной внутренней картины здоровья и включает следующие задачи:
изменение родительских установок и позиций по отношению к здоровью
ребенка;
устранение вторичных личностных реакций, связанных с искаженным
представлением ребенка о своем здоровье;
формирование адекватных способов эмоционального реагирования на особенности здоровья и развитие продуктивных защитных механизмов.
Все уровни психологической помощи взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Формы организации психологической помощи зависят от поставленных перед психологом задач. Это может быть психологическое консультирование, коррекция, а в более сложных случаях — систематическая психологическая поддержка или психологическое сопровождение.
В процессе психологического консультирования детей с искаженным отношением к своему здоровью необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития Я-концепции ребенка, характер сочетания в его внутренней картине здоровья таких факторов, как социальная ситуация развития, индивидуально-психологические характеристики, особенности межличностного общения в семье и в социуме. Психологическое консультирование мы рассматриваем как один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию личностной структуры детей, снижение эмоционального дискомфорта и нормализацию межличностных отношений.
Психологическое консультирование представляет собой системную модель, состоящую из следующих основных блоков:
гностического;
конструктивного;
организационного;
коммуникативного;
оценочного.
Выделенные нами блоки тесно связаны между собой и отражают динамику консультативного процесса.
Основной задачей гностического блока консультирования является анализ специфики внутреннего и межличностного конфликта детей, определение роли различных факторов в их возникновении. Важное значение на данном этапе консультирования имеет установление консультативного контакта. От этого зависит организация и функционирование терапевтической системы «семья—ребенок—психолог».
Искажение ВКЗ у ребенка и подростка нередко обусловлено тревожностью. Интенсивность тревожности зависит не только от ситуации, но и от личностных факторов ребенка, причем личностные факторы могут иметь более существенное значение, чем ситуационные. Преобладание личностных факторов указывает на личностную тревожность как личностную черту ребенка, обусловливающую готовность его к тревожным реакциям. В старшем возрасте тревожность проявляется как беспокойство, душевный дискомфорт, а в более младшем — в нарушениях поведения: суетливости, неусидчивости, двигательном беспокойстве. Кроме тревожности следует выделить такое личностное качество, присущее детям дошкольного и младшего школьного возраста, как эмоциональность. Она проявляется в том, что ребенок живо откликается на негативные и положительные изменения в его окружении. Эти переживания в большинстве случаев носят позитивный характер и имеют важное приспособительное значение. Однако при определенных условиях эмоциональность может играть отрицательную роль, способствовать формированию эмоционального напряжения, что нередко приводит ребенка к невротическим или соматическим расстройствам. Традиционно выделяются три типа проявлений, связанных с эмоциональным напряжением в детском возрасте: 1) преневротические, 2) вегетодистонические и 3) соматические.
К преневротическим проявлениям относятся нарушения сна (трудности засы пания, разговоры во сне, кошмарные сновидения), тики, патологические привыч ки, навязчивости, беспричинный плач. К вегетодистоническим — головокружения, головные боли, сердцебиения, одышка, обмороки и пр. Соматические про явления включают повышенную жажду, булимию, рвоту после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, субфебрилитет неясного происхожде ния, эпизодический кожный зуд, неоднократно появляющиеся кожные высыпа ния и др.
Искажение ВКЗ может быть обусловлено стрессовыми ситуациями. Степень воздействия стрессовой ситуации на ребенка определяется такими факторами:
особенности индивидуального опыта ребенка;
его адаптационные возможности, включающие не только психофизиологи ческий потенциал, но и индивидуальные личностные реакции;
характер и специфика психологической защиты.
Основная задача конструктивного блока психологического консультирования детей с искажением ВКЗ — проектирование консультативного процесса, отбор средств и методов. В зависимости от результатов первичной диагностики в процессе консультирования может быть поставлен вопрос о специальной диагностике, если некоторые проблемы остались неразрешенными. Следует подчеркнуть нецелесообразность применения единых стандартных тестов, особенно на начальных этапах консультирования. Это может привести психолога к избытку информации, которая затрудняет консультативный процесс. Учитывая, что системообразующим фактором ВКЗ является Я-концепция ребенка, необходимо использовать методы, направленные на ее уровневый и структурный анализ. С этой целью можно использовать прожективные методы: Дембо — Рубинштейна, метод незакончен ных предложений, рисуночные методы, методики КАТ иТАТ, метод Розенцвейга, Рене — Жиля и др.
Главная задача организационного блока — обучить участников консультирования (дети-родители) объективизировать психотравмирующие ситуации и причины эмоционального дискомфорта, а также активизировать роль каждого участника консультирования.
Оценочный блок связан с эффективностью психологического консультирования, которое оценивается по субъективным параметрам, устанавливаемым на основе отчетов родителей, врачей и педагогов об эмоциональном поведении ребенка до и после консультирования. Целесообразно использовать для оценки цвето- ассоциативные методы, прожективные опросы.
Конечно, сам процесс консультирования не исчерпывает всех задач, стоящих перед психологом в процессе психологической помощи ребенку с искаженной ВКЗ. Однако психологическое консультирование — базовое звено в системе психологической помощи детям и подросткам. От эффективности его проведения в значительной степени зависит направленность и эффективность других форм психологической помощи.