Рекомендуемые практические занятия
№ | Наименование практических занятий |
Изучение и анализ материалов, отражающих строение небно-глоточного аппарата в норме и при врожденных расщелинах губы, твердого и мягкого неба | |
Наблюдение детей с врожденными расщелинами неба, заполнение протокола: особенности строения небно-глоточного аппарата, функции дыхания и мягкого неба в покое и при фонации (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи) | |
Наблюдение за обследованием ребенка с ринолалией, заполнение протокола с описанием анатомического дефекта, позы языка, фонационного и речевого дыхания, артикуляционной моторики (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи) | |
Наблюдение за обследованием ребенка с ринолалией, заполнение протокола по исследованию акустико-артикуляционных особенностей фонем, тембра голоса, физического и фонематического слуха (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи) | |
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в дооперационном периоде. Заполнение протокола наблюдения. | |
Составление перспективного плана логопедической работы с ребенком с ринолалией в дооперационном периоде | |
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в послеоперационном периоде. Заполнение протоколов наблюдения | |
Составление перспективного плана логопедической работы с ребенком с ринолалией в послеоперационном периоде | |
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в раннем дошкольном возрасте в дооперационном периоде. Заполнение протокола наблюдения. Составление перспективного плана логопедической работы (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи) | |
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в раннем дошкольном возрасте в послеоперационном периоде. Заполнение протокола наблюдения. Составление перспективного плана логопедической работы (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи) |
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
1. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. - СПб.: Гиппократ, 2000. - 136 с.
2. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
4. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2003.
5. Соболева Е.А. Ринолалия. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 126 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. - СПб.: САТИС, 1995.
2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.
3. Волосовец Т.В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореферат дисс. ....канд. пед. наук. - М., 1995.
4. Врожденные расщелины губы и неба. - М., 1964.
5. Городилова В.И., Кузьмина Н.И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. - М.: Просвещение, 1961.
6. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. - М., 1960.
7. Коррекция речевых нарушений у детей с челюстно-лицевой патологией: Методические рекомендации / Под ред. проф. Е.Т.Лильина. - М., 1999. - 40 с.
8. Логопедическая работа при открытой ринолалии после уранопластики: Методические рекомендации. - СПб., 1994. - 61 с.
9. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
10.Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М.: Педагогика, 1969.
11.Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореферат дисс. ....докт. пед. наук. - М., 1987.
Примерная тематика рефератов и курсовых работ
1. Исторический аспект развития проблемы преодоления ринолалии.
2. Роль биологических и социальных факторов в появлении и развитии ринолалии.
3. Строение небно-глоточного аппарата в норме и при врожденных расщелинах верхней губы и неба.
4. Особенности строения и функционирования речевого аппарата при открытой органической ринолалии.
5. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с открытой ринолалией.
6. Влияние врожденных расщелин губы и неба на физическое и психическое развитие ребенка.
7. Особенности речевого и психического развития детей с врожденными дефектами неба.
8. Реализация методологических принципов логопедии при анализе речевого дефекта при ринолалии.
9. Комплексное исследование детей с ринолалией.
10.Первичные нарушения в структуре дефекта при открытой органической ринолалии.
11.Вторичные нарушения в структуре дефекта при открытой органической ринолалии.
12.Исследование состояния монологической речи детей с открытой ринолалией.
13.Методика коррекционной работы при открытой ринолалии до операции и после операции.
14.Особенности познавательной деятельности детей, страдающих ринолалией.
15.Причины дисграфии у детей с открытой органической ринолалией.
16.Логопедическая работа с детьми раннего возраста с врожденными расщелинами верхней губы и неба.
17.Проблемы исследования закрытой ринолалии.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Определение и история изучения ринолалии.
2. Анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата в норме и при врожденных расщелинах твердого и мягкого неба.
3. Классификация ринолалии в зависимости от характера повреждения речевого аппарата. Характеристика ее основных видов.
4. Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба.
5. Виды врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба.
6. Сроки хирургического лечения детей с врожденными расщелинами губы, твердого и мягкого неба.
7. Открытая органическая ринолалия. Причины и механизм нарушения.
8. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта при открытой органической ринолалии.
9. Особенности нарушения звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией.
10. Раннее развитие детей с расщелинами губы и неба.
11. Пути предупреждения постепенного нарастания патологической симптоматики при врожденных расщелинах губы и неба.
12. Профилактика нарушений слуха у детей с врожденными расщелинами губы и неба.
13. Комплексное обследование детей с ринолалией.
14. История развития методов преодоления открытой органической ринолалии (характеристика силового и щадящего направлений в коррекционной работе).
15. Современная система комплексного воздействия при открытой органической ринолалии.
16. Задачи и содержание дооперационной логопедической работы при врожденных расщелинах твердого и мягкого неба.
17. Задачи и содержание послеоперационной логопедической работы по устранению открытой органической ринолалии.
18. Основные направления коррекционной работы с детьми до 3-х лет с врожденными расщелинами верхней губы, твердого и мягкого неба.
19. Формирование полноценного небно-глоточного смыкания у детей с врожденными расщелинами твердого и мягкого неба.
20. Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами губы, твердого и мягкого неба.
21. Нормализация речевой моторики детей с врожденными расщелинами верхней губы, твердого и мягкого неба.
22. Особенности работы по коррекции звукопроизношения у детей с открытой органической ринолалией.
23. Логопедическая ритмика в общей системе лечебно-коррекционного воздействия при открытой органической ринолалии.